Индекс УДК 556.5
Дата публикации: 18.07.2015

Водные ресурсы средней Азии: проблемы цивилизованного использования

Водные ресурсы средней азии: проблемы цивилизованного использования

Станчин Иван Михайлович
АНОО ВПО «Воронежский экономико-правовой институт», г. Воронеж
Stanchin Ivan
Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh

Аннотация: Предмет/тема. Основным стратегическим ресурсом в странах Средней Азии постепенно становится вода. Это обусловлено относительным постоянством стока рек в бассейне Аральского моря и стремительно возрастающей численностью населения. За последние 75 лет количество воды на одного человека снизилось в этом регионе в 4,6 раза.
Цели/задачи. Острота водной проблемы в Среднеазиатском регионе вызывает необходимость поиска решений паритетного использования воды на межгосударственной основе цивилизованными методами.
Методология. В исследовании применены методы ретроспективного исторического анализа, сопоставлений, сравнений и аналога
Результаты. В условиях дефицита водных ресурсов обосновано внедрение в практику водосберегающих технологий, повышение коэффициента полезного использования (КПИ) воды и ориентация демографической политики на сокращение рождаемости.
Выводы/значимость. Сделан ввод о необходимости в дальней перспективе странам Средней Азии ориентироваться на продуктивные контакты с Российской Федерацией по привлечению в бассейн Аральского моря части стока рек Сибири.


Abstract: Предмет/тема. Основным стратегическим ресурсом в странах Средней Азии постепенно становится вода. Это обусловлено относительным постоянством стока рек в бассейне Аральского моря и стремительно возрастающей численностью населения. За последние 75 лет количество воды на одного человека снизилось в этом регионе в 4,6 раза.
Цели/задачи. Острота водной проблемы в Среднеазиатском регионе вызывает необходимость поиска решений паритетного использования воды на межгосударственной основе цивилизованными методами.
Методология. В исследовании применены методы ретроспективного исторического анализа, сопоставлений, сравнений и аналога
Результаты. В условиях дефицита водных ресурсов обосновано внедрение в практику водосберегающих технологий, повышение коэффициента полезного использования (КПИ) воды и ориентация демографической политики на сокращение рождаемости.
Выводы/значимость. Сделан ввод о необходимости в дальней перспективе странам Средней Азии ориентироваться на продуктивные контакты с Российской Федерацией по привлечению в бассейн Аральского моря части стока рек Сибири.
Ключевые слова: вода, водохозяйственный баланс, сток рек, ареал, бассейн, межгосударственное соглашение, паритетное водопользование

Keywords: water, water balance, the flow of rivers, the area, a swimming pool, an interstate agreement, a joint water use


Вода – ценный ресурс и относится к основным, необходимым не только для жизнедеятельности человека, но и суверенитета и независимого экономического развития страны, особенную значимость представляет в условиях её дефицита. Водные, как и другие естественные ресурсы, находящиеся в распоряжении общества, ограничены.  С другой стороны, развитие экономики и цивилизации, улучшение качества жизни, ведут к постоянному росту потребления воды населением в коммунальном хозяйстве, отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

Для  многих регионов мира вода является стратегическим ресурсом, поскольку имеет особую  жизненно-важную значимость. К таким регионам,  жизнь и экономика которых полностью зависят от водных ресурсов, относится Средняя Азия. С учетом сложившихся политико-географических отношений в современном понимании Средняя Азия представляет собой общее название для Киргизии, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и частично Казахстана,  а площадь её составляет 2% территории Земли. Водные ресурсы стран Средней Азии образуются за счет стока трансграничых рек, который в основной массе, формируется в одних странах, протекает по территории других, а используется  третьими.  Поэтому водопользование каждой страны в Среднеазиатском регионе не является  автономным и независимым. Оно всегда охватывало все стороны взаимного сотрудничества и основывалось на дипломатических, хозяйственных и добрососедских отношениях народов и стран, использующих  единую водную систему бассейна Аральского моря. И, хотя этих условиях вопрос водопользования приобретает значительную эмоциональную окраску, все же, как показывает опыт регулирования межгосударственного водопотребления, единственный путь достижения оптимальных решений – это достижение соглашений на основе цивилизованных решений.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать, что в едином бассейне использования стока рек – бассейне Аральского моря, где водные ресурсы являются трансграничными не должно быть приоритетов использования воды для какой-то одной страны, а все вопросы водопользования должны решаться на основе Международного права и достигнутых межгосударственных соглашений.

Среднеазиатские  страны, входящие в бассейн Аральского моря, в целом занимают стратегически выгодное пространственное положение, являясь связующим территориальным звеном между странами  Европейского континента, Ближнего  и Дальнего Востока.  Именно через этот регион некогда пролегал Великий шелковый путь.  В границах бассейна полностью размещаются четыре страны – Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, кроме того, частично входят южная часть Казахстана и северные части территории Афганистана и Исламской Республики Иран (табл. 1).

Таблица 1 – Территориальная характеристика  бассейна Аральского моря[1, 2]

СтраныПлощадь, тыс. км2в процентах
Кыргызстан199,97,4
Таджикистан142,55,3
Туркменистан491,218,2
Республика Узбекистан449,316,7
Казахстан11103,341,0
Итого в пределах  среднеазиатских стран2386,288,6
Афганистан243,09,0
Исламская Республика Иран65,02,4
Всего по бассейну Аральского моря2694,2100

1Территория, входящая в состав  бассейна Аральского моря (здесь и далее).

Экономика  стран,  входящих в  ареал, в значительной мере обусловлена наличием водных ресурсов бассейна рек Аральского моря и, соответственно, состоянием  орошаемого земледелия, которое развивается на стоке рек и  ведется здесь с древнейших времен. Водные ресурсы  бассейна   слагаются из стока рек Амударьи, Сырдарьи и   нескольких бессточных рек, каждая из которых образует самостоятельный автономный орошаемый ареал.  В общем водные ресурсы Среднеазиатского региона  по среднемноголетним наблюдениям составляют 126,9 км3 (табл. 2).

Таблица 2– Поверхностные водные ресурсы Среднеазиатского региона[3]

Реки по ареаламСреднемноголетний сток, км3%
 Ареал реки Сырдарьи

в том числе река Сырдарья37,2

33,829,3Ареал реки Амударьи

           в том числе река Амударья79,5

68,162,7Ареал бессточных рек10,28,0Всего по бассейну Аральского моря126,9100

Удельные показатели водных ресурсов, количество воды, приходящееся в год на 1 человека в странах среднеазиатского региона,  уменьшаются  пропорционально росту народонаселения.  И этот фактор относится к одной из характерной особенности  региона. Здесь сохраняется устойчивый рост народонаселения, численность которого удваивалась в 1940-2004 гг. через каждые 18-20  лет. В 1940 году,  т.е. 75 лет назад, в бывших советских республиках Среднеазиатского региона проживало 12,4 млн. человек, а  на начало 2004 г. в образовавшихся на этой территории независимых странах насчитывалось уже 49,4  млн. человек,  т. е. за период 1940-2004 гг. численность населения возросла  более чем  в 4 раза, т.е. дважды удвоилась.

Причем, если бы не Вторая Мировая война, на которой погибло значительное количество мужчин, и последствия которой в значительной мере отразились на  экономическом состоянии  и  демографической ситуации,   то прирост населения был бы в этом регионе за анализируемый период еще выше.

В последнее десятилетие темпы роста населения в странах этого региона, хотя и замедлились по экономическим причинам, но все же сохраняют высокий темп естественного прироста. По состоянию на июль 2014 г. на этой  территории численность населения возросла до 57,8 млн. человек, т.е. за 2004-2014 гг. увеличилось в 1,2 раза. Если численность населения здесь дважды удвоилась за 64 года – 1940-2004 гг.,  то количество водных ресурсов региона, как известно, осталось неизменным.  Если в 1940 г. в расчете на душу населения  региона приходилось 10,2 тыс. м3 воды, то в 2004 г. – в 4 раза меньше – 2,6 тыс. м3, в 2014 г. – в 4,6 раза меньше – 2,2 тыс. м3  (табл. 3).

Таблица  3 – Демографическая характеристика стран бассейна Аральского моря, млн. человек [4-11]

Страны1940 г.1970 г.2000 г.2004 г.2010 г.2014 г.

(июль)Кыргызстан1,52,94,95,05,55,9Таджикистан1,52,96,26,67,68,2Туркменистан1,32,24,85,25,55,9Республика Узбекистан6,512,024,827,328,530,7Казахстан1,63,14,95,36,67,1Итого в пределах Среднеазиатских стран12,423,145,649,453,757,8Приходится  водных ресурсов на душу населения, тыс. м310,25,52,82,62,42,2

Уже в ближайшей   перспективе в странах Среднеазиатского региона удельные показатели водных ресурсов, количество воды, приходящееся в год на 1 человека, будут уменьшаться  не только пропорционально росту народонаселения.  Следует ожидать, что в текущем столетии объем поступающих водных ресурсов в ареале пяти вышеназванных стран бассейна сократится за счет развития орошения и, соответственно, увеличения объема потребления воды  в Исламской Республике  Иран и Афганистане. Учитывая не только высокие, характерные для республик Средней Азии, темпы естественного прироста населения, водная проблема в бассейне Аральского моря получит еще большее усугубление и окажет значительное воздействие не только на экономику стран данного региона, но и на политическую ситуацию и межгосударственные отношения.

Многие ученые рекомендуют в странах с ограниченными водными ресурсами развивать экономику, основанную на рациональном  водопользовании и производстве на 1  м3 воды продовольствия в возрастающих  размерах.  Несомненно, это одно из эффективных направлений использования водных ресурсов. Но, если даже и будут внедрены прогрессивные технологии экономного водопользования и возделывания сельскохозяйственных культур, то это позволит только лишь отсрочить чрезвычайную ситуацию в регионе, связанную с дефицитом воды, и через несколько десятков лет, при сохранении сложившихся темпов естественного прироста населения, проблема с водой приобретет такую остроту, последствия которой могут оказать влияние  на чрезвычайную ситуацию в регионе. В этой связи значительный резонанс в  международных отношениях получает в настоящее время точка зрения о необратимости конфликтной ситуации в этом регионе, вызванная распределением и использованием водных ресурсов.

Зачастую, водные ресурсы стран Средней Азии формируются на территории одних государств, протекают по территории других и могут использоваться третьими странами. К числу таких относятся водные ресурсы в ареале бассейна реки Амударьи.  Река Амударья является главной и самой крупной по водоносности рекой в Средней Азии. От истоков до слияния рек Пянджа и Вахша она называется Вахандарья, и общая длина реки составляет 2620 км. После слияния рек Пянджа и Вахша река называется Амударья и имеет протяженность до устья 1415 км, из них 744 км река течет по территории Туркменистана. По расходу воды Амударья в 1,2 раза превосходит реку Днепр в районе Лоцманской Каменки, в 3 раза реку Дон у города Калача.19В совокупности среднегодовой поверхностный сток в Бассейне реки Амударьи  составляет 79500 млн. м3. В соответствии с вероятностью повышения стока (до 30%) в годы высокой влажности и  снижения стока (до 70%) в засушливые годы годовой сток может варьировать от 103,3 до 61,1 км3.Сток  в ареале бассейна реки Амударьи в разрезе наиболее крупных водных источниковпредставлен в табл. 4.

Таблица 4 – Естественный среднегодовой поверхностный сток в ареале бассейна реки Амударьи, млн. м3/год [12]

Бассейн в ареале реки АмударьиРечной сток, формирующийся в странахВсего по бассейну в ареале реки Амударьи
КыргызстанТаджикистанУзбекистанТуркменистанАфганистан

и ИранТажикистан      Пяндж—30081——330033381Вахш165418400———20054Кафирниган—5575———5535Узбекистан      Зарафшан  5280  5280Сурхандарья——4841——4841Шерабад——228——228Кашкадарья——1222——1222Туркменистан      Мургаб———7717711.542Теджен———488489977Атрек———136137273Реки Афганистана————61676167Всего (км3)1654540561157114051081479500Бассейн в ареале реки Амударьи  (%)2.168,014,51.813,6100

В настоящее время водой из Амударьи пользуются Афганистан, Таджикистан, Республика Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан. Основными потребителями стока реки Амударьи на ее равнинной части являются Туркменистан и Республика Узбекистан, на долю которых приходится 84% используемого стока. Практически все поверхностные водные ресурсы, участвующие в водохозяйственном балансе Туркменистана, формируются за его пределами и по своей сути являются трансграничными. За счет водных ресурсов этих рек орошаются значительные площади земель и процветают Амударьинский, Мургабский, Тедженский, Прикопетдагский оазисы, формируются новые региональные территориально-производственные комплексы и развивается экономика отраслей   производства. Таким образом, страны имеющие незначительные объемы собственных водных ресурсов, потребляют существенный объем за счет трансграничных водных источников.

По обеспеченности собственными водными ресурсами Туркменистан занимает последнее место в странах Среднеазиатского региона. Водные ресурсы Туркменистана слагаются из поверхностного стока рек Амударьи, Мургаба, Теджена, Кашана, Кушки, Атрека, Сумбара и 20 мелких рек и водотоков, стекающих с северных и северо-восточных склонов Копетдага,  большим количеством сухих логов (более 350) Большого и Малого Балханов, Койтендага. и подземных водоносных горизонтов. Бассейны стока  рек Туркменистана полностью или в значительной мере формируется за пределами Туркменистана, находятся  в Копетдаге, Паропамизе и Памиро-Алайской горной системе. Поэтому практически все поверхностные водные ресурсы, участвующие в водохозяйственном балансе Туркменистана, формируются за его пределами и по своей сути являются трансграничными.

В мировой практике установились определенные факторы, которые учитываются при заключении соглашения на разделение воды.  В числе мирных цивилизованных методов – это прямой мирный договор, который заключается между заинтересованными участниками. В случае, если соглашение по каким-либо причинам не достигнуто, то вопрос может быть рассмотрен международным судом. И, наконец, к числу параметров, определяющих объемы выдела воды,  является  установление   факта   на    местности.    Фактом,    который    может    быть  установлен на местности, можно, к примеру, отнести искусственно созданную реку – Каракум-реку. Что важно при рассмотрении факта установления на местности – это Туркменистан имеет территориальный и фактический контроль над источником воды, поступающей из реки Амударьи по артерии Каракум-реки. Эта водная артерия является жизненно важной для миллионов людей Туркменистана, базирующих свою жизнь и деятельность на ее водных ресурсах – и это является фактом, который может быть установлен на местности и который должен приниматься в качестве обязательного и неизменяемого при международном распределении водных ресурсов.

После обретения независимости Туркменистан, как правопреемник бывшего СССР на территории Туркменской ССР, подтвердил свои обязательства по соглашениям в отношении пограничных рек и вод между Исламской Республикой Иран (ИРИ) и СССР. К ним относятся:

  • Соглашение между Союзом ССР и Персией (старое название ИРИ) о взаимном пользовании пограничными реками и водами на протяжении границы от реки Гери-Руд (Теджен) до Каспийского моря от 20 февраля 1926 г.В Статье 1 Соглашения между СССР и ИРИ от 20 февраля 1926 г. записано: «Вся вода реки Гери-Руд (Теджен), начиная от моста Пуль-и-Хатун, вниз по течению на всём протяжении по границе между договаривающимися сторонами делится на десять равных частей, из которых три части поступают в пользование Персии и семь частей в пользование СССР».

Под действие данного Соглашения попадают реки: Теджен, Чаача, Меана (Кара-Тикан), Келат-Чай (Нафте), Арчиньян (Арчанган), Лаин, Кельте-Чинар, Фирюза, Чандыр (Чондор), Сумбар, Атрек.

Данным Соглашением определены технические вопросы измерения и деления долей Сторон. Также признаётся факт, что деление стока не удовлетворяет потребностям в воде ни одной из Сторон и как решение этой проблемы признаётся целесообразность строительства выше Пуль-и-Хатуна водохранилища для перехвата и накопления паводковых вод;

  • п.11 Протокола к Соглашению между СССР и Ираном об урегулировании пограничных и финансовых вопросов от 2 декабря 1954 г.;
  • Договор между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Шахиншахским Правительством Ирана о режиме советско-иранской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов, заключённый в городе Москве 14 мая 1957 г.;
  • Советско-Иранское Соглашение по пограничным рекам Аракс и Атрек заключенное в городе Тегеране 11 августа 1957 г.;
  • Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Шахиншахским Правительством Ирана о составлении предварительных проектов по равноправному использованию пограничных участков рек Аракс и Атрек в целях орошения и производства электроэнергии заключенный в городе Тегеране 5 марта 1958 г.

В 2005 г. Туркменистан совместно с Ираном завершил строительство на реке Теджен комплекс гидротехнических сооружений водохранилищной плотины «Достлук» емкостью  1250 млн. м3.  Использование воды решается в равных долях на паритетной основе.

Вопрос распределения стока реки Амударьи решен соглашением пяти государств Средней Азии в 1992 г. Между Туркменистаном и Республикой Узбекистан вопрос распределения воды реки Амударьи получил дополнительное решение в заключенном договоре   16.01.1996 г. в городе Туркменабат (город Чарджоу), подписанного Президентами Туркменистана и  Республики Узбекистан.

Таблица 5 – Водозабор стран Средней Азии из реки  Амударьи    в соответствии с межгосударственным Соглашением [13]

СтранаВодозабор, млрд. м3%
Кыргызстан4000,6
Таджикистан950015,4
Туркменистан2200035,8
Республика Узбекистан2960048,2
Итого61500100
в том числе ниже гидропоста города        Атамурат (город Керки)
Республика Узбекистан2200050
Туркменистан2200050

Между Туркменистаном и Республикой Узбекистан вопрос распределения воды реки Амударьи получил дополнительное решение в заключенном договоре   16.01.1996 г. в городе Туркменабат (город Чарджоу), подписанного Президентами Туркменистана и  Республики Узбекистан.

На встрече, состоявшейся 19.11.2004 г. в городе Бухаре (Узбекистан), Президенты Туркменистана и Республики Узбекистан отметили исключительную важность договора о паритетном водопользовании и подчеркнули, что в этой области межгосударственных отношений спорных вопросов нет.

Таким образом, в такой ситуации проблемы, связанные с параметрами использования воды в странах Средней Азии, до настоящего времени решались мирными цивилизованными методами. И это основа для добрососедских отношений в сложных водохозяйственных отношениях.

Таким образом, считаем необходимым сделать следующие выводы [14-15]:

  1. Страны Средней Азии, использующие водные ресурсы в бассейне Аральского моря, представляют собой единый взаимосвязанный в гидрологическом и экономическом отношениях конгломерат, основой которого являются стоки рек Амударьи и Сырдарьи.
  2. Количество воды, приходящееся в странах бассейна Аральского моря в расчете на одного человека, сократилось за последние 75 лет пропорционально росту численности населения 4,6 раза. При сохранении сложившихся темпов естественного прироста населения, уже в ближайшей перспективе основным стратегическим ресурсом в этом регионе будут не нефть и газ, а вода.
  3. В условиях дефицита водных ресурсов важное значение в текущем периоде будут иметь внедрение в практику водосберегающих технологий, повышениe коэффициента полезного использования (КПИ) воды и ориентация демографической политики на сокращение рождаемости.
  4. В дальней перспективе странам Средней Азии следует ориентироваться на продуктивные контакты с Российской Федерацией по привлечению в бассейн Аральского моря части стока рек Сибири.

Библиографический список

1. Малый атлас СССР. – Главное управление геодезии картографии при Совете Министров СССР. М.:1974, с. 95, 109-116.
2. Энциклопедический словарь географических названий. Гл. ред. С.В. Калесник. – Издательство «Советская энциклопедия», М.:1973, с. 278, 318, 637, 670, 686.
3. Институт «Союзводпроект», 1977 г.
4. Численность и плотность населения Киргизии в 2006-2010 гг. Киргизия – Википедия. Сайт http: ru.wikipedia.org/wiki/ Киргизия.
5. Таджикистан: 15 лет государственной независимости, статистический сборник, Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, Душанбе:2006.
6. Статистический ежегодник Туркменистана 2000-2006. – Государственный комитет Туркменистана по статистике, Ашхабад: 2007, с. 9.
7. Население Узбекистана превысило 29 млн. человек. – Политика, выборы, власть. – Новости. – ИА REGNUM
8. Численность населения РК по областям, городам и районам на 1 января 2011 г.http://ru.wikipedia.org/wiki/ Казахстан – Википедия. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki
9. СССР, Россия и Средняя Азия в 1990-2010 гг. www.liveinternet.ru
10. Население Узбекистана июль 2014. www.go.mail.ru
11. Население Средней Азии по данным ООН. www.vestikavkaza.ru
12. CAWATERinfo. Водно-экологический портал Центральной Азии. www.cawater-info,net/daily/.
13. Национальный план Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши по охране окружающей среды. Ашхабад: 2002, с. 22.
14. Станчин И.М. Проблема использования водных ресурсов в среднеазиатском регионе// Проблемы рекультивации отходов быта, промышленного и сельскохозяйственного производства: IV международная научная экологическая конференция. 2015. С. 722-726.
15. Lerman Z., Stanchin I. Institutional changes in Turkmenistan's agriculture: impacts on productivity and rural incomes// Eurasian Geography and Economics. 2004. Т. 45. № 1. С. 60-72.