Современное состояние законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Modern condition of legislation on state registration of rights to immovable property and transactions with it
Abstract: The article analyzes the current state of the legislation of the Russian Federation governing relations on the registration of rights to real estate and transactions with it, describes the regulatory legal acts governing the issues of state registration of real estate, discusses the difficulties that have arisen with the adoption of the Federal Law "On State Registration of Real Estate" law of July 13, 2015 No. 218-FZ.
Keywords: registration of rights to real estate, legislation, regulations, real estate turnover, Unified State Register of Real Estate
Законодательство в сфере регистрации недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством регулируются указанные отношения. Статья 2 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывает на то, что правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации [4].
Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства. В ч. 1 ст. 15 основного закона государства указано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории нашей страны. Положениями ст. 8 Конституции провозглашается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Ст. 35 устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, а также гарантирует право каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами [1].
В развитии положений Конституции, Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 8.1) определена норма о том, что права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Ст.131 закрепляет обязательность государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, наследуемого владения и постоянного пользования; ипотеки, сервитутов, а также иных вещных прав и отдельных видов имущества. Кроме того, в ГК РФ регламентируются условия возникновения, перехода и прекращения прав собственности, виды собственности, права собственников, которые применяются при заключении разного рода сделок с недвижимостью [2].
Также, правила о государственной регистрации прав отдельных видов недвижимого имущества, содержатся в ряде кодифицированных законодательных актах, таких как: Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Воздушный, Лесной, Водный, Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Указанные специальные законы регламентируют особенности отдельных видов объектов недвижимости [5].
Налоговый кодекс РФ (ст. 333.33) устанавливает размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий [3]. Помимо прочего, следует выделить процессуальные кодексы, регулирующие отношения, связанные с рассмотрением споров о государственной регистрации недвижимости, а именно: Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Особое место в системе источников правового регулирования государственной регистрации недвижимости занимает Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [4]. Указанным законом определены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основания для отказа в государственной регистрации и ее приостановления. Следует отметить, что основой российской системы регистрации прав на недвижимость послужил закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако за двадцать лет система госрегистрации претерпела колоссальные изменения и с 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Главной особенностью нового закона стало закрепление объединенной системы регистрации прав на недвижимость и системы кадастрового учета объектов недвижимости. В эксплуатацию был запущен Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), создание которого существенно упростило регистрационные процедуры и сократило их сроки [6].
Среди преимуществ Федерального закона № 218 можно назвать:
– создание Единого государственного реестра недвижимости;
– закрепление в качестве объекта недвижимости, подлежащего государственной регистрации, машиноместа;
– отмена градостроительного плана земельного участка;
– сокращение срока кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость;
– расширение списка государственных органов, в которые можно подать документы о государственной регистрации недвижимости (любое подразделение Росреестра или МФЦ, независимо от того, где расположен объект недвижимого имущества);
– введение процедуры электронного обмена информацией между государственными органами;
– отмена требования об обязательном представлении учредительных документов юридического лица [7].
Отдельное внимание хотелось бы уделить сложным моментам, которые породил новый Закон «О государственной регистрации недвижимости»:
– спорной является сама формулировка названия документа, т.к. так как государственной регистрации подлежит не сама недвижимость, а право на недвижимое имущество;
– значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав (55 оснований);
– сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации увеличены (три месяца, по решению государственного регистратора и шесть месяцев по инициативе заявителя. Ранее такие сроки были равны одному и трем месяцем соответственно.);
– одной из причин для отказа в приеме документов у заявителя стала невозможность установить либо подтвердить его личность;
– введена обязательная процедура заверения у нотариуса всего пакета документов, направляемых для государственной регистрации недвижимости по почте.
Представляется, что ответы на вопросы: «насколько Закон «О государственной регистрации недвижимости» оправдал ожидания заявителей и профессионального сообщества? Устранены ли проблемы, возникавшие при применении Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ? Не появились ли новые административные барьеры?», мы получим по прошествии нескольких лет работы системы госрегистрации по новым правилам [8].
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г.: (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 30. – ст. 4202;2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: www.consultant.ru/document (дата обращения: 24.04.2019);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: www.consultant.ru/document (дата обращения: 24.04.2019);
4. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: www.consultant.ru/document (дата обращения: 20.04.2019);
5. Валеева Екатерина Юрьевна Обзор законодательства, регулирующего сделки с недвижимостью // Отечественная юриспруденция. 2015. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-zakonodatelstva-reguliruyuschego-sdelki-s-nedvizhimostyu (дата обращения: 22.04.2019);
6. Гриднева О.В., Ефимова О.В., Питько Е.В. Новации и перспективы в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Социально-политические науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novatsii-i-perspektivy-v-oblasti-gosudarstvennoy-registratsii-prav-na-nedvizhimoe-imuschestvo (дата обращения: 23.04.2019);
7. Ионова А. А. Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/archive/235/54678/ (дата обращения: 21.04.2019);
8. Кирсанов Андрей Романович Ключевые вопросы применения нового Закона о государственной регистрации недвижимости // Имущественные отношения в РФ. 2017. №9 (192). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-voprosy-primeneniya-novogo-zakona-o-gosudarstvennoy-registratsii-nedvizhimosti (дата обращения: 23.04.2019).