Организация государственного кадастрового учета земельных участков в период действия Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»
The organization of the state cadastral accounting of the plots of land during action of the Federal law of 02.01.2000 N 28-FZ «About the state land cadastre»
Abstract: The article discusses the features of the state cadastral accounting of the parcels of land during action of the Federal law N 28-FZ of 02.01.2000 "About the state immovable property cadastre" as one of stages of creation of system of the qualitative and quantitative accounting of land resources within complex system of management of land resources in the territory of the Russian Federation are considered.
Keywords: state land cadastre, land plot, land surveying, land surveying documents, institution of justice
Земельный фонд страны – основа жизни народов, проживающих на территории Российской Федерации. Его рациональное использование невозможно без системы, которая позволит им управлять.[5]
В системе управления земельными ресурсами необходимо учитывать определенные условия в стране, а именно:
- Политические;
- Организационные;
- Правовые;
- Экономические;
- Экологические;
- Социальные.[5]
В России в различные периоды истории страны ведение кадастра недвижимости преследовало различные цели. Так, к началу 90-х годов в СССР был сформирован государственный земельный кадастр. Он представлял собой многоцелевую систему сведений о правовом, природном и экологическом положении земель, которая была создана для решения экономических задач. Вместе с тем, начавшиеся в связи с распадом СССР преобразования в сфере управления земельными ресурсами показали пробелы в ведении кадастра недвижимости. Это было обусловлено следующими причинами:
- Монопольным правом собственности государства на землю
- Административно-командной системой управления
- Централизованным распределением ресурсов[6]
Поскольку современное российское законодательство в сфере земельных правоотношений, в частности, Конституция Российской Федерации и Земельный Кодекс Российской Федерации, декларирует многообразие форм собственности[1][2], а оборот земли становится важным элементом функционирования российской экономики и государства в целом, требуется создание системы количественного и качественного учета земельных ресурсов. Подобная система должна быть призвана обеспечить следующие потребности субъектов земельных правоотношений (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица):
- Гарантия и защита всех форм собственности на землю
- Фискальные сборы
- Развитие оборота земли
- Проведение государственного земельного контроля
- Разрешение земельных споров
- Планирование использования земельных ресурсов
- Обеспечение рационального использования земельных ресурсов[6]
Именно с этой целью в России создавался механизм государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который призван обеспечить ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
Чтобы раскрыть проблему, заявленную в данной статье, необходимо решить задачу рассмотрения порядка государственного кадастрового учета земельных участков в рамках Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», как одну из ступеней на пути к созданию современного порядка государственного кадастрового учета земельных участков в рамках Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
2 января 2000 года Исполняющий обязанности Президента Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о государственном земельном кадастре), текст которого был опубликован в Российской газете от 10.01.2000 г. N 5, в «Парламентской газете» от 11.01.2000 N 4-5, а также в Собрании законодательства Российской Федерации от 10.01.2000 г. N 2, ст. 149.[8]
Закон о государственном земельном кадастре вводились следующие основные понятия:
- государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов[3] (далее – ГЗК)
- государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера[3](далее – ГКУ ЗУ)
- земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами[3]
- межевание земельного участка – мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности[3]
Статьей 12 Закона о государственном земельном кадастре определялся состав сведений ГЗК. В него входили сведения о:
- Земельных участках;
- Территориальных зонах;
- Землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
- Землях и границах субъектов Российской Федерации;
- Землях и границах Российской Федерации.
Статьей 13 данного Закона определялся состав документов, входивших в ГЗК. Они делились на:
- Основные
- Вспомогательные
- Производные
В частности, к основным документам государственного земельного кадастра относился «…Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы)»[3].
Статьей 18 данного Закона вводилось понятие о кадастровом делении. Кадастровое деление до сих пор служит целям «присвоения земельным участкам кадастровых номеров» для систематизации и каталогизации сведений о земельных участков. Единицами кадастрового деления и на сегодняшний день остаются «кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы»[3].
Несколько обособленных земельных участков, представлявших собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могли быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Порядок проведения ГКУ ЗУ предусматривался статьей 19 данного Закона. На тот момент он проводился по месту нахождения этих самых земельных участков по единой методике и в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации.
Для проведения процедуры ГКУ ЗУ заинтересованные лица должны были подавать:
- заявки;
- правоустанавливающие документы на земельные участки;
- документы о межевании земельных участков
Круг заинтересованных лиц также был четко определён. В него входили:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица
Процедура ГКУ ЗУ проводилась в течении месяца со дня подачи соответствующей заявки.
Существовали основания для приостановки и отказа в проведении данной процедуры.
В частности, приостановка проведения процедуры ГКУ ЗУ могла длиться не более месяца и возникала «…в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы».[3] Заявители извещались об этом в письменной форме.
Уполномоченные органы отказывали в проведении процедуры ГКУ ЗУ в случаях, если:
- с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обращалось ненадлежащее лицо[3];
- документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации на тот момент[3];
- при межевании земельных участков, в отношении которых должен был проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, были нарушены права смежных землепользователей[3];
- площадь земельного участка, в отношении которого должен был проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, действовавшими на тот момент[3].
Наконец, необходимо отметить и то, что для целей ведения ГЗК Приказом Росземкадастра от 06.08.2001 № П/151 утверждены:
- Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки». ГЗК-1-С.О-05-02-01.
- Правила оформления кадастрового плана земельного участка. ГЗК-1-Т.О-04-01-01.
- Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т.О-06-02-01.
- Требования к оформлению извещений о приостановлении государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета. ГЗК-1-Т.О-07-01-01.
- Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков. ГЗК-1-Т.О-09-01-01.
- Порядок ведения книг учета заявок. ГЗК-1-Т.О-12-01-01.
- Порядок ведения книг учета выданных сведений. ГЗК-1-Т.О-13-01-01.
- Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01.[4]
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу)
4. Приказ Росземкадастра от 06.08.2001 № П/151 (утратил силу)
5. Варламов А.А. Земельный кадастр. Том 2. Управление земельными ресурсами - М. «КолосС», 2004. – 527 с.
6. Варламов А.А., Гальченко С.А. Государственный кадастр недвижимости. Учебник для вузов. - М. «КолосС», 2004. – 675 с.
7. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие/ Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю. и др. – СПб.: Питер, 2006. – 444 с.
8. Справка о Федеральном законе от 02.01.2000 N 28-ФЗ URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12217865/paragraph/1:0
9. Гарант – информационно-правовое обеспечение URL: http://ivo.garant.ru/#/startpage:0
10. Консультант Плюс – надежная правовая поддержка URL: http://www.consultant.ru