Индекс УДК 338.24
Дата публикации: 23.05.2017

Оценка уровня развития сельских территорий Республики Мордовия

Assessment of the development level of the marine territories of the Republic of Mordovia

Лукина Ольга Вячеславовна
ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва"
Lukina Olga Vyacheslavovna
FGBOU VO "National Research Mordovian State University named N. P. Ogaryov"

Аннотация: Особую роль в системе управления территориями занимает управление развитием сельских территорий. В статье отражена комплексная оценка развития сельских территорий Республики Мордовия через методику оценки качества жизни сельского населения региона. Анализ проведен исходя из набора статистических показателей, таких как прирост населения, доходы, развитие социальной инфраструктуры, уровень преступности. Методика состоит в том, что муниципальные районы Республики Мордовия ранжируются по каждому показателю или группе показателей (компоненту качества жизни), и затем высчитывается итоговый ранг как сумма рангов по каждому компоненту (итоговый индекс качества жизни). Существующие различия в социально-экономическом развитии сельских территорий Республики Мордовия объясняются особенностями расселения сельского населения. В республике из-за различий в природных условиях плотность освоения территорий весьма различна. Существуют различия и в людности населенных пунктов, что создает разные условия для формирования политики устойчивого развития сельских территорий.

Abstract: The special role in the system of territory management is taken by the management of rural development. The article reflects a comprehensive assessment of the development of rural areas of the Republic of Mordovia through a methodology for assessing the quality of life of the rural population of the region. The analysis is based on a set of statistical indicators, such as population growth, incomes, the development of social infrastructure, and the level of crime. The method is that the municipal districts of the Republic of Mordovia are ranked for each indicator or group of indicators (quality of life component), and then the final rank is calculated as the sum of ranks for each component (the final quality of life index). The existing differences in the socio-economic development of rural areas of the Republic of Mordovia are explained by the peculiarities of the resettlement of the rural population. In the republic, due to differences in natural conditions, the density of development of territories is very different. There are differences in the population of settlements, which creates different conditions for the formation of policies for the sustainable development of rural areas.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, сельские территории, качество жизни.

Keywords: socio-economic development, sustainable development, indicators of sustainable development, rural areas, quality of life.


Устойчивое развитие сельских территорий характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону. В последние годы в мире и России активизировались исследования в области разработки индикаторов устойчивого развития. Попытки понять, развивается общество или деградирует, породили новые подходы в методике устойчивого развития.

Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащие сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно либо вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам).

Отделом «Устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной кооперации» Российской академии сельскохозяйственных наук была разработана методика оценки качества жизни сельского населения, которая непосредственно отражает уровень развития сельских территорий в целом, исходя из набора статистических показателей, таких как прирост населения, доходы, развитие социальной инфраструктуры, уровень преступности (таблица 1). Поэтому достаточно целесообразно будет использовать данную методику для отображения наглядной картины устойчивого развития сельских территорий республики.

Методика состоит в том, что муниципальные районы Республики Мордовия ранжируются по каждому показателю или группе показателей (компоненту качества жизни), и затем высчитывается итоговый ранг как сумма рангов по каждому компоненту (итоговый индекс качества жизни). Проследим изменение показателей качества жизни за последнее десятилетие (2005–2015 гг.).

Таблица 1

Показатели качества жизни сельского населения

Компонент качества жизниВес показателяНаименование показателя
Демографическая ситуация1Динамика численности населения за 2005-2015 гг.;

Численность постоянного населения;

Естественный прирост;

Коэффициент естественного прироста;

Миграционный прирост.

Доходы1Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц;

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму.

Жилищные условия1Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства.
Образование1Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах.
Безопасность1Число зарегистрированных преступлений.

 

Показатель численности сельского населения в чистом виде не используется при расчете индекса качества жизни (так как он является абсолютным, а не относительным), однако он используется при расчете многих показателей «на душу населения». Кроме того, показатель численности сельского населения является важнейшим для отслеживания демографической динамики. Немаловажными показателями демографической ситуации являются естественный и миграционный прирост, коэффициент естественного прироста. Безусловно, в расчете индекса качества жизни будут задействованы важные показатели в сфере доходов, жилищных условий, образования и безопасности населения.

В настоящее время новейшие доступные данные по численности населения – 1 января 2015 г. Таким образом, можно проследить динамику численности с 2005 по 2015 гг.

В 2005 г. сельское население Республики Мордовия составляло 864,7 тыс. человек, в 2015 г. – 808,9 тыс. человек, таким образом, за 10 лет сельское население Республики Мордовия сократилось на 6,5%.

Сокращение сельского населения носит неравномерный характер в различных муниципальный районах (таблица 2). Больше всего сельского населения потеряли Темниковский, Атюрьевский, Большеигнатовский, Дубенский и Ельниковский муниципальные районы (от 20 до 23% населения).

Среди муниципальных районов, где сельское население увеличилось – Рузаевский район (возросло на 71%), Ковылкинский и Лямбирский районы.

Таблица 2

Динамика численности сельского населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г.

Муниципальные районы с наибольшим сокращением населенияСокращение населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г.Муниципальные районы с наименьшим сокращением населенияСокращение населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г.
Темниковский район-23Рузаевский район+71
Атюрьевский район-22Ковылкинский район+41
Большеигнатовский район-20Лямбирский район+3
Дубенский район-20Ромодановский район-7
Ельниковский район-20Чамзинский район-7
Теньгушевский район-19Кочкуровский район-11
Кадошкинский район-18Зубово-Полянский район-13
Старошайговский район-17Торбеевский район-13
Атяшевский район-16Ардатовский район-14
Большеберезниковский район-14Ичалковский район-14
Инсарский район-14Краснослободский район-14

 

При анализе качества жизни сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия необходимо учитывать, что сельского население распределено по территории республик крайне неравномерно (таблица 3 и 4). Таким образом, когда речь идет о многолюдных муниципальных районах, их характеристики вносят больший вклад в общую картину, чем характеристики регионов малолюдных. Тем самым, принося в «копилку» индекса качества жизни населения дополнительные баллы – для сельских территорий с большей численностью населения, и наоборот для населенных пунктов с малочисленным населением.

 

Таблица 3

 Численность сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия (2005 г.), тыс. человек

Муниципальные районы с наибольшей численностью населенияЧисленность населения, тыс. человекМуниципальные районы с наименьшей численностью населенияЧисленность населения, тыс. человек
Зубово-Полянский район63,5Кадошкинский район8,7
Лямбирский район33,3Большеигнатовский район 9,0
Чамзинский район33,0Атюрьевский район11,1
Ардатовский район30,2Кочкуровский район11,3
Краснослободский район27,7Ельниковский район12,8
Ковылкинский район23,9Теньгушевский район13,4
Торбеевский район22,3Инсарский район14,8
Ичалковский район21,9Старошайговский район14,9
Атяшевский район21,4Большеберезниковский район14,9
Ромодановский район21,4Дубенский район15,3
Темниковский район19,2РРузаевский район18,7

 

Таблица 4

 Численность сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия (2015 г.), тыс. человек

Муниципальные районы с наибольшей численностью населенияЧисленность населения, тыс. человекМуниципальные районы с наименьшей численностью населенияЧисленность населения, тыс. человек
Рузаевский район64,7Кадошкинский район7,1
Зубово-Полянский район55,4Большеигнатовский район7,2
Ковылкинский район40,2Атюрьевский район8,7
Лямбирский район34,3Кочкуровский район10,1
Чамзинский район30,6Ельниковский район10,3
Ардатовский район26,1Теньгушевский район10,8
Краснослободский район23,8Дубенский район12,2
Ромодановский район19,9Старошайговский район12,4
Торбеевский район19,4Большеберезниковский район12,8
Ичалковский район18,8Инсаркий район12,8
Атяшевский район17,9Темниковский район14,7

 

Больше всего сельского населения проживает в Рузаевском муниципальном район (64,7 тыс. человек), а также в Зубово-Полянском, Ковылкинском, Лямбирском и Чамзинском муниципальных районах. Это пять районов Республики Мордовия, численность сельского населения которых превышает 30 тыс. человек. На пять самых многочисленных муниципальных районов Республики Мордовия приходится 28% всего сельского населения.

Муниципальные районы с самым малочисленным сельским населением – Кадошкинский (7,1 тыс. человек), Большеигнатовский и Атюрьевский районы, в которых численность сельского населения не превышает 10 тыс. человек (в каждом). На долю самых малочисленных муниципальных районов приходится всего лишь 3% сельского населения Республики Мордовия.

Показатель миграционного прироста отражает субъективное восприятие жителями качества жизни: люди переезжают в наиболее привлекательные и одновременно доступные для них районы. В целом по Республике Мордовия мы видим увеличивающийся отток населения из сельской местности. Эта картина является следствием нарастания контрастов в уровне жизни между центром и периферией в пределах одного региона, а также между регионами Российской Федерации. Причинами столько яркого негативного миграционного положения служить отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест в сельской местности.

Для выявления различий в миграции населения был рассмотрен показатель миграционного прироста за десять лет, начиная с 2005 года, вследствие значительного колебания этого показателя от года к году. В таблицах 5 и 6 представлены данные миграционного прироста, убыли по муниципальным районам за 2005 и 2015 годы, ранжированные по категориям с наибольшим показателем миграционного прироста, убыли и с наименьшим показателем соответственно.

 

Таблица 5

 Миграционный прирост, убыль (2005), человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем миграционного прироста, убылиМиграционный прирост, убыль, человекМуниципальные районы с наименьшим показателем миграционного прироста, убылиМиграционный прирост, убыль, человек
Рузаевский район+20Зубово-Полянский район-291
Ичалковский район-41Атюрьевский район-269
Лямбирский район-42Дубенский район-249
Кочкуровский район-50Атяшевский район-224
Теньгушевский район-83Ковылкинский район-213
Ельниковский район-83Ардатовский район-205
Большеигнатовский район-88Чамзинский район-191
Краснослободский район-106Торбеевский район-184
Старошайговский район-142Большеберезниковский район-180
Ромодановский район-159Кадошкинский район-179
Инсарский район-172Темниковский район-178

 

Таблица 6

Миграционный прирост, убыль (2015), человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем миграционного прироста, убылиМиграционный прирост, убыль, человекМуниципальные районы с наименьшим показателем миграционного прироста, убылиМиграционный прирост, убыль, человек
Большеберезниковский район+57Ковылкинский район-379
Рузаевский район+53Атюрьевский район-323
Лямбирский район-38Краснослободский район-302
Ромодановский район-40Торбеевский район-253
Ичалковский район-49Атяшевский район-242
Инсарский район-93Темниковский район-214
Кадошкинский район-94Ардатовский район-199
Зубово-Полянский район-106Чамзинский район-193
Кочкуровский район-111Дубенский район-189
Теньгушевский район-123Ельниковский район-163
Большеигнатовский район-153Старошайговский район-154

 

Рассматривая представленные данные, наблюдаем стабильную ухудшающуюся ситуацию, по всем муниципальным районам республики. В 2005 году лишь в одном муниципальном районе был отмечен миграционный прироста (Рузаевский район), в 2015 году число таких районов увеличилось до двух (Большеберезниковский и Рузаевский муниципальный районы).

Наиболее привлекательным муниципальным районом для сельских жителей являются Рузаевский муниципальный район, здесь положительный миграционный прирост сохраняется  и в 2005 году и в 2015 году, однако стоит отметить, что в 2015 году Рузаевский муниципальный район был немного сдвинут с места самого привлекательного Большеберезниковским районом, в котором был зафиксирован показатель миграционного прироста в 57 человек.

Аутсайдером рейтинга миграционной привлекательности в 2005 является «периферия» Республики Мордовия – Зубово-Полянский муниципальный район. Однако в 2015 году мы можем наблюдать не только снижение миграционного оттока из вышеуказанного муниципального района, а также перемещение его в число районов республики с наибольшим показателем миграционного притока (соответственно наименьшим показателем миграционного оттока населения). В 2015 году  «почетное» место самого непривлекательного района Республики Мордовия было отдано Ковылкинскому, где был зафиксирован отток населения в 379 человек.

Следующим показателем из раздела демографической ситуации рассмотрели естественный прирост, убыль населения (таблица 7, 8). Здесь ситуация в сравнении с миграционным приростом, убылью обстоит ещё хуже. Если в предыдущем показателе отмечалось пусть немного, но всё же, положительной динамики, здесь же мы не наблюдаем ни одного муниципального района, где бы наблюдался естественный прирост, везде отмечается только убыль населения.

 

Таблица 7

 Естественный прирост, убыль (2005), человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем естественного прироста, убылиЕстественный прирост, убыль (человек)Муниципальные районы с наименьшим показателем естественного прироста, убылиЕстественный прирост, убыль (человек)
Атюрьевский район-73Зубово-Полянский район-432
Большеигнатовский район-90Ковылкинский район-350
Кадошкинский район-97Ардатовский район-316
Кочкуровский район-102Краснослободский район-298
Инсарский район-125Ичалковский район-290
Торбеевский район-134Темниковский район-254
Ельниковский район-139Атяшевский район-251
Ромодановский район-144Большеберезниковский район-220
Рузаевский район-146Чамзинский район-207
Дубенский район-158Старошайговский район-184
Лямбирский район-166Теньгушевский район-184

 

Таблица 8

Естественный прирост, убыль (2015), человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем естественного прироста, убылиЕстественный прирост, убыль (человек)Муниципальные районы с наименьшим показателем естественного прироста, убылиЕстественный прирост, убыль (человек)
Ромодановский район-41Ковылкинский район-337
Атюрьевский район-65Ардатовский район-322
Большеигнатовский район-70Зубово-Полянский район-309
Кадошкинский район-75Краснослободский район-276
Торбеевский район-95Рузаевский район-265
Кочкуровский район-95Большеберезниковский район-231
Старошайговский район-106Темниковский район-203
Ельниковский район-110Ичалковский район-199
Лямбирский район-124Атяшевский район-197
Инсарский район-128Теньгушевский район-156
Дубенский район-137Чамзинский район-151

 

Анализирую таблицы можно отметить, что состав районов с наибольшим и наименьшим показателем естественного прироста, убыли в 2015 году в сравнении с 2005 годом практически не изменился. Худшая обстановка отмечается в Ковылкинском, Ардатовском, Зубово-Полянском, Краснослободском, Рузаевском, Большеберезниковском и Темниковском районах, где миграционная убыль составляет более двухсот человек, а в лидирующей тройке аутсайдеров – более трёхсот человек.

Стоит также отметить, что в числе 11 муниципальных районов с наименьшими показателями естественной убыли населения произошли изменения в количественной характеристике значения. Так в 2005 года наименьший показатель был зарегистрирован в Атюрьевском районе на отметке -73 человека, в 2015 году значение наименьшего показателя уменьшилось в 1,8 раза и было зафиксировано в Ромодановском районе на отметке -41 человек.

Как отмечалось ранее муниципальные районы республики характеризуются неравномерностью распределения сельского населения по территории, следовательно, это обходимо учитывать. Проводя же, комплексную оценку устойчивого развития сельских территорий и рассчитывая индекс качества жизни сельского населения целесообразно рассмотреть показателем естественного прироста на 1000 человек населения. Данные по коэффициенту естественного прироста представлены в таблицах 9 и 10, за 2005 и 2015 годы соответственно.

 

Таблица 9

Коэффициент естественного прироста населения (2005), на 1000 человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем коэффициента естественного прироста населенияКоэффициент естественного прироста населения, на 1000 человекМуниципальные районы с наименьшим показателем коэффициента естественного прироста населенияКоэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек
Лямбирский район-5,1Большеберезниковский район-16,1
Торбеевский район-6,3Ковылкинский район-15,9
Чамзинский район-6,5Теньгушевский район-14,6
Ромодановский район-7,0Темниковский район-14,4
Зубовополянский район-7,1Ичалковский район-13,8
Атюрьевский район-7,3Старошайговский район-13,3
Рузаевский район-7,9Атяшевский район-12,8
Инсарский район-9,1Кадошкинский район-12,4
Кочкуровский район-9,5Ельниковский район-11,6
Большеигнатовский район-10,6Дубенский район-11,4
Ардатовский район-11,1Краснослободский район-11,2

 

Таблица 10

Коэффициент естественного прироста населения (2015), на 1000 человек

Муниципальные районы с наибольшим показателем коэффициента естественного прироста населенияКоэффициент естественного прироста населения, на 1000 человекМуниципальные районы с наименьшим показателем коэффициента естественного прироста населенияКоэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек
Ромодановский район-2,1Большеберезниковский район-17,9
Лямбирский район-3,6Теньгушевский район-14,3
Рузаевский район-4,1Темниковский район-13,6
Торбеевский район-4,9Ардатовский район-12,1
Чамзинский район-5,0Краснослободский район-11,4
Зубово-Полянский район-5,6Дубенский район-11,1
Атюрьевский район-7,3Атяшевский район-10,9
Ковылкинский район-8,3Ельниковский район-10,6
Старошайговский район-8,5Ичалковский район-10,5
Кочкуровский район-9,4Кадошкинский район-10,5
Большеигнатовский район-9,5Инсарский район-9,8

 

Коэффициент естественного прироста даёт более наглядную и достоверную оценку в плане убыли населения. Так, районами аутсайдерами по величине коэффициента становятся Большеберезниковский район, Теньгушевский район, Темниковский район, Ардатовский район, Краснослободский район, Дубенский район – в них значение показателя достигает более 10 человек на 1000 человек населения. Топ-11 муниципальных районов с наименьшим коэффициентом естественной убыли населения сформировали Ромодановский, Лямбирский, Рузаевский, Торбеевский, Чамзинский, Зубово-Полянский, Атюрьевский, Ковылкинский, Старошайговский, Кочкуровский и Большеигнатовский муниципальные районы.

В отношении сельского населения наиболее подходящим показателем для характеристики доходов является показатель располагаемых ресурсов населения, который включает в себя как денежный доход, так и доход в натуральном виде. Данный показатель получают в результате выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств при достаточно небольшой выборке, поэтому относиться к нему нужно с осторожностью, допуская, что он может не полностью отражать реальную ситуацию.

В рейтинге по величине располагаемых ресурсов домохозяйства в месяц лидируют Чамзинский, Торбеевский и Рузаевский муниципальные районы (таблица 12), при этом значительной разницы между районами-лидерами не отмечается. Кроме районов, зарекомендовавших себя в лидеры, относительно высокий уровень располагаемых ресурсов отличает Лямбирский, Атяшевский, Ромодановский, Ичалковский, Ковылкинский, Кадошкинский, Дубенский и Теньгушевский муниципальные районы.

Наиболее низкий уровень располагаемых ресурсов сельского населения имеет место в отсталых районах республики (Большеберезниковский район, Большеигнатовский район, Инсарский район, Атюрьевский район, Кочкуровский район), а также Ельниковский, Старошайговский, Темниковский, Ардатовский, Зубово-Полянский и Большеигнатовский муниципальные районы.

 

Таблица 11

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (2005), рублей

Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйствРасполагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей)Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйствРасполагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей)
Рузаевский район7457Атюрьевский район3221
Чамзинский район6877Большеигнатовский район3623
Лямбирский район6625Дубенский район3874
Торбеевский район6280Инсарский район3943
Кадошкинский район5697Ардатовский район4053
Теньгушевский район5210Темниковский район4071
Ромодановский район5062Большеберезниковский район4086
Кочкуровский район5054Ельниковский район4185
Ковылкинский район4799Краснослободский район4271
Ичалковский район4572Старошпйговский район4279
Зубово-Полянский район4552Атяшевский район4312

 

Таблица 12

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (2005),  рублей

Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйствРасполагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей)Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйствРасполагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей)
Чамзинский район24808Большеберезниковский район14404
Торбеевский район24713Большеигнатовский район14659
Рузаевский район24359Инсарский район15297
Лямбирский район23256Атюрьевский район15753
Атяшевский район21322Кочкуровский район16591
Ромодановский район20001Ельниковский район16749
Ичалковский район19852Старошайговский район16976
Ковылкинский район19646Темниковский район17300
Кадошкинский район19498Ардатовский район17557
Дубенский район18924Зубово-Полянский район18412
Теньгушевский район18749Красносолободский район18444

Показатель величины располагаемых ресурсов сельского населения, хоть и даёт представление о масштабе доходов сельских жителей, не учитывает дороговизну жизни в различных регионах. Поэтому его необходимо дополнить показателем отношения располагаемых ресурсов к региональному прожиточному минимуму (таблица 13, 14).

В 2015 г. среди лидеров рейтинга по величине располагаемых ресурсов по отношению к региональному прожиточному минимуму оказались Чамзинский, Торбеевский, Рузаевский, Лямбирский, Атяшевский, Ромдановский, Ичалковский, Ковылкинский, Кадошкинский, Дубенский и Теньгушевский муниципальные районы республики (таблица 14).

Наименьшая величина отношения располагаемых ресурсов к прожиточному минимуму – в районах: Большеберезниковский, Большеигнатовский, Инсарский, Атюрьевский, Кочкуровский, Ельниковский, Старошайговский, Темниковский, Ардатовский, Зубово-Полянский, Краснослободский.

Динамика показателя отношения располагаемых ресурсов к прожиточному минимуму может быть прослежена с 2005 года. В целом, за десять лет произошел рост этого показателя (в 2005 году число одиннадцати лучших начиналась со значения 268%, в 2015 г. – со значения 315%; двадцатка худших была за пределами соответственно значений 155% и 235%).

 

Таблица 13

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (2005), %

Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)
Рузаевский район268Атюрьевский район116
Чамзинский район247Большеигнатовский район130
Лямбирский район238Дубенский район139
Торбеевский район225Инсарский район142
Кадошкинский район204Ардатовский район145
Теньгушевский район187Темниковский район146
Ромодановский район182Большеберезниковский район147
Кочкуровский район181Ельниковский район150
Ковылкинский район172Краснослободский район153
Ичалковский район164Старошайговский район154
Зубово-Полянский район163Атяшевский район155

 

Таблица 14

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (2015), %

Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%)
Чамзинский район315Большеберезниковский район183
Торбеевский район314Большеигнатовский район186
Рузаевский район308Инсарский район195
Лямбирский район295Атюрьевский район200
Атяшевский район271Кочкуровский район211
Ромодановский район254Ельниковский район213
Ичалковский район252Старошайговский район216
Ковылкинский район250Темниковский район220
Кадошкинский район248Ардатовский район223
Дубенский район240Зубово-Полянский район234
Теньгушевский район238Красносолободский район235

 

Жилищные условия сельского населения лучше всего характеризуются показателем удельного веса общей площади жилья, оборудованного всеми видами благоустройства (газ, вода, канализация) в общей площади жилого фонда.

За период 2005–2015 гг. удельный вес сельского жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, вырос с 38% до 59%, то есть в 1,5 раза. Однако этот показатель до сих пор остается низким, а также велики различия между муниципальными районами (таблица 15, 16).

Примечательно, что за десятилетие состав регионов с наиболее благоустроенным жилым фондом (топ-11) поменялся наполовину, 6 из 11 районов остались теми же самыми. Это Чамзинский, Зубово-Полянский, Лямбирский, Краснослободский, Темниковский и Ельниковский районы, в 2015 г. к ним прибавились также Рузаевский район, Кочкуровский район, Ковылкинский район и Ардатовский район.

В числе аутсайдеров рейтинга благоустройства сельского жилого фонда так же произошло мало изменений. Худшие показатели отличают Большеигнатовский, Дубенский, Большеберезниковский, Атюрьевский, Атяшевский муниципальные, Ичалковский районы. Среди худших по этому показателю оказались также Инсарский район, Кадошкинский район, Старошайговский район, Ромодановский район, которые в 2005 году входили в число 11 лучших муниципальных районов по показателю удельного веса жилого фонда со всеми видами благоустройства.

 

Таблица 15

Удельный вес общей площади жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горчим водоснабжением, газом или напольными плитами (2005), % к общей площади жилых помещений

Муниципальные районы с наибольшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройстваУдельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, %Муниципальные районы с наименьшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройстваУдельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, %
Чамзинский район58Атяшевский район24
Зубово-Полянский район56Большеигнатовский район27
Лямбирский район48Дубенский район28
Краснослободский район46Кочкуровский район29
Кадошкинский район44Ковылкинский район30
Темниковский район44Рузаевский район31
Инсарский район43Большеберезниковский район32
Ельниковский район42Старошайговский район34
Ромодановский район42Торбеевский район36
Теньгушевский район40Ичалковский район36
Атюрьевский район38Ардатовский район36

 

Таблица 16

Удельный вес общей площади жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горчим водоснабжением, газом или напольными плитами (2015), % к общей площади жилых помещений

Муниципальные районы с наибольшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройстваУдельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, %Муниципальные районы с наименьшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройстваУдельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, %
Рузаевский район79Большеигнатовский район38
Чамзинский район72Дубенский район43
Краснослободский район71Большеберезниковский район47
Ельниковский район69Атюрьевский район50
Лямбирский район69Атяшевский район51
Кочкуровский район65Теньгушевский район52
Зубово-Полянский район64Ромодановский район53
Ковылкинский район64Ичалковский район57
Ардатовский район60Старошайговский район57
Темниковский район60Кадошкинский район57
Торбеевский район60Инсарский район59

 

Статистические данные по уровню развития образования в сельской местности, как, впрочем, и любые данные по сельским территориям, являются достаточно скудными.

Почти никак не отслеживается доступность школьного образования для детей в сельской местности. Статистика по числу образовательных учреждений в том или ином регионе ничего не говорит о том, насколько они доступны для детей, особенно для детей из отдаленных районов.

Одним из достаточно универсальных показателей, характеризующих развитие образования, является показатель доступности дошкольного образования. Это обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (хотя и этот показатель ничего не говорит о доступности этих мест).

В целом по Республике Мордовия видно, что обеспеченность дошкольников детскими садами в сельской местности повышается (таблица 17, 18), при этом отрицательный уровень обеспеченности (более 100 детей на 100 мест) в 2005 году был достигнут в пяти муниципальных районах республики: Краснослободский, Лямбирский, Торбеевский, Инсарский, Ичалковский. В 2015 году этот показатель был зарегистрирован в четырёх районах: Инчарский район, Лямбирский район, Торбеевский и Теньгушевский районы.

В период 2005-2015 гг. распределение районов Республики Мордовия по обеспеченности сельскими детскими садами изменилось мало: 8 из 11 лучших в этом отношении муниципальных районов через десять лет сохранили свои места в топ-11. Наилучшая обеспеченность у большинства районов (Атяшевский, кадошкинский, Кочкуровский, Ельниковский, Большеберезниковский, Атюрьевский, Большеигнатовский, Дубенский, Ковылкинский, Чамзинский, Рузаевский и др.), где число мест в детских садах иногда превышает число детей дошкольного возраста.

 

Таблица 17

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (2005), детей на 100 мест

Муниципальные районы с наилучшей обеспеченностью детскими садамиОбеспеченность детей

дошкольного

возраста местами в детских садах (детей на 100 мест)

Муниципальные районы с наихудшей обеспеченностью детскими садамиОбеспеченность детей

дошкольного

возраста местами в детских садах (детей на 100 мест)

Большеигнатовский район61Краснослободский район111
Ковылкинский район68Лямбирский район109
Старошайговский район71Торбеевский район108
Рузаевский район74Инсарский район107
Кочкуровский район74Ичалковский район107
Темниковский район76Зубово-Полянский район97
Чамзинский район78Ельниковский район95
Дубенский район78Большеберезниковский район94
Ардатовский район80Ромодановский район94
Атяшевский район81Теньгушевский район93
Кадошкинский район83Атюрьевский район87

 

Таблица 18

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (2015), детей на 100 мест

Муниципальные районы с наилучшей обеспеченностью детскими садамиОбеспеченность детей

дошкольного

возраста местами в детских садах (детей на 100 мест)

Муниципальные районы с наихудшей обеспеченностью детскими садамиОбеспеченность детей

дошкольного

возраста местами в детских садах (детей на 100 мест)

Атяшевский район78Инсарский район111
Кадошкинский район78Лямбирский район111
Кочкуровский район80Торбеевский район105
Ельниковский район82Теньгушевский район102
Большеберезниковский район82Зубово-Полянский район98
Атюрьевский район82Ардатовский район97
Большеигнатовский район83Краснослободский район97
Дубенский район84Старошайговский район97
Ковылкинский район87Ичалковский район94
Чамзинский район89Ромодановский район93
Рузаевский район90Темниковский район93

 

Одной из ключевых характеристик безопасности населения является показатель уровня преступности. Среди показателей преступности самый надежный – показатель числа зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения.

Если сравнивать данные по преступлениям в сельской местности в 2015 и 2005 годах, можно отметить значительное снижение преступлений за 10 лет. В 2005 г. в сельской местности по всей Республике Мордовия было зарегистрировано 36245 преступлений, в 2015 г. – 23317, то есть сокращение числа убийств составило более 35%. Трудно однозначно сказать, с чем связано такое сильное сокращение – то ли с особенностями ведения ведомственной статистики, то ли с неполной регистрацией преступлений, то ли с реальным сокращением числа преступлений. Скорее всего, здесь имеет место сочетание перечисленных факторов.

Сокращение числа зарегистрированных преступлений произошло абсолютно во всех муниципальных районах республики.

За период 2005–2015 гг. распределение лучших и худших регионов по показателю числа убийств в сельской местности на душу населения изменилось мало (таблица 19, 20). 8 из 11 районов с наименьшим уровнем убийств сохранили свои позиции и через десять лет. Это муниципальные районы: Зубово-Полянский, Большеигнатовский, Дубенский, Торбеевский, Инсарский, Атяшевский, Лямбирский, Атюрьевский. В 2015 году к благополучным в плане безопасности районам добавился Большеберезниковский район, Старошайговский район и Ковылкинский район.

Неизменно плохие показатели имеют Кадошкинский район, Рузаевский район, Чамзинский район, Ичалковский район. Если в 2005 году Ельниковский муниципальный район был среди лучших, то в 2015 году он оказался на первом месте среди аутсайдеров. Это свидетельствует о растущей дифференциации социальных показателей более обжитых и менее обжитых территорий.

Таблица 19

Число зарегистрированных преступлений (2005), на 100 000 человек населения

Муниципальные районы с наименьшим

числом зарегистрированных убийств в сельской

местности на 100 тыс. человек населения

Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населенияМуниципальные районы с наибольшим

числом зарегистрированных убийств в сельской

местности на 100 тыс. человек населения

Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения
Зубово-Полянский район843Рузаевский район2391
Большеигнатовский район1145Кадошкинский район2239
Дубенский район1182Ковылкинский район2094
Теньгушевский район1183Ичалковский район1988
Торбеевский район1256Темниковский район1930
Инсарский район1281Чазинский район1901
Атяшевский район1401Кочкуровский район1845
Ардатовский район1418Краснослободский район1842
Ельниковский район1581Ромодановский район1835
Лямбирский район1660Старошайговский район1808
Атюрьевский район1700Большеберезниковский район1722

 

Таблица 20

Число зарегистрированных преступлений (2015), на 100 000 человек населения

Муниципальные районы с наименьшим

числом зарегистрированных убийств в сельской

местности на 100 тыс. человек населения

Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населенияМуниципальные районы с наибольшим

числом зарегистрированных убийств в сельской

местности на 100 тыс. человек населения

Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения
Зубово‑Полянский район717Ельниковский район1499
Большеберезниковский район821Кадошкинский район1423
Большеигнатовский район830Чамзинский район1356
Лямбирский район825Рузаевский район1343
Торбеевский район834Теньгушевский район1274
Атюрьевский район834Кочкуровский район1237
Атяшевский район901Ичалковский район1221
Инсарский район903Темниковский район1108
Старошайговский район961Ромодановский район1099
Ковылкинский район996Краснослободский район1097
Дубенский район1020Ардатовский район1018

 

Методика расчета интегрального индекса качества жизни сельского населения, складывающегося из рассмотренных выше показателей (таблица 1), включает в себя несколько этапов.

  1. Приведение всех показателей к единой шкале от 0 до 1 по следующей формуле:

y = (x – x min)/(x max – x min),                                        (1)

где x – исходное значение показателя для отдельного региона;

x max – максимальное значение показателя из всех регионов;

x min – минимальное значение показателя из всех регионов;

y – искомое приведенное значение показателя в интервале от 0 до 1.

  1. Расчет среднего арифметического из всех приведенных показателей.
  2. Муниципальные районы Республики Мордовия ранжированы по интегральному индексу, выделено три типа регионов с высоким, средним и низким индексом качества жизни сельского населения.

Сравнение индексов качества жизни сельского населения за 2005 и 2015 год.

Главным выводом, следующим из сравнения полученных индексов, является то, что региональное распределение за 10 лет практически не изменилось (Таблица 21, 22, 23). Это свидетельствует о том, что меры государственной политики мало повлияли на глобальные тенденции развития сельской местности в районах и мало способствовали сокращению районных диспропорций.

Состав муниципальных районов с наиболее высоким качеством жизни в сельской местности (интервал показателя в 2005 году составляет 0,63-1; в 2015 году 0,67-1) за десять лет претерпел изменение в том, что его состав покинул Зубово-Полянский муниципальный район (таблица 21). Соответственно освободившееся первое место, принадлежавшее Зубово-Полянскому району в 2005 году, занимает Рузаевский район, аналогичным образом с занимаемого третьего места на второе сдвигается Лямбирский муниципальный район.

 

Таблица 21

Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.

Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения, 2005 г.Индекс качества жизни сельского населения Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения, 2015 г.Индекс качества жизни сельского населения
Зубово-Полянский район0,84Рузаевский район0,82
Рузаевский район0,72Лямбирский район0,67
Лямбирский район0,70

 

В отношении 17 районов с наихудшим качеством жизни в сельской местности сохраняется такое же постоянство состава. Из десятки худших в 2005 году восемь районов сохранили свои места и в 2015 году. Это Дубенский район, Большеигнатовский район, Атяшевский район, Большеберезниковски район, Ардатовский район, Темниковский район, Старошайговский район и Атюрьевский район. Состав десятки худших муниципальных районов покинули Ковылкинский и Теньгушевский районы, чьё место заняли Краснослободский район и Кочкуровский район.

 

Таблица 22

Муниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.

Муниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения, 2005 г.Индекс качества жизни сельского населенияМуниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения, 2015 г.Индекс качества жизни сельского населения
Дубенский район0,25Большеберезниковский район0,20
Большеигнатовский район0,26Большеигнатовский район0,23
Атяшевский район0,26Атюрьевский район0,26
Большеберезниковский район0,30Дубенский район0,32
Ардатовский район0,30Темниковский район0,33
Темниковский район0,32Атяшевский район0,34
Старошайговский район0,32Ардатовский район0,34
Ковылкинский район0,33Краснослободский район0,38
Атюрьевский район0,34Старошайговский район0,39
Теньгушевский район0,39Кочкуровский район0,40
Ельниковский район0,41Инсарский район0,40
Инсарский район0,42Ковылкинский район0,41
Кочкуровский район0,44Теньгушевский район0,41
Ичалковский район0,44Ельниковский район0,42
Краснослободский район0,47Кадошкинский район0,44
Кадошкинский район0,48Зубово-Полянский район0,45
Ромодановский район0,51Ичалковский район0,46

 

Таблица 23

Муниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.

Муниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения, 2005 г.Индекс качества жизни сельского населенияМуниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения, 2015 г.Индекс качества жизни сельского населения
Чамзинский район0,58Чамзинский район0,64
Торбеевский район0,56Торбеевский район0,57
Ромодановский район0,56

 

В группу районов со средним индексом качества жизни сельского населения в 2005 году вошло два муниципальных района республики, в 2015 году их состав пополнился ещё одним районом, которые не вошли в число лучших и число худших (таблица 23). Значения индекса качества жизни сельского населения здесь группируются тесно, в интервале 0,52-0,62 для 2005 года и 0,55-0,66 для 2015 года. Представленная выше таблица позволяет проследить, как менялся индекс каждого из районов за десятилетие.

Сокращение числа показателей в рейтинге качества жизни сельского населения, выбор наиболее представительных и надежных из них, а также отказ от произвольного присвоения весов показателей сделали методику расчета индекса более прозрачной, а результат более объяснимым. Из двадцати трёх показателей, использовавшихся для расчёта индекса качества жизни сельского населения в прошлые годы, были оставлены только семь.

Расчет индекса качества жизни сельского населения выявил муниципальные районы с наиболее высоким качеством жизни в сельской местности: это Рузаевский район и Лямбирский район. Среди муниципальных районов с наиболее низким качеством жизни – муниципальные районы Большеберезниковский, Большеигнатовский, Атюрьевский, Дубенский, Темниковский, Атяшевский, Ардатовский, Краснослободский, Старошайговский, Кочкуровский, Инсарский, Ковылкинский, Теньгушевский, Ельниковский, Кадошкинский, Зубово-Полянский, Ичалковский.

Стабильность рейтинга лучших и худших муниципальных районов в течение 10 лет говорит о том, что сложились глубокие различия в уровне развития сельских территорий муниципальных районов, во многом обусловленные их географическим положением. Меры государственной политики носили в основном точечный характер и повлияли на сложившиеся диспропорции между развитыми и отсталыми муниципальными районами.

Ежегодный мониторинг качества жизни сельского населения позволил бы оценить эффекты от государственной политики в отношении сельских территорий. Для такого мониторинга необходимо усовершенствовать статистическую базу по сельским территориям, особенно в отношении бюджетных обследований, которые в настоящее время не дают объективной информации из-за недостаточной выборки.

Библиографический список

Видяпина В.И. Региональная экономика. Основной курс : Учебник / В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 686с.
Коваленко Е. Г. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий / Е. Г. Коваленко, Т. М. Полушкина, О. Ю. Якимова, Е. В. Автайкина, О. О. Зайцева, К. С. Седова // Монография / Под общей редакцией Е. Г. Коваленко. – Москва. –
2014.
Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. – Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. – 265 с.
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы госу-дарственной статистики РФ по РМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://mrd.gks.ru
Полушкина Т. М. Формирование райиональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, отвечающей требованиям экономически эффективной аграрной политики / Полушкина Т.М. / Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. – С. 976-980.
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление : Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416с.