Индекс УДК 338.43
Дата публикации: 11.06.2016

Формирование конкурентных преимуществ предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов

Formation of competitive advantages of agricultural enterprises in resource-limited

1. Смольянинова И.В.
2. Шаталов М.А.
3. Ахмедов А.Э.

1. канд.экон.наук, доцент, проректор по НИР,
2. Шаталов М.А., канд.экон.наук, доцент, начальник НИО,
3. Ахмедов А.Э., канд.экон.наук, доцент, зав.кафедрой экономики
АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт»,
Воронеж, Россия
Smolyaninova I.V., Shatalov M.A., Ahmedov A.E.

Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh

Аннотация: Предмет/тема. В условиях санкционнной политики и необходимости реализации политики импортозамещения предприятия агропромышленного комплекса находятся в сложном взаимодействии с негативными факторами внутренней и внешней среды (высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов, низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций, дисбаланс спроса и предложения, острая конкуренцию с зарубежными производителями). В этой связи обеспечение устойчивого развития предприятий АПК в решающей мере связано с формированием конкурентных преимуществ на уровне предприятий для обеспечения их устойчивого роста.
Цели/задачи. Целью работы является разработка методических подходов к поэтапной разработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов.
Методология. Методологическими инструментами исследования выступили общенаучные методы, а также монографический, экономико-математические и статистические методы.
Результаты. В результате была разработана система факторов повышения конкурентоспособности продукции предприятий АПК.
Выводы/значимость. Обоснован механизм управления конкурентоспособностью предприятия АПК, учитывающий микро- и макроэкономические показатели маркетинговой среды, и позволяющий максимизировать конкурентные преимущества предприятия.

Abstract: The subject. In the context of the policy of sanctions and the need to implement the policy of import substitution agricultural enterprises are in a complex interaction with the negative factors internal and external environment (a high level of deterioration of the basic industrial and production funds, the low susceptibility of enterprises to innovate, supply and demand imbalance, severe competition with foreign manufacturers). In this regard, the sustainable development of agricultural enterprises crucially linked to the formation of competitive advantages at the enterprise level to ensure their sustainable growth.
Objectives. The aim is to develop a methodological approach to the gradual development of a strategy to improve the competitiveness of agricultural enterprises in the conditions of limited resources.
Methodology. The methodological research tools made by scientific methods, as well as monographic, economic and mathematical and statistical methods.
Results. As a result, the system factors of increasing the competitiveness of products of agricultural enterprises has been developed.
Conclusions. Substantiated competitiveness of the enterprise management mechanism for agriculture, taking into account the micro- and macro-economic indicators of the marketing environment, and to maximize the competitive advantages of the company.
Ключевые слова: АПК, адаптация, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, ограниченность ресурсов, механизм, импортозамещение.

Keywords: agriculture, adaptation, competitiveness, competitive advantages, limited resources, mechanism, import substitution.


Предприятия АПК выполняют одну из важнейших задач снабжения населения государства качественными продуктами питания, соответственно, товарами первой необходимости, необходимых для жизнедеятельности человека. Любая страна формирует собственное агропромышленное производство, исходя из ресурсного потенциала. Российская Федерация, а также большинство ее регионов, имеет высокий сельскохозяйственный потенциал, учитывая климатические риски [1-3].

Конечно, любое предприятие (не только предприятие АПК) в процессе своего функционирования решает проблему обеспечения собственной конкурентоспособности. Конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта складывается из ряда положительных аспектов, выявляющихся на рынке путем сопоставления с определенными показателями предприятий-конкурентов. Этот процесс совершенно естественен, ведь в условиях рыночной экономики стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе и предприятий АПК, ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, таких как обеспечение превышающих среднеотраслевой уровень доходов и их повышение, а также завоевание устойчивых позиций на рынке.

Задача повышения конкурентоспособности предприятий АПК обусловлена необходимостью их немедленной реакции на изменения (колебания) рыночного спроса, быстрая адаптация к изменениям востребованной рынком продукции, внедрение в производство НИОКР и пр.

Конкурентоспособность продовольственной продукции является результатом взаимодействия комплекса факторов (Рисунок 1). Данные факторы представляют собой силы, взаимодействующие не только на качество производимой продукции, но и на деятельность предприятия, также вызывающие изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, прибыли, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения [4-6].

Spectacle.uI8004

Рисунок 1 – Факторы повышения конкурентоспособности продукции предприятия АПК

Так, механизм управления конкурентоспособностью продукции предприятий АПК базируется на необходимости соответствия продукции потребностям потребителей, а также возможностями предприятия. Система управления применяет следующие инструменты [7-9]:

— исследовательский (мониторинг запросов и потребностей покупателей, анализ товаров и цен конкурентов и пр.);

— маркетинговый (разработка креативного предложения предприятия АПК с учетом его производственных мощностей и целей).

Следовательно, для обеспечения устойчивой конкурентоспособности продукции целесообразна организация объемной и полномасштабной маркетинговой деятельности с учетом влияния микроэкономических факторов [10].

Механизм управления конкурентоспособностью предприятия АПК учитывает микро- и макроэкономические показатели маркетинговой среды, сохраняет и максимизирует устойчивые конкурентные преимущества предприятия в целом, разрабатывая и внедряя в хозяйственную деятельность различные стратегии развития предприятия с перспективой повышения его конкурентоспособности на рынке (Рисунок 2).

Следует подчеркнуть, что управление конкурентоспособностью не ограничивается рамками отдельного предприятия, охватывая и более высокие уровни организации экономики, в частности, отраслевой [11-12]. Система управления конкурентоспособностью аграрной сферы включает как один из элементов государственное регулирование конкурентоспособности предприятий и протекционизм как разновидность подобного регулирования.

Spectacle.zU8004

Рисунок 2 — Модель поэтапной разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия АПК

Таким образом, нами видится, необходимость максимизации конкурентных преимуществ предприятий АПК на рынке, особенно в современной экономической ситуации в условиях введенный санкций при необходимости импортозамещения продукции. Поэтому внедрение и реализация предложенных методов повышения конкурентоспособности возможны для устойчивого развития, как предприятий АПК, так и отрасли в целом.

Библиографический список

1. Мычка С.Ю., Мартынов С.В. Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. 2015. Т. 1. № 1. С. 103-104.
2. Косолапов В.В., Тимофеев А. Основные тенденции и направления развития сахарной отрасли в России // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований Материалы XV международной научно-практической конференции. 2011. С. 27-31.
3. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э. Обеспечение конкурентоспособности предприятий АПК на основе инвестиций в инновационные изменения // Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2015. - С. 380-382.
4. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Региональные аспекты обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2015. - С. 48-50.
5. Баутин В.М. Диверсификация в системе устойчивого развития предпринимательских структур АПК // Синергия. 2015. № 1. С. 60-65.
6. Клюшин В.В., Баулина О.А. Модель оптимизации движения инвестиционных ресурсов в условиях нестабильности внешней среды. - Волгоград, 2015. – 278 с.
7. Давыдова Е.Ю. Проблемы управления инновационно-инвестиционной деятельностью транснациональных корпораций // Синергия. 2016. № 2. С. 56-62.
8. Косолапов В.В., Косолапова Е.В. Применение математического аппарата марковских случайных процессов для совершенствования производственных показателей сельскохозяйственных организаций //  Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований Материалы XV международной научно-практической конференции. 2011. С. 153-157.
9. Мычка С.Ю., Богданова Т.Н., Воронкова В.В. Инновационные формы маркетинговой деятельности предприятия // Территория науки. 2015. № 1. С. 81-85.
10. Краснова Н.А., Сартакова Е.М. Клиентоориентированный подход в управлении жизненным циклом инновационного продукта // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 1 (33). С. 59-66.
11. Баулина О.А. Перспективы инновационного развития отечественной экономики // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2015. Т. 1. С. 293-300.
12. Смольянинова И.В., Ахмедова О.И., Мамедов Ф.М. Формирование и развитие агропродовольственного рынка // Территория науки. 2013. № 4. С. 83-89.