Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 13.04.2016

Маркетинговый анализ состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг агропромышленного региона (на примере Тамбовской области)

Marketing analysis of status and development of competitive environment on the markets of goods, works and services of the agro-industrial region (on example of Tambov region)

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет

Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality,
Tambov State Technical University

Аннотация: Актуальность исследования объясняется тем, что эффективность использования агропромышленного потенциала, как исчерпаемого ресурса, имеет государственную важность и требует инструментов создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы в регионах и способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. В условиях изменения политической ситуации на мировой арене и введения санкций, ограничивающих свободную внешнеэкономическую деятельность между государствами, возникают новые задачи и цели, которые ставятся перед агробизнесом страны и региона. Цель данного исследования –маркетинговой анализ конкурентной среды агропродовольственного региона. Материалы и методы. В настоящей работе с помощью эконометрических методов проанализированы различные аспекты развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг. Результаты. Область применения результатов охватывает научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для менеджмента региона. Выводы. Позиционирование экономики в жестких рыночных условиях углубило ряд проблем, обусловивших необходимость адаптации и функционирования промышленных предприятий АПК в обстановке возрастающей конкуренции. Неотъемлемой частью экономики развитых стран давно стала существующая практика кооперации в использовании промышленного оборудования, машин, новых технологий и сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности в виде лизинговых операций, не получивших достаточного развития в России.

Abstract: The relevance of research is explained by the fact that the efficiency of use of agricultural potential, an exhaustible resource, is of state importance and tools required to create favorable conditions for entrepreneurial initiatives in the regions and the ability to work in open global markets in conditions of tough competition. In a changing political situation on the world stage and the imposition of sanctions restricting free foreign trade between States, there are new challenges and goals that confront the agribusiness of the country and the region. The objective of this research –marketing analysis of the competitive environment of agri-food region. Materials and methods. In the present work using econometric methods, we analyzed various aspects of development of competitive environment on the markets of goods and services. Results. The scope of the results covers research for students and teachers, as well as recommendations for the management of the region. Conclusions. The positioning of the economy in tough market conditions exacerbated a number of problems that have led to the need to adapt the functioning of industrial and agricultural enterprises in conditions of growing competition. An integral part of the economy of developed countries has long become the existing practice of cooperation in the use of industrial equipment, machinery, new technologies and structures for industrial use through a special form of entrepreneurial activity in the form of leasing operations, has not received enough development in Russia.
Ключевые слова: маркетинг, конкуренция, регион, товары, услуги, развитие, экономика

Keywords: marketing, competition, region, products, services, development, economy


Введение
В работе [1] рассматриваются основные проблемы и направления развития конкуренции на продовольственном рынке агропромышленного региона. Приводятся результаты исследования и оценки уровня конкуренции и монополизации рынка.
В работе [2] освещены результаты научных исследований и практический опыт относительно решения актуальных проблем функционирования и управления агропромышленным комплексом в условиях усиливающейся конкуренции и потребности в импортозамещении: состояние, ресурсный потенциал и перспективы развития экономики АПК региона, институциональные и инновационные основы её конкурентоспособности, роль инфраструктуры в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции и развитии агропродовольственного рынка, роль предприятия (организации) как субъекта конкурентоспособности и экономики АПК региона и государственного регулирования в её обеспечении, планирование как управленческий ресурс обеспечения конкурентоспособности экономики АПК региона и организация и управление устойчивым развитием сельских территорий.
В условиях глобализации (вступление в ВТО и интеграция/разделение труда в мировой экономике) возникают новые задачи и цели, которые ставятся перед агробизнесом страны. Эффективность использования агропромышленного потенциала, как исчерпаемого ресурса, имеет государственную важность и требует инструментов создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы в регионах и способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. В статье [3] исследуются условия реализации экономического потенциала малых агропредприятий, главный из которых–стабильная возможность финансирования текущей деятельности и выполнения инвестиционных проектов, а также механизмы, способствующие развитию программ кредитования банками малого бизнеса.
Маркетинговый анализ развития конкурентной среды в Тамбовской области
В составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата по Тамбовской области на 1 января 2016 г. учтено 18414 организаций (включая малые и средние предприятия), в том числе 17264 являются юридическими лицами и 1150 – филиалами, представительствами и иными неюридическими лицами. По сравнению с 1 января 2015 г. количество учтенных объектов увеличилось на 2,8%.
Основная часть организаций зарегистрирована по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 29,6% от общего количества организаций; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 17,0%; строительство – 9,5%; обрабатывающие производства – 7,9%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,4%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 6,2%.

Spectacle.L10074
Рис.1. Распределение организаций по видам экономической деятельности,  в % к общему количеству

По сравнению с 1 января 2015 г. существенных изменений в структуре организаций по видам экономической деятельности не произошло. Увеличилась доля организаций, занятых в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в строительстве – на 0,5 процентных пункта (в каждом), снизилась – в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 0,4 процентных пункта, в образовании – на 0,3 процентных пункта. Изменения доли организаций других видов экономической деятельности не превышают 0,1 процентных пункта.
Основную долю из общего количества объектов составляют организации частной формы собственности – 78,6%, на долю организаций муниципальной формы собственности приходится 10,4%, собственности общественных и религиозных организаций (объединений) – 4,7%, государственной собственности – 4,5%.
В составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата по Тамбовской области на 1 января 2016 г. учтено 23032 индивидуальных предпринимателей. Количество учтенных индивидуальных предпринимателей по сравнению с 1 января 2015 г. осталось на прежнем уровне. Наиболее привлекательной сферой деятельности для индивидуальных предпринимателей по-прежнему является оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (57,1% от общего количества зарегистрированных предпринимателей). Число индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере транспорта и связи составило 10,7%; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 9,4%; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 7,7%; в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 4,8%; в обрабатывающих производствах – 4,7%. Оборот продукции малых (без микропредприятий) и средних предприятий области за 9 месяцев 2015 года составил 85,7 млрд. рублей, что составило 23,7 % от общего оборота всех организаций области. Динамика оборота малых (без микропредприятий) и средних предприятий демонстрирует стабильный рост.
В 2015 году оборот розничной торговли на 91,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков и ярмарок составила 8,5%.

Spectacle.Z10074
Рис. 2. Распределение индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности, в % к общему количеству зарегистрированных предпринимателей

В 2015 году была продолжена работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, которая проводилась в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», указами и поручениями Президента Российской Федерации, подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы, утверждённой постановлением администрации области от 24.09.2013 № 1057.

Spectacle.h10074

Рис. 3. Динамика оборота малых (без микропредприятий) и средних предприятий, млрд. руб.

Spectacle.U10074
Рис. 4. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте розничной торговли области в 2015 году, в % к итогу

Основное внимание по-прежнему было сосредоточено на финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России. В 2015 году на реализацию мероприятий подпрограммы было направлено более 143 млн. рублей, из которых 133,7 млн. рублей были привлечены в качестве субсидии их федерального бюджета.
По итогам реализации подпрограммы была оказана поддержка 493 субъектам малого и среднего предпринимательства, которыми созданы условия для создания 955 новых рабочих мест. Основной целью имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является сохранение за ними арендуемых помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, и предоставление им преимущественного права на выкуп этих помещений.
Начиная с 2009 года субъектами малого и среднего предпринимательства было выкуплено 424 объекта общей площадью порядка 69,3 тыс. кв. метров на общую сумму 1059,8 млн. рублей. В утверждённые перечни областного и муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 01.01.2016 года включены 311 объектов общей площадью 42,3 тыс. кв. метров. [4].
Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в пополнение консолидированного бюджета области. Поступление налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, которые в основном применяют субъекты малого предпринимательства, по оперативным данным областного казначейства по состоянию на 01.01.2016 составило 1 614,97 млн. рублей, что на 9,5 % выше соответствующего уровня 2014 года. Процент выполнения годовых бюджетных назначений составил 101,3. Для выявления уровня развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Тамбовской области в октябре-ноябре 2015 года был проведен соответствующий мониторинг.
При проведении мониторинга использовались результаты опросов субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ и услуг (заполнение анкет вручную и через сайт уполномоченного органа), анализ жалоб и обращений, поступивших в контрольно-надзорные органы, аналитические материалы.
Полученная выборка проведенного опроса репрезентирует предпринимательское сообщество по критерию отраслевой принадлежности и организационно-правовой форме пропорционально их доле в экономике Тамбовской области; трудоспособное население по полу, возрасту и району проживания.
В результате бесповторной квотно-стратифицированной выборки было опрошено 315 представителей малого и среднего бизнеса в возрасте от 18 до 59 лет, 1345 тамбовчан и жителей Тамбовской области в возрасте от 18 до 60 лет. Исследование проводилось методом личного раздаточного анкетирования по месту работы предпринимателей и по месту жительства населения. В опросе приняли участие 315 предпринимателей Тамбовской области, 48% из которых – мужчины, 52% – женщины. Что касается возрастных критериев, то средний возраст по выборке составил 44 года. [4].
В сфере оптовой и розничной торговли занято 59% опрошенных предпринимателей, 15,7% – в сфере сельского хозяйства, 11,2% – предоставляют бытовые услуги населению, 3,4% – занимаются строительством, 2,6% – ремонтом автотранспортных средств, 2,2% опрошенных пришлось на сферу пищевой промышленности, 1,9% – транспорт. Доля остальных видов предпринимательской деятельности составляет менее 1% по каждой позиции.
Относительно видов хозяйственной деятельности субъектов бизнеса доли в соответствии с общей численностью предпринимателей распределились следующим образом: Сельское хозяйство — 1,1%, Лесное хозяйство — 4,8%, Добыча полезных ископаемых — 4,8%, Обрабатывающие производства — 0,5%, Строительство — 0,5%, Оптовая и розничная торговля — 1,1%, Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов — 0,3%, Гостиницы, рестораны (общественное питание) — 1,3%, Транспорт — 0,3%, Связь, телекоммуникации, информационные технологии — 0,4%, Финансы, кредит, страхование — 1,6%, Энергетика — 2,1%, Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 0,2%, Образование и наука — 0,5%, Здравоохранение — 1,1%, Предоставление социальных услуг (социальное обслуживание) — 1,3%, Коммунальные услуги — 1,4%, Бытовые услуги — 1,2%, Другое — 0,6%.
В опросе приняли участие 74% индивидуальных предпринимателей, 21% составили предприниматели, имеющие ООО или ОАО, менее 1% – ЗАО. Кроме того, порядка 3% — представляют учреждения. Среди опрошенных 74% предпринимателей являются владельцами собственного дела, 14% – соучредителями, членами юридического лица, 10% – наемные работники. Относительно объема бизнеса следует отметить, что 72% предпринимателей имеют микропредприятия (численность работников не превышает 15 человек), 19% — малые предприятия (от 15 до 100 человек) и 8% — средние предприятия (свыше 100 человек).
Выявляя уровень предпринимательской активности, две трети опрошенных предпринимателей уверены, что в Тамбовской области открыть свое дело достаточно легко и вполне возможно. Однако, главными барьерами при открытии бизнеса предприниматели считают нехватку финансовых средств (46,5%), давление со стороны конкурентов (15,2%), устаревшее оборудование (14,7%) и недостаток квалифицированных кадров (14,4%). 4,2% представителей бизнеса обращают внимание на наличие административных барьеров. Вместе с тем предприниматели отмечают достаточный уровень защищенности прав предпринимателей (83%), а оставшиеся 17% считают уровень защиты прав предпринимателей недостаточным.
Среди основных барьеров для ведения бизнеса, наряду с уровнем защищенности предпринимателей Тамбовской области, были рассмотрены попытки отобрать бизнес, регулярность проверок, а также учет мнения предпринимателей при разработке экономической политики на муниципальном и региональном уровнях. При оценке частоты, с которой предприниматели Тамбовской области сталкиваются с попытками отобрать бизнес, треть респондентов отметила, что с такой ситуацией они не сталкивались, 43% сталкиваются с такой ситуацией очень редко – практически единичные случаи. Однако почти четверть опрошенных периодически сталкиваются с обозначенной проблемой.
При оценке периодичности проведения проверок более половины опрошенных им не подвергались, четверть подвергается проверкам 1 раз в год, оставшиеся 16% респондентов подвергаются проверкам гораздо чаще. Оценка учета мнения предпринимателей при разработке экономической политики на муниципальном и региональном уровнях показала, что большинство респондентов (практически половина) затруднились с ответом на данный вопрос. Оставшаяся часть опрошенных чаще считает, что их мнение все же не учитывается при разработке экономической политики. Положительно отозвались по данному вопросу не более пятой части опрошенных.
Следует отметить, что основная часть трудностей при ведении бизнеса предпринимателями связывается с объективными факторами, как то, отсутствие денежных средств, квалифицированных кадров и износ оборудования, административные же барьеры, попытки отобрать бизнес или частые проверки затрагивают не более пятой части респондентов. Вместе с тем ориентация власти на учет мнения предпринимателей при разработке экономической политики на региональном и муниципальном уровне не высока. Одновременно остается существенное (в 15% случаев) давление на бизнес опрошенных со стороны конкурентов, что на наш взгляд, свидетельствует о наличие конкуренции на Тамбовском рынке. Остановимся на исследовании вопросов конкуренции более подробно.
В ходе опроса предприниматели оценивали ряд параметров, характеризующих обстановку для ведения бизнеса в Тамбовской области. В первую очередь оценивалась конкуренция предложения путем выявления товаров на рынке Тамбовской области, являющихся заменителем для товаров и услуг, производимых респондентами.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что боле чем в 90% случаев на рынке товаров и услуг Тамбовской области существуют заменители товаров и услуг производимых респондентами, что свидетельствует о развитой конкуренции предложения.
При изучении структуры рынка товаров и услуг Тамбовской области с точки зрения наличия прямых конкурентов для привлеченных к опросу респондентов, чья доля на рынке существенно больше, была выявлена значительная конкуренция. Однако практически в 30-40% случаев можно говорить о той или иной мере проявления монополистического предложения. Немаловажным фактором функционирования бизнеса на отечественном рынке является возрастание количества конкурентов у предпринимателей на целевом рынке, а также возрастающее влияние на своих конкурентов в области ценовой, ассортиментной политики, стандартов качества продукции (работ, услуг) со стороны «основных» игроков. Так порядка 40% опрошенных считают, что «основной» наиболее крупный игрок не оказывает на их предприятие конкурентного воздействия. Еще треть предпринимателей говорят о незначительном воздействии.
Было выявлено, что лишь 30% опрошенных ощущают существенное влияние на свой бизнес со стороны конкурентов, преимущественно со стороны «основного» игрока на рынке. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточном развитии конкуренции.
Важно оценивать не только наличие конкурентов и товаров заменителей, а также их воздействия на бизнес, но и интенсивность этого воздействия. В рамках анкетирования выяснялся вопрос об интенсивности борьбы за клиентов на рынке и об интенсивности конкурентной борьбы в целом, ее динамическом изменении.
Четверть опрошенных отмечают отсутствие или незначительный характер конкурентной борьбы. Порядка 70% респондентов отмечают средний и выше среднего уровень конкурентной борьбы. Лишь незначительная часть предпринимателей оценивает конкуренцию как очень интенсивную. Более половины опрошенных указывает на возрастающее воздействие со стороны основных конкурентов. Около трети – говорит об отсутствии каких-либо изменений в интенсивности конкурентной борьбы за последний год.
Анализируя степень воздействия со стороны российских и иностранных конкурентов 89% респондентов определяют отечественных конкурентов как наиболее «опасных». Уровень воздействия со стороны иностранных конкурентов лишь 6% опрошенных считает приоритетным фактором конкурентных рисков. Наибольшую интенсивность приобретает конкуренция со стороны предпринимателей из Армении и Азербайджана.
В ходе исследования были выявлены основные направления конкуренции и проблемы с ними связанные для предпринимателей Тамбовской области. Следует отметить, что основной проблемой предприниматели считают недобросовестную конкуренцию качества (30%), недобросовестную ценовую конкуренцию (20%), конкуренцию со стороны дешевого импорта (16%), поддержку отдельных предпринимателей со стороны органов власти (11%), недобросовестную рекламу (10%). Почти 8% респондентов не испытывают проблем в данной области. Полученные результаты хорошо коррелируют с данными полученными ранее. [4].
Таким образом, отмечая наиболее значимые проблемы конкуренции, предприниматели во главу угла ставят качество продукции, отмечая участившуюся торговлю низкопробными подделками, демпинг цен со стороны таких конкурентов, а также неравенство условий ведения бизнеса с рядом предпринимателей. Поскольку влияние иностранных конкурентов не значительно, то и конкуренцию со стороны дешевого импорта как основную проблему выделяет лишь незначительная часть опрошенных.
В ходе исследования была предпринята попытка выявить рынки недобросовестной конкуренции в Тамбовской области. Так, 33% мнений участников опроса указали на недобросовестность рынка ЖКХ, еще 25% мнений склонились к недобросовестности рынка медицинских услуг. В остальных случаях мнения распределились практически поровну.
С целью учета мнения предпринимателей по поводу необходимых мер в рамках развития конкуренции в Тамбовской области, было выявлено, что в 18% случаев предприниматели рекомендуют усилить контроль за ростом цен, в 14,4% — за качеством продукции. В 12% случаев по мнению респондентов необходимо увеличить помощь начинающим предпринимателям, в 10% случаев требуется обеспечение добросовестной конкуренции, усиление антимонопольной деятельности (9,4%), осуществление юридической поддержки (9,1%). Остальные предложения в совокупности менее значимы, но не менее интересны. [4].
Дальнейшая оценка конкурентной среды на рынке товаров и услуг Тамбовской области осуществлялась с позиций оценки условий ведения бизнеса. Респондентами на хорошем и очень хорошем уровне значимости были отмечены следующие из представленных условий ведения бизнеса: Получение разрешение на открытие бизнеса, Возможность аренды помещений, Взаимодействие бизнеса с органами власти, Объем требований и отчетности для налоговых служб, Доступность государственных и муниципальных услуг, Возможность участвовать в тендерах и конкурсах, организуемых местными властями. Среднюю однозначную оценку получили такие условия ведения бизнеса, как Наличие информации о состоянии рынков товаров и услуг города/района, Взаимоотношение с другими фирмами-конкурентами.
Оставшиеся из перечисленных условий вызывают опасение. Так Наличие спроса и возможности у населения оплачивать эти товары или услуги оценивается большинством респондентов неоднозначно (от очень плохо до средне), что объясняется с одной стороны макроэкономическими процессами, а с другой тем сегментом рынка, к которому тяготеет конкретный предприниматель. Однозначно в некоторых сегментах рассматриваемое условие еще пока реализуется в других же нет.
Возможность получения кредитов оценивается большинством опрошенных сугубо отрицательно, что в очередной раз вскрывает проблему кредитования субъектов малого бизнеса. Преодоление семейственности и клановости в органах, регулирующих развитие конкуренции в городе/районе. Данное условие ведения бизнеса видимо выражено не во всех муниципальных районах области. Именно этим определяется наибольшее значение в графе воздержавшихся. Однако там, где эта проблема существует – она стоит довольно остро.
Относительно условия «Снижение барьеров для занятия бизнесом» тоже нет определенности (большинство воздержалось от ответа). Видимо предприниматели не совсем ориентируются в данном вопросе или по каким-то причинам скрывают свое мнение. На наш взгляд данная проблема в первую очередь – проблема информированности предпринимателей.
Следующим этапом мониторинга было выявление емкости рынка товаров и услуг Тамбовской области. С этой целью респондентам было предложено оценить ширину круга компаний, предлагающих те или иные товары или услуги. На основании полученных данных можно сделать вывод, что совсем отсутствуют на рынке или наименее качественно предоставляются следующие услуги: Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Услуги по управлению многоквартирными домами, Услуги ЖКХ (за исключением газо- и электроснабжения отдельных районах). Данный вывод коррелирует с ранее полученными результатами.
Кроме того, недостаточно развиты такие сегменты областного рынка как: Общественный транспорт, Стоматология, Медицинские услуги, Услуги учреждений дошкольного образования. Неоднозначную оценку получили такие сегменты рынка как: Интернет и Сотовая связь. Видимо здесь также свою роль играет территориальная принадлежность.
В достаточной степени рынок развит в таких направлениях как: Мебель, Бытовая техника, Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения, Бензин и дизель, Внутренний туризм. В ряде случаев по оценкам предпринимателей перенасыщенными считают следующие сегменты рынка: Продукты питания, Одежда и обувь, Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.), Лекарственные препараты.
По мнению самих предпринимателей наиболее приоритетными рынками Тамбовской области являются: сельскохозяйственный, в том числе животноводческий, растениеводческий и рыбоводческий, рынок туристических услуг, медицинских услуг, услуг ЖКХ, а также сегмент, опирающийся на работу промышленных предприятий. Именно по этим ключевым направлениям, как считают предприниматели области, следует вести максимальную работу и осуществлять всяческую поддержку.
В связи с вышесказанным еще более показательным становится уровень желания бизнеса систематически получать экономическую информацию на региональном уровне. Большинство предпринимателей региона хотят получать экономическую информацию централизованно. Поскольку сегодня скорее всего, предприниматели активно используют вторичные источники информации для ведения бизнеса. Их преимущество – доступность, многообразие информации, ее постоянство и возможность проводить сравнительный анализ на основе различных источников. Сбор и обработка вторичной информации – это достаточно большой объем работы для предпринимателя в условиях малого предприятия, когда ограничены человеческие и финансовые ресурсы. Данные должны накапливаться и систематизироваться с целью их использования при принятии решения. Это требует от предпринимателя не только времени, но наличие навыков работы на компьютере с информацией – создание необходимой базы данных, работа с ней. Здесь может быть заложен дополнительный резерв для эффективного маркетинга в малом предприятии.
На заключительном этапе исследования предприниматели оценивали эффективность работы органов власти. Неудовлетворительно однозначно оценивается работа таких органов как: ОПОРА России, Общественная палата Тамбовской области. Неоднозначную оценку своей деятельности получили Комитет по управлению муниципальным имуществом, Отдел по защите прав потребителей, Роспотребнадзор. Видимо сказывается довольно широкая география исследования.
Отдельно следует отметить оценку работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, которая распределилась по всем имеющимся вариантам, что в первую очередь связано с ранее полученной оценкой деятельности монополий в области, доля которых, по мнению предпринимателей, весьма мала.
В целом, следует отметить, что уровень конкуренции, по оценкам бизнесменов умеренно высок, и в основном речь идет о наличии достаточно большого количества конкурентов, которые в трети случаев оказывают существенное влияние на бизнес респондентов. В большинстве сегментов рынка товаров и услуг Тамбовской области наблюдается добросовестная конкуренция. Однако на рынках услуг ЖКХ и медицинских услуг это не совсем так.
Неоднозначно отношение представителей бизнеса к работе власти. С одной стороны, у них есть отдельные вопросы к снижению барьеров для занятия бизнесом. С другой – они в большинстве своем удовлетворены взаимодействием с органами власти, возможностью участвовать в тендерах и конкурсах, доступностью госуслуг и требованиями налоговой службы. Таким образом, проблемы бизнеса в Тамбовской области целесообразно классифицировать по двум зонам: финансовая и административно- управленческая.
Самой актуальной является первая зона, в которой основной проблемой является отсутствие доступного кредитования и нехватка собственных средств для открытия или расширения бизнеса. Для решения проблем финансирования малого и среднего бизнеса необходима разработка комплексной политики его кредитования и микро-финансирования как на уровне Федерации, так и на уровне регионов. Проблемы административно-управленческой зоны оказывают негативное влияние на развитие бизнеса в регионе и в целом российскую экономику. Государственные институты в должной степени не обеспечивают правовую, методологическую и информационную поддержку предпринимателям. Более того, работа с отдельными органами власти затруднена различными административными барьерами.
Рекомендации самих предпринимателей по улучшению экономического состояния региона заключаются в необходимости развивать промышленность и сельское хозяйство, поддерживать малого предпринимателя, привлекать инвестиции в строительство, усиливать меры государственной поддержки, развивать систему льготное кредитование, увеличивать количество рабочих мест, снижать конкурентное воздействие в отдельных сегментах рынка.
В мониторинге приняли участие 1345 жителей Тамбовской области – это 0,13% от всего населения региона, 45,3% из которых – мужчины, 54,7% – женщины. Что касается возрастных критериев, то средний возраст по выборке составил 42 года. Сфера основного вида деятельности респондентов представлена следующим образом: практически 68% опрошенных работает по найму, 10% — работающие пенсионеры, остальные характеристические группы представлены существенно меньшим числом анкетируемых.
Анализ полученных данных относительно оценки населения Тамбовской области экономической ситуации в России показывает уменьшение тревожных настроений, связанных с влиянием мирового финансового кризиса, на дальнейшее развитие ситуации в стране, области и непосредственно в местах проживания респондентов.
Снизилась доля населения, испытывающего на себе проявления кризиса. Так, более половины опрошенных указывают на удовлетворительную экономическую ситуацию в стране (74,5% жителей Тамбовской области). Но кроме этого 21,9% респондентов все же указывают на неудовлетворительную ситуацию в экономике страны.
Анализирую отношение горожан к экономической ситуации на уровне региона, необходимо отметить, что большая часть опрошенных (76,9% респондентов) указывают на удовлетворительное или даже хорошее состояние.
Похожая ситуация и с оценкой экономического состояния района проживания (73,3% и 24,8% опрошенных соответственно). Оценивая материальное положение семей респондентов было выявлено, что порядка 20% опрошенных не испытывают финансовых затруднений, 36,8% опрошенных имеют удовлетворительное финансовое состояние, более 40% — неудовлетворительное или даже критическое финансовое состояние.
В ходе опроса население оценивало широту представленности компаний разной направленности в Тамбовской области. По мнению населения Тамбовской области рынок перенасыщен в таких сегментах как: Продукты питания, Бытовая техника, Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.), Бензин и дизель, Лекарственные препараты, Сотовая связь. Полученные выводы во многом коррелируют с аналогичными предположениями предпринимателей.
Перечисленные позиции не являются проблемными по всей области и в отдельных районах если нет пресыщения, то население оценивает их объем как достаточный. Список достаточных объемов сегментов рынка население дополняет услугами ЖКХ (кроме водоснабжения), что кардинально противоречит выводам, полученным на основании опроса предпринимателей области. Видимо последние смотрят на данный сегмент рынка в большей мере с точки зрения бизнеса и видят низкое качество или завышенные цены предоставляемых услуг, население же оценивает данные услуги скорее бинарно – предоставляются / не предоставляются.
Недостаточно на рынке области представлены такие направления как: Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения, Общественный транспорт, Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Услуги по управлению многоквартирными домами, Внутренний туризм. Данные услуги в зависимости от территориального признака либо предоставляются в недостаточном объеме, либо их вообще нет. Кроме того, малы сегменты рынка по следующим направлениям: Стоматология, Медицинские услуги, Услуги учреждений дошкольного образования, Интернет, Водопровод.
Неоднозначно оценивают жители Тамбовской области такие сегменты товарного рынка как Одежда и обувь и Мебель. В зависимости от территориальной принадлежности опрашиваемого отмечалось как недостаточное развитие данного сегмента рынка, так и его перенасыщенность. Для уточнения полученных выводов было проведено обследование удовлетворенности населения уровнем цен, ассортиментом и качеством товаров и услуг, предоставляемых на выше обозначенных рынках.
Население не довольно уровнем цен на: Продукты питания, Одежда и обувь, Мебель, Бытовая техника, Бензин и дизель, Лекарственные препараты, Стоматология, Медицинские услуги, Водопровод, Газоснабжение. В отдельных случаях перечисленные группы товаров и услуг имеют для населения большую ценовую привлекательность, но это происходит не достаточно часто. Население выразило удовлетворенность ценами по категориям: Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.), Общественный транспорт, Услуги учреждений дошкольного образования, Сотовая связь, Интернет, Ряд услуг ЖКХ. Необходимо отметить, эти выводы необходимо коррелировать с показателями развитости сегментов рынка, так население и предприниматели отмечают неразвитость услуг транспорта и учреждений дошкольного образования, т.е. население удовлетворено ценами на эти услуги лишь там, где они представлены в достаточном объеме.
Также очень важно учитывать мнение населения относительно недостаточного распространения ряда услуг по районам Тамбовской области, среди них: Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения, Услуги учреждений дошкольного образования, Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Услуги по управлению многоквартирными домами, Теплоснабжение, Внутренний туризм. Объективно без привязки к территории (село/город) следует отметить, что население имеет трудности с получением услуг: Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения, Услуги учреждений дошкольного образования, Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Внутренний туризм.
Далее была предпринята попытка оценить ассортимент товаров и услуг представленных на рынке Тамбовской области. Анализ показал, что население не удовлетворено ассортиментом товаров и услуг по следующим направлениям: Одежда и обувь, Бытовая техника, Общественный транспорт, Бензин и дизель, Лекарственные препараты, Стоматология, Медицинские услуги, Интернет, Водопровод. Хотя с последними двумя позициями не все однозначно. Мнения респондентов кардинально разошлись, и коррекция ассортиментного ряда здесь должна носить точечный характер.
Вызвал удовлетворение респондентов ассортиментный ряд таких товаров и услуг как: Услуги учреждений дошкольного образования (там, где они есть), Сотовая связь, Интернет, Водопровод, Электроснабжение, Теплоснабжение, Газоснабжение.
Наиболее проблемными из приведенного перечня товаров и услуг являются: Услуги учреждений дошкольного образования, Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Услуги по управлению многоквартирными домами, Теплоснабжение, Внутренний туризм. Далее была проведена оценка качества предоставляемых товаров и услуг на рынке Тамбовской области. В очередной раз, теперь уже с точки зрения качества предоставляемых товаров и услуг, наиболее проблемными остаются Услуги учреждений дошкольного образования, Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченной деятельностью, Услуги по управлению многоквартирными домами, Теплоснабжение, Внутренний туризм. К ним следует добавить еще направление Бензин и дизель, которое является проблемным с точки зрения качества с точки зрения населения Тамбовской области.
Население удовлетворено качеством по таким направлениям как: Продукты питания, Мебель, Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.), Лекарственные препараты, Сотовая связь, Интернет, Электроснабжение, Газоснабжение. Низкое качество, по мнению респондентов, имеют такие товары и услуги: Одежда и обувь, Бытовая техника, Общественный транспорт, Стоматология, Медицинские услуги, Водопровод.
С позиций респондентов выявлены отдельные товары и услуги, которые либо отсутствуют на рынке, либо их недостаточно. Среди них ремонт обуви, банные услуги, книги, услуги общественного транспорта, цветы, химчистка, медицинские услуги, ремонт бытовой техники, парикмахерская, детский стоматолог, кинотеатр, бассейн, услуги спортивной школы, дополнительное образование детей, автозапчасти, продукты питания, одежда и обувь, интернет, водопровод, мебель, электроника, стоматолог, детских площадок и кафе для детей, товары для дома и отдыха, аквапарк, лекарственные препараты, развлекательные услуги, товары для детей, услуги ЖКХ, сельско-хозяйственное оборудование, услуги свадебных салонов, кинотеатры, утилизация отходов и их переработка.
Как было выяснено ранее определенная доля рынка наполнена некачественными товарами и услугами, что отмечали и предприниматели, в связи с этим целесообразно оценить систему защиты прав потребителей среди населения Тамбовской области. При оценке деловой активности населения Тамбовской области были выяснено желание открыть собственный бизнес респондентами, а также мнение опрашиваемых относительно сложности открытия собственного дела. Как показал опрос две трети респондентов не имеют желания заниматься бизнесом, четверть задумывается об этом, а каждый десятый имеет такое желание. Выражая свое мнение по поводу трудности открытия бизнеса в Тамбовской области респонденты отметили следующее. 66% опрошенных не видят существенных трудностей для открытия собственного дела в Тамбовской области. Оставшаяся часть опрошенных высказывается по этому вопросу более пессимистично.
Среди наиболее интересных направлений для открытия собственного дела среди опрошенного населения следует выделить следующие: торговля, сельскохозяйственная продукция, кафе, магазин одежды, швейное производство, салон красоты, производство продуктов питания, пчеловодство. Выясняя причины, которые оказывают негативное влияние на открытие собственного бизнеса, были выделены следующие: отсутствие первоначального капитала, конкуренция, высокие налоги, личные качества, законодательство, низкие цены на товары, высокие ставки по кредитам, низкий уровень доходов населения, отсутствие государственных программ по реализации предпринимательства. Ряд из перечисленных причин, как показывает оценка мнений предпринимателей, являются объективными, другие же связаны с недостаточной информированностью населения, а также нечетким пониманием принципов и законов конкуренции.
Развитие региональной конкурентоспособности в России можно рассматривать как один из факторов экономического роста. Любой стране нужны конкурентоспособные регионы. Понимание сущности региональной конкуренции (межрегиональной, а также своеобразного соревнования между городами как местами концентрации экономического и интеллектуального потенциалов регионов) становится все более актуальной задачей в корпоративном взаимодействии регионов любой страны. Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные направления работы по развитию конкуренции по мнению населения Тамбовской области. При оценке важности конкуренции, значимости ее воздействия на развитие товарных рынков Тамбовской области респонденты выразили свое мнение, которое заключалось в следующем: треть опрошенных считают, что рыночная ситуация в значительной мере зависит от конкуренции, еще треть – признают значимость конкуренции, остальные либо не предают ей особого значения, либо затрудняются с ответом.
Выявляя рынки недобросовестной конкуренции с точки зрения населения Тамбовской области, были получены данные о таких рынках, а также основных проявлениях недобросовестной конкуренции.
Наибольшую настороженность с позиций проявления недобросовестной конкуренции у населения Тамбовской области вызывают Розничная торговля (24,4% респондентов) и Рынок услуг ЖКХ (20,7%). Завершает первую тройку Рынок медицинских услуг с показателем 17,6%. В ряде случаев (9,9% опрошенных) недобросовестная конкуренция по мнению респондентов присутствует на Рынке финансовых и страховых услуг. 12% опрошенных затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Подобно предпринимателям население Тамбовской области отмечает недобросовестную конкуренцию качества (26,8%) и недобросовестную ценовую конкуренцию (19,8%). Также особую настороженность вызывает конкуренция со стороны дешевого импорта (13,4%) и недобросовестная реклама (11,2%). В совокупности более 10% опрошенных отмечают в качестве основной проблемы административные барьеры и поддержку отдельных предпринимателей со стороны органов власти. Лишь 13,6% респондентов не видят проблем в данном направлении.
В ходе опроса респонденты выделили наиболее приоритетные рынки для развития на территории Тамбовской области, среди них: ЖКХ, общественный транспорт, лекарственные препараты, медицинские услуги, промышленность, образование, перерабатывающая промышленность, туризм, рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, строительство дорог, сельскохозяйственное производство и переработка, культура (спорт, отдых), переработка отходов.
Выявляя мнение респондентов о необходимости присутствия на товарных рынках Тамбовской области и контроля за ними, отмечались следующие: ЖКХ, медицинские услуги, лекарственные препараты, розничная торговля, образование, алкоголь, рынок финансовых и страховых услуг, сельскохозяйственное производство, связь, общественный транспорт, рынок продуктов питания, государственные услуги, культура, отдых. Таким образом, население Тамбовской области считает необходимым контроль органов власти практически за всеми рынками, затрудняясь выделить приоритетные [4].
Заключение
Таким образом, в целях повышения уровня конкурентной среды в регионе необходимо:
1. Обеспечить реализацию системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики и торговых рынков;
2. Сформировать прозрачную систему работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах как конечного потребителя товаров и услуг, так и субъектов предпринимательской деятельности;
3. Создавать стимулы и условия для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.
4.Укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства.

Библиографический список

1. Сычёв Д.О., Мищенко В.В. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕГИОНА // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 332-337.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ АПК РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под научной редакцией Г.М. Гриценко. 2014.
3. Бабина Ю.В. РАЗВИТИЕ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ // Сибирская финансовая школа. 2013. № 6 (101). С. 55-59.
4. Официальный сайт администрации Тамбовской области.