Индекс УДК 338.242
Дата публикации: 09.11.2015

Повышение эффективности деятельности сельхозпредприятий на основе интеграционных отношений

Improving the efficiency of agricultural enterprises on the basis of integration relations

Коротеев Максим Юрьевич
научный руководитель Пшенцова Анна Игорьевна
1. Магистрант 1 курса , направление 38.04.02 Менеджмент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов,
2. доцент кафедры маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов.
finance-credit@mail.ru
Koroteev Maksim Yurevich
scientific adviser Pshentsova Anna Igorevna
Master of 1 course, the direction 38.04.02 Management, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov,
Associate Professor of Marketing and Foreign Economic Affairs, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov.

Аннотация: Условия ВТО диктуют сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям требования в обеспечении продовольственной безопасности. Мировой опыт свидетельствует, что одной из форм обеспечения сбалансированного развития продуктовых подкомплексов является агропромышленная интеграция. В планировании своей деятельности предприятия хлебобулочной промышленности области должны ориентироваться на конкурентов, так как развитая транспортная сеть области, отсутствие законодательных барьеров в свободной торговле в рамках области делают, свободным проникновение других производителей на местный рынок и наоборот. Важным условием успешного функционирования агрохолдинга выступает государственная поддержка, которая связывает отечественную пищевую промышленность с отечественным сельским хозяйством, привязывая агропромышленный процесс к отечественной сырьевой базе.

Abstract: Terms of WTO dictate agricultural and processing enterprises requirements in ensuring food security. World experience shows that a form of balanced development is a product sub agro-industrial integration. In their planning enterprise bakery industry of the region should focus on the competition, as a developed transport network of the region, the absence of legal barriers to free trade within the region do, free entry of other manufacturers on the local market, and vice versa. An important condition for the successful operation of agricultural holdings in favor government support, which connects the domestic food industry with domestic agriculture, agro-tying process to the domestic raw material base.
Ключевые слова: Сельхозпредприятие, интеграция, агрохолдинг, маркетинговая среда, эффективность

Keywords: Agricultural enterprises, integration, agricultural holding, marketing environment, the effectiveness of


Проблема повышения эффективности агропромышленного производства приобрела в настоящее время особую актуальность. Экономические преобразования, осуществляемые в агропромышленном ком­плексе РФ, вступление в ВТО, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО для сельского хозяйства привели к необходимости применения новых подходов к ведению бизнеса [5].

Условия ВТО требуют постановки задач для развития пищевой промышленности, которая охватывает отрасли, производящие продукты первой необходимости и является центральным звеном в обеспечении продовольственной безопасности [3]. За годы реформ выработка пищевой продукции сократилась на сельхозпредприятиях всех форм хозяйствования, особенно в малых формах.

Возникновение агропромышленных холдингов — современное явление в рос­сийском АПК. В большинстве своем это экономически эффективные компании, они хорошо ориентируются на рынке, надежны и кредитоспособны. Вертикально интегрированная система холдингов позволяет им оптимизировать многие процессы.

Мировой и российский опыт позволяют сделать вывод о том, что одной из наиболее реальных форм обеспечения сбалансированного развития продуктовых подкомплексов является агропромышленная интеграция, позволяющая получить значительный синергетический эффект за счет оптимального использования ресурсов всех участников интеграционных формирований [8]. Современная практика функционирования таких объе­динений доказывает их довольно высокую эффективность и конкурентоспособность. Они создают наиболее благоприятные условия для согласования экономических интересов участников интеграции и повышения эффективности производства.

Деятельность холдинговых компаний позволяет решать следующие задачи:

— аккумулирует финансовые ресурсы для реализации приоритетных на­правлений развития сельского хозяйства и сферы его обслуживания;

— интегрирует в единое целое производство, переработку и торговлю;

— укрепляет финансовое состояние предприятий и организаций агропро­мышленного производства;

— способствует продвижению на рынок конкурентоспособной продукции      сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— вытесняет из оборота посредников;

— повышает контроль за использованием ресурсного потенциала;

— использует прогрессивные технологии, высокопроизводительную тех­нику, достижения науки;

— обеспечивает рост числа рабочих мест на селе, улучшает их материальное положение;

— способствует увеличению производства продукции;

— обеспечивает снижение издержек на разных стадиях техно­логической цепочки «производство — переработка — реализация продукции»;

— повышает рентабельность хозяйственной деятельности агропромышленного формирования.

Однако в настоящее время образование и развитие холдинговых компаний в АПК сдерживается следующими объективными факторами: отсутствием необходимой законодательной базы; несовершенными правовыми, организационно-экономическими и социальными механизмами кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг; недоступностью банковских кредитов, слабым развитием интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам; низким уровнем информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации и интеграции; недостаточным уровнем правовой культуры на селе, практическим отсутствием информированности населения о законодательных и экономических условиях деятельности агропромышленных формирований [1].

В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования управления им. Углубление специализации требует не только обеспечения производства технологиями с использованием современ­ных достижений научно-технического прогресса, но и осуществления контроля за качеством сырья и готовой продукции. Эффективное производство муки в ближайшей перспективе останется исключительной прерогативой крупных специализированных предприятий с налаженными хозяйственными связями со сбытовыми и торгующими организациями [4].

В Саратовской области крупнейшими агрохолдингами являются группа компаний «Кребор», «Нарат-групп» и «Зерно Поволжья». Группа компаний «Кребор» образовалась в конце 1991 года как торговый кооператив, основным видом деятельности которого являлась поставка продовольственных товаров из Украины в Саратовскую область. В дальнейшем сфера деятельности предприятия постоянно расширялась и продолжает расширяться до сих пор. На данный момент группа компаний «Кребор», куда в 2004 году относились ООО «Энтраст» и ОАО «Энгельсский хлебокомбинат». ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» занимает ведущую позицию на рынке города Энгельса и Саратова. Такое положение позволяет воздействовать на предприятия-конкуренты и освобождает от необходимо­сти вступать в монополистический сговор. Создана следующая производственная цепочка: выращивание мягкой пшеницы на полях в Дергачевском районе сельхозпредприятием ООО «Русь», затем хранение урожая и его переработка в хлебопекарную муку на мукомольном предприятии ООО «Энтраст», в дальнейшем выпечка конечного продукта — хлебобулочной продукции — ее доставка до потребителей и частичная реализация через собственную торговую сеть ОАО Энгельсский Хлебокомбинат.

Все участники агрохолдинга имеют свои преимущества:

— для ООО «Энтраст» — стопроцентная товарность основной продукции, отсутствие пе­репроизводства и кризисов в продаже продукции; постоянная загруженность производственных мощностей;

— для сельскохозяйственного предприятия ООО «Русь» — стабильный сбыт произведенной продукции по оптимальным ценам;

— для ОАО «Энгельсский Хлебокомбинат» — постоянное обеспечение мукой.

Таким образом, замкнутый производственный цикл делает производство глубоко специализированным, что при достаточной финансовой поддержке со стороны других участников интеграционного формирования является положительным фактором.

Серьёзнейшей проблемой в функционировании агрохолдинга является налоговое положении мукомольного предприятия, которое получает зерно у сельскохозяйственного предприятия без налога на добавленную стоимость, а продавать муку и отруби оно вынуждено с налогом на добавленную стоимость. Это отрицательно сказывается на конечном потребителе, так как растут цены на муку, а, следовательно, и на хлебобулочную продукцию. Переработчики должны искать решение этой проблемы самостоятельно, в том числе и опираясь на преимущества, полученные ими в результате вертикальной агропромышленной интеграции.

Анализ интеграционных процессов прошедших и протекающих в рамках рассматриваемой агропромышленной группировки доказывает, что любой интеграционный процесс имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Так, в ГК «Кребор» на сегодняшний момент остро стоит вопрос о создании единой экономической службы. Возникают проблемы при оценке качества продукции, распределении прибыли. Решающим фактором в преодолении всех экономических, юридических и прочих противоречий, связанных с протеканием интеграционных процессов, является ориентация всех работников предприятий холдинга на общую эффективность функционирования всей структуры.

В этом плане неформальная структура холдинга представляется более выгодной, так как владельцами всех предприятий являются одни и те же лица, которые заинтересованы именно в суммарной эффективности всей структуры. В то время как владельцы предприятий, входящих в классические интеграционные формирования, например союзы, ассоциации, агрофирмы и классические агрохолдинги, заинтересованы все же, в первую очередь в процветании конкретно своего предприятия.

Формирование агропромышленных холдингов в АПК, как правило, осуществляется по технологической цепочке. Она начинается от снабжения сельскохозяйственного производства и заканчивается сбытом готовой продукции конечным потребителям.

На сегодняшний день рынок хлебобулочной продукции Саратовской области характеризуется, по мнению сотрудников отдела сбыта ОАО «Энгельсский хлебокомбинат», как жёсткий, олигополистический, всё ещё открытый, динамичный, имеющий иногда тенденцию к монополистическому сговору. Всё это заставляет уделять маркетинговой деятельности значительные затраты труда и капитала.

В планировании своей деятельности предприятия хлебобулочной промыш­ленности области должны обязательно оглядываться на конкурентов, так как развитая транспортная сеть области, отсутствие естественных препятствий и законодательных барьеров в свободной торговле в рамках области делают, например, свободным проникновение саратовский производителей на Энгельсский рынок и наоборот.

Грамотный и полный анализ маркетинговой среды предприятия, производящего конечный продукт, является важнейшим ключом к повышению общего уровня эффективности холдинга.

Существуют три варианта планирования рынка сбыта готовой продукции [2]. Стоит отметить, что фактическая ситуация, скорее всего, в той или иной степени будет зависеть от всех трёх составляющих.

Первым вариантом является теоретический подход, основанный на статистических данных о численности населения на территории, где прогнозируется рынок и на данных о средних и рекомендуемых нормах потребления хлебобулочной продукции.

Второй вариант является наиболее сложным, рискованным, но, в тоже время, максимально точным. При этом варианте используются данные о реализации продукции конкурентами предприятия и прогнозируется их доля на рынке в будущем.

Третий вариант в современных рыночных условиях основывается на уже имеющейся доли на рынке и интуитивной попытке в следующем периоде увеличить её.

Наиболее успешным и быстрым, если учитывать все факторы, способствующие интеграции, т.е. следует развивать холдинг по следующим основным направлениям: юридический блок взаимоотношений, экономический и социально-психологический.

К юридическому блоку относятся: развитие договорной цены; соблюдение правовых механизмов интегрирования; соблюдение контрактной основы в трудовых отношениях.

К экономическому блоку относятся: совершенствование маркетинговой деятельности; создание единого расчетно-финансового центра; реализация продукции под маркой агропромышленного холдинга; модернизация производства.

К социально-психологическому блоку относятся: соблюдение принципов формирования интегрированных структур (добровольность, этапность и др.); формирование корпоративной культуры.

При этом лучший способ преодоления противоречий — это ориентация всех предприятий, включенных в процесс интеграции, на общий конечный результат деятельности. Этому в значительной степени способствует неформальная структура холдинга.

Тенденции и перспективы развития агрохолдингов в России представляют сложную и противоречивую картину. Важным условием успешного функционирования агрохолдинга является государственная поддержка, которая связывает отечественную пищевую промышленность с отечественным сельским хозяйством, привязывая агропромышленный процесс к отечественной сырьевой базе. Государственная поддержка усилит позиции российских предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной экологически чистой продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией [6,7].

Библиографический список

1. Алешина Е.А., Сердобинцев Д.В., Пшенцова А.И., Рыжков И.В. Современные процессы агропромышленной интеграции в направлении кластеризации на основе частно-государственного партнерства // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2014. - № 2. - С. 20.
2. Горбунов С.И., Генералова С.В., Минеева Л.Н., Рябова А.И. Маркетинг (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 124-125.
3. Казакова Л.В., Минеева Л.Н., Пшенцова А.И. Перспективы обеспечения продовольственной безопасности России // Научное обозрение. - 2015. - № 11. - С. 245-250.
4. Минеева Л.Н. Развитие альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности на селе // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 73-77.
5. Пшенцова А.И. Социально-экономические последствия присоединения России к ВТО для сельского хозяйства Саратовской области // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 86-89.
6. Пшенцова А.И., Горбунов С.И., Васильева Е.В., Казакова Л.В., Минеева Л.Н. Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №07(111). – IDA [article ID]: 1111507062. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/62.pdf
7. Юркова М.С., Пшенцова А.И. Государственная поддержка сельскохозяйственных отраслей как основа высокой конкурентоспособности производства в преддверии вступления в ВТО // Никоновские чтения. - 2011. - № 16. - С. 161-163.
8. Юркова М.С., Пшенцова А.И. Интегрированные формирования в АПК как фактор повышения эффективности развития рыночных форм хозяйствования // Аграрный научный журнал. - 2010. - № 6. - С. 75-78.