Теоретико-методологические основы применения государственно-частного партнерства в животноводстве региона
Theoretical and methodological basis of the using of public-private partnerships in livestock of the region
Abstract: The husbandry industry is one of the most important industries, providing the establishment and strengthening of food security of the state. The high capital intensity of the industry becomes a factor constraining its development. However, the creation of large cattle breeding complexes and cluster’s development of regions’ economy is impossible without interaction of government and business. For this reason, Russia is actively developing and becoming a strategically important special kind of interaction between the state and the private sector which was dubbed "public-private partnership". In the modern economy the partnership of power and business structures is a justified and necessary measure for the development of agro-industrial complex, which is confirmed by domestic and European experience. The article describes the theoretical basis for the development of husbandry of the agricultural region on the basis of application of the mechanism of public-private partnerships. Produced an overview of existing approaches to definition of public-private partnership on the basis of which the proposed author's interpretation, the necessity of the use of public-private partnerships in the livestock industry and defined the main directions. Developed the organizational-economic mechanism of state-private partnership in livestock based on the establishment of the center for public-private partnerships in the region.
Keywords: Livestock, public-private partnership, mechanism, region, support.
Обозначенные Правительством Российской Федерации приоритеты в «Государственной программе развития сельского хозяйства» и курс на обеспечение продовольственной безопасности страны требуют финансовых обязательств от государства. Отрасли, которые затрагивает данная концепция, являются капиталоемкими и в большинстве случаев низкодоходными. В этой связи государству становится невыгодно самостоятельно обеспечивать реализацию выбранного направления, и осуществлять поддержку агропромышленного комплекса, задействованного в развитии народного хозяйства страны. По этой причине в России активно формируется и становится стратегически значимым особый вид взаимодействия государства и частного сектора экономики, получивший название «государственно-частное партнерство».
Одним из необходимых условий достижения выбранных Правительством РФ параметров продовольственного обеспечения является применение государственно-частного партнерства в агропромышленном секторе экономики. Отсюда возникает необходимость проведения научных исследований по вопросам применения партнерских отношений государства и бизнеса в сфере реализации малорентабельных, но социально-значимых проектов в АПК.
Теоретические и методологические аспекты партнерских взаимоотношений государства и бизнеса получили свое развитие во второй половине XX века в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Исследование теоретических основ, форм, моделей, механизмов, принципов и видов партнерства государства и бизнеса лежит в основе работ отечественных авторов таких, как М.С. Айрапетян, А.В. Белицкая, В.Г. Варнавский, В.Д. Гончаров, А.Г. Зельдер, Л.М. Иголкина, А.В. Кабашкин, В.А. Кабашкин, А.К. Казанцева, Е.Н. Кубарев, П.Л. Лившиц, В.З. Мазлоев, В.В. Максимов, В.Г. Мысник, А.Н. Пивоваров, Д.А. Рубвальтер, И.И. Смотрицкая, Н.Д. Холодная, др.
Изучение иностранного опыта, посвященного проблемам взаимодействия власти и бизнеса в форме государственно-частного партнерства, осуществлялось в контексте работ таких авторов как К. Боумена, У. Джевонса, П. Друкера, Л. Вальраса, В. Саймона, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Д.Делмон, П. Розенау, В. Хаам, Г. Ходж, и др.
Следует отметить, что ряд проблем в сфере взаимодействия представителей государственной власти и частного сектора в сельском хозяйстве требуют должного рассмотрения, в частности остаются дискуссионными вопросы применение различных форм государственно-частного партнерства в отраслях животноводства.
В современной литературе можно встретить несколько подходов к определению ГЧП, суть которых сводится к его определению как некого взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг. Однако общепринятый подход не учитывает возможности сотрудничества государства и частного бизнеса в сфере реализации проектов АПК, в частности животноводства. Предлагаем дефиницировать государственно-частное партнерство в АПК как форму долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом с целью реализации и развития на региональном и локальном уровнях социально-значимых проектов модернизации АПК с заранее установленными требованиями государства к их результатам, при котором ответственность за проектную подготовку целиком и полностью ложится на частного партнера, а основная доля риска – на того партнера, который способен его минимизировать.
Необходимость использования принципов ГЧП в животноводстве обусловлена теми выгодами, которые получает в конечном итоге экономика в целом (рис.1).
Рисунок 1. Цели, функции и выгоды партнеров при реализации проектов ГЧП в животноводстве
Различия ролей государства и представителей бизнес-структур в ГЧП позволило уточнить их функциональные обязанности в системе партнерских отношений.
Функции государства целесообразно объединить в группы системообразующих и контролирующих.
Системообразующие функции государства сводятся к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие ГЧП в разных отраслях экономики, определению приоритетных сфер развития ГЧП, поиску и отбору проектов, выбору формы ГЧП, определению рисков проекта и софинансированию. Функция контроля предполагает проверку выполнения проектных договоренностей, мониторинг информации о состоянии объекта и распределении бюджетных средств на его реализацию.
Проектные функции со стороны бизнеса включают работы по подготовке и оценке технической реализуемости проекта. Суть экономико-инновационных функций заключается в калькуляции затрат на инновационный проект, расчете экономико-социального эффекта, определении потенциальных форм бюджетного участия.
Исходя из анализа функций государства и возможностей частного сектора, определяется их роль в системе ГЧП и, как следствие, определяются направления применения механизма ГЧП в животноводстве (рис. 2).
Рисунок 2. Основные направления применения механизма ГЧП в животноводстве региона
Существующее многообразие направлений реализации проектов ГЧП требуют определенного дополнения организационного механизма ГЧП на уровне региона. В частности целесообразно выделить в механизме ГЧП научные организации и структуры, осуществляющие оценку финансовой эффективности проекта, подготовку паспорта проекта ГЧП, предложения и рекомендации по реализации проекта, одобрение, разработку проекта ГЧП и согласование сроков исполнения. Внедрение такой научной структуры в процесс взаимодействия государства и бизнеса должно стать эффективным инструментом решения вопросов ГЧП для обеих сторон (рис. 3).
Рисунок 3. Организационный механизм взаимодействия государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП на региональном уровне
Коллегиальность действий органов государственной власти, частного сектора экономики, образовательных учреждений и центра развития ГЧП в регионе позволит:
- стимулировать или дестимулировать разработку проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития животноводства в регионе;
- получать оперативную информацию о выборе инвестиционных площадок для частного сектора экономики;
- оптимизировать величину спроса и предложения рабочей силы в отраслях животноводства;
- обеспечить развитие производственной инфраструктуры животноводства;
- улучшить инвестиционный климат региона за счет реализации инновационных проектов ГЧП;
- организовать мероприятия по продвижению инвестиционных возможностей в сфер животноводства региона.
Таким образом, для эффективного функционирования механизма ГЧП в животноводстве региона методы и инструменты должны быть согласованы с государственными целями и задачами развития агропромышленного сектора экономики. При этом все интересы участников-партнеров должны быть соблюдены.
Библиографический список
1. Соколов С. Л. Развитие государственно-частного партнерства в АПК регионов РФ // Аграрный вестник Урала. – 2013. - № 11 (117). – С. 93-101.2. Гладкова Е. П. Анализ различных форм партнерства в сфере АПК: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами [электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4041.
3. Козлова Е. В. Государственно-частное партнерство как фактор развития инновационной экономики. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата экон. наук: 08.00.01. Москва, 2014 г. – 27 с.
4. Иванова З. А. Государственно-частное партнерство в сельском хозяйстве: общие подходы // Вопросы экономики и права. – 2014. - № 12. – С. 110-114.
5. Ковалева И. В., Рожкова Д. В. Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях государственно-частного партнерства // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - № 10 (156). - 2017. - с. 190-194.