Индекс УДК 338.439
Дата публикации: 04.04.2018

Фактическая и нормативная самообеспеченность продовольствием

Actual and regulatory self-sufficiency in food

Водясов П.В.
к.э.н., старший преподаватель кафедры
управления производством и агробизнеса
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет»
г.Барнаул, Российская Федерация

Vodyasov P.V.
Candidate of Economic Sciences,
Senior Lecturer of the Department of Production Management and Agribusiness
FSBEI HE Altay State Agrarian University, Russian Federation, Barnaul,

Аннотация: В статье рассмотрена роль продовольственной безопасности в обеспечении национальной безопасности. Охарактеризовано значение Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, рассмотрено ее содержание. Приведены результаты ранжирования задач обеспечения продовольственной безопасности в Доктрине продовольственной безопасности. Дана характеристика продовольственной независимости, являющейся важнейшим элементом продовольственной безопасности. Произведен анализ теоретико-методологических подходов к сущности продовольственной независимости. Охарактеризован критерий, призванный оценивать продовольственную безопасность с позиции обеспечения продовольственной независимости. Приведены пороговые значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов. Произведен семантический анализ содержания категории «самообеспеченность». Выявлено, что Доктрина продовольственной безопасности базируется на оценке фактической самообеспеченности продовольствием. Обосновано, что существующая трактовка самообеспеченности продовольствием в Доктрине продовольственной безопасности основывается на оценке доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке продовольствия в Российской Федерации, представляющей собой не самообеспеченность продовольствием в ее истинном значении, а фактическую долю рынка, принадлежащую отечественным производителям. Обоснована необходимость оценки нормативной самообеспеченности населения продовольствием, нормативной основой для расчета которой должны служить рекомендованные Минздравом Российской Федерации рациональные нормы потребления пищевых продуктов. Предложены соответствующие формулы для расчета значений коэффициентов фактической и нормативной самообеспеченности. Обосновано включение понятия «самообеспеченность продовольствием» и количественных критериев нормативной самообеспеченности в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.

Abstract: The article contains the results of considering the role of food security in ensuring national security. The meaning and content of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation was characterized. The results of the ranking of the tasks of ensuring food security in the Food Security Doctrine were presented. Food independence, which is an essential element of food security, has been characterized. Theoretical and methodological approaches to the essence of food independence were analyzed. The criterion for assessing food security from the standpoint of ensuring food independence was described. The threshold values of the share of domestic agricultural products and food in the total volume of commodity resources of the domestic market of the corresponding products were presented. Semantic analysis of the contents of the category "self-sufficiency" was made. The doctrine of food security is based on assessing the actual self-sufficiency of food. The interpretation of food self-sufficiency in the Food Security Doctrine is based on the estimation of the share of domestic production in the domestic food market in the Russian Federation. The doctrine implies the consideration of self-sufficiency of food not in its true meaning, but as an actual share of the market of domestic producers. The need to assess the normative self-sufficiency of the population with food was justified. The normative basis for calculating it is the rational norms of food consumption recommended by the Ministry of Health of the Russian Federation. Formulas for calculating the values of the coefficients of actual and normative self-sufficiency were proposed. The concept of "self-sufficiency in food" and quantitative criteria for normative self-sufficiency should be included in the Doctrine of Food Security of the Russian Federation.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, продовольственная независимость, самообеспеченность продовольствием, фактическая самообеспеченность, нормативная самообеспеченность.

Keywords: food security, food market, food independence, food self-sufficiency, actual self-sufficiency, normative self-sufficiency.


В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации продовольственная  безопасность  является  одним из  главных  направлений обеспечения национальной  безопасности  страны в среднесрочной перспективе [1]. Основополагающим нормативным правовым документом, играющим решающую роль в институционализации обеспечения продовольственной безопасности, является Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. В ее тексте закреплен понятийный аппарат, цели, задачи, показатели и критерий оценки, риски и угрозы обеспечению продовольственной безопасности, а также основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [2].

Стратегической целью продовольственной безопасности, в соответствии с Доктриной, является «обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием» [2]. Само же определение продовольственной безопасности Российской Федерации в Доктрине отражено как  «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом  регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [2].

Первостепенная роль в определении продовольственной безопасности, содержащемся в Доктрине, принадлежит такой ее составляющей, как продовольственная независимость. Достижение продовольственной независимости является более приоритетной задачей по сравнению с другими составляющими продовольственной безопасности, в частности, гарантированным обеспечением физической и экономической доступности продовольствия. Этот факт подтверждается, в частности, ранжированием (порядком следования) задач обеспечения продовольственной безопасности в Доктрине. На первом месте стоит задача устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, достаточного для обеспечения продовольственной независимости страны, а уже после упоминается задача достижения и поддержания физической и экономической доступности продовольствия для населения.  В Доктрине дается следующее определение продовольственной независимости – «устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов» [2].

Множество российских ученых, исследуя различные аспекты обеспечения продовольственной безопасности, проявляли интерес к содержанию экономической категории «продовольственная независимость». Вместе с этим, как показало исследование теоретико-методологических подходов к сущности данной категории, продовольственная независимость рассматривается в подавляющем большинстве случаев если не как цель, то, по крайней мере, как важнейшая составляющая продовольственной безопасности страны. При этом продовольственная независимость подразумевает обеспечение устойчивого производства либо воспроизводства продовольственных ресурсов. Так, в частности, А.В. Курдюмов под продовольственной независимостью государства понимает «устойчивое воспроизводство отечественного агропромышленного комплекса, обеспечивающее качественное и безопасное производство основных пищевых продуктов в объемах не меньше установленных государственных критериев относительно товарных ресурсов внутреннего  рынка соответствующих продуктов». В данном определении подчеркивается стратегический характер обеспечения продовольственной независимости, предусматривающий непрерывность процесса воспроизводства в отечественном АПК [3]. Орлов А.А. и Мизин В.И. характеризуют продовольственную независимость как устойчивость, стабильность агропромышленных поставок, гарантированных от воздействия каких-либо факторов, в том числе негативных [4]. Здесь внимание акцентируется на защищенности продовольственного снабжения населения страны от каких-либо угроз, в том числе внешних. Так или иначе, под продовольственной независимостью наиболее часто подразумевается устойчивое функционирование отечественного АПК, способного стабильно обеспечивать потребности населения страны в продовольствии за счет собственного производства продовольственных ресурсов на территории страны.

Для оценки уровня продовольственной безопасности, несмотря на содержание целого перечня показателей, в текст Доктрины включен только один числовой критерий, фактически призванный оценивать продовольственную безопасность сквозь призму обеспечения продовольственной независимости. В качестве данного критерия в Доктрине рассматривается пороговое значение удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Доктрина содержит и непосредственно сами пороговые значения удельного веса отечественного производства в отношении отдельных групп пищевых продуктов (зерна – 95%; сахара – 80%; растительного масла – 80%; мяса и мясопродуктов – 85%; молока и молокопродуктов – 90%; рыбной продукции – 80%; картофеля – 95%; соли пищевой – 85%). Предполагается, что при достижении данных пороговых значений удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов, обеспечивается продовольственная независимость, а, значит, и продовольственная безопасность Российской Федерации. Однако, по-нашему мнению, необходимо разобраться в том, что представляет собой единственный числовой критерий обеспечения продовольственной безопасности, содержащийся в Доктрине. По своей сути критерий, призванный быть мерилом продовольственной независимости, должен представлять собой не что иное, как выражение степени обеспечения  продовольствием отечественного производства потребности населения страны в пищевых продуктах. Таким образом, оценка продовольственной независимости должна подразумевать проведение оценки уровня самообеспеченности населения страны продуктами питания отечественного производства.

Однако при детальном рассмотрении основополагающего нормативного правового акта в области институционализации обеспечения продовольственной безопасности становится ясно, что содержащееся в тексте Доктрины определение продовольственной независимости и методика ее оценки, закрепленная в Доктрине, фактически имеют мало общего с объективным содержанием понятия самообеспеченности продовольствием. «Обеспеченность» означает «степень обеспечения, снабжения чем-нибудь». Значение глагола «обеспечить» – «снабдить чем-нибудь в нужном количестве» [5]. Таким образом, «самообеспеченность» семантически представляет собой не что иное, как обеспечение себя в чем-либо в нужном количестве, самостоятельное удовлетворение потребности в чем-либо. Рассматривая самообеспеченность продовольствием, на наш взгляд, необходимо делать акцент именно на потребности в продуктах питания, ее нормативном уровне, а не фактическом состоянии уровня потребления [6].

Подход к определению уровня самообеспеченности, подразумевающий выявление степени удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктах за счет потребления отечественного продовольствия (сравнение фактического значения с нормативным) разделяют ряд ученых.  Антамошкина Е.Н. и Тимофеева Г.В. для оценки уровня продовольственной независимости предлагают использовать коэффициент самообеспеченности, выражающийся как соотношение фактического уровня производства продовольствия с необходимым объемом пищевых продуктов, рассчитанным в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания [7].

 На основе вышеизложенного можем сделать вывод, что при оценке самообеспеченности населения страны продовольствием представляется необходимым производить сравнение фактического объема пищевых продуктов, произведенных на территории страны, с нормативной потребностью. В качестве количественного ее выражения, в соответствии с Доктриной, должны выступать рациональные нормы потребления пищевых продуктов [8]. В то время как методика оценки продовольственной независимости, закрепленная в Доктрине, подразумевает сравнение объемов отечественного производства продовольствия не с нормативом потребления продуктов питания (в объемах, соответствующих рациональным медицинским нормам), а с совокупным объемом продовольствия, включающим импорт, представленным на отечественном продовольственном рынке. Другими словами, понятие продовольственной независимости и методика ее оценки, фигурирующие в Доктрине, оторваны от объективного толкования понятия самообеспеченности и не связаны с потребностью населения в продовольствии, с рациональными нормами, необходимость соблюдении которых утверждена в Доктрине. По сути дела «удельный вес в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов», не связанный со степенью самообеспеченности населения продовольствием, представляет собой не что иное, как долю продукции отечественного производства на внутреннем рынке продовольствия в Российской Федерации, проще говоря – долю рынка, принадлежащую отечественным производителям, но никак не степень самообеспеченности продовольствием.

В научных публикациях, посвященных продовольственной безопасности и продовольственной независимости, зачастую встречается ошибочное отождествление понятия продовольственной независимости, закрепленного в Доктрине, и понятия продовольственного самообеспечения. Примером может служить одна из самых значительных, на наш взгляд, работ отечественных авторов, вышедших за последние годы, посвященных вопросам продовольственной безопасности – «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы»,  выполненная в центре агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Авторы публикации — Шагайда Н.И. и Узун В.Я. отмечают первоочередное значение продовольственной независимости, подтверждением чему, по их мнению, служат критерии оценки состоянии продовольственной безопасности, в качестве которых «в России выступают коэффициенты, фактически, самообеспеченности продукцией собственного производства» [9]. А как было выявлено ранее, содержание понятия продовольственной независимости, закрепленное в Доктрине, не содержит в себе связи с потребностью населения в потреблении продовольствия в объемах, соответствующих рациональным нормам потребления, поэтому не может рассматриваться в качестве синонима понятию «продовольственное самообеспечение».

Безусловно, нельзя сказать, что отождествление понятия продовольственной независимости, закрепленного в Доктрине, и продовольственной самообеспеченности происходит осознанно. Гораздо более вероятным представляется происходящее, возможно, на подсознательном уровне отождествление этих двух понятий, которые, бесспорно, должны быть связаны между собой. Причем эта связь, на наш взгляд, должна быть закреплена в институциональном порядке, путем внесения изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. В частности, целесообразно внести в перечень показателей продовольственной безопасности Российской Федерации, содержащийся в Доктрине, показатель «Уровень самообеспеченности продовольствием». Для расчета значений фактического и нормативного уровня самообеспеченности применительно к различным группам пищевых продуктов целесообразно использовать следующие формулы (Таблица 1).

Таблица 1

Формулы расчета фактической и нормативной самообеспеченности продовольствием [10]

ПоказательФормула расчетаОбозначения
1. Уровень самообеспеченности (нормативный) (Уснi) 

 

 

 

Уснi – уровень нормативной самообеспеченности продовольственными ресурсами i-группы пищевых продуктов  (например, мяса, мясопродуктов), %;

i – объем ресурсов продовольствия i-группы пищевых продуктов, производимых на исследуемой  территории, тыс. тонн;

Vрацi – необходимый годовой объем продовольственных ресурсов i-группы пищевых продуктов на душу населения, соответствующий рациональным  нормам  потребления  пищевых  продуктов, тыс. тонн;

Qн – численность населения, проживающего на рассматриваемой территории (страна, федеральный округ, регион), чел.

2. Уровень самообеспеченности (фактический) (Усфi) 

 

Усфi – уровень фактической самообеспеченности продовольственными ресурсами i-группы пищевых продуктов  (например, мяса, мясопродуктов), %;

i – объем ресурсов продовольствия i-группы пищевых продуктов, производимых на исследуемой  территории, тыс. тонн;

i – объем ресурсов продовольствия i-группы пищевых продуктов, ввезенных на исследуемую  территорию, тыс. тонн

Кроме того, на наш взгляд, необходимо также разработать и закрепить в Доктрине количественный критерий продовольственной безопасности – пороговые значения коэффициента самообеспеченности по основным группам пищевых продуктов. Причем разрабатывать их необходимо с учетом региональной специфики, дифференциации субъектов Российской Федерации по условиям, определяющим возможности производства сельскохозяйственной продукции на их территории. Оценка продовольственной независимости, основанная на сравнения фактического уровня показателя «Уровень нормативной самообеспеченности продовольствием» с пороговыми значениями, позволит делать обоснованные выводы о состоянии продовольственной безопасности страны с учетом необходимости потребления населением пищевых продуктов в объемах не меньше рациональных норм потребления, позволяющих населению вести активный и здоровый образ жизни.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054/
2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. – № 5. – Ст. 502.
3. Курдюмов А.В. Теоретические подходы к изучению продовольственной безопасности / А.В. Курдюмов // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2011. – № 6 (38). – С. 184-187.
4. Орлов А.А. Проблемы продовольственной безопасности России / А.А. Орлов, В.И. Мизин // Обозреватель (Observer). – 2008. – №12 – С. 6-15
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
6. Водясов П.В. К вопросу об оценке физической доступности продовольствия для населения / П.В. Водясов // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. – С. 128-132.
7. Антамошкина Е.Н. Продовольственная безопасность на региональном уровне: методика оценки / Е.Н. Антамошкина, Г.В. Тимофеева // Экономика сельского хозяйства России. –2014. – №4. – С.61-65.
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» // Российская газета. – № 234. – 15.10.2010.
9. Шагайда Н.И. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы / Н.И. Шагайда, В.Я. Узун – М.: РАНХиГС, 2014. 56 с.
10. Водясов П.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию физической доступности продовольствия / П.В. Водясов // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №1-2 – (66-2). – С. 242-246.