Проблемы формирования инвестиционно-инновационной политики развития агропромышленного комплекса
Problems of formation of investment and innovation policy development agroindustrial complex
Цели/задачи. Целью работы является поиск адаптивных направлений инвестиционно-инновационной политики развития отечественного АПК.
Методология. Методологическими инструментами исследования выступили общенаучные методы, а также исторический и ретроспективный методы.
Результаты. В результате было определена важность обеспечения рациональной пропорциональности между ресурсами и потребностями населения в конечной продукции АПК. Это в значительной степени может быть обеспечено стабильным инновационным развитием агропромышленного комплекса.
Выводы/значимость. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования поддержки малого и крупного бизнеса в сельском хозяйстве, как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны.
Abstract: The subject. The subject of the research are some of the aspects related to the development of innovative and forward-looking investment policy of agriculture in the modern Russian economy. At present, a particularly important task for Russia gets out of the crisis and embarking on the path of economic development and growth. This can be largely achieved stable innovative development of agriculture.
Objectives. The aim is to find areas of adaptive investment and innovation policy development of domestic agriculture.
Methodology. Methodological tools made by the scientific methods of research, as well as a historical and retrospective methods.
Results. As a result, it was determined the importance of ensuring a rational proportion between resources and needs of the population at the end of agricultural products. This can be largely achieved stable innovative development of agriculture.
Conclusions. The conclusion about the necessity of government regulation for small and large businesses in agriculture, as a factor in ensuring food security of the country.
Keywords: Innovation and investment policy, agriculture, modernization of the economy, financing sources, agriculture, supply and demand, economic entity
В каждой стране и в каждом обществе наличие инвестиций является основополагающим фактором роста экономики, что позволяет накапливать блага и потреблять их в будущем. Известно, что в мировом хозяйстве Россия выступает как импортер, поскольку принимает капитал другой страны, так и экспортер, предоставляя капитал другим странам.
Модернизация экономики и всех сфер жизни является важнейшей задачей любого государства. В сложившейся ситуации России особенно необходимо стать более конкурентоспособной, современной и уважаемой в мире. Процесс модернизации включает в себя усовершенствование рабочих машин и технологического оборудования, их обновление на инновационной основе. По нашему мнению, данную задачу наиболее продуктивно можно решить в рыночной системе экономики, нежели в командно-административной, так как каждый производитель лично заинтересован в усовершенствовании своих орудий труда, что, несомненно, повышает эффективность отдельных хозяйствующих субъектов во всей экономике страны.
Следует отметить факт того, что инновации невозможны без интенсивных денежных вложений. Сбережения населения и предприятий – главный источник финансирования. В течение последних десятилетий в России произошло резкое разделение населения на богатых и бедных при слабом развитии средних слоев. Большая часть доходов страны находится у богатого населения. Оно, в свою очередь, могло бы инвестировать частично свои доходы в развитие сельского хозяйства [3].
Наряду с этим обсуждение Правительством Российской Федерации 10 февраля 2015 года внесения поправок в Налоговый кодекс о порядке расчета налога на доходы физических лиц (НДФЛ), возможно, является одним из первых шагов, которые в будущем могли бы способствовать увеличению финансовых средств, поступающих в бюджет государства и впоследствии направляемых на развитие сельского хозяйства России. Депутаты предлагают разделить работающее население на четыре группы: зарабатывающие до 5 миллионов рублей в год будут платить 13%; от 5 до 50 миллионов – 18%; от 50 до 500 миллионов – 23% и свыше 500 миллионов рублей — 28%. Авторы поправок полагают, что прогрессивная шкала позволит сократить разрыв между бедными и богатыми, которые сегодня платят одинаковый НДФЛ по плоской шкале. Однако по их же подсчетам увеличение налогового бремени затронет всего 0,2% населения страны, которое, тем не менее, обладает 30% всех доходов [6].
Процесс инвестирования сельского хозяйства России не может обойтись и без участия коммерческих банков. Так, в период кризиса денежная политика должна быть ориентирована на нивелирование ущерба от сдерживания инфляционных и кризисных процессов и в то же время учитывать их взаимовлияние. В связи с этим политика должна ориентироваться на долгосрочный результат, сохраняя стабильность экономической системы страны [4].
Агропромышленный комплекс (АПК) является крупнейшим межотраслевым комплексом, который объединяет несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Включает агропромышленный комплекс как основную составляющую и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство. Устойчивое воспроизводство в агропромышленный комплекс возможно лишь при способности субъектов данной сферы постоянно поддерживать рациональную пропорциональность между факторами воспроизводства в АПК. А целью данной устойчивости служит удовлетворение потребностей населения в продуктах питания (сельскохозяйственных продуктов) [7].
На достижение данной устойчивости влияют многие факторы. Например, природно-климатический фактор, ведь если произойдут непредвиденные дожди, либо засуха, то может погибнуть весь урожай, поэтому необходимы технологии и инновации, чтобы можно было сберечь урожай или предвидеть надвигающиеся климатические опасности. Но, помимо природных факторов, существует еще ряд рисков, которые также должны учитываться. Так, нужно уметь предупреждать, предугадывать неблагоприятное воздействие системы рисков и увеличивать шансы, необходимые для получения более высокого дохода.
Необходимым является учет колебаний спроса и предложения, цен, устанавливаемых на рынке, доходы граждан. Все составляющие рыночного механизма должны функционировать в таком ключе, чтобы поддерживать устойчивые темпы воспроизводства в АПК, что вызывает необходимость государственного регулирования поддержки малого и крупного бизнеса в сельском хозяйстве [1-2]. В сложившейся для России ситуации необходимо, чтобы агропромышленный комплекс вышел на первый план во всем экономическом механизме.
Делая экскурс в историю, отметим, что проводимая в России в период перестройки реформа отрицательно сказалась на АПК. Ее результатами стало повсеместное снижение показателей технической оснащенности, как в отраслях растениеводства, так и животноводства. Это послужило причиной прекращения деятельности многих предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Кроме этого, были утрачены многие хорошо отработанные отечественные технологии в разных отраслях агропромышленного комплекса, подорвана общая материальная база – разрушены здания, сооружения, водонапорные башни, мелиоративные каналы и многое другое. Параллельно с этим более чем на 80% сократилось поголовье скота, на 40% упало производство зерновых.
Одновременно шел процесс ухудшения биоэкономических показателей. Например, ухудшилась защита растений, поскольку существенно снизились объемы использования химических средств, идущих на эти цели. В три с лишним раза меньше стали применять минеральных удобрений, предельно низкой стала энергообеспеченность, приходящаяся на один гектар пашни.
Многие сельхозпредприятия полностью обнищали или вообще разорились. Более половины хозяйств за годы реформ стали убыточными. Вследствие этого резко сократились доходы населения сельской местности, одновременно произошло сокращение кредитования и бюджетной поддержки со стороны государства [4].
Следует отметить, что важнейшим фактором полноценного развития АПК является система резервных фондов. Согласно информации, содержащейся на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, которые способствуют обеспечению выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет [8].
Резервный фонд помогает стабилизировать экономическое развитие страны посредством уменьшая инфляционного давления и снижения зависимости национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, прогнозируемого на соответствующий финансовый год [5]. Важным показателем является рациональная пропорциональность между ресурсами и потребностями населения в конечной продукции АПК. В настоящее время особенно важной задачей для России становится выход из кризиса, а также становление на путь экономического развития и подъема. Это в значительной степени может быть обеспечено стабильным инновационным развитием агропромышленного комплекса.
В заключение следует отметить, что для достижения поставленных задач государство, в первую очередь, обязано делать вложения в такие сферы, как сельское хозяйство. Ведь если сельское хозяйство обнищает, спрос населения на продукты питания не будет удовлетворен и это придется осуществлять за границей. Однако, глядя на сложившуюся политическую ситуацию, санкции, приходим к выводу, что разумнее и дешевле производить продукцию в пределах своей страны, а для этого сначала необходимо разработать перспективную инновационную и инвестиционную политику развития агропромышленного комплекса в целом и следовать ей.
Библиографический список
1. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в АПК Воронежской области// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 2. № 18-1. С. 136-137.2. Баутин В.М., Шаталов М.А. Инвестиционный потенциал АПК Воронежской области//Территория науки. 2014. № 4. С. 18-23.
3. Болдырев В.Н., Шаталов М.А. Лизинг как форма инвестиций в условиях антикризисного управления предприятием// Территория науки. 2014. № 4. С. 28-32.
4. Кулагина Н.А. Стратегия развития АПК в целях обеспечения его экономической безопасности // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 33-36.
5. Минфин России. Резервный фонд: предназначение. – URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/mission/
6. Прогрессивная шкала - это прогрессивно: Парламентарии о налогообложении. – URL: http://regions.ru/news/2545223/
7. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Адаптивные стратегии развития предприятий пищевой промышленности Воронежской области// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 1 (23). С. 61-66.
8. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Диверсификация как метод снижения финансовых рисков в условиях нестабильности экономики// Территория науки. 2014. № 6. С. 168-171.