Эффект синергии в развитии региона
Effect of synergy in development of the region
Abstract: The research of results of reforming of a fishery complex of the Republic of Crimea is provided. The condition of its primary branches is studied: fisheries, fish breeding and fish processing. Accomplishment of some indicators and indicators of state programs of development is analyzed. It is established that the considerable financial support was aimed at the development akva-and marikultura, and also at improvement and modernization of the equipment for processing, storage and transportation of fish and fish products. The factors of stable development initiated by the state support of the industries of a complex are defined; the factors which are slowing down development; and also the factors defining a possibility of further sustainable development of the industries of fishery, fish breeding and fish processing. It is noted that development of a complex is slowed down by problems of reproduction of water resources; difficulties of renewal of the property rights; low level of logistics of the enterprises of the industry; backwardness of logistic structure. The Departmental target program "Development of the Industries of Fish Breeding and Fishery" directed to forming of business and investment activity is designed to become the driver of successful development; successful and stable development of a source of raw materials of the industries of a fishery complex of the republic; expansion of the range and competitiveness of fish products with high value added; development of the industry in the direction of providing health resort and the tourist industry.
Keywords: water bioresources, aquaculture, marikultura, biotechnology cluster fishery complex, fish breeding, fishery, fish processing industry
Введение. Рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, где предприятия отрасли определяют социальную политику значительной части населения. Инновационное развитие региона возможно при условии эффективного взаимодействия добывающих, производственных и перерабатывающих предприятий, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в рамках реализации совместных кластерных проектов. С этой целью в Республике Крым был создан Центр кластерного развития, одной из главных задач которого является укрепление продовольственной безопасности страны и обеспечение населения высококачественной, экологически чистой продукцией.
В рамках созданного агропромышленного биотехнологического кластера предполагалось формирование кластера «Агробиотех», объединяющего выращивание аква- и марикультуры, рыбоводство и переработку. Заинтересованность к предложенному проекту проявили лишь крупные предприятия способные финансово поддержать и обеспечить его инвестиционное финансирование. Проверка малых и средних предприятий показала, что большинство из них не зарегистрированы в реестре МСП, что сделало невозможным оказание им финансовой поддержки Центром Кластерного развития. Работа по созданию кластера «Агробиотех» была остановлена. 2017 год был завершающим периодом реализации «Государственной программы развития рыбного хозяйства Республики Крым», действовавшей во время продвижения кластерного проекта. Очевидность низкой вероятности успешного завершения намеченных работ привела к необходимости не просто ее корректировки, а разработки новой программы развития комплекса. Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым летом была принята Ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства» (ВЦП), призванная обеспечить реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы[1].
Ранее нами проводились исследования выполнения задач, поставленных в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым» перед производителями рыбохозяйственного комплекса (РХК). Были отмечены осуществленные преобразования и ход выполнения работ, позволяющих раскрыть потенциал региональных производителей в области импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности по рассматриваемой товарной группе. [2,3]
Обращает на себя внимание тот факт, что срок реализации программы, а, следовательно, и значения целевых показателей, указанных в ее Паспорте рассчитаны на период с 2017 года, а отправными показателями являются показатели, достигнутые на конец 2016 года. Объемы и источники финансирования программы также рассчитаны на период с 2017 по 2020 годы. Таким образом, показатели и индикаторы развития рыбного хозяйства на 2017 год, по сути, были скорректированы с учетом сложившихся условий их реализации.
Цель настоящего исследования — представить анализ выполнения основных индикаторов и показателей Программы по итогам 2017 года и выявить факторы, стимулирующие развитие рыбохозяйственного комплекса республики. Исследование проводилось методом анализа вторичной информации, с использованием сравнительного анализа, системного подхода, обобщения и синтеза.
Исследование состояния рыбохозяйственного комплекса республики. По данным статистической отчетности установлено, что общий объем финансирования Программы фактически составил 10 853,92 млн. руб. превысив плановые показатели в 3,7 раза[4]. Значительная часть поступивших средств была направлена на развитие аквакультуры и расширение производственной базы по переработке товарной рыбы и рыбной продукции. Фундаментальный характер реализуемых мероприятий и длительный цикл их реализации, охватывающий все этапы развития производства от проектирования до выпуска конечной продукции (с учетом видовой продолжительности периода воспроизводства) дает основание предположить возможность дальнейшего наращивания объемов производства.
На начало 2018 года по данным УФНС России по Республике Крым в рыбохозяйственном комплексе республики зарегистрировано 384 субъекта, что превышает показатель 2016 года на 11% (таблица 1). В сфере рыболовства число официально действующих субъектов по сравнению с 2016 годом возросло почти на четверть. По данным отраслевой статистической отчетности общий объем улова на момент окончания срока реализации программы составил 17,6 тыс. тонн, т.е. немногим более трети (34,5%) от планируемого показателя. При этом отмечается, что прибрежная зона Азово-Черноморского бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов. На территории Крыма сформированы 9 рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и в целом установлена положительная динамика роста уловов.[5]
Таблица 1
Предприятия рыбохозяйственного комплекса Республики Крым*
Направления деятельности РХК Республики Крым | Количество предприятий на начало года, ед | ||
2016 | 2017 | 2018 | |
1 Рыболовство | 216 | 246 | 269 |
2 Рыбоводство | 80 | 76 | 59 |
3 Рыбопереработка | 50 | 77 | 56 |
Всего | 346 | 399 | 384 |
* Таблица составлена по данным УФНС России по Республике Крым
Несмотря на проблемы водоснабжения и связанное с ним сокращение числа рыбоводческих предприятий на 26%, стабильный рост отмечен и в рыбоводстве. За период 2015-2017 гг. сформировано 27 рыбоводных участков. Целесообразность организации комплексного берегового хозяйства, сочетающего наличие бассейнов с прямоточным водоснабжением морской водой и блока установки замкнутого водоснабжения, отмечена в республиканской Ведомственной целевой программе[1].
В настоящее время в Бахчисарайском районе функционирует осетровое хозяйство, рассчитанное на выращивание до 1500 голов молоди и индустриальное хозяйство по выращиванию африканского сома, производственный потенциал которого составляет около 2-х тонн. В Черноморском районе начато разведение молоди устрицы, предусматривающее ее дальнейшее выращивание в озере Донузлав. Предприятием в 2017 году введено в эксплуатацию 10 коллекторов производительностью около 30 тонн мидий и 10000 штук устриц в год.[6-8]
Развитию марикультуры Крыма призваны оказать помощь научные центры, создаваемые в рамках реализации Отраслевой программы развития товарной аквакультуры[9]. Так на основе единственной действующей научно-исследовательской базы «Заветное» в 2019-2020 гг. будет создан воспроизводственный комплекс для кефалевых и камбаловых видов рыб. Позже на участке «Яковенково» будет создан воспроизводственный комплекс для камбалы-калкан и устриц. Планируемая проектная мощность научно-исследовательской базы — более 6 млн. экземпляров молоди рыбы и 10 млн. молоди устриц в год.[10]
Установлено, что барьерами на пути развития РХК являются трудности, возникающие при переоформлении прав пользования водным объектом; физико-географическая и экологическая нестабильность морской природной среды, а также проблема сдачи и первичной переработки (включая глубокую заморозку) массовых видов рыб.
Количество рыбоперерабатывающих предприятий, снизившись на 27% по сравнению с 2017 годом, превысило показатель 2016 года на 12%. При этом темп роста производства консервной продукции составил 132,7%. Достигнутые результаты стали возможны благодаря работам по модернизации производств и вводу в эксплуатацию новых рыбоперерабатывающих предприятий (ООО «Плусен», г. Керчь; ИП Чечелинский, Бахчисарайский район); линии по копчению и солению океанической рыбы (скумбрии, ставриды) и хамсы (ООО «Ивановская пищевкусовая фабрика», Сакский район); а также успешной работе керченского завода ООО «Пролив», бахчисарайского комбината ООО «Ахтиар», ООО «Консервный комбинат Арктика» в Ленинском районе Республики Крым и симферопольским заводом ООО «Фортуна Крым». Однако следует отметить, что в качестве сырья перерабытывающими предприятиями используется не только продукция добывающих и рыбоводческих предприятий РХК республики. Поставки сырья производятся, в том числе и из других регионов Российской Федерации и Республики Беларусь.
Серьезную обеспокоенность вызывают трудности в сфере логистики, обеспечивающей функционирование систем сдачи, первичной переработки, хранения и транспортировки продукции. На начало 2018 года в республике определено всего 6 мест доставки водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, что существенно увеличивает время, а, соответственно, и затраты на доставку и обеспечение сохранности улова. Решению проблемы призвана способствовать реализация инвестиционного проекта «Рыбоприемный пункт в Керченском рыбном порту».
Анализ факторов и направлений развития. В ходе выполнения работы нами были изучены факторы внутренней и внешней среды рыбохозяйственного комплекса республики. В зависимости от вектора влияния на процесс развития отрасли, они объединены нами в 3 группы представленные ниже.
- Факторы стабильного развития, инициируемые государственной поддержкой отраслей комплекса: рост числа субъектов; работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов; переоснащение материально-технической базы рыбопромыслового флота, рыбных хозяйств, перерабатывающих предприятий; рост производства рыбоперерабатывающей отрасли.
- Факторы, замедляющие развитие (вызвавшие снижение объемов уловов и разведения, общего объема производства): снижение запасов водных биоресурсов; усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания; наличие незаконного промысла водных биоресурсов; трудности переоформления прав пользования водным объектом; значительная изношенность основных производственных фондов; высокая степень износа береговой и портовой инфраструктуры; неразвитость логистической сферы; низкий уровень оптовых цен; снижение экспорта, вызванное санкциями; риски (рыночные и законодательные).
- Факторы, определяющие возможности дальнейшего устойчивого развития: рост инвестиционного интереса со стороны других российских регионов; дополнительное финансирование, осуществляемое через участие в государственных программах, сотрудничество с федеральными институтами развития и др.; работы по восстановлению и сохранению ресурсно-сырьевой базы рыболовства, в том числе создание научных центров, проводящих исследования в области аквакультуры; расширение производственной базы по сдаче и первичной переработке улова и продукции аква- и марикультуры; дальнейшее техническое перевооружение и модернизация предприятий комплекса.
Выводы. Одним из условий устойчивого развития экономики Республики Крым является развитие рыбохозяйственного комплекса, призванного обеспечить население республики продовольствием, а перерабатывающую отрасль — сырьем, воссоздание природных ресурсов, повышение занятости и обеспечение продовольственной безопасности региона. Расширение сырьевой базы за счет развития аква- и марикультуры и внедрение новых технологий могут стать предпосылками для увеличения объемов производства, расширения ассортимента и наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Перспективным направлением развития может стать ориентация отрасли на обеспечение санаторно-курортного комплекса и туристической сферы, в том числе и развитие в регионе рыбного и/или гастрономического туризма[11]. Драйвером развития отрасли является Ведомственная целевая программа «Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства», реализация которой будет способствовать формированию и целенаправленному продвижению устойчивого положительного имиджа республики, как территории благоприятной для развития рыбоводства и рыболовства, а также деловой и инвестиционной активности.
Библиографический список
1. Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства : Ведомственная целевая программа : [Утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 22.08.17 № 605]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/43831010/2. Задачи рыбопроизводителей Крыма в обеспечении реализации федеральной целевой программы / А.И. Мордвинова, Л.Е. Павлуненко // Трансформация хозяйственных связей и торговой политики региона в условиях реализации федеральных целевых программ: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2016.- С. 132-135
3. Реализация программы развития рыбного хозяйства Крыма / Л.Е. Павлуненко, В.В. Дымченко // Развитие Крыма: проблемы и перспективы //Материалы трудов Международной научной конференции 30 ноября 2016г., г. Москва. - С. 39-45
4. Государственная программа развития рыбного хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы : постановление [Утв. Советом министров Республики Крым 12 мая 2015года №251]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rk.gov.ru/file/pub/pub_244900.pdf
5. Стратегия развития агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым : распоряжение [Утв. Советом министров Республики Крым 29 декабря 2017 года №1581-р]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/structure/43?page=206
6. Аквакультура в Республике Крым: проблемы и перспективы // Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostov-fishcom.ru/news/10556/ (дата обращения 01.03.2019)
7. Крымская ассоциация аквакультуры: Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://крым-аквакультура.рф (дата обращения 15.03.2019)
8. Устрицы против бюрократов: трудности аквакультуры в Крыму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://business-crimea.com/2018/09/24/ustricy-protiv-byurokratov-trudnosti-akvakultury-v-krymu/ (дата обращения 25.02.2019)
9. Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы : Отраслевая программа
[Утверждена приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 января 2015 г. N 10] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70751534/
10. Интернет-портал Fishnews.ru: Марикультуре Крыма помогут научные центры https://fishnews.ru/news/35979 ( дата обращения 15.03.19)
11. Федеральное агентство по рыболовству: обзор СМИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/22868-turisty-nazvali-krym-samym-rybnym-mestom-rossii (дата обращения 25.02.2019)