Индекс УДК 332.1
Дата публикации: 10.09.2015

Анализ уровня качества жизни населения, труда и занятости в экономике в агропромышленном регионе (на примере Тамбовской области)

Analysis of the quality of life of the population, labour and employment in the economy in the agricultural region (on example of Tambov region)

Гучетль Рузана Гиссовна, Тётушкин Владимир Александрович


Тамбовский государственный технический университет
E-mail: ruzana707@mail.ru
volodtetus@yandex.ru
Guchetl Ruzanna Hisowna, Tetushkin Vladimir Aleksandrovich

Tambov State Technical University

Аннотация: Актуальность и цели. В настоящее время состояние рынка труда в АПК усугубляется сокращением числа занятых в сельском хозяйстве, снижением числа работающих специалистов, ухудшением их качественного состава и профессионального уровня из-за падения объемов производства ухудшения социально-экономических условий и обострения демографической ситуации. По статистике отмечается низкий уровень закрепления кадров в АПК России из-за отмены государственного распределения выпускников, низкого престижа труда на селе и минимальной, нерегулярно выплачиваемой заработной платы, слабой социальной защищенности. Это губительно для развития рынка труда, т.к. происходит отток специалистов и кадровый состав не восполняется молодыми специалистами. В этой связи сложность и необходимость изучения проблем регулирования рынка труда является актуальной и необходимой и требует всестороннего изучения. Цель данного исследования – рассмотрение уровня качества жизни населения в регионе агропромышленной направленности, а также проблем демографии и занятости в экономике. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода анализа и системного подхода. Результаты. Определенные в исследовании результаты могут иметь практическое использование среди работников районных кадровых служб занятости сельского населения, а также ответственными государственными служащими за реализацию и контроль за выполнением различных программ занятости и законодательных актов. Практическое применение разработанных положений обуславливается также возможностью их внедрения в новые программы кадрового обеспечения и социальной политики и защиты безработных и незанятого населения в агропромышленном комплексе. Выводы. Сельское хозяйство играет выраженную роль в экономике тамбовского региона. Аграрный сектор является ключевым в системе народного хозяйства не только отрасли, но и региона. Поскольку он занимается производством продуктов питания. Продукты питания - это ничем не заменимый товар, востребованный каждодневно. Наличие продуктов питания - главное условие жизни и трудовой деятельности человека. Одним из путей повышения эффективности регулирования рынка труда в АПК является разработка Программы действий по решению актуальных задач и определению приоритетных направлений деятельности по снижению уровня критического состояния на рынке труда в АПК. Для повышения эффективности государственного управления требуется совершенствование существующих направлений регулирования рынка рабочей силы.

Abstract: Relevance and purpose. Currently, the state of the labor market in agriculture is exacerbated by the reduction in the number of people employed in agriculture, a decline in the number of working specialists, deterioration of their quality and professional level because of falling production volumes, deterioration of the socio-economic conditions and worsening of the demographic situation.
According to statistics, it is noted that training in the Russian agricultural sector due to the abolition of the state distribution of graduates, low prestige of work in the village and minimal, irregularly paid wages, inadequate social protection. This is detrimental to the development of the labour market, because the outflow of specialists and personnel not compensated young professionals. In this regard, the complexity and necessity of studying of problems of regulation of the labour market is urgent and necessary and requires a comprehensive study. The purpose of this study is the consideration of quality of life of the population in the region agro-industrial orientation, and problems of demography and employment in the economy. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved through the use of the method of analysis and a systematic approach. Results. Defined in the study results may be of practical use among the employees of the district personnel services employment for the rural population, as well as civil servants responsible for the implementation and monitoring of the implementation of various employment programs and legislation. Practical application of the developed regulations caused also the possibility of introduction into new programs and staffing policy and social protection of the unemployed and the unemployed in the agricultural sector. Conclusions. Agriculture plays a pronounced role in the economy of the Tambov region. The agricultural sector is key to the national economy, not only industry, but also in the region. As it deals with food production. Food is irreplaceable goods that are in demand everyday. Food availability is the main condition of life and labor activity. One of the ways to improve the efficiency of regulation of the labour market in agriculture is the development of a Programme of action for the decision of actual problems and identifying priority activities to reduce the critical state in the labour market in agriculture. To improve the efficiency of government requires an improvement of existing areas of regulation of the labour market.
Ключевые слова: уровень жизни, труд и занятость, региональная экономика, агропромышленный комплекс

Keywords: the standard of living, labor and employment, regional economy, agro-industrial complex.


Введение

Социально-экономическая стабильность как в стране, так и в регионах, во многом определяется уровнем и качеством жизни населения, степенью удовлетворения потребностей человека. В основе многообразия потребностей человека лежат физиологические потребности пища, жилище, сон, отдых, комфортные условия среды, здоровое состояние организма. Пища является насущным жизненным средством человека и оказывает существенное влияние на удовлетворенность жизнью. Качество питания, его структура и сбалансированность влияют на очень важную составляющую качества жизни населения — здоровье.

Известно, что основным источником обеспечения продуктами питания населения страны является сельскохозяйственное производство и агропромышленный комплекс в целом. От ситуации, складывающейся в аграрной сфере региональной экономики, во многом зависит социально-экономическое состояние всего государства [1].

В последние годы из-за устойчивого роста доли импортного продовольствия страна оказалась на грани потери продовольственной безопасности. Такое положение выдвигает на первый план задачу увеличения производства собственного продовольствия, ограничение его импорта и обеспечение национальной безопасности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов формирование продовольственной безопасности связано с созданием условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, освоением новых технологий и эффективных форм взаимодействия науки и товаропроизводителей.

В настоящее время около 50 % ВВП формируется за счет отраслей агропромышленного комплекса (АПК) сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства удобрений в химической отрасли, производства сельскохозяйственных машин и оборудования для промышленности в машиностроении, производства и потребления ГСМ в нефтехимической промышленности, электричества в электроэнергетике, торговли продуктами питания, специализированного образования и науки. При этом на долю аграрного сектора приходится всего 5 % ВВП. [1].

Аграрный сектор является ключевым в системе народного хозяйства и региона, поскольку он занимается производством продуктов питания. Назрела острая необходимость восстановления и развития на новых рыночных основах системы продовольственного обеспечения населения области, необходимость пересмотра региональной аграрной политики, разработки концепции ее реформирования.

Рынок труда, формирующийся в рамках агропромышленного комплекса России, представляет собой сложную динамичную систему, являющуюся важным элементом национального рынка труда. Рынок труда в АПК представляет собой систему сложных взаимоотношений между работниками и работодателями, обусловленных взаимодействием ряда факторов, влияющих на процесс эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Эффективность функционирования рынка труда в АПК обусловлена его регулированием, которое заключается в поддержании равновесия между спросом и предложением, определяющее равновесную цену на рынке (размер заработной платы). Отличительной чертой сельскохозяйственного рынка труда является его низкая обеспеченность работниками, низкий уровень спроса и ограниченность предложения со стороны работников.

Анализ уровня качества жизни населения, труда, занятости и демографии в регионе агропромышленной направленности

Продовольственную самообеспеченность как экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих в сфере производства, перераспределения, обмена, потребления продуктов питания и обеспечивающих в рамках единого продовольственного комплекса необходимым продовольствием население региона.

Рассматривая продовольственное самообеспечение как экономическую систему, можно сделать вывод, что ей присущи общесистемные свойства 1) имеет условно-открытый тип, существует как автономная и контролирующая внешнее воздействие. Вместе с тем, она воспринимает положительное внешнее воздействие (импорт продуктов питания, не производящихся на территории, но необходимых для сбалансированного питания населения), 2) относится к искусственным условно-открытым системам, поскольку является одной из сфер деятельности человека, 3) является неустойчивой системой, поскольку во многом зависит от множества внешних и внутренних факторов, начиная с природно-климатических и заканчивая импортным давлением, 4) является системой, органически встроенной в экономику страны. [1].

Субъектами продовольственной обеспеченности являются отдельный индивид, группа людей, население региона, страны (рис. 1). Продовольственная обеспеченность в отношении указанных субъектов — это предложение продуктов питания, достаточных для поддержания здоровья и способности к активной трудовой, творческой деятельности Она зависит от множества условий и факторов экономических, социальных, политических, производственно-технологических, организационных, которые в совокупности представляют систему продовольственного обеспечения. Она реализуется на различных уровнях индивид, группа людей, население района, города, области, края, страны. На рис.2 представлен состав и стоимость продовольственной корзины в г. Тамбове по состоянию на октябрь 2015 г.

1

Рис. 1. Динамика стоимости продовольственной корзины в г. Тамбове

Прогноз показателей, представленных в балансе денежных доходов и расходов населения Тамбовской области на 2015-2017 годы, разрабатывался на основе статистических данных, сценарных условий Минэкономразвития России, данных отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области и управления труда и социального развития Тамбовской области. В соответствие с требованиями Минэкономразвития России баланс денежных доходов и расходов разработан в двух вариантах.

2

Рис. 2. Состав и стоимость продовольственной корзины в г. Тамбове

За отчетный период 2012-2013 гг. темпы роста реальных располагаемых доходов населения области превысили среднероссийские значения, и составили соответственно 108,1% (РФ-104,6%) и 104,8% (РФ-103,3%). В среднесрочной перспективе  сохранится тенденция роста реальных располагаемых денежных доходов населения, которые к 2017 году по отношению к 2013 году увеличатся на 17,1 %, при среднегодовом темпе роста 104% .

Среднедушевые денежные доходы  населения по прогнозным оценкам увеличатся к 2017 году в сравнении с 2013 годом в 1,4 раза и составят 29,5 тыс. руб. В области в полном объеме реализуются мероприятия, направленные на выполнение поручений Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года по обеспечению стабильного роста реальной заработной платы в регионе: на основе модернизации и создания новых высокооплачиваемых рабочих мест; увеличения оплаты труда работникам бюджетной сферы на основе структурных преобразований и повышения эффективности деятельности.

С 2012 года в области прослеживается тенденция опережающего роста заработной платы бюджетников по сравнению с внебюджетным сектором экономики, которая сохранится в среднесрочной перспективе. Среднегодовой темп роста заработной платы на период 2014-2017 гг. в бюджетном секторе экономики прогнозируется на уровне – 114,6%, во внебюджетном – 109,5%.

В 2014-2016 гг. реальная заработная плата будет расти со среднегодовым  темпом роста 104,3%, что позволит выполнить задачу, поставленную  Президентом РФ в Указе от 7 мая 2012 г. по обеспечению роста реальной заработной платы к 2018 году в 1,5 раза.

Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличится с 8935,53 руб. в 2013 году до 11600 руб. в 2017 году. Реальный размер пенсий на период 2014-2017 гг. оценивается на уровне 101,0%

C 2014 года прогноз величины прожиточного минимума в Тамбовской области рассчитывается с учетом размера потребительской корзины, установленного Федеральным законом от 03.12.2012 г. №227 –ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», на основе нормативно-статистического метода расчета. В результате перехода на новую методику расчета, в течение 2014 года рост величины прожиточного минимума оценивается на уровне 23,7%, значительно опережая темпы роста запланированной инфляции (107,0%). Начиная с 2015 года, темпы роста прожиточного минимума в среднем на душу населения прогнозируются на уровне инфляции.

Опережающий рост величины прожиточного минимума относительно роста среднедушевых денежных доходов населения в 2014 году приведет к увеличению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 9,5% от общей численности населения. В 2015-2017гг. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет постепенно снижаться с 9,4 до 8,7%.

 Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены на создание условий для роста доходов населения, на основе развития занятости и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению социальной поддержки семей с детьми.

Ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических процессов. Значительные изменения претерпит структура трудоспособного населения. Тенденция старения населения повлияет на соотношение групп рабочих возрастов: в структуре трудоспособного населения увеличится доля старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). В результате трудовые ресурсы остаются ограниченными.

За 2012 год численность трудовых ресурсов составила 649,0 тыс. человек или 60,1% от общей численности населения области, в 2013 году – 647,3 тыс. человек или 60,3%, соответственно. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к сокращению трудовых ресурсов: в 2014 году – 646,3 тыс. человек, к 2017 году составит 645,8 тыс. человек. Несмотря на сокращение численности трудовых ресурсов, их доля в структуре общей численности населения растет.

В 2012 году в числе трудовых ресурсов 78,1% (507,0 тыс. человек) были заняты в отраслях экономики (включая численность лиц, занятых  в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации), в 2013 году, по оценке, 504,1 тыс.человек,  2014г.- 503,3 тыс. человек. Численность занятых в экономике в прогнозный период также будет постепенно уменьшаться, и к 2017 году составит 503,1 тыс. человек.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозный период приведет к уменьшению численности экономически активного населения. К 2017 году, по прогнозу численность экономически активного населения составит 527,7 тыс.человек и уменьшится в сравнении с 2012 годом на более чем на 5 тыс. человек.

Снижение численности экономически активного населения повлияет и на уровень безработицы. В Тамбовской области основные направления совершенствования государственной политики в сфере занятости населения и на рынке труда предусматриваются в подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» Государственной программы Тамбовской области «Содействие занятости населения» на 2014 — 2020 годы; программе дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов и предполагают формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала и предотвращение роста безработицы. В перспективе реализация мероприятий данных программ приведет к дальнейшему снижению числа безработных граждан и уровня официально зарегистрированной безработицы. Так, общая численность безработных составила 26,1 тыс. человек или 4,9% экономически активного населения в 2012 году, в 2013 году – 24,6 тыс. человек или 4,6%, в 2014 году – 25,3 тыс. человек или 4,8%.  К 2017 году прогнозируется сокращение до 24,6 тыс. человек или 4,7% экономически активного населения.

В 2017 году численность зарегистрированных безработных граждан уменьшится по сравнению с 2012 годом на 0,7 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы сократится на 0,2 процентных пункта, и составит 0,8 % экономически активного населения

Демографическая ситуация в Тамбовской области в 2015-2017 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая несмотря на некоторое улучшение в 2011-2012 гг. показателей рождаемости указывает на продолжение тенденции к сокращению населения. Основной причиной сокращения численности населения области является ее естественная убыль, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся. В целях улучшения демографической ситуации в области будет продолжаться реализация мер, направленных на стимулирование рождаемости, оказание всесторонней поддержки семье, сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни населения, повышение миграционной привлекательности области. В области прогнозируется рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 73,8 лет в 2017 году против 70,9 в 2013 году.

 Учитывая положительный эффект от реализации мер демографической политики по стимулированию рождаемости, в среднесрочном периоде прогнозируется рост коэффициента рождаемости, который в 2017 году составит 10,3 на 1000 человек населения против 9,5 в 2013 году. В 2017 году прогнозируется снижение смертности населения области до 15,7 на 1000 человек населения против 16,1 в 2013 году, что обусловлено повышением качества и доступности медицинской помощи, усилением профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, укреплением их диагностической базы. В итоге естественная убыль населения по прогнозу сократится к 2017 году до -5,4 на 1000 человек населения против -6,6 в 2013 году.

В современных условиях миграция играет важную роль в формировании численности населения. По сути, оно является единственным возможным источником, компенсирующим естественную убыль населения. Благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства и производства, политическая стабильность должны обеспечивать область миграционным приростом.

В 2015-2017 годах в Тамбовской области продолжится развитие здравоохранения и образования. Развитие здравоохранения будет проводиться в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения в Тамбовской области на 2013-2020 годы». Основными задачами в здравоохранении по-прежнему будут профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование системы оказания специализированной помощи, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, совершенствование системы лекарственного обеспечения, организация отдыха и здоровья детей и подростков. Проводимые мероприятия будут способствовать улучшению состояния здоровья жителей области. Планируется увеличение доли населения, охваченного профилактическими медицинскими осмотрами в 2017 году до 100%, снижение смертности от болезней системы кровообращения на 4,6%, от дорожно-транспортных происшествий – на 31,3%.

В целях обеспечения доступности качественного образования в среднесрочном периоде будут реализовываться мероприятия государственной программы «Развитие образования Тамбовской области на 2013-2020 годы», предусматривающие развитие дошкольного, общего и дополнительного, профессионального образования, а также развитие системы оценки качества образования.

Одной из приоритетных задач является обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. На протяжении всего 2013 года уделялось большое внимание  вопросам  модернизации дошкольного образования.  Совершенствование системы школьного питания является одним из приоритетов государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. В регионе осуществляется комплексный подход к созданию целостной системы школьного питания в контексте положений Доктрины продовольственной безопасности.

Заключение

Повышение устойчивости функционирования АПК в целом возможно только при условии таких мер, как преодоление диспаритета цен, формирование интеграционных структур вертикального типа, введение эффективного государственного регулирования, корпоративного управления, создание конкурентной среды на продовольственном рынке, развитие кооперативной финансовой системы, позволяющей оживить инвестиционно-инновационные процессы в АПК. В свою очередь, повышение уровня самообеспечения региона основными продуктами питания будет способствовать его устойчивому социально-экономическому развитию. Устойчивое развитие — процесс, закладывающий необходимую основу для роста эффективности аграрного производства и решения социальных региональных проблем. В связи с этим, возникает необходимость определиться с основными методологическими принципами продовольственной самообеспеченности региона, к которым можно отнести принцип системности, научности, основного звена территориально-отраслевой комплексности, оптимальности.

В связи с этим, назрела острая необходимость восстановления и развития на новых рыночных основах системы продовольственного обеспечения населения области, необходимость пересмотра региональной аграрной политики, разработки концепции ее реформирования. В этой связи очень важными научно-практическими задачами являются: научное обоснование методологии и создание методики прогнозирования процессов формирования и функционирования продовольственного комплекса региона в современных условиях.

Библиографический список

1. Косинский П.Д. Продовольственная самообеспеченность региона как основа повышения качества жизни населения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Кемерово, 2007.
2. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность регионов России / Е.Н. Борисенко. Российская академия предпринимательства. - М.: Экономика, 1997.-315 с.
3. Гуськов Н.С. Экономическая безопасность регионов России / Н.С. Гуськов, Н.Е. Зенякин, В.В. Крючков. М.: Алгоритм, 2002. - 287 с.
4. Денисов Н.А. Качество жизни населения различных регионов России / Н.А.Денисов // Уровень жизни населения регионов России. 2002. - № 2.
5. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Тамбов, 2015.