Основные методы и формы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства
Main methods and forms of state regulation and support of agriculture
Abstract: This article discusses the main methods and forms of state regulation and support of agriculture. The tasks of state regulation of agriculture are disclosed. The instruments of state support of the agro-industrial complex are outlined.
Keywords: state, regulation, agriculture, instruments and mechanisms of state regulation, agrarian policy, forms of state regulation of the economy.
К задачам государственного регулирования сельского хозяйства относятся его стабилизация и обеспечение развития производственных мощностей, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, способствование взаимодействия сельского хозяйства с представителями других отраслей.
Государственное регулирование сельского хозяйства является частью госрегулирования экономики страны. Методика государственного регулирования сельского хозяйства основана на взаимодействии саморегулирования рынка и влияния государственных органов. Влияние государства на агропромышленный комплекс затрагивает его производство, техническое обслуживание, материально-техническую базу, а также переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Инструменты государственного регулирования бывают, правового, административного и экономического характера.
Первым инструментом государственного регулирования выступают правовые формы, которые нацелены на создание законодательной основы для реализации последующих инструментов, т.е. любые административные и экономические инструменты государственного регулирования будут обоснованы конкретным правовым актом.
Основой регулирования отношений населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также реализации государственной социально-экономической политики сельского хозяйства является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ.
Важным условием приравнивания предприятия к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является то, что доход от реализации сельскохозяйственной продукции организации должен составлять не менее 70%.
В ст. 5 дается понятие Государственной аграрной политики, а также рассматриваются ее основные направления:
1)поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
2)формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
3)государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, содействие расширению их доступа на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
5)развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
6) устойчивое развитие сельских территорий;
7)совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.
Административные инструменты государственного регулирования являются следствием управленческих решений, которые принимаются управленческими структурами. Они основаны на силе управленческого права и включают в себя формы запрета, разрешения и принуждения. Данные инструментарий носит обязательный характер для всех участников рыночных отношений, перечень форм предполагает, что сельскохозяйственные товаропроизводители будут вынуждены регламентировать свою деятельность в рамках государственных предписаний.
Административные инструменты включают в себя регулирование технической, производственной и торговой базы. Государственное регулирование основывается на стандартах, лицензиях, сертификатах, которые влияют на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Правовые и административные методы способствуют осуществлению экономических инструментов государственного регулирования. Принятие законов, постановлений и других административных решений дает толчок иным экономическим воздействиям.
Экономические инструменты основаны на создании стимулов, способов поощрения для развития организаций АПК. Особенность экономических инструментов заключается в самостоятельности субъектов в принятии экономических решений, для получения экономической выгоды.
Свойство аддитивности экономических механизмов разного уровня позволяет рассматривать реализуемые подходы и методы государственного регулирования в виде самостоятельного механизма более низкого уровня, в котором системно представлены цели, задачи, формы, конкретные методы и инструменты, а также ожидаемые результаты.
Формы государственного регулирования используют методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие на экономику происходит со стороны государства, а сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены следовать данным предписаниям. Например, инструментом данного воздействия выступают налоговое законодательство, бюджетные процедуры по государственным инвестициям, правовые и административные ограничения и запреты на выпуск определенных видов продукции и т.п.
Прямые методы воздействия достигают высокой эффективности, по причине жесткого регулирования. Налоговая инспекция устанавливает четкие размеры и сроки уплаты налогов и взносов в федеральный бюджет. Просрочка по налоговым платежам обременяется начислением пеней, а неуплата грозит организации штрафами и налоговыми проверками. Данное явление создает помехи хозяйственной деятельности, но в свою очередь обеспечивает законную и правильно организованную деятельность.
Методы косвенного регулирования основываются на экономическом программировании и индикативном (рекомендательном) планировании, т.е. процессом ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Другими формами косвенных методов являются: регулирование цен, компенсации расходов, поддержка внедрения инноваций и страхования и т.д. Преимущество данных методов воздействия на продовольственный рынок: они не нарушают рыночную ситуацию, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамичного равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер и восприятием их продовольственным рынком.
Наибольший акцент в данных методах поставлен на экономические инструменты государственного регулирования, которые направлены на развитие ценовой, бюджетной, налоговой, кредитной и внешнеэкономической политики.
Так, например, бюджетная политика включает в себя субсидирование, компенсации, поддержку и расходы организаций агропромышленного комплекса РФ. Кредитная политика дает рост в возможности получения дополнительных средств на реализацию своей деятельности на льготных условиях. Налоговая политика выступает в возможности применения особых налоговых режимов, пониженных налоговых ставок и реструктуризации задолженности перед бюджетом.
В условиях рынка значительна роль регулирования цен. Использование гарантированных цен, в том числе целевых, интервенционных, играет большую роль в стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, создании условий для устойчивого производства отдельных сельскохозяйственных товаров.
Важнейшим элементом государственного регулирования сельского хозяйства выступает поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и эффективное освоение территорий сельскохозяйственного назначения.
Основной, рассматриваемой нами государственной программой, будет являться Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденная Правительством РФ от 14.07.2012 г. № 717.
Данная программа конкретизирует положения ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности РФ Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы.
Эффективность реализации государственной программы оценивается исходя из достижения плановых показателей. Данные показатели основаны на индексах, рассчитанных по отношению к предыдущему году. Оценка эффективности государственной программы производится на основе квартальной и годовой отчетности, которую предоставляют организации АПК. Данная отчетность обрабатывается Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой, далее поступает в реестр Министерства сельского хозяйства РФ.
В свою очередь Министерство сельского хозяйства РФ совместно с субъектами РФ выборочно проводит обследование сельскохозяйственных товаропроизводителей. А также ежегодно, сроком до 15 мая, готовит национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы, который представляется в Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ.
Оценка эффективности государственной программы проводится на основе:
1.Степени достижения целей и решения задач Государственной программы, путем сопоставления фактических и плановых показателей;
2.Степени соответствия плановому уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
3.Степени реализации мероприятий в рамках подпрограмм Государственной программы и федеральных целевых программ.
Для определения степени достижения целей (задач) Государственной программы используется формула:
Сд = З факт/ З план * 100% (1)
где, З факт – фактическое значение показателя;
З план – плановое значение показателя.
Эффективность государственной программы Министерства сельского хозяйства России оценивается путем установления интервалов значений тех или иных показателей. Интервалы могут быть высокие, удовлетворительные и неудовлетворительные. Высокий уровень эффективности достигается если, значение фактического показателя не ниже 95% планового значения. Удовлетворительный уровень не ниже 75%.
Государственное регулирование сельского хозяйства обеспечивает конкурентоспособность и продовольственную безопасность страны.
По мнению советского и российского экономиста Тамбовцева В.Л., стабильность дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей может обеспечивать определение объема государственной ресурсной поддержки. Так, установка прогнозной цены предполагает анализ затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции и выбор метода ценообразования.
Прогнозная цена является минимально необходимой ценой реализации для удовлетворения внутренних потребностей производителя. Прогнозную цену закупки рекомендуется рассчитывать методом полных издержек.
Объем ресурсной господдержки сводится к сопоставлению прогнозной и рыночной цен. Например, если прогнозная ниже рыночной, то ресурсная поддержка не рассчитывается. Также наоборот, если прогнозная цена выше рыночной, то объем ресурсной поддержки определяет их разница.
Библиографический список
1. Суворова А.В., Максимова В.Н., Шарафутдинов А.С. Государственная поддержка малого бизнеса и хозяйств агропромышленного комплекса Республики Бурятия // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Cсовременные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса». - г. Москва, 2020.-С.45-492. Суворова А.В., Тимофеева Н.С. Государственное регулирование сельского хозяйства и управление его устойчивым развитием // Современные исследования в области предпринимательства, экономики и бизнеса. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2019.- С. 57-60.
3. Тимофеева Н.С. Направления устойчивого развития менеджмента организаций агропромышленного комплекса // Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы национальной научно-практической конференции. -2019.- С. 291-294.
4. Тимофеева Н.С. Концепция устойчивого развитие сельских территорий // Теория и практика современной аграрной науки. Сборник национальной (Всероссийской) научной конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. - 2018.- С. 725-729.