Индекс УДК 37:63
Дата публикации: 16.08.2016

Особенности организации и проведения зарубежных сельскохозяйственных стажировок в аграрных вузах

Features of organization and carrying out international agricultural internships in agrarian universities

Морозова О.В.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»
Morozova O.V.
Federal State Budgetary Educational Institution
«Saratov State Agrarian University named after NI Vavilov»

Аннотация: В статье рассматривается значение зарубежных сельскохозяйственных стажировок и практик для студентов аграрных вузов. Указываются цели и задачи стажировок, особенности их организации как непосредственно в вузе, так и на сельскохозяйственном предприятии за рубежом. Приводится пример Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова (СГАУ) в организации таких практик и стажировок. Рассматриваются оптимальные сроки их проведения, предварительная подготовка, значение куратора вуза, языковая подготовка студентов. Рассматривается пример организации сельскохозяйственных стажировок в Германии, организованных СГАУ совместно с компаниями аграрно-техническая школа «Дойла-Нинбург» и Ассоциация по сотрудничеству в области сельского хозяйства, экологии и развития села в Восточной Европе «Аполло». Анализируются результаты этих практик и стажировок для студентов на основе их отчетов и отзывов. Делается вывод о необходимости организации и проведения сельскохозяйственных стажировок в аграрном вузе в связи с п

Abstract: The article discusses the importance of international agricultural internships and trainings for students of agricultural universities. The purposes and tasks of agricultural internships and trainings are specified, features of their organization both in higher education institution, and on agricultural enterprise abroad are pointed. The example of the Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov (SSAU) in the organization such internships and trainings is given. Optimum terms of their carrying out, preliminary preparation, value of the curator of higher education institution, language training of students are considered. An example of the organization of agricultural trainings in Germany, organized by SSAU together with the companies Agrarian and Technical school "Deula-Nienburg" and Association on cooperation in the field of agricultural industry, ecology and development of the village in Eastern Europe "Apollo" is reviewed. Results of these internships and trainings for students on the basis of their reports and responses are analyzed. The conclusion about need of the organization and carrying out agricultural trainings for agrarian higher education institution in connection with increase of competitiveness of the specialist of agrarian and industrial complex in the labor market is drawn.
Ключевые слова: зарубежные сельскохозяйственные стажировки и практики, будущий специалист АПК, специализация стажировок, совершенствование подготовки кадров, международный опыт, специализация стажировок, экологически безопасная продукция, творческий и исследовательский подход к работе, адаптация к условиям работы, интеграция в трудовой коллектив, уровень владения иностранным языком.

Keywords: international agricultural internships and trainings, future agribusiness specialist, internship specialization, staff improving training, international experience, trainings specialization, ecologically safe products, creative and research approach to work, adaptation to working conditions, integration into labor collective, level of proficiency in a foreign language.


Одним из важных индикаторов развития международного сотрудничества аграрного вуза в науке и образовании являются международные сельскохозяйственные стажировки. Это образовательные стажировки и сельскохозяйственная практика студентов в зарубежных сельскохозяйственных компаниях. В ходе прохождения практик студенты имеют возможность изучать особенности организации сельского хозяйства страны назначения, производственную деятельность разных стран, научиться адаптироваться к условиям жизни в незнакомой культурной среде, а также повысить уровень владения иностранным языком [3,4]. Ключевая цель данных практик и стажировок для студентов аграрных вузов – знакомство с международным опытом ведения сельского хозяйства другой страны, применение на практике полученных в вузе знаний в сельскохозяйственной компании, изучение новых передовых технологий, обучение работе с сельскохозяйственной техникой и механизмами, получение уникальной информации о работе зарубежных сельскохозяйственных компаний «изнутри», а также приобретение опыта общения с представителями различных культур [1,2].

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ) является одним из крупнейших ведущих учебных заведений по подготовке специалистов для агропромышленного комплекса Саратовской губернии, Поволжского региона и других субъектов Российской Федерации. Университет придает большое значение практическому обучению студентов как одной из важных компонент образования. Он организует международные сельскохозяйственные стажировки и практики для студентов уже на протяжении более 20 лет. Студенты вуза имеют возможность познакомиться с сельским хозяйством таких стран как Нидерланды, Германия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Дания и Франция. Специализации стажировок соответствуют всем направлениям подготовки студентов аграрного вуза: молочные фермы (с сыроварением), КРС и свинофермы, смешанные фермы (животноводство + растениеводство), выращивание фруктов и овощей, цветы на срез (на открытом поле или в теплицах), выращивание горшечных цветов в теплицах, пропашные культуры, птице- и овцефермы, конефермы, садовые центры.

Большой выбор специализаций стажировок позволяет заинтересованным студентам выбрать необходимое для них направление, получить опыт в выбранной области сельского хозяйства и приобрести знания, необходимые для современного специалиста. Поскольку совершенствование подготовки кадров для АПК в настоящее время является одной из приоритетных задач, развитие международных сельскохозяйственных стажировок способствует подготовке высококвалифицированных специалистов аграрного профиля, на практике знакомых с сельским хозяйством других стран и имеющих неоценимый опыт общения с зарубежными специалистами.

Цели сельскохозяйственных стажировок – приобретение нового опыта и знаний, знакомство с другими культурами и социальными системами, новое видение проблем предприятия и пути их решения, установление новых деловых контактов.

При организации стажировок обязательно должна учитываться их длительность. Оптимальность сроков повышает достижение целей стажировки. Опыт показывает, что при прохождении трехмесячных стажировок студенты успевают познакомиться с ведением дел в отдельно взятой компании лишь поверхностно, не вдаваясь в детали, поскольку много времени уходит на адаптацию к незнакомой среде и культурным традициям чужой страны. В то время как шестимесячные стажировки дают время привыкнуть к незнакомой среде, вникнуть в специфику ведения сельского хозяйства на предприятии, а также привнести свои знания и умения в работу данного хозяйства. Наиболее сильно длительность стажировки влияет на установление новых деловых контактов.

Особо следует отметить подготовку студента к стажировке. Предварительная подготовка к стажировке является фактором, позитивно корректирующим возникающие проблемы. У студента должна быть полная информация о месте его стажировки, характере выполняемых работ, длительности стажировки, возможностях ее продления или досрочного окончания, принимающей его семье. На данном этапе большую роль играет куратор международных стажировок вуза, который на протяжении всей практики является связующим звеном между студентов, вузом и принимающим сельскохозяйственным предприятием.

Языковая подготовка также является одной из составляющих успешной стажировки. Необходимо более качественно готовить участников на языковых курсах. Желательно, чтобы в процессе обучения в учебном заведении курсы проводились носителем языка.

Опыт показывает, что около 50% студентов, проходящих сельскохозяйственную практику за рубежом, стажируются в Германии. Привлекательность данной страны объясняется ее высоким экономическим потенциалом, сельское хозяйство данной страны работает на высоком качественном уровне, немецкие фермеры, участвующие в программах стажировок, педантично и поэтапно знакомят студентов со своими компаниями. Не последнюю роль играют относительно близкое расположение Германии и развитые транспортные сети до места назначения.

Отличительной чертой всех германских стажировок является их ориентированность на производство экологически безопасной продукции. Студенты – стажеры на практике знакомятся с принципами экологического сельского хозяйства, включающими в себя развитие устойчивого плодородия почвы, отсутствие быстродействующих минеральных удобрений, отсутствие химической защиты растений, ведение гуманного животноводства, производство качественных продуктов питания, отсутствие генной модификации продуктов.

Любая сельскохозяйственная стажировка начинается с предварительного знакомства с сельским хозяйством страны.

Данное знакомство может быть оформлено в виде семинаров «Расширение знаний в области сельского хозяйства Германии» или индивидуальных ознакомительных занятий, которые организуются сразу же после приезда стажера на практику.

Ряд немецких партнеров, таких как аграрно-техническая школа «Дойла-Нинбург» и Ассоциация по сотрудничеству в области сельского хозяйства, экологии и развития села в Восточной Европе «Аполло» раз в две недели проводят учебные семинары на базе своих учреждений, собирая всех стажеров под одну крышу, что позволяет им обмениваться впечатлением и делиться знаниями [6]. Темы семинаров достаточно разнообразны: методы экологического сельскохозяйственного производства; биологическое сельское хозяйство, менеджмент на сельскохозяйственных предприятиях; аграрная политика Европейского Союза; развитие рынка сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; альтернативные источники энергии и др. Очень часто такие семинары делают выездными, сопровождая лекции показом передовых фермерских хозяйств или сельскохозяйственных выставок.

Все практиканты ведут отчетную тетрадь иди дневник, куда заносят еженедельные доклады, рефераты и лекции, а также вместе с шефом сельхозпредприятия заполняют информацию о предприятии и сельскохозяйственном производстве. Данный вид работы позволяет студентам упорядочить полученную информацию и в дальнейшем провести анализ проведенных работ и сделать соответствующий вывод.

В результате стажировки студенты могут провести параллель в развитии сельского хозяйства России и Германии, взять на заметку лучшие приемы и навыки этих стран и применять их в дальнейшей работе в области сельского хозяйства своей страны. Большинство стажеров признает, что сельское хозяйство – это очень прибыльное занятие, если все правильно систематизировать и иметь хорошую поддержку от государства.

В свободное от работы время стажеры имеют возможность усовершенствовать иностранные языки, отдыхать с принимающей семьей или путешествовать с другими студентами.

Любые стажировки в зарубежные сельскохозяйственные компании включают в себя обязательное знакомство с культурой данной страны. Поскольку большинство студентов проживают непосредственно в фермерских семьях как члены семьи, они участвуют во всех семейных, а также государственных праздниках и торжествах. Совместное времяпровождение, а также участие в экскурсиях и походах в парки и музеи позволяет стажерам увидеть жизнь зарубежных фермеров без прикрас, со всеми ее радостями и проблемами.

По окончании стажировки студенты пишут отчет, в котором описывают выполняемую ими работу, проводят анализ своей деятельности и сдают экзамен по немецкому языку. По итогам отчета и экзамена они получают сертификат. Данный сертификат заверяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия ФРГ и является ценным вкладом в портфолио любого студента аграрного вуза при приеме на работу.

Как подтверждают сами студенты в опросах, проводимых по окончании стажировок, сельскохозяйственная практика дает им много возможностей: многое узнать об экологическом сельском хозяйстве, собрать материал для своей дипломной работы, освоить управление новыми сельскохозяйственными машинами, познакомиться с большим количеством интересных людей, улучшить знания иностранных языков.

Таким образом, зарубежные сельскохозяйственные практики и стажировки позволяют будущему специалисту аграрного профиля расширить свой кругозор, вооружить его знаниями о специфике и сущности профессиональной деятельности, развить навыки в получении необходимой информации, сформировать творческий и исследовательский подход к работе, адаптироваться к условиям работы, интегрироваться в новый незнакомый трудовой коллектив, а также повысить уровень владения иностранным языком [1,5]. Все вышеперечисленные навыки позволят будущему специалисту АПК быть конкурентоспособным на рынке труда и высококвалифицированным экспертом в выбранной области.

Библиографический список

1. Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 94-96.
2. Арефьев А.Л. Дмитриев Н.М. Зарубежные научно-учебные стажировки.- М.: ЦСП, 2003.
3. Павлова Л.А. Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов/ Л.А. Павлова//Среднее профессиональное образование. – 2006г. - № 8. – с. 144.
4. Семыкин В.А., Лебедчук П.В. Значение производственной практики в формировании будущего специалиста АПК и пути ее совершенствования в контексте использования зарубежного опыта // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. - №9.
5. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/
6. DEULA Specialist training "Made in Germany".