Импортозамещение как стимул повышения конкурентоспособности подсолнечного масла
Import substitution as an incentive to increase the competitiveness of sunflower oil
Abstract: Implemented by the Russian government program of import substitution will be possible when the high competitiveness of domestic agricultural products. In recent years, issues of significant importance to ensure its own food security. To do this, agricultural producers need to organize a modern high-tech production through the application of innovative technological enterprises. To increase the competitiveness of sunflower oil companies need to carry out activities of technical re-equipment to improve quality. Such high-tech production of sunflower oil through the use of innovative technologies will allow domestic producers to achieve higher competitiveness.
Keywords: import substitution, competitiveness, quality, sunflower oil, high-tech manufacturing
После вступления России в ВТО, снизились таможенные пошлины, и отечественный рынок продовольствия стали наполнять дешевые импортные товары. По условиям ВТО цены на энергоресурсы и транспортные тарифы приравнены к мировым, что отрицательно сказывается на себестоимости производства, ведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций, к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности [4,6]. Импортные продукты в большинстве своем стоят дешевле отечественных, потому что их производство и экспорт щедро субсидируются государством, производятся они с помощью новейшей техники и технологий, ставки по кредитам составляют 1-2%. В такой ситуации особую важность приобретают вопросы обеспечения собственной продовольственной безопасности [2].
Решение задачи импортозамещения станет возможным при достижении высокой конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, а для этого потребуется сельхозтоваропроизводителям организовать современное высокотехнологичное производство на основе применения инновационных технологичных производств.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции – это основной фактор коммерческого успеха организации. Конкурентоспособный товар имеет какие-либо конкурентные преимущества, которые делятся на два вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки характеризуют способность предприятия разрабатывать, производить и продавать сравнимый товар с наименьшими затратами, чем предприятия-конкуренты.
Отсутствие нужных теоретических, практических знаний сложного устройства обеспечения конкурентоспособности товара (работ, услуг) часто приводит к существенными ошибкам при установлении цены, что может привести к большим убыткам, а, возможно, к банкротству предприятия. Тем не менее, политика большинства предприятий в зоне обеспечения конкурентоспособности часто является недостаточно квалифицированной.
В наше время разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности товара становится наиболее актуальной. Существенный наплыв новых предприятий и как следствие этого ужесточение конкуренции вынуждает серьезно задуматься над тем, как бы не утратить часть своей рыночной доли и не снизить свою прибыль.
С ужесточением конкуренции на рынке, и, как следствие, борьбы за покупателя, управление конкурентоспособностью товара стало основной задачей производителя, решение которой усложняется невысоким уровнем эффективности деятельности компаний и сравнительно невысоким платежеспособным спросом потребителей, что не стимулирует создание выгодных конкурентных позиций российской продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке [1].
Повышать уровень конкурентоспособности необходимо на каждом жизненном цикле предприятия, это позволяет: вовремя выявлять угрозы со стороны конкурентов, имеющиеся недостатки, разработать мероприятия по их устранению, а так же их экономическую эффективность. Россия является одним из мировых лидеров по среднедушевому объему потребления подсолнечного масла. Поскольку подсолнечное масло является стратегически важным продуктом, то и состояние и эффективное повышение качества и конкурентоспособности подсолнечного масла имеет стратегически важное значение.
Для повышения конкурентоспособности подсолнечного масла и импортозамещения отечественным производителям необходимо провести мероприятия по техническому переоснащению, направленные на повышение качества. К факторам, которые формируют качество подсолнечного масла, относят сырье и технологию производства. Как известно на 100 % сырьем для подсолнечного масла является подсолнечник. Его качественные показатели прямо пропорционально будут влиять на качество подсолнечного масла.
Для получения масел лучшего качества и более полного их выделения семена подвергают подготовительным операциям. Опыт работы масложировых организаций показал, что содержание примесей приводит к ухудшению свойств семян при их переработке и хранении [3]. Если перерабатывать засоренное сырье, то это может привести к снижению качества производимого растительного масла. Необходимо отметить, что при этом увеличиваются потери масла, растет число поломок оборудования увеличивается износ, портятся свойства обезжиренных остатков (шротов и жмыхов). Наличие примесей является источником микроорганизмов, что приводит к порче семян подсолнечника при хранении.
В связи с этим перед переработкой семена нуждаются в очистке от различных сорных, металлических и масличных примесей. К примесям относятся разнообразные оболочки, песок, земля, остатки листьев и стеблей, камни, поврежденные семена основной культуры, семена дикорастущих растений. Предпринимателю предлагается мероприятие по замене сепаратора А1-БИС-100 на специализированное оборудование – воздушно-ситовый сепаратор КМЕС (модель TQLM80), способное одновременно с очисткой проводить фракционирование семян по размерам.
Данный механизм отделяет крупные примеси (например, куски земли, камни и солома) и мелких примеси (например, песок, сыпучий грунт и мелкие семена) от сырья с помощью движений в одной плоскости внутри ситового корпуса. При этом на входе и выходе из сепаратора семена подсолнечника продувают воздухом, который уносит легкие примеси. На выходе из сепаратора установлен постоянный магнит, который улавливает ферропримеси. Сепаратор имеет эффективное уплотнение, что не приводит к загрязнению воздуха.
Также качество подсолнечного масла зависит от его очистки, т.е. фильтрации. Большинство предприятий Саратовской области для фильтрации растительного масла использует рамный фильтр. Для производства более конкурентоспособной продукции предпринимателю необходимо заменить используемый фильтр на вертикальный напорный пластинчатый (ВНП) фильтр, который предназначен для очистки технических и пищевых растительных масел на разных стадиях их переработки.
Основными преимуществами ВНП фильтров перед рамными фильтрами являются: автоматизированный сброс осадка; не используется ткань для фильтровальная; производимое масло соответствует европейскому качеству; не накапливаются фузы (не повышается кислотное, перекисное число); нет потерь масла; простота в обслуживании.
ВНП фильтр является закрытой фильтровальной системой, которая полностью автоматизирована. Данный фильтр дает возможность получить очень чистый фильтрат после циркуляции и также подходит для разнообразной фильтрации с применением вспомогательных средств. Между циклами время регенерации фильтрации незначительно. ВНП фильтр занимает небольшое место в помещении и в стандартном исполнении оснащается подъемником крышки. Конструкция ВНП фильтра дает возможность сократить обслуживание до минимума. Данные преимущества обеспечивают высокую экономическую эффективность.
Другим фактором, который влияет на качество подсолнечного масла и его сохранность, является упаковка продукции. Как известно сроки хранения подсолнечного масла имеют определенные ограничения. Срок хранения подсолнечного масла, которое расфасовано в бутылки, – 4 месяца для нерафинированного и 6 месяцев – для рафинированного масла. Для разливного масла срок хранения составляет до 3 месяцев. При приобретении подсолнечного масла в бутылках, есть гарантии от таких неприятностей, как покупка некачественного продукта, неожиданный пролив масла в сумке и т.д. Масло, которое расфасовано в бутылки содержит на таре всю нужную информацию о данном продукте, и по гигиеническим параметрам чище. Современная технология фасовки растительного масла практически исключает ручной труд. Весь процесс фасовки выполняется на автоматизированной линии – качественно, быстро и аккуратно. Пластик бутылки экологически чистый, прочный и легкий. Пластиковая бутылка закупоривается герметично, форма бутылки оптимизируется под запросы потребителей, а также имеет рельефную поверхность, удобные выемки, что не дает бутылке скользить в руке. ПЭТ-бутылка имеет привлекательный внешний вид, а также обладает высокой функциональностью. Двухкомпонентная пробка снабжена защитной пластинкой и рассекателем в виде ромашки, это помогает дозировать растительное масло при его использовании. Крышка с рассекателем дает возможность легко открыть и закрыть бутылку с растительным маслом при использовании; избегать подтекания и разбрызгивания растительного масла при приготовлении пищи.
Поэтому следующее мероприятие, которое рекомендовано предпринимателю, – это установка автоматизированной линии розлива растительного масла типа ЛР 5. Линии розлива типа ЛР 5 предназначены для автоматического розлива растительного масла в ПЭТ-бутылки и пластиковые канистры объемом 1,0, 5,0, и 10,0 литров, автоматического укупоривания их пластмассовыми резьбовыми пробками и наклеивания одной или нескольких самоклеющихся этикеток.
Основные положительные характеристики данного оборудования:
– за счет изменения скорости розлива имеется возможность выбора производительности;
– нарастающая подача растительного масла, которую можно регулировать переключателем;
– существует автоматическая защита от перепада давления рабочей среды и предупреждения утечки продукта мимо тары;
– наличие сенсорного экрана, который позволяет устанавливать параметры розлива и скорости продвижения тары по конвейеру;
– низкие затраты эксплуатации;
– наличие определенных защитных устройств.
Программное обеспечение, которое реагирует реагирующим на показания датчиков, позволяет контролировать процесс автоматического управления. Если необходимо увеличить или замедлить скорость розлива, в программу необходимо ввести нужные поправки.
Данное оборудование для розлива масла и укупорки тары представляет собой аппарат, конструкцию которого очень просто переоборудовать под условия, которые соответствуют конкретным поставленным задачам. Все механизмы, которые соприкасаются с маслом, обладают стерильностью и устройствами, которые улавливают твердые посторонние частицы.
Аппарат имеет пневматическую систему регулирования давления масла, большое количества разливочных кранов и пневматическую систему закручивания крышек разной формы с приспособлением для герметичного запаивания. Все это говорит о высокой производительности данного оборудования.
Машина контролирует все этапы автоматического розлива. Так в процессе контроля проводится проверка целостности бутылок, наличие в них посторонних твердых примесей, проверяется закрепление крышки с помощью опрокидывания заполненной бутылки вверх дном. Аппарат имеет небольшие габаритные размеры и вес, а также встроенный светильник для подсветки продукта.
Необходимо отметить, что автоматизированное оборудование для розлива масла обеспечивает не только высокую скорость работы аппарата, высвобождая, тем самым, имеющиеся технические и человеческие ресурсы, также оно позволяет минимизировать погрешности при розливе, работает без сбоев и аккуратно.
Таким образом, организация современного высокотехнологичного производства подсолнечного масла на основе применения инновационных технологичных производств позволит отечественным товаропроизводителям достичь высокой конкурентоспособности продукции. Для усиления вектора эффективного развития производства растительного масла необходимо объединить усилия бизнеса, государства и науки, что будет способствовать решению проблемы импортозамещения путем вытеснения импортируемых товаров за счет возрождения и развития отечественных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию [5,7].
Библиографический список
1. Горбунов С.И., Генералова С.В., Минеева Л.Н., Рябова А.И. Маркетинг (Учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 124-125.2. Казакова Л.В., Минеева Л.Н., Пшенцова А.И. Перспективы обеспечения продовольственной безопасности России // Научное обозрение. - 2015. - № 11. - С. 245-250.
3. Минеева Л.Н. Развитие альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности на селе //Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 73-77.
4. Пшенцова А.И. Социально-экономические последствия присоединения России к ВТО для сельского хозяйства Саратовской области // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 86-89.
5. Пшенцова А.И., Горбунов С.И., Васильева Е.В., Казакова Л.В., Минеева Л.Н. Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №07(111). – IDA [article ID]: 1111507062. – Режимдоступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/62.pdf
6. Суханова И.Ф., Пшенцова А.И. Оценка последствий для АПК Саратовской области от присоединения России к ВТО // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2014. - № 1. - С. 8.
7. Юркова М.С., Пшенцова А.И. Государственная поддержка сельскохозяйственных отраслей как основа высокой конкурентоспособности производства в преддверии вступления в ВТО // Никоновские чтения. - 2011. - № 16. - С. 161-163.