Индекс УДК 338.439
Дата публикации: 21.03.2016

Энергетическая политика в сельском хозяйстве

POWER POLICY OF AGRICULTURE

УКОЛОВА Надежда Викторовна
АЛАЙКИНА Любовь Николаевна
НОВИКОВА Надежда Александровна
д.э.н., доцент кафедры "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, г. Саратов
к.э.н., доцент кафедры "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, г. Саратов
к.э.н., доцент кафедры "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, г. Саратов
Ukolova Nadezhda Viktorovna
Alaikina Lubov Nikolaevna
Novikova Nadezhda Aleksandrovna

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor of the chair «Accounting, Audit and Analysis», Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov. Russia.
Candidate of Economic Sciences, Assistant of Professor of the chair “Accounting, analysis and audit”, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov. Russia.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the chair «Accounting, Audit and Analysis», Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov. Russia

Аннотация: Вопрос дефицита энергоресурсов появился в контексте изучения перспектив развития альтернативных источников энергии. Энергетическая политика тесно связана энергетической безопасностью, под которой понимается обеспечение поставок энергии, необходимых для поддержания экономического развития страны. Энергетическая политика учитывает, что все типы природного сырья относятся к невозобновимым ресурсам, их интенсивное использование может привести к резкому росту цен на них. Сельское хозяйство при высоком уровне цен на дизельное топливо может стать той отраслью, в которой успешно будет развиваться производство экологически чистого топлива. Биотопливо может стать заменой традиционным видам топлива, поэтому в долгосрочной перспективе постоянно растущий спрос на этот тип энергии со стороны потребителей топлива может сильно изменить сложившуюся ситуацию на мировом рынке энергоносителей. Технологий производства биотоплива существует много, наиболее популярная из них - это переработка сельскохозяйственных отходов. Сырьем, для этого процесса, могут служить солома и навоз. Будущее биотоплива расплывчато, включая соперничество со стороны традиционного топлива и проблемы загрязнения окружающей среды. Наибольшая неопределенность состоит в расчете уровня, до которого можно сокращать площади земель, необходимых для производства биотоплива.

Abstract: The issue of energy shortage appeared in the context of exploring the prospects for the development of alternative energy sources. Energy policy is closely related to energy security, by which is meant to ensure energy supplies needed to sustain the economic development of the country. Energy policy takes into account that all types of natural resources are non-renewable resources and their intensive use can lead to a sharp rise in their prices. Agriculture at a high level of prices for diesel fuel may be that the industry, which will successfully develop the production of clean fuels. Biofuels can be a substitute for traditional fuels, therefore the long-term growing demand for this type of energy from fuel consumers can dramatically change the situation on the world energy market. Technology of production of biofuels, there are many, the most popular of them - it's processing of agricultural waste. The raw materials for this process may be straw and manure. The future of biofuels is vague, including competition from traditional fuels and environmental pollution problems. The greatest uncertainty is the level of calculation, which can reduce the amount of land required for biofuel production.
Ключевые слова: государство; сельское хозяйство; энергетика; биотопливо; энергетическая политика

Keywords: State; Agriculture; energy; biofuels; energy policy


Понятие «энергетическая политика» относится к комплексу мер правительства страны, направленных на обеспечение эффективности функционирования экономики в условиях нестабильности мировых цен на не возобновляемые энергоносители и долгосрочную стабилизацию внутреннего энергетического рынка. Термин «энергетическая политика» тесно связан с терминами «национальная энергетическая стратегия» и «энергетическая безопасность». Под последней понимается «обеспечение поставок энергии и энергоносителей, необходимых для поддержания экономического развития и роста при условии поддержания адекватных цен, соответствующих здоровому функционированию экономики» [2].

Одним из главных направлений научно-технического прогресса в энергетическом секторе выделены по направлению «Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива»: расширение производства и использования новых видов топлива, получаемых из различных видов биомассы [16].

В связи с тем, что в мире имеется достаточное количество углеводородного сырья, особого приоритета развитие производства биотоплива из побочной продукции животноводства не получило. Снижение цен на топливо на мировых рынках не оказывает влияния на внутренний рынок России, цена на топливо в последние годы только растет. Агропромышленное производство при таком высоком уровне цен на дизельное топливо может стать той отраслью, в которой успешно будет развиваться производство экологически чистого топлива [11].

Сегодня в России и во всем мире движущими факторами для роста объемов производства биотоплива являются угрозы, связанные с энергетической безопасностью, изменением климата и экономическим спадом. Следовательно, развитие производства биотоплива направлено на увеличение доли потребления экологически чистого топлива, на снижение выбросов парниковых газов и на развитие экономики государства. По прогнозам аналитиков к концу текущего десятилетия в таких странах как Бразилия, Китай и Индия доля биодизеля в общем объеме топливных ресурсов страны достигнет 20 %. При государственной поддержке данного направления и положительном инвестиционном климате этот показатель может вырасти.

Биотопливо является альтернативой традиционным видам топлива, поэтому в долгосрочной перспективе постоянно растущий спрос на биотопливо со стороны наземного, воздушного и морского транспорта может сильно изменить сложившуюся ситуацию на  мировом рынке энергоносителей [12].

Стимулами к развитию этого бизнеса могут стать: стремительный рост цен на топливо; постоянно уменьшающееся количество неразработанных месторождений; стремление к снижению выделения вредных выбросов в атмосферу; вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Поэтому России нужно стратегическое планирование в этой области, которое будет рассчитано на долгосрочную перспективу [9]. Для этого государство должно поддержать развитие применения биотоплива путем создания благоприятных правовых условий, в том числе, введением налоговых льгот и компенсаций, путем разработки мер законодательного и технического регулирования, создания специальных программ развития, в которые входила бы поддержка НИОКР в секторе возобновляемого источника энергии (ВИЭ), ликвидацию нехватки квалифицированных кадров [13].

Основой для стремительного развития рынка биотоплива в России должна стать государственная поддержка: именно государству, а не мифической «невидимой руке рынка», предоставлена возможность определить основные цели и задачи национальной экономики [17]. Именно государство с помощью законодательства и правовых форм создает приоритеты развития для рыночной экономики в интересах всей нации [12].

В мире чаще всего для производства биотоплива используются сельскохозяйственные растения, такие как рапс, кукуруза, тростник, пшеница, маниока. Девять из десяти литров биотоплива производится в США, Бразилии и странах европейского союза.

Существует несколько видов биотоплива:

— биоэтанол (производится преимущественно из сахарного тростника и кукурузы; используется только в смеси с бензином; при сгорании выделяется ядовитое для живых организмов вещество – альдегид);

— биометанол (производится из фитопланктона; высокая продуктивность и энергоотдача; нет конкуренции с предприятиями АПК за сельскохозяйственные земли);

— биобутанол (производится преимущественно из кукурузы, сахарного тростника, свеклы, пшеницы, маниоки; не обладает коррозионными свойствами; не требует смешивания с бензином);

— диметиловый эфир (производится из угля, природного газа, отходов бумажного производства или биомассы; экологически чистый, не содержит серы; необходимо переоборудование двигателя транспортного средства);

— биодизель (производится из животных и растительных жиров; срок хранения не более трех месяцев; для производства сырья требуются большие сельскохозяйственные площади);

— биогаз (производится из навоза, куриного помета, отходов рыбного производства, отходов перерабатывающих производств; использование сокращает выбросы метана в атмосферу).

Использование каждого вида биотоплива даст положительный эффект. Российский агропромышленный комплекс ежегодно производит 773 млн т отходов, из которых можно получить 66 млн м3 биогаза, или около 110 млрд кВт-ч. электроэнергии. Реализация планов по развитию АПК, рост поголовья скота может привести к росту объема отходов до 1,2 млрд т. Ежегодный ущерб от отходов отрасли АПК оценивается в 450 млрд руб., существенная доля ущерба приходится на загрязнение водных ресурсов [1].

По мнению многих российских ученых производство биоэтанола является более эффективным, чем производство биодизеля. Это связано с тем, что для производства первого требуется практически любая биомасса, а для производства второго – растительные масла и животные жиры. Низкого уровня производства масличных культур хватает лишь на удовлетворение продовольственных нужд страны.

При этом посевные площади в европейском союзе и других странах ограничены, а Россия по сравнению с ними имеет серьезный потенциал в связи с большим объемом невостребованной пашни. Наше государство может более эффективно использовать свой земельный потенциал (около 40 млн га) под создание энергетических плантаций, а также более полно использовать около 1 млрд т биомассы ежегодно [3].

Для того чтобы сельское хозяйство в России развивалось и получало достойную прибыль необходимо активное сотрудничество с наукой. Ведь научные открытия представляют собой не только открытие новых видов продукции, но и новых производств. Данное сотрудничество, на наш взгляд, должно осуществляться на всех стадиях производства биотоплива. Исследования и разработки по биотопливу должны быть нацелены на  разработку технологий усовершенствования эффективности преобразования, выявление устойчивых источников сырья и разработку рентабельных методов конверсии для усовершенствованных видов топлива [12].

Привлечение инвестиций в сельском хозяйстве должно быть направлено на развитие сельскохозяйственного производства, обеспечивающего ресурсосберегающие и практически безотходные технологии. Отходы производства – это недорогое технологическое сырье, позволяющее получать дополнительную материальную выгоду. Ярким положительным примером использования отходов в производстве биотоплива можно считать опыт КХК ОАО «Краснодонское» Иловлинского района Волгоградской области, занимающегося переработкой отходов свиноводства и птицеводства в биогаз. Расчеты, произведенные на этом предприятии, показывают, что себестоимость выработки электроэнергии при использовании биогаза составляет около 0,9 руб. за 1 кВт-ч. с учетом амортизации основного оборудования. Производительность биоустановки – 350 тонн в сутки, объем газа 31,5тыс. м3 в сутки. Объемы инвестиций необходимые для монтажа установки около 200 млн руб. После переработки навоза остается биоудобрение, средняя цена реализации которого 3 — 10 руб./кг. Следовательно, результаты внедрения технологии безотходного производства позволяют получить КХК ОАО «Краснодонское»: короткий срок окупаемости — около 1,5 лет; применение альтернативной электроэнергии и альтернативного энергоснабжения; снижение платежей за утилизацию отходов; сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов; дополнительные рабочие места. Таким образом, конкретный пример использования потенциала высокотехнологичной переработки побочной продукции в животноводстве свидетельствует о высокой эффективности подобных проектов [5].

Основные факторы получения положительного эффекта при создании производства биотоплива: правильная оценка количества, качества и стоимости сырья (на начальном этапе); отсутствие задержек в финансировании проекта; эффективная логистика готовой продукции.

Сегодня перед российским рынком биотоплива стоит ряд препятствий: наличие акциза на спирт — 93 руб. за литр сдерживает развитие производства этанола; высокий уровень цен на зерно и масличные культуры приводят к росту себестоимости конечного продукта; отсутствие государственной поддержки; ограниченность использования биотоплива в транспортных средствах.

Производство и потребление биотоплива требует финансовой поддержки и стимулирования на стадии развития этой новой отрасли [13]. На наш взгляд, сельское хозяйство может стать важным элементом в формировании биотопливного рынка посредством создания новых цепочек производства сырья для возобновляемой энергетики. Поскольку именно продукция растительного происхождения, а именно кукуруза, пшеница, соя, рапс являются сырьем для биотопливной промышленности России.

Библиографический список

1. 110 млрд кВт.ч можно получать ежегодно из отходов российского АПК. Режим доступа: http://www.wood-pellets.com
2. Белокурова Г. Энергетическая политика Азии: определение и теорети-ческое обоснование. Режим доступа: http://opec.ru/
3. Биотопливо. Основные тенденции развития рынка. Аналитика. Режим до-ступа: http://portal-energo.ru/
4. Государственно-частное партнерство в агропромышленном комплексе / Уколова Н.В., Котар О.К., Носов В.В., Андреев В.И., Волгуцкова О.А., Исаева Т.А., Нечкина Е.В. Саратов, 2013.
5. Корабельников И.С. Эффективность применения безотходных технологий в животноводстве на примере Волгоградской области // Научные ведомо-сти. – 2013. - № 22 (165). - С. 48-54.
6. Кузнецов Н.И., Воротников И.Л., Наянов А.В. Совершенствование механизма распределения несвязанной государственной поддержки в растениеводстве // АПК: Экономика, управление. - 2014. - № 11. - С. 38-45.
7. Кузнецов Н.И., Меркулова И.Н., Кондаков К.С. Управление инновациями в АПК. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2015.
8. Новикова Н.А. Межотраслевая интеграция и системная конкурентоспособ-ность экономики России // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. - Т. 3. - № 1 (34). - С. 195-198.
9. Новикова Н.А. Эффективная экономическая политика – основа перехода к структурно-инновационному этапу хозяйствования // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. - Т. 3. - № 2 (35). - С. 174-178.
10. Оценка финансового состояния и управление кредиторской задолжен-ностью на сельскохозяйственных предприятиях / Андреев К.Л., Алайкина Л.Н., Андреев В.И., Григорьева О.Л., Новикова Н.А., Уколова Н.В., Носов В.В., Дедюрин А.В., Котар О.К., Исаева Т.А., Ищенко Е.А. Саратов, 2014.
11. Уколова Н.В., Алайкина Л.Н., Новикова Н.А., Котар О.К. Государ-ственно-частное партнерство в развитии сельского хозяйства Саратовской области // Аграрный научный журнал. - 2013. - № 7. - С. 97-100.
12. Уколова Н.В., Новикова Н.А. Направления государственной поддержки развития рынка биотоплива в России // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 6. - С. 97-100.
13. Уколова Н.В., Новикова Н.А. Перспективы производства биотоплива в Саратовской области // Экономика и социум. - 2014. - № 2-4 (11). - С. 724-730.
14. Уколова Н.В., Шиханова Ю.А. Рыжик - альтернативная масличная культура и перспектива его использования в Саратовской области // Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности в условиях членства России во всемирной торговой организации: материалы Островский чтений 2014: - Саратов: Изд-во РАН, - 2014. – С. 103-106.
15. Финансовый механизм хозяйства: взаимодействие государства и предприятий / Алайкина Л.Н., Андреев В.И., Богомолова Г.Д., Григорьева О.Л., Дедюрин А.В., Исаева Т.А., Котар О.К., Ламекина И.М., Малинина О.В., Мережко Р.В., Новикова Н.А., Радченко Е.В., Орлова Н.В., Хрусталева О.Н., Яшина Н.М. Саратов, 2008.
16. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/
17. Эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Саратовской области: коллективная монография / Алайкина Л.Н., Богомолова Г.Д., Андреев В.И., Уколова Н.В., Новикова Н.А., Малинина О.В., Радченко Е.В., Дедюрин А.В., Котар О.К. Саратов, Издательский центр «Наука», 2011. – 191 с.