Оценка уровня развития сельских территорий Республики Мордовия
Assessment of the development level of the marine territories of the Republic of Mordovia
Abstract: The special role in the system of territory management is taken by the management of rural development. The article reflects a comprehensive assessment of the development of rural areas of the Republic of Mordovia through a methodology for assessing the quality of life of the rural population of the region. The analysis is based on a set of statistical indicators, such as population growth, incomes, the development of social infrastructure, and the level of crime. The method is that the municipal districts of the Republic of Mordovia are ranked for each indicator or group of indicators (quality of life component), and then the final rank is calculated as the sum of ranks for each component (the final quality of life index). The existing differences in the socio-economic development of rural areas of the Republic of Mordovia are explained by the peculiarities of the resettlement of the rural population. In the republic, due to differences in natural conditions, the density of development of territories is very different. There are differences in the population of settlements, which creates different conditions for the formation of policies for the sustainable development of rural areas.
Keywords: socio-economic development, sustainable development, indicators of sustainable development, rural areas, quality of life.
Устойчивое развитие сельских территорий характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону. В последние годы в мире и России активизировались исследования в области разработки индикаторов устойчивого развития. Попытки понять, развивается общество или деградирует, породили новые подходы в методике устойчивого развития.
Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащие сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно либо вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам).
Отделом «Устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной кооперации» Российской академии сельскохозяйственных наук была разработана методика оценки качества жизни сельского населения, которая непосредственно отражает уровень развития сельских территорий в целом, исходя из набора статистических показателей, таких как прирост населения, доходы, развитие социальной инфраструктуры, уровень преступности (таблица 1). Поэтому достаточно целесообразно будет использовать данную методику для отображения наглядной картины устойчивого развития сельских территорий республики.
Методика состоит в том, что муниципальные районы Республики Мордовия ранжируются по каждому показателю или группе показателей (компоненту качества жизни), и затем высчитывается итоговый ранг как сумма рангов по каждому компоненту (итоговый индекс качества жизни). Проследим изменение показателей качества жизни за последнее десятилетие (2005–2015 гг.).
Таблица 1
Показатели качества жизни сельского населения
Компонент качества жизни | Вес показателя | Наименование показателя |
Демографическая ситуация | 1 | Динамика численности населения за 2005-2015 гг.; Численность постоянного населения; Естественный прирост; Коэффициент естественного прироста; Миграционный прирост. |
Доходы | 1 | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц; Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму. |
Жилищные условия | 1 | Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства. |
Образование | 1 | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах. |
Безопасность | 1 | Число зарегистрированных преступлений. |
Показатель численности сельского населения в чистом виде не используется при расчете индекса качества жизни (так как он является абсолютным, а не относительным), однако он используется при расчете многих показателей «на душу населения». Кроме того, показатель численности сельского населения является важнейшим для отслеживания демографической динамики. Немаловажными показателями демографической ситуации являются естественный и миграционный прирост, коэффициент естественного прироста. Безусловно, в расчете индекса качества жизни будут задействованы важные показатели в сфере доходов, жилищных условий, образования и безопасности населения.
В настоящее время новейшие доступные данные по численности населения – 1 января 2015 г. Таким образом, можно проследить динамику численности с 2005 по 2015 гг.
В 2005 г. сельское население Республики Мордовия составляло 864,7 тыс. человек, в 2015 г. – 808,9 тыс. человек, таким образом, за 10 лет сельское население Республики Мордовия сократилось на 6,5%.
Сокращение сельского населения носит неравномерный характер в различных муниципальный районах (таблица 2). Больше всего сельского населения потеряли Темниковский, Атюрьевский, Большеигнатовский, Дубенский и Ельниковский муниципальные районы (от 20 до 23% населения).
Среди муниципальных районов, где сельское население увеличилось – Рузаевский район (возросло на 71%), Ковылкинский и Лямбирский районы.
Таблица 2
Динамика численности сельского населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г.
Муниципальные районы с наибольшим сокращением населения | Сокращение населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г. | Муниципальные районы с наименьшим сокращением населения | Сокращение населения за 2005-2015 гг., % к 2005 г. |
Темниковский район | -23 | Рузаевский район | +71 |
Атюрьевский район | -22 | Ковылкинский район | +41 |
Большеигнатовский район | -20 | Лямбирский район | +3 |
Дубенский район | -20 | Ромодановский район | -7 |
Ельниковский район | -20 | Чамзинский район | -7 |
Теньгушевский район | -19 | Кочкуровский район | -11 |
Кадошкинский район | -18 | Зубово-Полянский район | -13 |
Старошайговский район | -17 | Торбеевский район | -13 |
Атяшевский район | -16 | Ардатовский район | -14 |
Большеберезниковский район | -14 | Ичалковский район | -14 |
Инсарский район | -14 | Краснослободский район | -14 |
При анализе качества жизни сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия необходимо учитывать, что сельского население распределено по территории республик крайне неравномерно (таблица 3 и 4). Таким образом, когда речь идет о многолюдных муниципальных районах, их характеристики вносят больший вклад в общую картину, чем характеристики регионов малолюдных. Тем самым, принося в «копилку» индекса качества жизни населения дополнительные баллы – для сельских территорий с большей численностью населения, и наоборот для населенных пунктов с малочисленным населением.
Таблица 3
Численность сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия (2005 г.), тыс. человек
Муниципальные районы с наибольшей численностью населения | Численность населения, тыс. человек | Муниципальные районы с наименьшей численностью населения | Численность населения, тыс. человек |
Зубово-Полянский район | 63,5 | Кадошкинский район | 8,7 |
Лямбирский район | 33,3 | Большеигнатовский район | 9,0 |
Чамзинский район | 33,0 | Атюрьевский район | 11,1 |
Ардатовский район | 30,2 | Кочкуровский район | 11,3 |
Краснослободский район | 27,7 | Ельниковский район | 12,8 |
Ковылкинский район | 23,9 | Теньгушевский район | 13,4 |
Торбеевский район | 22,3 | Инсарский район | 14,8 |
Ичалковский район | 21,9 | Старошайговский район | 14,9 |
Атяшевский район | 21,4 | Большеберезниковский район | 14,9 |
Ромодановский район | 21,4 | Дубенский район | 15,3 |
Темниковский район | 19,2 | РРузаевский район | 18,7 |
Таблица 4
Численность сельского населения муниципальных районов Республики Мордовия (2015 г.), тыс. человек
Муниципальные районы с наибольшей численностью населения | Численность населения, тыс. человек | Муниципальные районы с наименьшей численностью населения | Численность населения, тыс. человек |
Рузаевский район | 64,7 | Кадошкинский район | 7,1 |
Зубово-Полянский район | 55,4 | Большеигнатовский район | 7,2 |
Ковылкинский район | 40,2 | Атюрьевский район | 8,7 |
Лямбирский район | 34,3 | Кочкуровский район | 10,1 |
Чамзинский район | 30,6 | Ельниковский район | 10,3 |
Ардатовский район | 26,1 | Теньгушевский район | 10,8 |
Краснослободский район | 23,8 | Дубенский район | 12,2 |
Ромодановский район | 19,9 | Старошайговский район | 12,4 |
Торбеевский район | 19,4 | Большеберезниковский район | 12,8 |
Ичалковский район | 18,8 | Инсаркий район | 12,8 |
Атяшевский район | 17,9 | Темниковский район | 14,7 |
Больше всего сельского населения проживает в Рузаевском муниципальном район (64,7 тыс. человек), а также в Зубово-Полянском, Ковылкинском, Лямбирском и Чамзинском муниципальных районах. Это пять районов Республики Мордовия, численность сельского населения которых превышает 30 тыс. человек. На пять самых многочисленных муниципальных районов Республики Мордовия приходится 28% всего сельского населения.
Муниципальные районы с самым малочисленным сельским населением – Кадошкинский (7,1 тыс. человек), Большеигнатовский и Атюрьевский районы, в которых численность сельского населения не превышает 10 тыс. человек (в каждом). На долю самых малочисленных муниципальных районов приходится всего лишь 3% сельского населения Республики Мордовия.
Показатель миграционного прироста отражает субъективное восприятие жителями качества жизни: люди переезжают в наиболее привлекательные и одновременно доступные для них районы. В целом по Республике Мордовия мы видим увеличивающийся отток населения из сельской местности. Эта картина является следствием нарастания контрастов в уровне жизни между центром и периферией в пределах одного региона, а также между регионами Российской Федерации. Причинами столько яркого негативного миграционного положения служить отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест в сельской местности.
Для выявления различий в миграции населения был рассмотрен показатель миграционного прироста за десять лет, начиная с 2005 года, вследствие значительного колебания этого показателя от года к году. В таблицах 5 и 6 представлены данные миграционного прироста, убыли по муниципальным районам за 2005 и 2015 годы, ранжированные по категориям с наибольшим показателем миграционного прироста, убыли и с наименьшим показателем соответственно.
Таблица 5
Миграционный прирост, убыль (2005), человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем миграционного прироста, убыли | Миграционный прирост, убыль, человек | Муниципальные районы с наименьшим показателем миграционного прироста, убыли | Миграционный прирост, убыль, человек |
Рузаевский район | +20 | Зубово-Полянский район | -291 |
Ичалковский район | -41 | Атюрьевский район | -269 |
Лямбирский район | -42 | Дубенский район | -249 |
Кочкуровский район | -50 | Атяшевский район | -224 |
Теньгушевский район | -83 | Ковылкинский район | -213 |
Ельниковский район | -83 | Ардатовский район | -205 |
Большеигнатовский район | -88 | Чамзинский район | -191 |
Краснослободский район | -106 | Торбеевский район | -184 |
Старошайговский район | -142 | Большеберезниковский район | -180 |
Ромодановский район | -159 | Кадошкинский район | -179 |
Инсарский район | -172 | Темниковский район | -178 |
Таблица 6
Миграционный прирост, убыль (2015), человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем миграционного прироста, убыли | Миграционный прирост, убыль, человек | Муниципальные районы с наименьшим показателем миграционного прироста, убыли | Миграционный прирост, убыль, человек |
Большеберезниковский район | +57 | Ковылкинский район | -379 |
Рузаевский район | +53 | Атюрьевский район | -323 |
Лямбирский район | -38 | Краснослободский район | -302 |
Ромодановский район | -40 | Торбеевский район | -253 |
Ичалковский район | -49 | Атяшевский район | -242 |
Инсарский район | -93 | Темниковский район | -214 |
Кадошкинский район | -94 | Ардатовский район | -199 |
Зубово-Полянский район | -106 | Чамзинский район | -193 |
Кочкуровский район | -111 | Дубенский район | -189 |
Теньгушевский район | -123 | Ельниковский район | -163 |
Большеигнатовский район | -153 | Старошайговский район | -154 |
Рассматривая представленные данные, наблюдаем стабильную ухудшающуюся ситуацию, по всем муниципальным районам республики. В 2005 году лишь в одном муниципальном районе был отмечен миграционный прироста (Рузаевский район), в 2015 году число таких районов увеличилось до двух (Большеберезниковский и Рузаевский муниципальный районы).
Наиболее привлекательным муниципальным районом для сельских жителей являются Рузаевский муниципальный район, здесь положительный миграционный прирост сохраняется и в 2005 году и в 2015 году, однако стоит отметить, что в 2015 году Рузаевский муниципальный район был немного сдвинут с места самого привлекательного Большеберезниковским районом, в котором был зафиксирован показатель миграционного прироста в 57 человек.
Аутсайдером рейтинга миграционной привлекательности в 2005 является «периферия» Республики Мордовия – Зубово-Полянский муниципальный район. Однако в 2015 году мы можем наблюдать не только снижение миграционного оттока из вышеуказанного муниципального района, а также перемещение его в число районов республики с наибольшим показателем миграционного притока (соответственно наименьшим показателем миграционного оттока населения). В 2015 году «почетное» место самого непривлекательного района Республики Мордовия было отдано Ковылкинскому, где был зафиксирован отток населения в 379 человек.
Следующим показателем из раздела демографической ситуации рассмотрели естественный прирост, убыль населения (таблица 7, 8). Здесь ситуация в сравнении с миграционным приростом, убылью обстоит ещё хуже. Если в предыдущем показателе отмечалось пусть немного, но всё же, положительной динамики, здесь же мы не наблюдаем ни одного муниципального района, где бы наблюдался естественный прирост, везде отмечается только убыль населения.
Таблица 7
Естественный прирост, убыль (2005), человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем естественного прироста, убыли | Естественный прирост, убыль (человек) | Муниципальные районы с наименьшим показателем естественного прироста, убыли | Естественный прирост, убыль (человек) |
Атюрьевский район | -73 | Зубово-Полянский район | -432 |
Большеигнатовский район | -90 | Ковылкинский район | -350 |
Кадошкинский район | -97 | Ардатовский район | -316 |
Кочкуровский район | -102 | Краснослободский район | -298 |
Инсарский район | -125 | Ичалковский район | -290 |
Торбеевский район | -134 | Темниковский район | -254 |
Ельниковский район | -139 | Атяшевский район | -251 |
Ромодановский район | -144 | Большеберезниковский район | -220 |
Рузаевский район | -146 | Чамзинский район | -207 |
Дубенский район | -158 | Старошайговский район | -184 |
Лямбирский район | -166 | Теньгушевский район | -184 |
Таблица 8
Естественный прирост, убыль (2015), человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем естественного прироста, убыли | Естественный прирост, убыль (человек) | Муниципальные районы с наименьшим показателем естественного прироста, убыли | Естественный прирост, убыль (человек) |
Ромодановский район | -41 | Ковылкинский район | -337 |
Атюрьевский район | -65 | Ардатовский район | -322 |
Большеигнатовский район | -70 | Зубово-Полянский район | -309 |
Кадошкинский район | -75 | Краснослободский район | -276 |
Торбеевский район | -95 | Рузаевский район | -265 |
Кочкуровский район | -95 | Большеберезниковский район | -231 |
Старошайговский район | -106 | Темниковский район | -203 |
Ельниковский район | -110 | Ичалковский район | -199 |
Лямбирский район | -124 | Атяшевский район | -197 |
Инсарский район | -128 | Теньгушевский район | -156 |
Дубенский район | -137 | Чамзинский район | -151 |
Анализирую таблицы можно отметить, что состав районов с наибольшим и наименьшим показателем естественного прироста, убыли в 2015 году в сравнении с 2005 годом практически не изменился. Худшая обстановка отмечается в Ковылкинском, Ардатовском, Зубово-Полянском, Краснослободском, Рузаевском, Большеберезниковском и Темниковском районах, где миграционная убыль составляет более двухсот человек, а в лидирующей тройке аутсайдеров – более трёхсот человек.
Стоит также отметить, что в числе 11 муниципальных районов с наименьшими показателями естественной убыли населения произошли изменения в количественной характеристике значения. Так в 2005 года наименьший показатель был зарегистрирован в Атюрьевском районе на отметке -73 человека, в 2015 году значение наименьшего показателя уменьшилось в 1,8 раза и было зафиксировано в Ромодановском районе на отметке -41 человек.
Как отмечалось ранее муниципальные районы республики характеризуются неравномерностью распределения сельского населения по территории, следовательно, это обходимо учитывать. Проводя же, комплексную оценку устойчивого развития сельских территорий и рассчитывая индекс качества жизни сельского населения целесообразно рассмотреть показателем естественного прироста на 1000 человек населения. Данные по коэффициенту естественного прироста представлены в таблицах 9 и 10, за 2005 и 2015 годы соответственно.
Таблица 9
Коэффициент естественного прироста населения (2005), на 1000 человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем коэффициента естественного прироста населения | Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек | Муниципальные районы с наименьшим показателем коэффициента естественного прироста населения | Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек |
Лямбирский район | -5,1 | Большеберезниковский район | -16,1 |
Торбеевский район | -6,3 | Ковылкинский район | -15,9 |
Чамзинский район | -6,5 | Теньгушевский район | -14,6 |
Ромодановский район | -7,0 | Темниковский район | -14,4 |
Зубовополянский район | -7,1 | Ичалковский район | -13,8 |
Атюрьевский район | -7,3 | Старошайговский район | -13,3 |
Рузаевский район | -7,9 | Атяшевский район | -12,8 |
Инсарский район | -9,1 | Кадошкинский район | -12,4 |
Кочкуровский район | -9,5 | Ельниковский район | -11,6 |
Большеигнатовский район | -10,6 | Дубенский район | -11,4 |
Ардатовский район | -11,1 | Краснослободский район | -11,2 |
Таблица 10
Коэффициент естественного прироста населения (2015), на 1000 человек
Муниципальные районы с наибольшим показателем коэффициента естественного прироста населения | Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек | Муниципальные районы с наименьшим показателем коэффициента естественного прироста населения | Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек |
Ромодановский район | -2,1 | Большеберезниковский район | -17,9 |
Лямбирский район | -3,6 | Теньгушевский район | -14,3 |
Рузаевский район | -4,1 | Темниковский район | -13,6 |
Торбеевский район | -4,9 | Ардатовский район | -12,1 |
Чамзинский район | -5,0 | Краснослободский район | -11,4 |
Зубово-Полянский район | -5,6 | Дубенский район | -11,1 |
Атюрьевский район | -7,3 | Атяшевский район | -10,9 |
Ковылкинский район | -8,3 | Ельниковский район | -10,6 |
Старошайговский район | -8,5 | Ичалковский район | -10,5 |
Кочкуровский район | -9,4 | Кадошкинский район | -10,5 |
Большеигнатовский район | -9,5 | Инсарский район | -9,8 |
Коэффициент естественного прироста даёт более наглядную и достоверную оценку в плане убыли населения. Так, районами аутсайдерами по величине коэффициента становятся Большеберезниковский район, Теньгушевский район, Темниковский район, Ардатовский район, Краснослободский район, Дубенский район – в них значение показателя достигает более 10 человек на 1000 человек населения. Топ-11 муниципальных районов с наименьшим коэффициентом естественной убыли населения сформировали Ромодановский, Лямбирский, Рузаевский, Торбеевский, Чамзинский, Зубово-Полянский, Атюрьевский, Ковылкинский, Старошайговский, Кочкуровский и Большеигнатовский муниципальные районы.
В отношении сельского населения наиболее подходящим показателем для характеристики доходов является показатель располагаемых ресурсов населения, который включает в себя как денежный доход, так и доход в натуральном виде. Данный показатель получают в результате выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств при достаточно небольшой выборке, поэтому относиться к нему нужно с осторожностью, допуская, что он может не полностью отражать реальную ситуацию.
В рейтинге по величине располагаемых ресурсов домохозяйства в месяц лидируют Чамзинский, Торбеевский и Рузаевский муниципальные районы (таблица 12), при этом значительной разницы между районами-лидерами не отмечается. Кроме районов, зарекомендовавших себя в лидеры, относительно высокий уровень располагаемых ресурсов отличает Лямбирский, Атяшевский, Ромодановский, Ичалковский, Ковылкинский, Кадошкинский, Дубенский и Теньгушевский муниципальные районы.
Наиболее низкий уровень располагаемых ресурсов сельского населения имеет место в отсталых районах республики (Большеберезниковский район, Большеигнатовский район, Инсарский район, Атюрьевский район, Кочкуровский район), а также Ельниковский, Старошайговский, Темниковский, Ардатовский, Зубово-Полянский и Большеигнатовский муниципальные районы.
Таблица 11
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (2005), рублей
Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей) | Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей) |
Рузаевский район | 7457 | Атюрьевский район | 3221 |
Чамзинский район | 6877 | Большеигнатовский район | 3623 |
Лямбирский район | 6625 | Дубенский район | 3874 |
Торбеевский район | 6280 | Инсарский район | 3943 |
Кадошкинский район | 5697 | Ардатовский район | 4053 |
Теньгушевский район | 5210 | Темниковский район | 4071 |
Ромодановский район | 5062 | Большеберезниковский район | 4086 |
Кочкуровский район | 5054 | Ельниковский район | 4185 |
Ковылкинский район | 4799 | Краснослободский район | 4271 |
Ичалковский район | 4572 | Старошпйговский район | 4279 |
Зубово-Полянский район | 4552 | Атяшевский район | 4312 |
Таблица 12
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (2005), рублей
Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей) | Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в месяц (рублей) |
Чамзинский район | 24808 | Большеберезниковский район | 14404 |
Торбеевский район | 24713 | Большеигнатовский район | 14659 |
Рузаевский район | 24359 | Инсарский район | 15297 |
Лямбирский район | 23256 | Атюрьевский район | 15753 |
Атяшевский район | 21322 | Кочкуровский район | 16591 |
Ромодановский район | 20001 | Ельниковский район | 16749 |
Ичалковский район | 19852 | Старошайговский район | 16976 |
Ковылкинский район | 19646 | Темниковский район | 17300 |
Кадошкинский район | 19498 | Ардатовский район | 17557 |
Дубенский район | 18924 | Зубово-Полянский район | 18412 |
Теньгушевский район | 18749 | Красносолободский район | 18444 |
Показатель величины располагаемых ресурсов сельского населения, хоть и даёт представление о масштабе доходов сельских жителей, не учитывает дороговизну жизни в различных регионах. Поэтому его необходимо дополнить показателем отношения располагаемых ресурсов к региональному прожиточному минимуму (таблица 13, 14).
В 2015 г. среди лидеров рейтинга по величине располагаемых ресурсов по отношению к региональному прожиточному минимуму оказались Чамзинский, Торбеевский, Рузаевский, Лямбирский, Атяшевский, Ромдановский, Ичалковский, Ковылкинский, Кадошкинский, Дубенский и Теньгушевский муниципальные районы республики (таблица 14).
Наименьшая величина отношения располагаемых ресурсов к прожиточному минимуму – в районах: Большеберезниковский, Большеигнатовский, Инсарский, Атюрьевский, Кочкуровский, Ельниковский, Старошайговский, Темниковский, Ардатовский, Зубово-Полянский, Краснослободский.
Динамика показателя отношения располагаемых ресурсов к прожиточному минимуму может быть прослежена с 2005 года. В целом, за десять лет произошел рост этого показателя (в 2005 году число одиннадцати лучших начиналась со значения 268%, в 2015 г. – со значения 315%; двадцатка худших была за пределами соответственно значений 155% и 235%).
Таблица 13
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (2005), %
Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) |
Рузаевский район | 268 | Атюрьевский район | 116 |
Чамзинский район | 247 | Большеигнатовский район | 130 |
Лямбирский район | 238 | Дубенский район | 139 |
Торбеевский район | 225 | Инсарский район | 142 |
Кадошкинский район | 204 | Ардатовский район | 145 |
Теньгушевский район | 187 | Темниковский район | 146 |
Ромодановский район | 182 | Большеберезниковский район | 147 |
Кочкуровский район | 181 | Ельниковский район | 150 |
Ковылкинский район | 172 | Краснослободский район | 153 |
Ичалковский район | 164 | Старошайговский район | 154 |
Зубово-Полянский район | 163 | Атяшевский район | 155 |
Таблица 14
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (2015), %
Муниципальные районы с наибольшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Муниципальные районы с наименьшими располагаемыми ресурсами домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в отношении к прожиточному минимуму (%) |
Чамзинский район | 315 | Большеберезниковский район | 183 |
Торбеевский район | 314 | Большеигнатовский район | 186 |
Рузаевский район | 308 | Инсарский район | 195 |
Лямбирский район | 295 | Атюрьевский район | 200 |
Атяшевский район | 271 | Кочкуровский район | 211 |
Ромодановский район | 254 | Ельниковский район | 213 |
Ичалковский район | 252 | Старошайговский район | 216 |
Ковылкинский район | 250 | Темниковский район | 220 |
Кадошкинский район | 248 | Ардатовский район | 223 |
Дубенский район | 240 | Зубово-Полянский район | 234 |
Теньгушевский район | 238 | Красносолободский район | 235 |
Жилищные условия сельского населения лучше всего характеризуются показателем удельного веса общей площади жилья, оборудованного всеми видами благоустройства (газ, вода, канализация) в общей площади жилого фонда.
За период 2005–2015 гг. удельный вес сельского жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, вырос с 38% до 59%, то есть в 1,5 раза. Однако этот показатель до сих пор остается низким, а также велики различия между муниципальными районами (таблица 15, 16).
Примечательно, что за десятилетие состав регионов с наиболее благоустроенным жилым фондом (топ-11) поменялся наполовину, 6 из 11 районов остались теми же самыми. Это Чамзинский, Зубово-Полянский, Лямбирский, Краснослободский, Темниковский и Ельниковский районы, в 2015 г. к ним прибавились также Рузаевский район, Кочкуровский район, Ковылкинский район и Ардатовский район.
В числе аутсайдеров рейтинга благоустройства сельского жилого фонда так же произошло мало изменений. Худшие показатели отличают Большеигнатовский, Дубенский, Большеберезниковский, Атюрьевский, Атяшевский муниципальные, Ичалковский районы. Среди худших по этому показателю оказались также Инсарский район, Кадошкинский район, Старошайговский район, Ромодановский район, которые в 2005 году входили в число 11 лучших муниципальных районов по показателю удельного веса жилого фонда со всеми видами благоустройства.
Таблица 15
Удельный вес общей площади жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горчим водоснабжением, газом или напольными плитами (2005), % к общей площади жилых помещений
Муниципальные районы с наибольшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства | Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, % | Муниципальные районы с наименьшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства | Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, % |
Чамзинский район | 58 | Атяшевский район | 24 |
Зубово-Полянский район | 56 | Большеигнатовский район | 27 |
Лямбирский район | 48 | Дубенский район | 28 |
Краснослободский район | 46 | Кочкуровский район | 29 |
Кадошкинский район | 44 | Ковылкинский район | 30 |
Темниковский район | 44 | Рузаевский район | 31 |
Инсарский район | 43 | Большеберезниковский район | 32 |
Ельниковский район | 42 | Старошайговский район | 34 |
Ромодановский район | 42 | Торбеевский район | 36 |
Теньгушевский район | 40 | Ичалковский район | 36 |
Атюрьевский район | 38 | Ардатовский район | 36 |
Таблица 16
Удельный вес общей площади жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горчим водоснабжением, газом или напольными плитами (2015), % к общей площади жилых помещений
Муниципальные районы с наибольшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства | Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, % | Муниципальные районы с наименьшим удельным весом жилого фонда, оборудованного всеми видами благоустройства | Удельный вес жилого фонда со всеми видами благоустройства, % |
Рузаевский район | 79 | Большеигнатовский район | 38 |
Чамзинский район | 72 | Дубенский район | 43 |
Краснослободский район | 71 | Большеберезниковский район | 47 |
Ельниковский район | 69 | Атюрьевский район | 50 |
Лямбирский район | 69 | Атяшевский район | 51 |
Кочкуровский район | 65 | Теньгушевский район | 52 |
Зубово-Полянский район | 64 | Ромодановский район | 53 |
Ковылкинский район | 64 | Ичалковский район | 57 |
Ардатовский район | 60 | Старошайговский район | 57 |
Темниковский район | 60 | Кадошкинский район | 57 |
Торбеевский район | 60 | Инсарский район | 59 |
Статистические данные по уровню развития образования в сельской местности, как, впрочем, и любые данные по сельским территориям, являются достаточно скудными.
Почти никак не отслеживается доступность школьного образования для детей в сельской местности. Статистика по числу образовательных учреждений в том или ином регионе ничего не говорит о том, насколько они доступны для детей, особенно для детей из отдаленных районов.
Одним из достаточно универсальных показателей, характеризующих развитие образования, является показатель доступности дошкольного образования. Это обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (хотя и этот показатель ничего не говорит о доступности этих мест).
В целом по Республике Мордовия видно, что обеспеченность дошкольников детскими садами в сельской местности повышается (таблица 17, 18), при этом отрицательный уровень обеспеченности (более 100 детей на 100 мест) в 2005 году был достигнут в пяти муниципальных районах республики: Краснослободский, Лямбирский, Торбеевский, Инсарский, Ичалковский. В 2015 году этот показатель был зарегистрирован в четырёх районах: Инчарский район, Лямбирский район, Торбеевский и Теньгушевский районы.
В период 2005-2015 гг. распределение районов Республики Мордовия по обеспеченности сельскими детскими садами изменилось мало: 8 из 11 лучших в этом отношении муниципальных районов через десять лет сохранили свои места в топ-11. Наилучшая обеспеченность у большинства районов (Атяшевский, кадошкинский, Кочкуровский, Ельниковский, Большеберезниковский, Атюрьевский, Большеигнатовский, Дубенский, Ковылкинский, Чамзинский, Рузаевский и др.), где число мест в детских садах иногда превышает число детей дошкольного возраста.
Таблица 17
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (2005), детей на 100 мест
Муниципальные районы с наилучшей обеспеченностью детскими садами | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (детей на 100 мест) | Муниципальные районы с наихудшей обеспеченностью детскими садами | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (детей на 100 мест) |
Большеигнатовский район | 61 | Краснослободский район | 111 |
Ковылкинский район | 68 | Лямбирский район | 109 |
Старошайговский район | 71 | Торбеевский район | 108 |
Рузаевский район | 74 | Инсарский район | 107 |
Кочкуровский район | 74 | Ичалковский район | 107 |
Темниковский район | 76 | Зубово-Полянский район | 97 |
Чамзинский район | 78 | Ельниковский район | 95 |
Дубенский район | 78 | Большеберезниковский район | 94 |
Ардатовский район | 80 | Ромодановский район | 94 |
Атяшевский район | 81 | Теньгушевский район | 93 |
Кадошкинский район | 83 | Атюрьевский район | 87 |
Таблица 18
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (2015), детей на 100 мест
Муниципальные районы с наилучшей обеспеченностью детскими садами | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (детей на 100 мест) | Муниципальные районы с наихудшей обеспеченностью детскими садами | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах (детей на 100 мест) |
Атяшевский район | 78 | Инсарский район | 111 |
Кадошкинский район | 78 | Лямбирский район | 111 |
Кочкуровский район | 80 | Торбеевский район | 105 |
Ельниковский район | 82 | Теньгушевский район | 102 |
Большеберезниковский район | 82 | Зубово-Полянский район | 98 |
Атюрьевский район | 82 | Ардатовский район | 97 |
Большеигнатовский район | 83 | Краснослободский район | 97 |
Дубенский район | 84 | Старошайговский район | 97 |
Ковылкинский район | 87 | Ичалковский район | 94 |
Чамзинский район | 89 | Ромодановский район | 93 |
Рузаевский район | 90 | Темниковский район | 93 |
Одной из ключевых характеристик безопасности населения является показатель уровня преступности. Среди показателей преступности самый надежный – показатель числа зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения.
Если сравнивать данные по преступлениям в сельской местности в 2015 и 2005 годах, можно отметить значительное снижение преступлений за 10 лет. В 2005 г. в сельской местности по всей Республике Мордовия было зарегистрировано 36245 преступлений, в 2015 г. – 23317, то есть сокращение числа убийств составило более 35%. Трудно однозначно сказать, с чем связано такое сильное сокращение – то ли с особенностями ведения ведомственной статистики, то ли с неполной регистрацией преступлений, то ли с реальным сокращением числа преступлений. Скорее всего, здесь имеет место сочетание перечисленных факторов.
Сокращение числа зарегистрированных преступлений произошло абсолютно во всех муниципальных районах республики.
За период 2005–2015 гг. распределение лучших и худших регионов по показателю числа убийств в сельской местности на душу населения изменилось мало (таблица 19, 20). 8 из 11 районов с наименьшим уровнем убийств сохранили свои позиции и через десять лет. Это муниципальные районы: Зубово-Полянский, Большеигнатовский, Дубенский, Торбеевский, Инсарский, Атяшевский, Лямбирский, Атюрьевский. В 2015 году к благополучным в плане безопасности районам добавился Большеберезниковский район, Старошайговский район и Ковылкинский район.
Неизменно плохие показатели имеют Кадошкинский район, Рузаевский район, Чамзинский район, Ичалковский район. Если в 2005 году Ельниковский муниципальный район был среди лучших, то в 2015 году он оказался на первом месте среди аутсайдеров. Это свидетельствует о растущей дифференциации социальных показателей более обжитых и менее обжитых территорий.
Таблица 19
Число зарегистрированных преступлений (2005), на 100 000 человек населения
Муниципальные районы с наименьшим числом зарегистрированных убийств в сельской местности на 100 тыс. человек населения | Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения | Муниципальные районы с наибольшим числом зарегистрированных убийств в сельской местности на 100 тыс. человек населения | Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения |
Зубово-Полянский район | 843 | Рузаевский район | 2391 |
Большеигнатовский район | 1145 | Кадошкинский район | 2239 |
Дубенский район | 1182 | Ковылкинский район | 2094 |
Теньгушевский район | 1183 | Ичалковский район | 1988 |
Торбеевский район | 1256 | Темниковский район | 1930 |
Инсарский район | 1281 | Чазинский район | 1901 |
Атяшевский район | 1401 | Кочкуровский район | 1845 |
Ардатовский район | 1418 | Краснослободский район | 1842 |
Ельниковский район | 1581 | Ромодановский район | 1835 |
Лямбирский район | 1660 | Старошайговский район | 1808 |
Атюрьевский район | 1700 | Большеберезниковский район | 1722 |
Таблица 20
Число зарегистрированных преступлений (2015), на 100 000 человек населения
Муниципальные районы с наименьшим числом зарегистрированных убийств в сельской местности на 100 тыс. человек населения | Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения | Муниципальные районы с наибольшим числом зарегистрированных убийств в сельской местности на 100 тыс. человек населения | Число зарегистрированных преступлений, на 100 000 человек населения |
Зубово‑Полянский район | 717 | Ельниковский район | 1499 |
Большеберезниковский район | 821 | Кадошкинский район | 1423 |
Большеигнатовский район | 830 | Чамзинский район | 1356 |
Лямбирский район | 825 | Рузаевский район | 1343 |
Торбеевский район | 834 | Теньгушевский район | 1274 |
Атюрьевский район | 834 | Кочкуровский район | 1237 |
Атяшевский район | 901 | Ичалковский район | 1221 |
Инсарский район | 903 | Темниковский район | 1108 |
Старошайговский район | 961 | Ромодановский район | 1099 |
Ковылкинский район | 996 | Краснослободский район | 1097 |
Дубенский район | 1020 | Ардатовский район | 1018 |
Методика расчета интегрального индекса качества жизни сельского населения, складывающегося из рассмотренных выше показателей (таблица 1), включает в себя несколько этапов.
- Приведение всех показателей к единой шкале от 0 до 1 по следующей формуле:
y = (x – x min)/(x max – x min), (1)
где x – исходное значение показателя для отдельного региона;
x max – максимальное значение показателя из всех регионов;
x min – минимальное значение показателя из всех регионов;
y – искомое приведенное значение показателя в интервале от 0 до 1.
- Расчет среднего арифметического из всех приведенных показателей.
- Муниципальные районы Республики Мордовия ранжированы по интегральному индексу, выделено три типа регионов с высоким, средним и низким индексом качества жизни сельского населения.
Сравнение индексов качества жизни сельского населения за 2005 и 2015 год.
Главным выводом, следующим из сравнения полученных индексов, является то, что региональное распределение за 10 лет практически не изменилось (Таблица 21, 22, 23). Это свидетельствует о том, что меры государственной политики мало повлияли на глобальные тенденции развития сельской местности в районах и мало способствовали сокращению районных диспропорций.
Состав муниципальных районов с наиболее высоким качеством жизни в сельской местности (интервал показателя в 2005 году составляет 0,63-1; в 2015 году 0,67-1) за десять лет претерпел изменение в том, что его состав покинул Зубово-Полянский муниципальный район (таблица 21). Соответственно освободившееся первое место, принадлежавшее Зубово-Полянскому району в 2005 году, занимает Рузаевский район, аналогичным образом с занимаемого третьего места на второе сдвигается Лямбирский муниципальный район.
Таблица 21
Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.
Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения, 2005 г. | Индекс качества жизни сельского населения | Муниципальные районы с высоким индексом качества жизни сельского населения, 2015 г. | Индекс качества жизни сельского населения |
Зубово-Полянский район | 0,84 | Рузаевский район | 0,82 |
Рузаевский район | 0,72 | Лямбирский район | 0,67 |
Лямбирский район | 0,70 |
В отношении 17 районов с наихудшим качеством жизни в сельской местности сохраняется такое же постоянство состава. Из десятки худших в 2005 году восемь районов сохранили свои места и в 2015 году. Это Дубенский район, Большеигнатовский район, Атяшевский район, Большеберезниковски район, Ардатовский район, Темниковский район, Старошайговский район и Атюрьевский район. Состав десятки худших муниципальных районов покинули Ковылкинский и Теньгушевский районы, чьё место заняли Краснослободский район и Кочкуровский район.
Таблица 22
Муниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.
Муниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения, 2005 г. | Индекс качества жизни сельского населения | Муниципальные районы с низким индексом качества жизни сельского населения, 2015 г. | Индекс качества жизни сельского населения |
Дубенский район | 0,25 | Большеберезниковский район | 0,20 |
Большеигнатовский район | 0,26 | Большеигнатовский район | 0,23 |
Атяшевский район | 0,26 | Атюрьевский район | 0,26 |
Большеберезниковский район | 0,30 | Дубенский район | 0,32 |
Ардатовский район | 0,30 | Темниковский район | 0,33 |
Темниковский район | 0,32 | Атяшевский район | 0,34 |
Старошайговский район | 0,32 | Ардатовский район | 0,34 |
Ковылкинский район | 0,33 | Краснослободский район | 0,38 |
Атюрьевский район | 0,34 | Старошайговский район | 0,39 |
Теньгушевский район | 0,39 | Кочкуровский район | 0,40 |
Ельниковский район | 0,41 | Инсарский район | 0,40 |
Инсарский район | 0,42 | Ковылкинский район | 0,41 |
Кочкуровский район | 0,44 | Теньгушевский район | 0,41 |
Ичалковский район | 0,44 | Ельниковский район | 0,42 |
Краснослободский район | 0,47 | Кадошкинский район | 0,44 |
Кадошкинский район | 0,48 | Зубово-Полянский район | 0,45 |
Ромодановский район | 0,51 | Ичалковский район | 0,46 |
Таблица 23
Муниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения в 2005 и 2015 гг.
Муниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения, 2005 г. | Индекс качества жизни сельского населения | Муниципальные районы со средним индексом качества жизни сельского населения, 2015 г. | Индекс качества жизни сельского населения |
Чамзинский район | 0,58 | Чамзинский район | 0,64 |
Торбеевский район | 0,56 | Торбеевский район | 0,57 |
Ромодановский район | 0,56 |
В группу районов со средним индексом качества жизни сельского населения в 2005 году вошло два муниципальных района республики, в 2015 году их состав пополнился ещё одним районом, которые не вошли в число лучших и число худших (таблица 23). Значения индекса качества жизни сельского населения здесь группируются тесно, в интервале 0,52-0,62 для 2005 года и 0,55-0,66 для 2015 года. Представленная выше таблица позволяет проследить, как менялся индекс каждого из районов за десятилетие.
Сокращение числа показателей в рейтинге качества жизни сельского населения, выбор наиболее представительных и надежных из них, а также отказ от произвольного присвоения весов показателей сделали методику расчета индекса более прозрачной, а результат более объяснимым. Из двадцати трёх показателей, использовавшихся для расчёта индекса качества жизни сельского населения в прошлые годы, были оставлены только семь.
Расчет индекса качества жизни сельского населения выявил муниципальные районы с наиболее высоким качеством жизни в сельской местности: это Рузаевский район и Лямбирский район. Среди муниципальных районов с наиболее низким качеством жизни – муниципальные районы Большеберезниковский, Большеигнатовский, Атюрьевский, Дубенский, Темниковский, Атяшевский, Ардатовский, Краснослободский, Старошайговский, Кочкуровский, Инсарский, Ковылкинский, Теньгушевский, Ельниковский, Кадошкинский, Зубово-Полянский, Ичалковский.
Стабильность рейтинга лучших и худших муниципальных районов в течение 10 лет говорит о том, что сложились глубокие различия в уровне развития сельских территорий муниципальных районов, во многом обусловленные их географическим положением. Меры государственной политики носили в основном точечный характер и повлияли на сложившиеся диспропорции между развитыми и отсталыми муниципальными районами.
Ежегодный мониторинг качества жизни сельского населения позволил бы оценить эффекты от государственной политики в отношении сельских территорий. Для такого мониторинга необходимо усовершенствовать статистическую базу по сельским территориям, особенно в отношении бюджетных обследований, которые в настоящее время не дают объективной информации из-за недостаточной выборки.
Библиографический список
Видяпина В.И. Региональная экономика. Основной курс : Учебник / В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 686с.Коваленко Е. Г. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий / Е. Г. Коваленко, Т. М. Полушкина, О. Ю. Якимова, Е. В. Автайкина, О. О. Зайцева, К. С. Седова // Монография / Под общей редакцией Е. Г. Коваленко. – Москва. –
2014.
Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. – Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. – 265 с.
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы госу-дарственной статистики РФ по РМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://mrd.gks.ru
Полушкина Т. М. Формирование райиональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, отвечающей требованиям экономически эффективной аграрной политики / Полушкина Т.М. / Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. – С. 976-980.
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление : Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416с.