Индекс УДК 388.109.11
Дата публикации: 06.05.2015

Государственное регулирование сельского хозяйства как основа его развития

State regulation of agriculture as the basis developments

Убайдуллаев Мирланбек Байдусенович
Ошский государственный университет, Кыргызстан
Ubaydullaev Mirlanbek Baydusenovich
Osh State University, Kyrgyzstan

Аннотация: Предмет/тема. В связи с переходом к рыночной экономике и частной форме собственности на землю обострились проблемы, связанные с эффективностью использования сельскохозяйственных земель. В этой связи возрастает необходимость разработки адаптивной государственной политике, как на макро, так и на микро-уровне.
Цели/задачи. Целями данной работы является выявление проблем государственной аграрной политики Кыргызстана, а также поиск путей и решений, предполагающих повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Методология. В настоящей работе с помощью общеэкономических методов анализа определены основные проблемы государственного регулирования сельского хозяйства, а также вопросы обеспечения его устойчивого развития в условиях рыночных отношений.
Результаты. В результате работы был проведен анализ эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Кыргызстане, обоснованы причины неэффективного использования земель.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях рыночных отношений, дефицита ресурсов и нестабильности внешней среды необходима активная государственная аграрная политика, направленная на обеспечения устойчивого развития субъектов рынка.

Abstract: The subject. In connection with the transition to a market economy and private ownership of land exacerbated the problems associated with efficiency of use of agricultural land. In this regard, it is increasing the need for adaptive public policy both at macro and micro level.
Objectives. The objectives of this work is to identify the problems of the state agrarian policy of Kyrgyzstan, as well as finding ways and solutions that involve improving the efficiency of agricultural production.
Methodology. In this paper, using the methods of general economic analysis identified the main problems of state regulation of agriculture, as well as issues to ensure its sustainable development in the conditions of market relations.
Results. As a result of an analysis of the efficiency of use of agricultural land in Kyrgyzstan, justified reasons for the inefficient use of land.
Conclusions. It is concluded that under the conditions of market relations, resource scarcity and instability of the environment need active government agricultural policies to ensure sustainable development of the subjects of the market.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, устойчивое развитие, земли сельскохозяйственного назначения.

Keywords: agriculture, government regulation, sustainable development, agricultural land.


Распад Советского Союза и переход к рыночным отношениям в экономике страны проходил под воздействием неопределенности. Производственный сектор экономики страны оказался под развалом. Это ясно, так как рынок это, прежде всего, свобода деятельности, как в установлении цены, так и в реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночной системе хозяйствования и установления частной собственности на землю изменилась и роль государственного регулирования в сельском хозяйстве. На сегодня роль государственного регулирования сельского хозяйства претерпело существенные изменения — в определенной мере сузилось.

В государственном регулировании сельского хозяйства и реализации аграрной политики страны необходимо решить следующие установленные цели:

— создание необходимых условий для развития сельского хозяйства в рыночных условиях хозяйствования;

— необходимо создать и усилить нормативно- правовую базу в сфере землепользования;

— упрощение и доработка системы налогообложения в сельскохозяйственной сфере;

— постоянное и непрерывное обеспечение населения страны необходимыми продуктами питания;

— бесперебойное обеспечение и поставка сырья в промышленный сектор экономики;

— усиление политики сохранения экологически чистой среды при использовании сельскохозяйственных земель;

— дальнейшее развитие планов по обеспечению продовольственной безопасности страны;

— реализация дальнейшей программы по решению задач экспорта (увеличение) и импорта (снижение — за исключением отдельных видов сельхозпродукции — зерно, и т.д.) сельскохозяйственной продукции;

— увеличение и поддержка объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;

— усиление политики государства в обеспечении землепользователей удобрениями;

— обеспечение аграрного сектора экономики ГСМ, химическими средствами и сельскохозяйственной техникой.

В государственном регулировании и дальнейшем развитии аграрного сектора экономики наиважнейшую роль играют привлечения прямых иностранных инвестиций с помощью государства [2]. Усиление и решение вышеназванных задач является необходимым пределом государственного регулирования сельскохозяйственного сектора. Так, в частности, в условиях жесточайшего рынка и неплановой экономики производители сельскохозяйственной продукции осуществляют большую работу по изучению требования рынка путем установления контактов с потребителями для дальнейшего выпуска необходимой сельскохозяйственной продукции, а так же поискам необходимых партнеров.

Рынок является не только основой для сбыта продукции путем прогнозирования спроса, но и кроме этого он играет важную роль претворении в жизнь прогнозов не только для хозяйствующих субъектов, но и для органов государства, которые устанавливают минимальные пределы регулирования деятельности хозяйств в рамках, установленных законом.

Государственное регулирование аграрной политики можно осуществить в узком и широком смысле. В первом случае речь идет о регулировании конкретного производства или участка деятельности, либо конкретного процесса или операции. В широком смысле оно должно заключаться в следующем [1]:

  1. в ситуационно- правовом оформлении формировании рыночной экономики в аграрном секторе;

  2. в осуществлении регулирования, необходимо опираться на общие стандарты для регулирования несовершенства рыночной экономики (антимонопольного, по охране окружающей среды, по производству общественных благ и т.д.)

  3. в проведении регулирования необходимо разработать определенные специфические факторы для устранения рыночного несовершенства аграрной экономики.

Последние два направления, являются общими направлениями регулирования и непосредственно связаны c установлением необходимых нормативов. К примеру: устанавливая правила использования, государство, поправляя «пробелы» рыночных операций способствует росту эффективности размещения и использования существующих производственных ресурсов.

Под устойчивой ситуацией понимается состояние, когда в равной мере в прошлом и в настоящем поддерживается экономическое развитие сельскохозяйственного производства, которое не причиняет вреда природной среде или благотворно сказывается на состоянии земли [4].

На современном этапе для определения устойчивого развития экономики используются различного характера измерители, важным среди которых является применение системы критериев. Критерии применительно к устойчивости развития экономики — это ее оценка. Механизм рыночной системы хозяйствования построен так, что любая осуществляемая деятельность по экономическому развитию направлена на то, чтобы:

— добиться конкретных поставленных целевых критериев на определенный период времени;

— определить необходимое значение количества и качества, измерить масштабы вовлеченных ресурсов в экономический оборот;

— претворить в жизнь процедуры организации работы и управления осуществляемой деятельностью.

Применительно к сельскому хозяйству устойчивое развитие на сегодня относительно существует, и оно заключается в следующем:

1. а) полезность не снижается во времени;

б) величина потребления не снижается во времени;

2. управление ресурсами осуществляется путем сохранения основных производственных возможностей на будущее;

3.существующие запасы природных ресурсов не снижаются во времени;

4. удовлетворяются минимальные требования к состоянию экосистемы [1].

Каждое из вышеуказанных направлений имеет соответствующие нормативы для регулирования. Так, первые два направления, которые состоят из двух частей, позволяют нести измерения по определению возможной величины полезности и установления определенных порядков. Вторая часть направлена на установление уровня потребления продуктов сельского хозяйства на определенный период времени.

Исходя, из политических, экономических проблем и общественных процессов необходимо усилить государственное регулирование сельского хозяйства как об основных обязанностях страны, которая в будущем позитивно скажется на развитии общества в целом.

При этом считается, что процесс принятия политических решений нужно рассматривать как разновидность рыночного обмена и подобно тому, как человек старается максимизировать полезность на рынке, так в политическом процессе общественный выбор направлен на максимизацию общественной выгоды [3].

Необходимо отметить, что процесс государственного регулирования экономики часто сопровождается институциональными преобразованиями. Даже самые истинные патриоты рыночного хозяйства понимали абсурдность абсолютной свободной экономики. В частности, А. Пигу писал, что есть «основания считать, что даже А.Смит не осознал полезность, на сколько система естественной свободы нуждается в обретении правомочности и с помощью специальных законов с тем, чтобы она могла обеспечить наиболее производительное использование ресурсов страны» [5].

Исходя из этого, необходимо сказать, что проводимые в республике реформы (в частности, в сфере сельского хозяйства) должны быть направлены на достойное обеспечение эффективности экономики страны. Первые реформы в суверенном Кыргызстане, которые были начаты с 1991года, постепенно привели к приватизации сельскохозяйственных земель. Разделение и передача к частной собственности сельскохозяйственных земель привели к увеличению на территории страны крестьянских и фермерских хозяйств, кроме этого увеличились споры по вопросам раздела сельскохозяйственных земель. Необходимо учесть, что какие бы институциональные перемены не осуществлялись, они не смогут обеспечить рыночное равновесие, так как, отсутствует эффективное, конкурентное рыночное состояние.

Для улучшения эффективности экономики и повышения государственного регулирования необходимо усилить механизмы рыночного хозяйствования в лице образования свободного конкурентного ценообразования, которая в определенной мере способна устранить существующие пробелы и добиться избранных целей по решению макро и микроэкономических задач [9].

В условиях рынка различные виды государственного регулирования по-разному влияют на все отрасли экономики. Связанно это с разнообразием производимой продукцией и трудными условиями, с которыми сталкиваются как производители, так и потребители сельскохозяйственной продукции. В рыночных условиях ситуация диктует быстрого изменения производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Связанно это с тем, что традиционные виды сельскохозяйственной продукции (табак, хлопок и т.д.) стали не выгодными как в потребности, так и в производительности.

В улучшении государственного регулирования сельскохозяйственного производства необходимым является:

— мониторинг эффективности производимых продукций, что необходимо для личного потребления и потребления республики;

— проведение анализа фактически сложившейся ситуации, осуществляемой на объективной основе с учетом рыночной системы хозяйствования (ввоз на территорию страны некоторых видов продукции не из-за того, что их недостаточно, а потому что это выгодно).

Во всем мире производители сельскохозяйственной продукции на сегодня испытывают проблемы с заниженным эквивалентом по обмену с промышленной продукцией, вследствие чего сельхозпроизводители покупают их по более высокой цене.

Достижение экономического результата и благосостояния людей путем государственного регулирования в свое время высказывал еще А. Смит. Он писал: «Цель регулирования обосновать и рекомендовать экономическую политику, чтобы обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее обеспечить ему возможность добывать себе их…..» [6].

В государственном регулировании сельского хозяйства немало важную роль играет распределение площади земель по территориям, которая на сегодня в Кыргызстане распределена не равномерно (табл. 1).

5

Наши наблюдения показали, что в Чуйской области по сравнению с другими областями сумели создать более выгодные новые рыночные хозяйства благодаря лучшему использованию ранее существовавшей материальной базы, в то время когда в других регионах произошло ускоренное разрушение ранее существовавших хозяйств и заодно принадлежащих им техники, построек, кошар, мастерских и т.д.

На размер площади, приходящейся на одно хозяйство, влияет и такой фактор, как невозможность изменить пространственно земельные ресурсы. Другими словами, они пространственно ограничены, и при исчерпании свободных угодий их нельзя увеличить, в отличие от возможного расширения других средств производства. К тому же земельные участки жестко привязаны к определенному региону, им свойственно постоянное месторасположение, что вызывает проблему создания специальных средств производства для землепользования в данном регионе, развития системы инфраструктуры для межрегиональных связей.

Еще большее различие наблюдается в отношении обеспеченности земельными ресурсами на одного жителя. Из данных, приведенных в таблице видно, что самая большая обеспеченность пашней в Таласской и Чуйской областях, где на одного жителя приходится по 0,57 га, а самая меньшая – в Ошской области, где на одного жителя приходится всего лишь 0,154 га пашни. Здесь соотношение составляет более чем в 3,8 раза больше в пользу жителей Таласской и Чуйской областей.

Анализ показал, что между степенью использования земельных ресурсов и размером площади пашни, приходящейся на одного жителя, прямой зависимости нет. В этой связи понятие, «чем меньше площадь на одного жителя, тем лучше», используется не всегда верно. Так, на примере Ошской области можно сказать, что малая доля земли не стимулирует создание относительно крупного хозяйства для эффективного использования техники, воды, химических средств защиты из-за того, что создание подобных хозяйств теперь уже нужно создавать на базе добровольного объединения физических и юридических лиц с земельными долями.

В государственном регулировании сельскохозяйственных земель большую проблему создают неиспользованные земли, которые связаны с заброшенностью пахотных земель, число которых с каждым годом увеличиваются в силу известных причин (табл. 2).

6

Анализ показал, что в настоящее время довольно большой удельный вес(45%) составляют неиспользованные земли. Подобные явления происходят в основном из-за неумелого использования и безответственности пользователей земли. Безответственность, в свою очередь, порождается из-за неуверенности землепользователей в получении соответствующей экономической выгоды.

Библиографический список

1. Аграрная политика (проблемы методологии, теории и практики). Минск, 2003.
2. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в АПК воронежской области// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 2. № 18-1. С. 136-137.
3. Беккенен Дж. Концепция экономической политики М: Таурус Альфа, 1997.
4. Мейер К. Поддержание равновесия между состоянием окружающей среды и экономическим ростом. М: Тасис, 1994.
5. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа М.: Соцэкгис, 1962.
7. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Статистический ежегодник Кыргызской Республики, 2010 г
8. Сельское хозяйство Кыргызской Республики 1999 - 2003 гг.
9. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Государственное регулирование интеграционных процессов в АПК как фактор противодействия монополизации агропродовольственного рынка// Вопросы науки. 2014. № 5 (12). С. 19-25.