Диверсификация как одно из направлений повышения конкурентоспособности предприятия
Diversification as one of the directions of increase of competitiveness of the enterprise
Abstract: The article formulates the tasks and conditions for the use of diversification as a competitive strategy of business development, describes in detail three types of diversification, including related, horizontal and conglomerate. All types of diversification can be considered as ways to improve the competitiveness of the enterprise. The expediency of using diversification as an effective way to increase the level of competitiveness of the enterprise.
Keywords: diversification, competitiveness, ways to improve the competitiveness of the enterprise, related diversification, horizontal diversification, conglomerate diversification.
Понятие конкурентоспособности является одним из системообразующих с точки зрения экономической оценки его деятельности. Особенностью конкурентоспособности является ее непостоянство, так как определить уровень конкурентоспособности предприятия возможно лишь в определенный временной промежуток.
Множество факторов влияют на формирование конкурентоспособности организации:
— факторы влияния внутренней среды организации, определяющие эффективность ее внутриэкономической деятельности, а также результативность управленческого воздействия;
— факторы влияния внешней среды, включающие взаимодействие организации с множеством типов субъектов социально-экономической и правовой сферы.
Согласно мнению большинства современных исследователей в области экономики, одним из факторов, потенциально снижающих конкурентоспособность организаций в рыночных условиях, является наличие лишь одного типа выпускаемой продукции (оказания услуги), поскольку такая ситуация делает организацию крайне зависимой от конъюнктуры рынка или падения цен.
Напротив, для обеспечения стабильного положения в рыночной среде и повышения собственной конкурентоспособности, современным организациям необходимо осуществлять экономически обоснованное расширение типов производств, выпуска продукции или оказания услуг. Одним из способов такого расширения является диверсификация производства.
Под диверсификацией можно понимать осуществляемое одновременно развитие некоторого числа видов деятельности, внутреннее содержание которых не является идентичным. Обычно в рамках диверсификации подразумевается как освоение предприятием качественно-новых видов деятельности, так и расширение и усовершенствование уже существующих [3].
Многочисленные исследования деятельности российских предприятий, функционирующих в настоящее время, свидетельствуют о том, что лишь малая их доля осуществляет диверсификацию производства. На наш взгляд, такое положение дел связано с недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов диверсификации.
Кроме того, существует ряд факторов, затрудняющих осуществление диверсификации для российских компаний. Основными из таких факторов являются:
— отсутствие научно-методического обеспечения осуществления процесса диверсификации для большинства отраслей отечественного производства;
— недостаточный объем доступных инвестиций;
— дефицит новых технологий производства;
— недостаточно эффективное управление предприятием.
Вместе с тем, диверсификация деятельности организаций, функционирующих в современной рыночной среде, позволит усовершенствовать их деятельность по многим направлениям:
— гибко реагировать на постоянно трансформирующуюся структуру спроса;
— уменьшить экономические и социально-экономические риски;
— использовать с максимальной эффективностью материально-технические, кадровые, и финансовые ресурсы
Учитывая многовекторность функционирования современного конкурентного рынка, можно выделить следующие цели осуществления диверсификации: повышение рентабельности, снижения рисков деятельности,обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Экономическими преимуществами диверсификации являются: привлечение дополнительных клиентов, ослабление последствий кризиса, уменьшение зависимости от конъюнктуры рынка, перераспределение денежных потоков на другие виды бизнеса, сглаживание внутригодовых колебаний объемов реализации продукции.
Диверсификацию можно рассматривать в качестве конкурентной стратегии предприятия, которая обосновывает действия и способы обеспечения конкурентных преимуществ в конкретной стратегической зоне хозяйствования, т. е. сегменте рынка, в котором предприятие осуществляет свою деятельность. Диверсификация может осуществляться в инвестиционной сфере, в производственной сфере, и в маркетинговой деятельности предприятия. Исследователи выделяют следующие варианты стратегии диверсификации [1]:
— родственная диверсификация привлекательна для тех предприятий, которые могут использовать собственный опыт в различных сферах деятельности и переносить его на другие предприятия в рамках интеграции с использованием родственной диверсификации. Посредством диверсификации формируются основные направления развития для участников предпринимательской деятельности, объединив их, создаются условия для формирования и реализации конкурентных преимуществ, снижается уровень потерь от вложений за счет разделения рисков. Родственная диверсификация способствует эффективному использованию производственных мощностей, перераспределяя нагрузки, увеличивает «скорость» внедрения инноваций, уменьшает все виды издержек.
— горизонтальная диверсификация осуществляется путем пополнения ассортимента новыми видами продукции, которые являются усовершенствованными вариантами, или модификациями имеющихся продуктов предприятия, т. е. горизонтальная диверсификация состоит в выпуске продукции, сопутствующей основным видам продукции.
— конгломеративная диверсификация основывается на пополнении товарного микса предприятия продукцией, которая не имеет никакого отношения ни к применяемой предприятием технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам сбыта
Тип диверсификации, которую выбирает предприятие, определяет его стратегию и тактику, особенности специализации, концентрации и интенсификации производства.
Таким образом, согласно мнению большинства российских исследователей экономистов, [2], диверсификацию, как средство повышения конкурентоспособности предприятия, целесообразно использовать в следующих случаях:
— при протекании процесса сокращения емкости рынка;
— при наличии у предприятия возможности использовать различных типы необходимых ресурсов, прежде всего, финансовых и организационных, необходимых для освоения новых видов деятельности;
— при увеличении конкуренции в конкретной рыночной среде.
В качестве основного метода диверсификации производства можно определить повышение эффективности деятельности в широком смысле, а именно рациональное использование накоплений, уменьшение рисков, повышение финансовой устойчивости.
Результатом эффективного применения диверсификации является появление новых видов продукции и услуг, изменение отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций, интенсификация и углубление различных видов деятельности, получение эффекта масштаба производства.
Библиографический список
1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.пособие. — М.: Изд-кий дом «Дашков и Ко», 2012. — 308 с.2. Кононенко Т. Е. Методологические аспекты диверсификации производства. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-5. С. 77-80.
3. Семушева С. М. Управление диверсификацией субъектов хозяйственной деятельности в сфере высоких технологий // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 1-2 (19). С. 102-107.