Теоретические основы эффективности управления предприятием
Theoretical foundations of enterprise management efficiency
Abstract: This article discusses the theoretical foundations of the effectiveness of enterprise management. The basic definitions of the concepts of management efficiency are given. The materials of the founders of the scientific schools of management F.Taylor, M.Weber.
Keywords: organization, management, mission, goal, objectives, efficiency, perspective, theory, view, labor organization, personnel, employee.
Значение повышения эффективного управления, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последнее десятилетие. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Развитие управления начинается с определения миссии, стратегии и ценностей на основе анализа прошлого и видения будущего. Главное требование управления в создании новой стоимости для предприятия и клиента. Поэтому соответствие миссии и стратегии потребностям рынка и единое их понимание всем персоналом – своего рода идеологическая оценка управления. Когда весь персонал одинаково представляет миссию и стратегию предприятия, тогда каждый член коллектива – будь то руководитель или рядовой работник – понимает смысл своего труда и умеет реализовать способности в интересах дела и личного одновременно. Это две стороны одной медали решают больше половины всех проблем управления, так как подталкивают к самоуправлению. С этого начинается переориентация людей.
Основателем классической школы управления является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда», «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме».
Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.
Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. Он сформулировал функции, элементы и принципы научного менеджмента, которые представлены на рисунках 1,2,3 [1].
Рисунок 1 – Функции менеджмента (по Ф. Тейлору)
Исходя из рисунка 1, можно сделать вывод о том, что выбирая цель, руководство создает четкую базу для последующих решений и оценки хода работы. Тем самым возникает следующая задача, на какие средства и как они будут распределяться на данную цель, а контроль результатов предполагает контроль ежегодных планов, контроль прибыльности, контроль эффективности.
Элементы менеджмента представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Элементы менеджмента (по Ф. Тейлору)
Таким образом, вместо волевых решений необходимо научно обосновывать и планировать каждый элемент работы. Противоречия между наемным трудом и капиталом снимаются благодаря повышению производительности труда, так как все участники трудового процесса: и капиталист, и рабочий, одинаково заинтересованы в рациональной организации труда. Поэтому, осуществляется доверительное сотрудничество с рабочими с целью достижения соответствия выполняемой работы научным принципам, которые были ею разработаны. Администрация на основе научно установленных признаков тщательно отбирает рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего.
Принципы менеджмента представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Принципы менеджмента (по Ф. Тейлору)
Тем самым, принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей при осуществлении своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления.
Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером.
На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось. Данные принципы управления представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Принципы управления (по М. Веберу)
Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера.
Сумленный С. утверждает: «… что успешная работа любой отрасли, зависит от эффективности деятельности каждого предприятия, что, в свою очередь, зависит от эффективности функционирования систем управления. Выделяют два основных пути повышения эффективности управления производством: экстенсивный (увеличение ресурсов, которое общество выделяет на управление; рост числа управленческих работников) и интенсивный (качественные преобразования всех элементов системы управления, на базе лучшего использования имеющихся ресурсов и достижения научно технического прогресса)».
По мнению Д. Дубова: «… одной из главных целей любого предприятия является получение максимальной прибыли и увеличение его стоимости. Для решения этих задач необходимо получить информацию об источниках доходов, а также о том, какие клиенты его обеспечивают и почему, выявить те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должно сосредоточиться предприятие, чтобы обеспечить рост доходов и реализацию корпоративной стратегии».
Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. По мнению Г.Б. Казначевской: «… эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства».
А. В. Рульев и С. О. Гутневич формулируют эффективность управления организацией как результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий.
Также, они относят экономическую эффективность управления к числу наиболее общих, центральных экономических категорий, отражающих связь между ресурсами и целями производства, между созидательной деятельностью человека и его полезным эффектом. Исследования показали, что процессы эффективного управления предприятий формируются под воздействием условий и факторов.
В зависимости от источника возникновения все факторы можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: текущее состояние экономики, уровень развития научно-технического прогресса, сложившуюся конъюнктуру рынка, развитие инфраструктуры рынка. Особое место занимает региональный фактор, который определяет природно-ресурсный потенциал, отраслевую значимость, характер источников сырья и каналов сбыта, особенности спроса и потребления, структуру затрат и уровень цен. Внутреннее влияние на эффективность производства на микроуровне оказывает экономический потенциал производственных объектов, который зависит от использования производственных ресурсов (методы управления, маркетинг).
В настоящее время основным инструментом оценки деятельности хозяйствующих субъектов является экономический анализ, который позволяет оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта, охарактеризовать его платежеспособность, эффективность деятельности, а по результатам оценки принять обоснованные решения.
Таким образом, необходимо отметить тот факт, что эффективное управление в обязательном порядке должно соответствовать целям и стратегиям организации и быть своевременным. Этого можно достичь путем выбора наиболее удачного момента для начала соответствующей деятельности, оптимальной последовательности отдельных этапов, исключения неоправданных перерывов и потерь времени.
На основании вышеизложенного представим в таблице 1 основные определения, которые выражают основную мысль авторов, непосредственно касающихся тематике эффективности управления организацией.
Таблица 1
Основные определения понятий эффективности управления
Авторы | Понятие | Трактовка понятия |
1 | 2 | 3 |
Дудин М. Н., Лясников Н. В.
. | Эффективность | “…Результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости” |
Барышникова Н. А. | Эффективность | “…Уровень результативности, в сопоставлении с произведенными затратами” |
Ричард Дафт | Экономическая эффективность | “…Понятие, характеризующее внутреннюю работу организации: это количество ресурсов, используемых для производства единицы продукции” |
Дубова Д. | Эффективность управления | “… Это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации” |
Янтранов А. | Эффективность менеджмента | “…Весь процесс управления, начиная с постановки целей и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью” |
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что успешная работа любой отрасли, зависит от эффективности деятельности каждого предприятия, что, в свою очередь, зависит от эффективности функционирования систем управления.
Библиографический список
1. Браун С. Дж. Количественные методы финансового анализа: учебное пособие / С.Дж. Браун, М.П. Крицмен. Москва: Издательство ИНФРА-М, 2016. 315 с.2. Войтоловский Н.В. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, И.Н. Мазурова . 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 360 с.
3. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Б.Г. Литвак. Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
4. Маляр В.А. Разработка стратегических направлений развития сельскохозяйственных организаций / В.А. Маляр // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — 204-207 с.
5. Пасюта, Т.О. Основные направления повышения производительности труда / Т.О. Пасюта, А.А. Маркина // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2020. — № 13. — 70-73 с.
6. Пашкевич, О.А. Методологические подходы к измерению и оценке производительности труда / О.А. Пашкевич, В.О. Лёвкина // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. — 2020. — № 48 (48). — 170-181 с