Противопожарная защита в высших учебных заведениях
Fire protection in higher education institutions
Abstract: The article talks about fires in higher education institutions, emphasizing that 15 universities have experienced similar incidents over the past decade. The paper examines various fire hazard factors that exist in modern educational institutions, such as outdated building structures, the use of combustible materials and poor fire protection systems. The problems of fire safety training for staff and students due to insufficient funding and lack of specialized programs are also being considered. In addition, it highlights the importance of diverse and systematic fire safety education and suggests that universities make better use of administrative resources to improve staff and student fire safety training.
Keywords: fire safety, universities, protection of students and teachers from fires.
Статистика показывает, что пожары в высших учебных заведениях — не редкость. За последние десять лет пожары произошли в 15 университетах по всей стране. Примечательно, что трагические инциденты, повлекшие за собой массовые человеческие жертвы, такие как пожар в РУДН в 2003 году, унесший жизни 36 человек, и пожар в Московском институте корпоративного управления в 2007 году, в результате которого погибли 11 человек, побудили национальных лидеров сосредоточить внимание на усилении мер пожарной безопасности в этих учреждениях.
Современное высшее учебное заведение является уникальным объектом из-за наличия многочисленных факторов пожарной опасности, к которым относятся:
— скопление большого количества людей в одном месте;
— сложный дизайн учебных корпусов и общежитий, многие из которых были построены до внедрения современных стандартов пожарной безопасности;
— наличие помещений, содержащих опасные материалы;
— наличие помещений, отнесенных к различным категориям пожарной опасности, в одном и том же здании.
Учитывая представленную информацию, важно тщательно расследовать причины высокой частоты пожаров в высших учебных заведениях.
Во-первых, многие известные университеты страны имеют здания, построенные в XIX-м и начале ХХ-го веков. Значительный возраст этих сооружений повышает пожароопасность из-за таких факторов, как деревянные полы и перегородки с пустотами, поврежденная электропроводка, возможные трещины в конструкции и устаревшее или неадекватное противопожарное оборудование. Эти условия могут привести к возгоранию и быстрому распространению пожаров.
Год постройки здания указывает на то, что оно было построено в соответствии с устаревшими стандартами пожарной безопасности, а условия, в которых оно эксплуатируется, со временем изменились. Кроме того, ремонт и обновление коммуникаций и отделки в этих старых зданиях часто проводятся без прерывания учебного процесса, что может привести к нарушениям правил пожарной безопасности во время работ.
Кроме того, использование современных горючих отделочных и изоляционных материалов как внутри, так и снаружи зданий увеличивает пожарную нагрузку. В сочетании с растущим использованием технологий в сфере образования это привело к повышению спроса на электросети.
Администрация университетов в погоне за эстетичными или экономичными отделочными материалами часто упускает из виду безопасность этих покрытий. В современную эпоху передовых технологий многие университеты гордятся своими техническими учебными ресурсами, часто пренебрегая потенциальными недостатками. Перегрузки в сети представляют значительный риск, поскольку короткие замыкания являются одной из основных причин пожаров.
В-третьих, ремонт и модификация помещений и этажей в зданиях часто проводятся бессистемно, без необходимых согласований и зачастую с привлечением неквалифицированных проектных и строительных бригад.
В-четвертых, основные системы противопожарной защиты либо устарели, либо отсутствуют, особенно автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения о пожаре. Мы считаем, что эти автоматические системы являются важнейшим и наиболее эффективным средством защиты людей от опасностей пожара. Их внедрение является основополагающим требованием для обеспечения пожарной безопасности в высших учебных заведениях.
В-пятых, есть случаи, когда помещения сдаются в аренду без принятия необходимых противопожарных мер. Многие университеты сдают часть своих помещений в аренду различным предприятиям, и арендаторы часто упускают из виду важность соблюдения мер пожарной безопасности в этих помещениях.
В-шестых, учебные заведения часто не имеют достаточного финансирования для полного соблюдения правил пожарной безопасности. В результате в высших учебных заведениях сохраняется множество нарушений, которые остаются без внимания от одной проверки к другой.
Не все университеты уделяют должное внимание расходам, связанным с «противопожарной защитой». Однако в 2011 году в законодательство были внесены поправки, значительно увеличивающие штрафы за несоблюдение норм пожарной безопасности. В результате руководители университетов теперь стоят перед выбором: инвестировать в меры пожарной безопасности для своих учебных заведений или понести финансовые санкции.
В-седьмых, в системе образования отсутствует эффективная методика преподавания правил пожарной безопасности, особенно студентам. Мы считаем, что реформирование образования по пожарной безопасности в университетах может стать решающим фактором в обеспечении безопасности людей.
Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности в основном завершено и продолжается. Новые сотрудники должны пройти вводный инструктаж, который, как правило, проводится специально назначенным сотрудником по пожарной безопасности. После этого на месте проводится первоначальный инструктаж по пожаротушению, составленный с учетом конкретных обязанностей сотрудника. Кроме того, в будущем могут проводиться целевые инструктажи по пожаротушению и повторные инструктажи по пожаротушению.
Подготовка студентов представляет собой сложную задачу, поскольку в высших учебных заведениях отсутствуют специальные учебные программы по пожарной безопасности. При поступлении в высшее учебное заведение студенты должны пройти инструктаж по мерам пожарной безопасности, включая информацию о планировке здания, расположении эвакуационных выходов, размещении и правильном использовании первичных средств пожаротушения, расположении телефонов пожарной охраны и другие важные детали.
Во время практических, лабораторных и полевых занятий инструкторы обязаны информировать студентов о потенциальных опасностях и соответствующих действиях, которые необходимо предпринять в случае пожара. Инструктор несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности во время этих занятий.
Предоставление учащимся информации о пожарной безопасности из различных источников могло бы повысить ее эффективность. Студенческие СМИ, руководители групп, управляющие общежитиями и студенческий союз могут сыграть определенную роль в просвещении студентов по вопросам пожарной безопасности. Когда информация о пожарной безопасности разнообразна, ненавязчива, систематична и легка для понимания, она с большей вероятностью найдет отклик у учащихся и потенциально может спасти жизни в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом административные ресурсы, доступные для обеспечения пожарной безопасности, в настоящее время используются не в полной мере. Существует необходимость в создании пособий, обучающих программ или образовательных фильмов специально для руководителей академических групп и управляющих общежитиями.
Библиографический список
1. Аксенов С.Г., Курочкина А.С., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. №9. С. 41-43.2. Аксенов С.Г., Кривохижина О.И., Синагатуллин Ф.К. Анализ и оценка пожарной опасности в общеобразовательных учреждениях // Экономика строительства. 2023. № 5. С. 70-72.
3. Фирсова Т.Ф. Пожарная опасность вузов / Фирсова Т.Ф.// Пожарная безопасность в строительстве. 2010. С.64-70.
4. Разработка мероприятий по повышению пожарной безопасности в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/3Fef4B (Дата обращения 09.01.2025).
5. Пожарная безопасность научных и образовательных организаций [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/3Fef6J (Дата обращения 09.01.2025).