Индекс УДК 556.5
Дата публикации: 03.07.2016

Организационно-правовые основы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Туркменистане

Institutional framework state regulation of agricultural production in Turkmenistan

Станчин Иван Михайлович
Д.э.н., профессор
Профессор кафедры экономики
АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт»
Stanchin I. M.
Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh

Аннотация: Аннотация: Предмет/тема. Дан ретроспективный анализ процесса государственного регулирования сельскохозяйственного производства Туркменистана с позиций организационно-правовых аспектов развития. В рамках своего развития сельскохозяйственное производство Туркменистана претерпело значительные трансформации, выйдя на современный уровень.
Цели/задачи. Цель настоящей работы состоит в историческом анализе организационно-правовых аспектов госрегулирования сельского хозяйства Туркменистана.
Методология. Методы исследования базируются на историческом анализе и экономико-статистической методологии с широким использованием сравнений и аналогий.
Результаты. Проведен исторический анализ туркменского сельскохозяйственного производства с точки зрения организационно-правовых аспектов.
Выводы/значимость. В результате исторической трансформации, проведенной в Туркменистане за изучаемый период, система производственно-экономических отношений рынка сельхозпродукции включает в себя государственный и частный сектор. Государственные заказы на производство сельскохозяйственной продукции полностью курируются и контролируются государством.

Abstract: The subject. The retrospective analysis of the process of state regulation of agriculture of Turkmenistan from the standpoint of organizational and legal aspects of development. As part of its development of agriculture of Turkmenistan has undergone a significant transformation, coming to a modern level.
Objectives. The aim of this work is in the historical analysis of organizational and legal aspects of state regulation of agriculture of Turkmenistan.
Methodology. Research methods based on historical analysis and economic and statistical methodology with extensive use of comparisons and analogies.
Results. Spend a historical analysis of the Turkmen agricultural production in terms of organizational and legal aspects.
Conclusions. As a result of historical transformation, held in Turkmenistan for the period studied, the system of agricultural production and the economic relations of the market includes the public and private sector. State orders for the production of agricultural products is fully supervised and controlled by the state.
Ключевые слова: сельскохозяйственная продукция, Туркменистан, сельское хозяйство, история развития Туркменистана, реформирование сельскохозяйственного производства, агропромышленный комплекс Туркменистана.

Keywords: agricultural products, Turkmenistan, agriculture, history of Turkmenistan, the reform of agricultural production, agro-industrial complex of Turkmenistan.


В средине 90-х гг. в сельском хозяйстве Туркменистана были проведены реформы, направленные на изменение организации управления, хозяйствования и оказание услуг. Преобразования были связаны между собой единством цели и образовали в совокупности новую систему экономических отношений в аграрном секторе. Предполагалось, что осуществляемые преобразования соответствуют конституционным положениям Туркменистана и направлены на эволюционный переход к рыночной экономике.

Стартом осуществления преобразований в системе управления, организации и хозяйствования стал указ Президента Туркменистана от 15.06.1995 г., «О создании крестьянских объединений – дайханбирлешиклери», [1, c. 45-46] который предопределил начало практически нового направления в реформировании. Согласно указу колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия с колхозно-кооперативной, государственной и ведомственной собственностью были распущены, а на их базе была организована новая форма хозяйствования – крестьянские объединения. Вновь образованным хозяйственным формированиям были переданы земельные участки, имущество, финансовые средства и другие активы упраздненных сельскохозяйственных предприятий.

Создание новых форм хозяйствования было законодательно закреплено в законе Туркменистана от 16 июня 1995 г «О крестьянских объединениях», [2, c. 59-64] который предусматривал единую имущественную правовую основу для всех сельскохозяйственных предприятий – государственную собственность. И если ранее в колхозах их руководители выбирались прямым голосованием на общем собрании членов колхоза, а имущество являлось общехозяйственной неделимой собственностью, то теперь руководитель крестьянского объединения стал объединять в целом еще хозяйственную и исполнительную власть на селе и назначаться Президентом страны. С принятием этого закона колхозно-кооперативная собственность трансформировалась и стала государственной. Имущество крестьянского объединения, как это определено в «Типовом положении о крестьянском объединении», утвержденном постановлением Президента Туркменистана от 15 сентября 1995 г., неделимо [3, c. 96-104].

Если исходить из вопроса права, то факт превращения колхозно-кооперативного имущества в государственную собственность – есть не что иное, как огосударствление, а принятый закон «О крестьянских объединениях» предусматривал совершенно новые методы реформирования производственно-экономических отношений на селе, основанные на сильной Президентской власти и государственном регулировании. Но роспуск старых и образование новых форм хозяйствования стали лишь началом процесса изменений в сельском хозяйстве.

Принятые в логической последовательности следующие законодательные акты – закон Туркменистана от 20 декабря 1996 г. «О предоставлении земли в собственность граждан для ведения товарного сельскохозяйственного производства», [4, c. 94-95] Постановление Президента Туркменистана от 23 декабря 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации экономических реформ в сельском хозяйстве» [5, c. 136-137] и постановление Президента Туркменистана от 14 января 1997 г. «О повышении экономической заинтересованности товаропроизводителей в увеличении производства сельскохозяйственной продукции» [6, c. 96-97] изменили приоритеты в аграрном секторе.

Если ранее центральными фигурами на селе были колхозы и совхозы, затем созданные на их базе крестьянские объединения, то с принятием в декабре 1996 г. и январе 1997 г. вышеназванных законодательных актов главным в аграрно-экономических отношениях становится сельскохозяйственный производитель – дайханин [7].

Были расширены не только экономические права, но и получили также и соответствующее совершенствование правовые аспекты деятельности дайханина: была развита система договорных отношений, и арендатору было предоставлено право открыть лицевой счет в банке. И, наконец, в системе организационно-экономических преобразований и усиления функций государственного регулирования существенное место было отведено созданию соответствующей институциональной системы, управления и агросервисного обслуживания хозяйственных структур, сформированных в соответствии со способом организации производства.

В этих целях были реорганизованы институциональные основы и сформирована сеть отраслевых ассоциаций и государственных концернов с широкими полномочиями и функциями, охватывающими в системе обслуживания дайханина все стороны его деятельности: обеспечение кондиционным посевным материалом, минеральными удобрениями и ядохимикатами, производственно-технического обеспечения в соответствии с технологиями посева, ухода за растениями, сбора урожая, предпосевной и зяблевой обработки земель, обеспечения поливной водой и проведения комплекса ирригационно-мелиоративных работ, реализации и закупки сельскохозяйственной продукции. Для учета расходов и доходов арендаторов с агросервисными организациями и предприятиями была создана система банковской структуры с отделениями во всех крестьянских объединениях Туркменистана. В целом сформированная организационная система агросервисного обеспечения позволяла осуществлять в сельском хозяйстве весь цикл работ по материальному и ресурсному снабжению, производственно-техническому обеспечению, финансовой и маркетинговой деятельности.

Предусматривалось совершенствование системы управления сельским хозяйством, прежде всего, с учетом развития отраслевого управления и создания централизованных монопольных специализированных агросервисных вертикальных структур. Была пересмотрена система управления и на базе существующих структур созданы откорректированные управленческие структуры: к действующим отраслевым ассоциациям прибавилась ассоциация животноводческих акционерных обществ «Туркменмаллары». Государственный пакет акций в этой ассоциации должен составлять не менее 50%. [8].

На таких же принципах на базе ассоциации производственно-технического обслуживания была образована ассоциация акционерных обществ по производственно-техническому и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства «Туркменобахызмат». Для управления хлопководством и хлопкоочистительной промышленностью образован Государственный концерн «Туркменпагта», для управления зерновым хозяйством Туркменистана – ассоциация по хлебопродуктам «Туркменгаллаонумлери».

Изменена система управления на уровне велаятов (областей) и этрапов (районов). Были упразднены вертикальные структуры Министерства сельского хозяйства – велаятские и этрапские объединения сельского хозяйства, управляющие сельским хозяйством на региональном уровне, а их функции с соответствующими структурами были переданы в состав администрации хякимликов.

В целях регулирования финансовых процессов на производстве и рынке реализации сельскохозяйственной продукции арендаторами, были созданы три отделения Государственного коммерческого банка Туркменистана «Дайханбанка», которые дифференцированноработали с арендаторами, производящимизерно, хлопок и животноводческую продукцию [9].

Формирование материальной базы, структуры и кадрового состава вновь созданных централизованных агросервисных вертикальных структур осуществлялось слияниями различных существующих производственных, научных и административных организаций и предприятий, а также созданием новых структур.

Примером тому может служить формирование ассоциации акционерных обществ по производственно-техническому и обслуживанию сельского хозяйства «Туркменобахызмат». Поскольку по новому законодательству крестьянские объединения стали государственными предприятиями, то государство распорядилось безвозмездно изъять из крестьянских объединений всю сельскохозяйственную технику и соответствующую эксплуатационную базу и передать её в распоряжение вновь образованной государственной структуры. В принципе сельскохозяйственная техника оставалась в тех же хозяйствах, где находилась и ранее и обслуживали ее прежние специалисты, но правовая основа собственности и эксплуатации, а также кадрового обеспечения переходила к Ассоциации «Туркменобахызмат». Это был первый и основной шаг государства в области преобразований в сельском хозяйстве, который превратил сельскохозяйственные предприятия в полностью зависимые от него структуры хозяйствования.

Особое место в системе формирования государственного рынка экономических взаимоотношений государства с арендатором занимает финансовое обеспечение. В 1997 г. дайхане получали беспроцентный аванс, исходя из запланированного и указанного в договоре объема производства зерна и хлопка. Получение аванса осуществлялось через «Дайханцентрбанк» перечислением средств для приобретения необходимых материальных и технических ресурсов и оказания услуг. Никаких гарантий со стороны арендаторов на возврат аванса при невыполнении договорных обязательств в 1997 г. дано не было. Все строилось на доверительных отношениях, а это для банковско-финансовых отношений просто недопустимо.

Поэтому, когда по итогам года стало ясно, что в предусмотренных размерах производство хлопка по договору не будет выполнено, возникла ситуация необходимости возврата части аванса от отдельных арендаторов. Однако банку получить долг арендатора не всегда удавалось. В итоге, тот, кто произвел продукцию по договору, не мог получить за нее свои деньги, так как должники не возвращали свой долг. В итоге задолженность государства по оплате продукции арендаторов так и осталась непогашенной [10].

Поэтому под урожай 1998 г. было предусмотрено уже не авансирование, а кредитование. Президент Туркменистана принял постановление, которым устанавливалась ставка за финансирование кредитных средств, выделяемых Центральным банком Туркменистана дайханам-производителям сельскохозяйственной продукции в счет государственного заказа (хлопок, пшеница) в размере 2 процентов годовых. Кредит выделяется в три этапа. Он предназначался для оплаты расходов для проведения предпосевных и посевных работ, всех агротехнических мероприятий по уходу за растениями, закупку семян, минеральных удобрений и химикатов для защиты растений.

В расчете на один гектар посева пшеницы было выделено в качестве кредита более 160 тыс. манатов. В расчете на один гектар посева хлопчатника в 1998 г. выделен кредит в размере 500 тыс. манатов. Одним из пунктов кредитного договора предусмотрена гарантия арендатора за полученный кредит своим имуществом.

Реформированная в конце 1996 г. начале 1997 г. система организации и управления сельскохозяйственного производства Туркменистана получила соответствующее дополнение в формировании рынков реализации и системе сбыта сельскохозяйственной продукции. Был отменен государственный заказ на производство и заготовку скота, птицы, молока, в связи с чем в значительной мере получила развитие свободная торговля.

Четыре вида сельскохозяйственной продукции были отнесены к стратегически важным – это хлопок, пшеница и рис, а в начале 2000-х гг. еще и сахарная свекла, они размещаются, производятся и реализуются на основе государственного заказа, образуют государственный рынок реализации сельскохозяйственной продукции. Посевы двух ведущих из них сельскохозяйственных культур – хлопчатника и пшеницы занимают основную часть посевных площадей Туркменистана. На их долю приходится свыше 90-93% площадей в структуре посевов сельскохозяйственных культур. Доля посевов риса в обшей посевной площади составляет около 1,5%, сахарной свеклы – менее 1%.

Согласно Конституции Туркменистана (статья 10) его экономика основывается на принципах рыночных отношений, однако 95% посевных площадей находятся под контролем государства, и на этих площадях размещается продукция государственного заказа. На продукцию государственного заказа-задания распространяется полное государственное регулирование по объемам производства и сдачи продукции для государственных нужд, устанавливаются государственные фиксированные закупочные цены.

Таким образом, в настоящее время система производственно-экономических отношений рынка сельскохозяйственной продукции Туркменистана включает два блока: государственный и частный. Производство сельскохозяйственной продукции на основе государственного заказа и последующая реализация продукции проходит под полным патронажем государства и сформированных им структур, которые обеспечивают технологический процесс производства и соответствующее обеспечение материально-техническими ресурсами.

Библиографический список

1.Указ Президента Туркменистана от 15.06.1995 г. «О создании дайханских объединений – дайханбирлешиклери». – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1995, №6, с. 45-46.
2.Закон Туркменистана от 16 июня 1995 г. «О крестьянских объединениях». – Ведомости Меджлиса Туркменистана, 1995, №2, с.59-64.
3.Типовое положение о крестьянском объединении. Утверждено постановлением Президента Туркменистана от 15 сентября 1995г. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1995, № 9, с.96-104.
4.Закон Туркменистана от 20 декабря 1996г. «О предоставлении земли в собственность граждан для ведения товарного сельскохозяйственного производства». – Ведомости Меджлиса Туркменистана, 1996, №4, с.94-95.
5.Постановление Президента Туркменистана от 23 декабря 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации экономических реформ в сельском хозяйстве». – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1996, №12, с.136-137.
6.Постановление Президента Туркменистана от 14 января 1997 г. “О повышении экономической заинтересованности товаропроизводителей в увеличении производства сельскохозяйственной продукции”. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1997, №1, с. 96-97.
7. Станчин И.М. Туркменистан: социальные реформы // Синергия. 2015. № 1. С. 26-34.
8. Станчин И.М. Туркменистан: социальные реформы (продолжение) // Синергия. 2015. № 2. С. 40-52.
9. Станчин И.М. Потенциал развития орошаемого земледелия Туркменистана: исторический аспект // Агропродовольственная экономика. 2015. № 5. С. 30-37.
10. Станчин И.М. Природно-экономический потенциал Туркменистана // Синергия. 2016. № 3. С. 51-62.