Индекс УДК 33
Дата публикации: 19.01.2017

Некоторые аспекты формирования агропродовольственного рынка Республики Крым

Some aspects of formation of the agrofood market of the Republic of Crimea

Павлуненко Лилия Евгеньевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение КФУ имени В.И. Вернадского, г. Симферополь)
Pavlunenko Liliya Evgenyevna
Institute of economy and management (structural division of KFU of V.I. Vernadsky, Simferopol)

Аннотация: Отражено состояние и проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Крым. Цель проводимых исследований – представить состояние и провести анализ выполнения двух (третьей и четвертой) подпрограмм Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы», выделить факторы, влияющие на процесс реализации мероприятий Программы. Объекты исследований – индикаторы реализации рассматриваемых подпрограмм. Основной целью реализации Подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» является повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции животноводства и продуктов ее переработки, прежде всего за счет обеспечения продовольственной безопасности. Цель Подпрограммы 4 «Развитие молочного скотоводства» - создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства, а также увеличение объемов производства молока и повышение его качества. Исследования проведены методом контент-анализа. Названы факторы, сдерживающие и стимулирующие выполнение Программы. Установлено, что для обеспечения конкурентоспособности региональной молочной продукции, необходимо провести комплексную модернизацию производств, предполагающую использование современных технологий; внести соответствующие изменения в кредитно-финансовую систему региона; усовершенствовать обменно-распределительные отношения с учетом интересов производителей молока, его переработчиков и торговых организаций; создать инфраструктуру по продвижению готовой продукции к потребителю.

Abstract: The state and problems of development of agro-industrial complex of the Republic of Crimea is reflected. The purpose of the conducted researches - to present a state and to carry out the analysis of implementation of two (third and fourth) subprogrammes of the State program of "Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food of the Republic of Crimea for 2015-2017", to allocate the factors influencing process of realization of actions of the Program. Objects of researches - indicators of implementation of the considered subprogrammes. A main objective of implementation of the Subprogramme 3 "Development of subsector of livestock production, processing and sales of products of livestock production" is increase in production efficiency and competitiveness of production of livestock production and products of its processing, first of all due to ensuring food security. The purpose of the Subprogramme 4 "Development of dairy cattle breeding" - creation of economic and technological conditions of sustainable development of dairy cattle breeding, and also increase in the production of milk and increase in its quality. Researches are conducted by a content analysis method. The factors constraining and stimulating implementation of the Program are called. It is established that for ensuring competitiveness of regional dairy products, it is necessary to carry out the complex modernization of productions assuming use of modern technologies; to enter corresponding changes into the credit and financial system of the region; to improve the exchange and distributive relations taking into account interests of producers of milk, his processors and trade organizations; to create infrastructure on advance of finished goods to the consumer.
Ключевые слова: Государственная программа развития сельского хозяйства Крыма, развитие Республики Крым, сельское хозяйство Республики Крым, молочная отрасль Крыма, производство молока и молочной продукции.

Keywords: State program of development of agriculture of the Crimea, development of the Republic of Crimea, agriculture of the Republic of Crimea, dairy branch of the Crimea, production of milk and dairy products.


Агропромышленный комплекс Республики Крым и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими сферами экономики региона, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, а также обеспечивают занятость сельского населения. Жители региона в полной мере обеспечены собственными продуктами питания, кроме сахара, растительного масла и молока. [1]

По оценкам экспертов, потребность Крыма в молоке составляет около 900 тысяч тонн в год, в то время как производится 300 тысяч тонн молока в год. Из них в промышленную переработку поступает всего 67 тыс. тонн. В результате, на данном этапе уровень обеспеченности республики молоком собственного производства составляет от 30 до 40%.[1] Низкие объемы производства сырья в регионе приводят к росту закупочных цен, что впоследствии сказывается на ценах готовой продукции.

В 2014 году агропромышленный сектор Крыма столкнулся с сырьевым дефицитом и сокращением спроса на продукцию, что вызвало снижение производства в отрасли на 21,6% по сравнению с 2013 годом. Эта проблема в полной мере коснулась переработки молока и выпуска молочной продукции, основными поставщиками сырья для которых являются хозяйства населения, производящие 92,8% сырого молока, поступающего на переработку.[2]

Еще в прошлом году почти половину молока и молочной продукции в Крым завозили из Украины. В настоящее время поставки молока и молокопродуктов осуществляются краснодарскими и ростовскими фермерскими хозяйствами. Сегодня сдерживающим фактором развития сотрудничества являются трудности с логистикой и транспортом.

Одним из способов удовлетворения спроса на молочную продукцию в регионе может стать развитие собственной сырьевой базы.

В настоящее время одной из основных проблем агропромышленного комплекса республики является сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства животноводческой продукции.

Исходя из сложившейся ситуации, в числе приоритетных направлений, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития региона, названо создание агропромышленного пищевого кластера.

«Классификатор продукции по видам деятельности» позиционирует сырое молоко крупного рогатого скота в 01 классе Раздела А «Продукция сельского, мясного и рыбного хозяйства», а питьевое молоко и сливки, а также молочную продукцию относит к 10 классу «Продукты пищевые» Раздела С «Продукты перерабатывающих производств»[3].

Цель проводимых исследований – представить состояние и провести анализ выполнения двух подпрограмм (третьей и четвертой) Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы», а также выделить факторы, влияющие на процесс реализации мероприятий Программы. Объекты исследования – индикаторы реализации рассматриваемых подпрограмм, представленные ниже. При проведении исследования использован метод контент-анализа.

В числе показателей (индикаторов) реализации Подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» продукция молочной отрасли представлена планируемыми показателями производства сыров и сырных продуктов, а также масла сливочного. Производство названных товарных групп планируется увеличить до 2600 тыс. тонн и 1570 тонн, соответственно.

Одним из индикаторов реализации Подпрограммы 4 «Развитие молочного скотоводства», является рост производства и товарности молока, являющегося сырьем для целой товарной группы, включающей (помимо названых выше масла и сыров) питьевое молоко и сливки, кисломолочные продукты, мороженое. [2]

Таким образом, первоочередность рассмотрения хода реализации задач, поставленных в  Подпрограмме 4 «Развитие молочного скотоводства», предопределена ролью сырого молока, как сырьевой базы для производства питьевого молока и молочной продукции.

Основной целью реализации подпрограммы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличение объемов производства молока, повышение товарности молока и его качества.

Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:

1) создать условия для развития продуктивной базы молочного скотоводства;

2) увеличить объемы производства продукции молочного скотоводства на основе увеличения поголовья коров и повышения их продуктивности;

3) реализовать инвестиционные проекты и модернизировать производство;

4) принять и реализовать комплекс мер, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в осуществлении строительства объектов и приобретении оборудования.

В рамках реализации названных задач необходимо осуществить следующие основные мероприятия, представленные по направлениям:

  1. развитие молочного скотоводства: возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство готовой продукции, а также на создание и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (ферм);
  2. государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства: возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства, а также на развитие молочного скотоводства;
  3. идентификация маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления: возмещение части затрат, связанных и идентификацией маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления. [2]

Очевидно, что создание сырьевой базы молокоперерабатывающей отрасли предполагает увеличение производства сырого молока, в свою очередь, реализация поставленных задач требует создания соответствующих экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства. Рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, произведенной в регионе, на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение и создать предпосылки для поставок сельскохозяйственной продукции за пределы региона. Программой предусмотрены два подхода к решению проблемы: строительство крупных молочных комплексов и развитие фермерских хозяйств.

Цель Подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» —  повышение эффективности производства и конкурентоспособности, прежде всего за счет обеспечения продовольственной безопасности, как продукции животноводства, так и продуктов ее переработки, производимых региональными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Для достижения поставленной цели, в рамках Программы, планируется увеличить объемы производства продукции, ориентированной на ускоренное импортозамещение. Конечным результатом ее реализации должно стать увеличение производства продукции животноводства в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 1,6%. Производство молока в республике должно составить 277 тысяч тонн. Товарность молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести до 90,5%. [2]

Работы по выполнению Государственной программы координируются Министерством сельского хозяйства Республики Крым. Информация о ходе и результатах реализации мероприятий Программы, размещена на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

На основании анализа опубликованных отчетов, установлено, что производство молока в 2015 году во всех категориях хозяйств составило 225,7 тыс. тонн, что на 4,3 тыс. тонны ниже запланированного. В целом объем производства молока в 2015 году снизился на 61 тыс. тонн и составил 78,7% к уровню 2014 года. [4]

В июле 2015 года было принято решение предоставить субсидии на возмещение части затрат производителям молока. Заявки были поданы на общую сумму 11,614 млн. рублей. В настоящее время в молочной отрасли Крыма уже реализуются инвестиционные проекты. Так, на базе обанкротившегося предприятия «Совхоз-завод имени 1 Мая» (п.г.т. Первомайское) в декабре 2015 запущена первая очередь высокопроизводительной молочной фермы открытого типа ООО «Крым-Фарминг».

Общий объем средств, вложенный в создание комплекса, составит около 1,5 млрд. рублей.  Срок реализации проекта – декабрь 2017 года, ввод в эксплуатацию – май 2018. [4] С выходом на проектную мощность предприятие будет производить 90-100 тонн высококачественного молока в сутки. По мнению специалистов отрасли, для того, чтобы Крым смог полностью обеспечить свои потребности в молоке, необходимо 30 таких комплексов.

Открытие предприятия планировалось в апреле, его задержка почти на 8 месяцев, стала основной причиной невыполнения плана по производству молока в регионе.

В настоящий момент на комплексе содержится 406 племенных коров молочной голштинской породы. При выходе на полную мощность в 2018 году поголовье будет составлять 3 тыс. дойных коров и около 3 тыс. голов молодняка. В ходе реализации проекта намечено получить продуктивность на одну дойную корову не менее 11 тыс. литров молока в год, планируемый объем производства — 90-100 тонн молока в сутки.

По данным Министерства экономического развития Республики Крым в проекте еще два подобных предприятия по производству молока, в Сакском районе на базе совхоза-завода «Евпаторийский» и в Советском районе, которые будут давать более 30 тыс. тонн продукции в год.

В связи с перспективой региона в производстве молока, как сырья, ведется расширение базы предприятий, его перерабатывающих за счет создания новых, модернизации действующих и восстановление остановленных ранее предприятий.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Крым в текущем году объем государственной поддержки агропромышленного комплекса из федерального бюджета по сравнению с 2015 годом вырос в 4,9 раза. На 66% увеличилась поддержка начинающих фермеров и в 2,2 раза возросла поддержка семейных животноводческих ферм. [1]

В числе задач Подпрограммы 3 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» значится увеличение объемов производства продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение. При этом подразумевается самообеспечение региона основными видами продуктов питания, в том числе и продукцией молокоперерабатывающих предприятий.

В этом направлении, планируется увеличение мощностей молочного производства на базе ООО «Крымский молочник». Инвестпроект «Модернизация Красногвардейского молокоперерабатывающего завода» предусматривает капиталовложения в размере 14,4 млн. рублей.

В числе мер управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, названо обеспечение повышения конкурентоспособности республиканской продукции на основе комплексной модернизации, совершенствования обменно-распределительных отношений производителей молока, их переработчиков, а также торговых организаций на основе согласования интересов каждого из них.

Подпрограмма определяет в качестве условия для минимизации рисков и повышения конкурентоспособности продукции совершенствование требований к  ее качеству и безопасности. [5]

Известно, что в борьбе за потребительские предпочтения, стремясь снизить цену готового продукта, производители используют низкосортное сырье или заменяют молочный жир модифицированным растительным. Отличий по органолептическим показателям продукции практически нет. Однако высокое содержание в его составе насыщенных кислот негативно сказывается на уровне холестерина в организме человека. Для достижения предусмотренных стандартом показателей качества в состав молочной продукции вводят соевый белок, мел, соду, вкусовые и прочие добавки.

В соответствии с действующим в Российской Федерации Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» в отношении производителей молока уже действует обязательная электронная сертификация продукции. Это требование распространяется не только на продукцию промышленного производства, но и на молоко, поставляемое домашними подсобными хозяйствами.[6]

Для того чтобы молоко было признано соответствующим Техническому регламенту, требуется исполнение, как государственных стандартов, так и документов Роспотребнадзора. В число таких документов входит ветеринарное свидетельство, без которого невозможно получить сертификат соответствия требованиям названного Технического регламента.

В настоящее время производители молочной продукции при закупках молока в добровольном порядке собирают в своей базе электронные сертификаты на молоко, поступающее в качестве сырья.  На основании обобщенной информации составляется документ, который  предоставляется в региональные органы Росстандарта для получения сертификата на готовую продукцию. С 1 января 2018 года на нее распространится требование обязательной электронной сертификации.

Действующая в России электронная сертификация затрагивает не только готовую продукцию, но также и технологические процессы ее производства, условия транспортировки и хранения. Обязанности контроля исполнения требований данного регламента возложены на соответствующие органы государственного надзора в рамках их компетентности. Это влечет повышение расходов на организацию транспортировки скоропортящейся продукции, к которой относится сырое молоко и сливки.

Однако введение электронной ветеринарной сертификации не может защитить рынок, а, следовательно, и потребителей от фальсифицированной продукции, поскольку не в полной мере характеризует  преобразование сырья в технологическом процессе. Не все производимые замены можно выявить даже в лаборатории. Проводимые исследования  не позволяют учесть такие факторы как смешение молочного сырья и немолочных компонентов, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья (сыворотки и пахты), а также использование восстановленного молока.

Технология производства молока и молочной продукции подразумевает наличие критических (контрольных) точек. Весомым аргументом в борьбе за качество и безопасность выпускаемой молочной продукции может стать внедренная на всех предприятиях отрасли республики система контроля качества продукции ХААСП, основанная на анализе рисков и критических точек. Предприятиям-производителям молочной отрасли Республики Крым необходимо разработать мероприятия по ужесточению контроля качества продукции на всех этапах технологического процесса. Проверка работы системы осуществляется Роспотребнадзором.

Наличие в маркировке продукции надписи «Производство продукции соответствует стандарту ХААСП» формирует потребительские предпочтения, в значительной степени определяемые безопасностью, а также пищевой и биологической ценностью продукта.

Анализ положения в отрасли позволил выделить факторы, замедляющие процесс реализации мероприятий Программы, которыми являются:

— недостаточное количество в регионе животноводческих комплексов и поголовья животных молочного направления;

— переход сельскохозяйственных товаропроизводителей к работе в условиях гармонизации нормативной базы, направленной на преодоление технических барьеров в торговле;

— трудности привлечения денежных ресурсов, связанные с несовершенством кредитно-финансовой системы в республике, замедляющие процессы инвестирования;

—  низкий уровень технической оснащенности производств;

— ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта, чрезмерные потери сельскохозяйственной продукции из-за слабого развития производственной, рыночной, транспортной инфраструктур и возрастающей монополизации торговых сетей.

На преодоление инерции направлена государственная поддержка, как финансовая, так и координационная. Государственное субсидирование и частные инвестиции направлены, прежде всего, на развитие материально-технической базы отрасли и использование инновационных технологий.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности региональной молочной продукции, необходимо провести комплексную модернизацию производств, предполагающую использование современных технологий; внести соответствующие изменения в кредитно-финансовую систему региона; усовершенствовать обменно-распределительные отношения с учетом интересов производителей молока, его переработчиков и торговых организаций; создать инфраструктуру по продвижению готовой продукции к потребителю.

Без успешной реализации рассмотренных подпрограмм отрасль будет развиваться более медленными темпами и не обеспечит необходимый для Республики Крым объем производства молока и молочной продукции.

Библиографический список

1. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России: Информационно-аналитический доклад. - - Режим доступа: http://crimeagreeneconomy.ru/ images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomicheskogo_polozheniya_Krima.pdf/ (дата обращения 02.11.16)
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2017годы. [Утв. Постановлением Совмина РК от 29.10.14г., №423]. - Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/file/ stanovlenie_soveta_ministrov_respubliki_krim_ot423.pdf/(дата обращения 31.10.16)
3. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ред. от 26.08.2016) [утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163703/(дата обращения 10.11.16)
4. Годовой отчет за 2015 год по выполнению Государственной программы «Развития сельского хозяйства». Официальный сайт Министерства сельского хозяйства республики Крым. - Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/rus/file/godovoy_otchet_o_hode_realizatsii _i_otsenke_effektivnosti_za_2015_god(1).pdf / (дата обращения 31.10.16)
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства республики Крым. - Режим доступа: ttp://msh.rk.gov.ru/file/prikaz_603.pdf (дата обращения 02.11.16)
6. ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза О безопасности молока и молочной продукции. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/techreg/(дата обращения 23.11.16)