Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий по некоторым показателям их деятельности
Analysis of the competitiveness of agricultural enterprises by some indicators of their activities
Abstract: The article analyzes the activities of agricultural enterprises in the Omsk region in terms of such indicators of their activities as: the volume of sales of livestock products, cost, revenue, profit, profitability, which reflect their competitiveness. A map of the competitiveness of milk production enterprises has been built. A comparative characteristic of the activities of enterprises in the production of livestock products is given, the main competitor for the enterprise in question is identified.
Keywords: competitiveness, sales volume, revenue, prime cost, profit.
Родоначальником современной теории конкуренции и конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. Он выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации:
1) барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензирование, ноу- хау);
2) ценовая власть потребителей;
3) ценовая власть поставщиков;
4) угроза заменителей услуг и товаров;
5) степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса) [1].
Конкурентоспособность также определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [2].
Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов на рынке.
Общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.
Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на его продукцию. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно [3].
Конкурентные преимущества в развитии отраслей молочного и мясного животноводства СПК «Большевик» можно определить посредством сопоставления с другими сельскохозяйственными организациями данного муниципального района Омской области.
Конкурентами можно считать предприятия, которые находятся в схожих условиях производства и имеют похожие рынки сбыта. Основными конкурентами СПК «Большевик» являются СПК «Ольгинский», СПК «Южный» и ООО «Еремеевский».
Далее рассмотрим эффективность производства молока в данных хозяйствах за 2020 г. в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность производства молока в хозяйствах
Предприятие | Количество реализованного молока, ц | Среднегодовой удой на 1 гол, ц. | Себестоимость 1 ц., руб. коп. | Цена реализации 1 ц., руб. | Выручка, тыс. руб. | Прибыль (убыток), тыс. руб. | Рентабельность, % |
СПК «Большевик» | 54755 | 41,73 | 2211,01 | 2672,27 | 146320 | 25256 | 20,86 |
ООО «Еремеевский» | 4804 | 37,02 | 1071,40 | 1964,82 | 9439 | 4292 | 83,39 |
СПК «Ольгинский» | 59446 | 51,04 | 1416,06 | 2234,11 | 132809 | 48630 | 57,77 |
СПК «Южный» | 9449 | 58,39 | 1661,55 | 1939,99 | 18331 | 2631 | 16,76 |
Среднее по хозяйствам | 32113,5 | 47,05 | 1590 | 2202,80 | 76724,75 | 20202,25 | 44,70 |
Отрасль молочного животноводства СПК «Большевик» является весьма крупной. Однако среднегодовой удой на 1 гол. составляет 41,73 ц., что меньше среднего показателя по хозяйствам на 5,32 ц. и уступает в этом показателе СПК «Южный» на 16,66 ц. и СПК «Ольгинский» на 9,31 ц.
Лидером по объему реализации молока является СПК «Ольгинский» 59446 ц., что связано с высоким уровнем среднегодового удоя. СПК «Большевик» занимает второе место по количеству реализованного молока — 54755 ц. По эффективности производства молока все рассматриваемые хозяйства рентабельны, уровень рентабельности варьирует от 16,76% до 83,39%.
Самая высокая прибыль по производству молока получена в СПК «Ольгинский» в размере 48630 тыс. руб., а самая низкая — в СПК «Южный» в размере 2631 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает второе место, полученная прибыль составляет 25256 тыс. руб., что выше среднего значения на 25%.
Проведя анализ, составим карту конкурентоспособности, подсчитав средний показатель по хозяйствам, исходя из этого значения, подсчитаем коэффициенты и отобразим в таблице 2 и рисунке 1.
Таблица 2
Коэффициенты эффективности производства молока в хозяйствах
Предприятие | Количество реализованного молока | Среднегодовой удой | Себестоимость | Цена реализации | Выручка | Прибыль
| Рентабельность |
СПК «Большевик» | 1,71 | 0,89 | 1,39 | 1,21 | 1,91 | 1,25 | 0,47 |
ООО «Еремеевский» | 0,15 | 0,79 | 0,67 | 0,89 | 0,12 | 0,21 | 1,87 |
СПК «Ольгинский» | 1,85 | 1,08 | 0,89 | 1,01 | 1,73 | 2,41 | 1,29 |
СПК «Южный» | 0,29 | 1,24 | 1,05 | 0,88 | 0,24 | 0,13 | 0,37 |
Среднее по хозяйствам | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Рисунок 1 – Карта конкурентоспособности СПК «Большевик» по производству молока в 2020г.
На основе данных таблицы 2 была создана лепестковая диаграмма, согласно которой можно сделать вывод, что СПК «Большевик» занимает 2 место по производству молока, подтвердив расчёты таблицы 1.
Далее сравним предприятия по объему реализуемой продукции в таблице 3.
Таблица 3
Объемы реализации продукции предприятий
Хозяйства области | Объём реализации | |||
Мясо, ц | % | Молоко, ц | % | |
СПК «Большевик» | 4456 | 38,29 | 54755 | 42,63 |
ООО «Еремеевский» | 327 | 2,81 | 4804 | 3,74 |
СПК «Ольгинский» | 6316 | 54,27 | 59446 | 46,28 |
СПК «Южный» | 540 | 4,64 | 9449 | 7,36 |
Среднее по хозяйствам | 2909,75 | 25 | 32113,5 | 25 |
Всего по хозяйствам области | 11639 | 100,0 | 128454 | 100,0 |
Первое место по объему реализуемого мяса и молока занимает СПК «Ольгинский» – 6316 ц (54,27%) и 59446 ц. (46,28%) соответственно к общему показателю по предприятиям, а СПК «Большевик» занимает второе место по реализации мяса 4456 ц. и молока 54755 ц.
Проведем сравнение хозяйств по таким показателям как выручка, себестоимость, прибыль (табл. 4).
Таблица 4
Основные показатели реализации продукции животноводства по предприятиям
Хозяйства области | Выручка, тыс. руб. | Себестоимость, тыс. руб. | Прибыль (убыток), тыс. руб. |
СПК «Большевик» | 318147 | 248378 | 69769 |
ООО «Еремеевский» | 13158 | 7331 | 5827 |
СПК «Ольгинский» | 354802 | 284758 | 70017 |
СПК «Южный» | 22013 | 30651 | -8638 |
Среднее по хозяйствам | 177030 | 142779,5 | 34243,75 |
Основным конкурентом и лидером по полученной выручке от реализации продукции животноводства является СПК «Ольгинский» — 354802 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает второе место по полученной выручке – 318147 тыс. руб., что выше среднего значения по хозяйствам на 80%. Самый низкий показатель у ООО «Еремеевский». Из представленных предприятий, развивающих отрасль молочного и мясного животноводства наибольшую прибыль получил СПК «Ольгинский» в размере 70017 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает 2 место. Убыточным предприятием по реализации продукции животноводства оказался СПК «Южный» (-8638 тыс. руб.).
Теперь проведем сравнительную характеристику хозяйств по таким показателям, как прибыль и рентабельность (табл. 5).
Таблица 5
Показатели финансовых результатов деятельности предприятий
Хозяйства области | Рентабельность хозяйства, % | Прибыль (убыток), тыс. руб. | ||
по хозяйству | Мясо | Молоко | ||
СПК «Большевик» | 21,93 | 69769 | 44513 | 25256 |
ООО «Еремеевский» | 19,48 | 5827 | 1535 | 4292 |
СПК «Ольгинский» | 25,42 | 70017 | 21837 | 48630 |
СПК «Южный» | — | -8638 | -11269 | 2631 |
Среднее по хозяйствам | 16,7 | 34243,75 | 14154 | 20202,25 |
Наивысшие финансовые показатели отмечены в СПК «Ольгинский», предприятие получило прибыль в размере 70017 тыс. руб., рентабельность составила 25,42 %. второе место по-прежнему занимает СПК «Большевик» с результатами 69769 тыс. руб. и 21,93%.
Исходя из проведенного анализа основным конкурентом СПК «Большевик» является СПК «Ольгинский» по таким показателям как: размер полученной прибыли, объем реализации молока и мяса, уровень рентабельности.
Библиографический список
1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер; перев. на рус. И.В.Квасюкова. – М.: Интеллектуальная литература. 2016. – 740 с.2. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 320 c.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник /Е.П.Голубков.- М.:Финпресс. 2012.- 704 с.