Индекс УДК 310.15
Дата публикации: 28.04.2015

Проблемы развития интеграции в агропромышленном производстве Алтайского края

Problems of integration in agricultural production of the Altai Territory

Гартман Александр Александрович
Алтайский государственный аграрный университет
Hartman Alexander
Altai State Agrarian University

Аннотация: Исследование агропромышленного сектора Алтайского края показало, что за период 2010-2014 г.г. наблюдается отрицательная динамика производства сельскохозяйственной продукции. Однако, объем государственной поддержки за тот же самый период имеет положительную динамику, так на развитие сельского хозяйства края из федерального бюджета перечислено более 3000 млн. руб. средств господдержки, из краевого бюджета – более 900 млн. руб. На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы» из федерального бюджета перечислено 466,7 млн. руб., из краевого бюджета – 256,1 млн. рублей. Основной проблемой становится не отсутствие государственной поддержки агропромышленного производства, а нечто иное. Возникает необходимость поиска новых подходов развития производственных отношений. Роль интеграции в современных условиях возрастает, как альтернатива прошлым производственным отношениям. Интеграция и как инструмент создания конкурентных преимуществ с одной стороны, и как инструмент выполнения программы импортозамещения, становится необходимым условием. В этой связи предстоит продолжить поиск и распространение эффективных организационных форм сельскохозяйственных предприятий. При этом остро стоит проблема выбора путей трансформации экономически недееспособных предприятий. В заключении исследования сложилось мнение по текущей ситуации агропромышленного производства Алтайского края, во-первых отсутствие функциональной связи роста государственной поддержки агропромышленного производства Алтайского края и роста объемов производства, хотя такая связь декларировалась, во-вторых отсутствие четких механизмов развития интеграции в агропромышленном производстве.

Abstract: Study of the agricultural sector of the Altai Territory showed that for the period 2010-2014 gg there is a negative dynamics of agricultural production. However, the amount of state support for the same period is a positive trend, since the development of agriculture edge of the federal budget lists more than 3,000 mln. Rubles. support funds from the regional budget - more than 900 mln. rubles. The implementation of measures of the federal target program "Sustainable development of rural areas in the 2014 - 2017 years" from the federal budget listed 466,700,000. Rub., From the regional budget - 256.1 million. Rubles. The main problem is the lack of government support is not agricultural production, but something else. There is a need to find new approaches to the development of industrial relations. The role of integration in contemporary conditions increases, as an alternative to the previous industrial relations. Integration and as a tool to create a competitive advantage on the one hand, and as a tool for implementation of the program of import substitution, is a prerequisite. In this connection, will continue to search for and dissemination of effective organizational forms of agricultural enterprises. In this acute problem of selecting transformation paths economically incompetent enterprises. In conclusion, the study had an opinion on the current situation of agricultural production of the Altai Territory, firstly the absence of a functional connection between the growth of state support for agricultural production of the Altai Territory and output growth, although this relationship was declared, and secondly the lack of clear mechanisms of integration in agricultural production.
Ключевые слова: Сельское хозяйство, интеграция, производство, растениеводство, животноводство

Keywords: Agriculture, integration, production, crops, livestock


Итоги работы агропромышленного производства Алтайского края показали, что наблюдаются негативные изменения в его динамике. Объем производства сельскохозяйственной продукции за 2014 год снизился по сравнению с 2013 годом по всем исследуемым видам продукции, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 – Производство и урожайность основных видов продукции агропромышленного производства отрасли растениеводства, 2010 – 2014гг.*

Показатели2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.Изменение в %, 2014г. к
2010г.2013г.
Валовой сбор, тыс. тонн
Зерно (в весе после доработки)4240,83919,52516,84926,13294,977,766,9
Сахарная свекла402,9570,8455661,3555,4137,984,0
Льноволокно, тыс. ц66,26448,246,243,665,994,4
Семена подсолнечника253,8260,3250,2420219,486,452,2
Картофель838,8890,1692,6904,1874,5104,396,7
Овощи228,7243240,6231,5220,496,495,2
Урожайность, ц/га убранной площади
Зерновые и зерно-бобовые культуры (в весе после доработки)12,811,38,414,211,287,578,9
Сахарная свекла254,4300,4245380,6344,3135,390,5
Лен-долгунец (волокно)15,114,512,514,213,186,892,3
Семена подсолнечника5,25,65,67,77,3140,494,8
Картофель134,7140,2104,4143,2140,9104,698,4
Овощи открытого грунта191,2192,6195188,8187,898,299,5

* Представленные данные взяты с официального сайта http://akstat.gks.ru/

За исследуемый период наблюдаются значительные изменения в объемах производства продукции сельского хозяйства отрасли растениеводства и причины таких перекосов еще предстоит выяснить. Предприятия отрасли растениеводства постепенно занимают прочные позиции на внутреннем рынке и приспосабливаются к сложившейся расчетно-платежной дисциплине, но проблемы с выполнением обязательств по кредитам хватает. Забегая вперед можно отметить, что уровень господдержке в динамике растет, так на развитие сельского хозяйства края из федерального бюджета перечислено более 3000 млн. руб. средств господдержки, из краевого бюджета – более 900 млн. руб. На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы» из федерального бюджета перечислено 466,7 млн. руб., из краевого бюджета – 256,1 млн. рублей.

При таких неустойчивых объемах производства не совсем понятно существует ли функциональная связь между объемом производства и господдержкой. Если такой связи нет, то тогда следует уделить внимание иным вопросам сельскохозяйственного производства, таким как интеграция агропромышленных товаропроизводителей. Опыт интеграций агропромышленных товаропроизводителей в Алтайском крае достаточен, есть вертикально интегрированные структуры в области производства и переработки продукции животноводства – ООО «Алтаймясопром», ЗАО «Алтайский Бекон», ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Западное»; в сфере переработки продукции растениеводства – ОАО «Пава», ООО «АгроСибРаздолье», ООО «НПО «Алтайский лен»; по строительству транспортно-логистического терминала – ООО «МОпСТ».

К работе в условиях интеграции большая часть предприятий в сельском хозяйстве Алтайского края оказалась неподготовленной. Этому способствовали и объективные причины: сезонность производства, монопольные действия заготовительных, перерабатывающих, торговых предприятий и организаций, поставщиков и подрядчиков, низкий уровень экономической защиты товаропроизводителей, значительные потери, связанные с диспаритетом цен, неплатежи. Проблемы интеграции АПК усугубляются незавершенностью и непоследовательностью институциональных и земельных преобразований. Многие учредители новых хозяйственных структур так и не стали реальными собственниками, мотивация их труда пока остается слабой. В государственном масштабе не отрегулированы механизмы передачи земельных участков в собственность, их перераспределение от неэффективных собственников к эффективным; порядок предоставления земель и их выкупа для государственных и муниципальных нужд. Нет и единства в подходах к интеграции в АПК. Сказываются ошибки стратегии и тактики проведения реформ. Механизм дотирования и субсидирования носит уравнительный характер, не обеспечивает строго целевого и рационального использования выдаваемых средств, а списание и пролонгация долгов некредитоспособным заемщикам ухудшает положение наиболее эффективно работающих хозяйств.

Сельскохозяйственные предприятия вынуждены искать возможности за счет собственных и заемных средств решать проблемы обеспечения объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Отсутствие финансовых ресурсов у местных органов власти заставляет руководителей этих предприятий переносить данные затраты на себестоимость товарной продукции, что снижает эффективность интеграции, препятствует нормальным рыночным отношениям.

В этих условиях, для того чтобы создать реальные предпосылки роста интеграции агропромышленного производства, необходимо уточнить цели и приоритеты аграрной политики, углубить интеграционные преобразования, принять методы по совершенствованию механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.

Стратегическая цель интеграции в агропромышленном производстве – обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны. Достичь ее можно путем обеспечения устойчивого роста объемов производства продукции агропромышленного производства, создания благоприятных экономических условий для работы более эффективных крупных хозяйств на основе развития аграрной науки и использования достижений научно-технического прогресса. Для этого целесообразно направить основную долю выделяемых бюджетных средств и ресурсов в эти хозяйства.

За счет наращивания собственного производства продукции появляется возможность для импортозамещения продовольствия и обеспечения промышленности сырьем. Государство с этой целью создает финансовую основу для развития интеграции агропромышленного производства. В финансовую часть ведомственной целевой программы « О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» внесены дополнительные изменения.

В этой связи предстоит продолжить поиск и распространение эффективных организационных форм сельскохозяйственных предприятий. При этом остро стоит проблема выбора путей трансформации экономически недееспособных хозяйств. Их на практике определилось три.

Первый – приемлемый для экономически слабых, хронически убыточных хозяйств. В ходе реформирования происходит их разделение на более мелкие самостоятельные производственные предприятия – семейные, фермерские хозяйства, партнерства, производственные кооперативы и т.д.

Второй – более подходит для относительно устойчиво работающих сельскохозяйственных предприятий. В таких хозяйствах идет процесс интеграции собственности в руках небольшой группы людей путем скупки, обмена, аренды паев, земельных долей и акций.

В перспективе они могут стать крупными сельскохозяйственными предприятиями, контролируемыми эффективными собственниками, арендующими землю у местных жителей и нанимающими значительное количество работников, в основном, на сезонные работы. Наиболее быстро и юридически обоснованно пройдет реорганизация таких предприятий.

Третий путь, ведущий к возникновению коммерческих предприятий регионального масштаба интегрирующих в себе предприятия различной специализации и организационно-правовых форм.

Перерабатывающие предприятия, особенно в мясомолочной промышленности в конкуренции за сырье начинают устанавливать долгосрочные сроки с сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом от продуктовой контрактации они переходят к производственной, включая средства в развитие хозяйств-поставщиков сырья, т.е. начинают интегрировать финансовые ресурсы в свою сырьевую зону, ведя естественную селекцию поставщиков.

Целесообразно, чтобы перерабатывающая промышленность стала занимать ведущие позиции в агропромышленной сфере, поскольку попытка передавать контроль над переработкой слабым в финансовом отношении сельскохозяйственным производителям не может привести к подъему этой отрасли, где на две трети требуется замена основных производственных фондов. Тем не менее пищевая промышленность представляет интерес как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Так, в рейтинге инвестиций, направляемых в нашу экономику, эта промышленность следует непосредственно за газовой и нефтяной. Надо повысить заинтересованность инвесторов посредством поддержки эффективных собственников и обеспечения гарантий их прав на земельные участки и продажу акций предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на открытых финансовых рынках.

За годы реформирования кардинально изменилась роль государственных закупок сельскохозяйственной продукции под влиянием интеграционных причин. Стал другим механизм формирования федерального и регионального фондов.

Интеграция рыночной системы сбыта основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизма ценообразования с учетом спроса и предложения. Необходимо развивать продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя к конечному потребителю через кооперативы по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки, агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные фирмы и комбинаты, супермаркеты, тортовые дома и магазины. Механизмом, обеспечивающим эффективные закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд, является конкурентное размещение государственных заказов.

В отношении отечественных товаропроизводителей должна проводиться политика интеграции, обеспечивающая им условия для нормальной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем применения обоснованных таможенных пошлин, налогов и сборов,

Кроме того, предстоит осуществить интеграцию межрегиональных экономических связей, согласовать меры ценового и иных механизмов. Создание рыночной инфраструктуры, а также формирование оптовых рынков должны осуществляться в первую очередь на базе имеющихся инфраструктуры и производственного потенциала.

Сбыт основной массы сельскохозяйственной продукции и продовольствия целесообразно осуществлять с предварительной товарной подработкой по прямым связям производителей и потребителей. Перспективными в этом отношении должны стать: агрофирмы, инновационные продуктовые кластеры увязанные в продовольственной цепочке производство, переработку, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции, формирующие процесс воспроизводства на кооперативной и интегрированной основе.

В заключение следует отметить, что за период становления агропромышленного производства современной России недостаточное внимание уделялось проблемам кооперации и интеграции. В условиях возрастающей роли отечественного агропромышленного производства возникает потребность в актуализации вопросов интеграции и кооперации. В этой связи исследование проблем и предпосылок развития этих процессов становится актуальным и значимым для обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения продовольственных товаров.

Библиографический список

1. Винничек, Л.Б. Развитие организационно-экономических отношений в агропромышленном производстве (теория, методология, практика). - Пенза: РИО ПГСХА, 2009.- 288с.
2. Баранов А.О., Неустроев Д.О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX – начале XXI вв.//ЭКО, №9, 2010,С. 129-147
3. Кундиус В.А., Гартман А.А. Состояние и пути дальнейшего развития инновационной инфраструктуры АГАУ// Развитие инновационной деятельности в АПК региона: материалы Международной научно практической конференции.-Барнаул: Азбука, 2012.-С. 449-452
4. Кундиус В.А., Ан Е.А., Ишков А.В., Гартман А.А. Проблемы и перспективы формирования базиса инновационного вектора развития региона// Вестник Алтайской Науки.-Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2013. – №1. – С88-93
5. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования /В. А. Кундиус.-М.: КНОРУС, 2010.-544 с.
6. Рудой Е.В. Развитие региональных агропродовольственных рынков на основе их интеграции Е.В. Рудой// Вест. Новосиб. гос. аграр. ун-та. – 2011. – №1.(17). - С. 170-174.
7. Солодовникова М. П. Проблемы земельных преобразований в Российской Федерации на рубеже веков/ М. П. Солодовникова //Вест. Иркут. гос. с.-х. академии. - 2012. - Вып. 53. - С. 135-139.
8. Сошнева Е.Б. Освоение целинных и залежных земель и его роль в экономической истории СССР Е.Б.Сошнева // Вест. СПбГУ. Сер. 5. – 2007. – Вып. 4. – С. 119-127.
9. http://selcoop.ru/[Электронный ресурс]
10. http://www.altkibd.ru/[Электронный ресурс]
11. http://akstat.gks.ru/[Электронный ресурс]