Индекс УДК 339.56.055
Дата публикации: 11.06.2016

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на рынке молока: проблемы и пути решения

State regulation of foreign economic activity on the milk market: problems and solutions

1. Абубакаров Магомед Рамзанович
2. Андреев Андрей Владимирович
1. Студент 5 курса направление подготовки 38.03.01 «Экономика», Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Саратов.
2. Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ. г. Саратов.
1. Abubakarov Magomed Ramzanovich
2. Andreev Andrey Vladimirovich
1. Student 5 year training direction 38.03.01 «Economics»,
Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Saratov.
2. Сandidate of Economic Science, Associate Professor of the finance, credit and taxation, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Saratov.

Аннотация: В современных условиях актуализируется проблема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на рынке молока. В этой связи цель статьи, проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке молока в отношении таких показателей как импорт, экспорт и объемы внутреннего производства, чтобы эффективно использовать международный опыт по защите внутреннего рынка. В числе основных проблем по защите внутреннего рынка рассматривается, замещение импортных поставок со стран дальнего на ближнее зарубежье, стабилизация внутреннего производства на фоне снижения объема поставок молочной продукции по импорту. Отмеченные проблемы предполагают необходимость учета международного опыта в части эскалации ставки таможенного тарифа в зависимости от степени обработки молочного сырья, применение политики выборочного протекционизма.

Abstract: In modern conditions actualizarea the problem of state regulation of foreign economic activity in the milk market. In this context, the article aims to analyse the current situation on the milk market in respect of indicators such as import, export and domestic production, in order to effectively use international experience on protection of the domestic market. Among the main problems for the protection of the domestic market is considered, the substitution of imported supplies from the far to the near abroad, the stabilization of domestic production on the background of reducing the volume of dairy products imported. The mentioned problems suggest the necessity of taking into account international experience in terms of escalation of tariffs depending on the degree of processing of raw milk, applying the policy of selective protectionism.
Ключевые слова: тарифное регулирование, импорт, экспорт, конкурентная позиция, эскалация таможенного тарифа

Keywords: tariff regulation, import, export, competitive position, escalation of the customs tariff.


Таможенно-тарифное регулирование рынка молока и продуктов его переработки осуществляется в соответствии с обязательствами России перед всемирной торговой организацией (ВТО), что создает неравные условия для ведения конкуренции. Кроме того Россия берет на себя дополнительные обязательства закрепленные решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 года № 47 и от 16 июля 2014 года № 52. В соответствии с этими решениями внесены изменения в Единый таможенный тариф Таможенного союза, вступившие в силу с 1 сентября 2014 года и повлекшие снижение ввозных таможенных пошлин в отношении целого ряда молочной продукции: молоко и сливки сгущенные с 18,3-22,5% до 16,7-20,0%, молочная сыворотка с 13,3% до 11,7%, масло сливочное и молочные пасты с 17,5-18,3% до 15-16,7%, сыры и творог с 14-22,5% до 13-20%.

Введенное в августе 2014 года продуктовое эмбарго позволило производителям молочной продукции занять освободившиеся товарные ниши, что в перспективе должно стать условием сдерживания объема импорта и роста внутреннего производства. Для локальных молочных предприятий занимающих сравнительно узкую конкурентную позицию, открывается возможность наращивания производственных мощностей по переработке молока и продвижение продукции на более емкие сегменты рынка переработки молока [3]. Освоение более емких рынков побуждает производителей этого типа обновлять товарную номенклатуру за счет молочной продукции с низкой жирности и из молочной сыворотки [2]. Более крупные участники рынка переработки молока – «ведущие производители» получили возможность осуществлять стратегию глубокого проникновения на межрегиональные рынки переработки молока [1].

С определенной долей условности можно утверждать, что произошло смещение импорта со стран дальнего зарубежья, на страну участника Таможенного союза – Республику Беларусь. Доля Республики Беларусь в 2014 году по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России в общем импорте молока и молочных продуктов составила: 92,2% – молоко цельное, 88,1% – молоко сухое, 42,4% – масло сливочное, 47,0% – сыр [5].

Рассмотрим данные баланса ресурсов и использования молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) (таблица 1).

Таблица 1

Баланс ресурсов и использования молока и молокопродуктов

(в пересчете на молоко), тыс. тонн

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

I. РЕСУРСЫ

Запасы на начало года

1857

1 866

1 995

2 032

1982

2120

Производство

31847

31 646

31 831

30 529

30 791

30 781

Импорт

8159

7 938

8 516

9 445

9155

7011

Итого

41 863

41 450

42 342

42 006

41 928

39 912

II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Производственное потребление

4 271

3 622

3 928

3 742

3482

3079

Потери

29

30

29

32

36

22

Личное потребление

35 237

35 189

35 708

35 633

35 661

34 348

Внутреннее потребление, всего

39 537

38 841

39 665

39 407

39 178

37 449

Экспорт

460

614

645

628

629

602

Итого

39 997

39 455

40 310

40 035

39 807

38 051

Запасы на конец отчетного периода

1 866

1 995

2 032

1 971

2120

1861

Данные таблицы 1 свидетельствуют о снижении объема импорта в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 3,1%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 23,4%. В отношении основных видов молочной продукции в пересчете на молоко (по данным ФТС России и Росстата с учетом торговли со странами ЕАЭС) в 2015 году объем импорта уменьшился по маслу сливочному – на 29,5% (до 88,5 тыс. т), сыру и творогу – на 36,5% (до 200,6 тыс. т). В тоже время существенно возросла доля Республики Беларусь в общем импорте молока и молочных продуктов, которая в 2015 году составила: 96,5% – молоко цельное, 95,6% – молоко сухое, 81,8% – масло сливочное, 80,7% – сыр. Таким образом, Республике Беларусь удалось почти в два раза увеличить объем ввоза в Россию масла сливочного и сыра.

В отношении последствия введения продуктового эмбарго для внутреннего производства молока, уместнее всего, говорить не столько о росте, сколько о стабилизации производства. Так удельный вес отечественного молока и молокопродуктов в общем объеме их ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов) в 2014 году составил 77,4%, а в 2015 году достиг 81,2%, превысив значение этого показателя 2014 года на 4,2%, однако он был ниже, чем предусматривалось Государственной программой на отчетный год (81,9%) и Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (90%) [4]. Кроме того сохранение отечественного производства молока в 2015 году на уровне 2014 года не смогло компенсировать снижение его импорта, что привело к сокращению общих ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) на 2015,7 тыс. т, или на 4,8%.

Наряду со странами, в отношении которых введены санкции, был приостановлен ввоз сыра из Украины. Торговые партнеры России, в отношении которых не вводились санкции, воспользовались возможностью увеличить объемы ввоза сыра. Так в 2,5 раза (до 18,6 тыс. т.) вырос импорт сыра из Аргентины, Сербии – в 1,5 раза (до 7,4 тыс. т.), Швейцарии – в 3,0 раза (до 1,4 тыс. т.), Уругвая – в 14,9 раза (до 5,1 тыс. т.). Уменьшились объемы ввоза масла сливочного из Аргентины и Новой Зеландии, но одновременно возросли в 1,5 раза поставки из Уругвая – 11,6 тыс. т., из Украины в 1,9 раза.

К негативным моментам можно отнести снижение в 2015 году по сравнению с 2014 годом объема потребления молока на душу населения до 235 кг. (на 9 кг.) при рекомендованной норме 320-340 кг. На снижение объема потребления молока повлияло, как сокращение общих ресурсов молока и молокопродуктов, так и удорожание молочной продукции в условиях падения реальных располагаемых денежных доходов населения. Экспорт молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в 2015 году составил 602 тыс. т, что на 4,4% меньше, значения 2014 года. Основными странами, импортирующими российские молочные продукты, являются Казахстан, Абхазия, Украина, Таджикистан, Азербайджан.

Анализ показателей внутреннего производства, импорта и экспорта молока предполагает необходимость учета и использования международного опыта по защите внутреннего рынка молока и молочной продукции. В целом, при разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин, необходимо использовать подходы, применяемые к другим категория продуктовых товаров, а именно [6]:

1. Соблюдение принципа эскалации таможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых продуктов должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются.

2. Необходимость минимальными ставками таможенных пошлин оборудования и материалов, производство в Российской отсутствует и в ближайшей перспективе не может производиться в требуемых объемах.

В качестве примера таблицу 2, представлен один из подходов к эскалации таможенного тарифа, при установлении ставки тарифа в Российской Федерации зависимости от обработки товаров некоторым товарным и разделам.

Таблица 2

Ставки импортного Российской Федерации зависимости от степени товаров (2015 г.)

 

Степень

Обработки товаров

Раздел IV

пищевые продукты»

Раздел VI «Продукция и связанных ней отраслей»

Раздел XI

ильные материалы текстильные изделия»

Раздел XV

«Не драгоценные и изделия них»

средняя ставка товарной группе,

средняя ставка данному разделу,

средняя ставка товарной группе,

%

средняя ставка данному разделу,

средняя ставка товарной группе,

средняя

ставка

по

данному

разделу,

%

средняя ставка товарной группе,

средняя ставка данному разделу,

Сырьевые товары

8,64

13,97

5,35

10,14

14,66

16,19

5

11,14

Полуфабрикаты

18,3

13,97

5,12

10,14

5

16,19

14,17

11,14

Готовые изделия

17,9

13,97

9,68

10,14

26,6

16,19

10,93

11,14

 

Как следует из таблицы 2, в которой представлены четыре раздела посредством выбора средних ставок по некоторым из товарных групп, таможенные пошлины на сырьевые товары и полуфабрикаты являются довольно высокими, и как видно в IV разделе «Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители» сравнимы с тарифными ставками на готовые изделия. Данный подход можно учитывать при формировании ставки импортного тарифа на сухое цельное и обезжиренное молоко и масло сливочное.

В случае угрозы причинения серьезного ущерба отраслям осуществляющим производство и переработку молока необходимо применение дополнительных протекционистских мер, — антидемпинговых, специальных и компенсационных таможенных пошлин.

Специальные таможенные пошлины, взимаемые сверх ставки действующего таможенного тарифа, неоднократно применялись по решению Правительства Российской Федерации в течение последних лет, в отношении таких товаров, как сахар-сырец, патока, карамель, картофельный и кукурузный крахмал. Данный инструмент может применяться как ответная мера в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. Зачастую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных мер в отношении России.

Общим направлением таможенно-тарифного регулирования может стать выборочный протекционизм. Можно постепенно переходить использованию пиковых значений таможенных пошлин по определенным товарам, производство которых особо важно для экономики государства.

В заключении можно предложить ряд мер направленных на совершенствование таможенно-тарифного регулирования рынка молока и продуктов его переработки. Прежде всего, это меры направленные на совершенствование механизма установления ставок ввозных таможенных пошлин, путем их дифференциации в зависимости от степени обработки молочного сырья и меры направленные на предотвращение применения иностранными государствами дискриминационных мер в отношении России.

Библиографический список

1. Андреев А.В. Способы укрепления конкурентной позиции молокоперерабатывающих предприятий на региональном уровне // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2014. – Т. 14, № 1-1. – С. 71-80.
2. Андреев А.В. Удержание конкурентных преимуществ молочных предприятий на локальном уровне // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2014. – Т. 14, № 3. – С. 542-551.
3. Андреев А.В. Формирование устойчивой конкурентной позиции предприятий молочной промышленности на локальном уровне // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. – 2014. – № 1. – С. 58-73.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://smb.gov.ru/farmer/showproduct/15/196/ (дата обращения 20.05.2016).
5. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». URL: http://smb.gov.ru/farmer/showproduct/15/196/ (дата обращения 29.05.2016).
6. Хасбулатов, Р.И. Международное предпринимательство: учебник. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. – 492 с.