Индекс УДК 347
Дата публикации: 14.03.2019

Механизм государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество

The mechanism of the state cadastre and registration of rights to immovable property

Глухов Владислав Александрович,
Научный руководитель: Колобакин Александр Александрович,

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна, Балтийский федеральный университет им. И. Канта
2. помощник руководителя Управления Росреестра по Калининградской области;

Glukhov Vladislav Aleksandrovich,
Scientific director: Kolobakin Alexander Alexandrovich,

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU)
2. Assistant to the Head of the Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr) in Kaliningrad Region;

Аннотация: В статье рассматривается механизм государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Указывается на актуальность рассматриваемого вопроса. Особое внимание акцентируется на Едином государственном реестре недвижимости. Описывается механизм государственного кадастрового учета недвижимости, а также основные этапы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Описаны временные и финансовые затраты, необходимые для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и осуществления регистрации прав на недвижимость. Рассмотрены проблемы механизма кадастрового учета и регистрации недвижимости, вынесены предложения по его усовершенствованию.

Abstract: The article discusses the mechanism of state cadastral registration and registration of rights to real estate. Indicates the relevance of the issue. Particular attention is focused on the Unified State Register of Real Estate. The mechanism of state cadastral registration of real estate is described, as well as the main stages of state registration of rights to real estate. Describes the time and financial costs necessary for the statement of the property on state cadastral registration and the registration of rights to real estate. The problems of the mechanism of cadastral registration and registration of real estate, considered proposals for its improvement.
Ключевые слова: недвижимое имущество, Единый государственный реестр недвижимости, регистрация прав, государственный кадастровый учет, оборот недвижимости, процесс регистрации.

Keywords: immovable property, the Unified state register of real estate, registration of rights, state cadastral registration, real estate, registration process.


Вопрос государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество является весьма актуальным в отношениях, связанных с гражданским оборотом недвижимости. Современная информационная система об объектах недвижимости позволяет субъектам гражданского оборота своевременно и в полном объеме получать всю необходимую информацию об основных характеристиках и правовом статусе каждого объекта [4]. Кроме того, органы государственной власти, регистрируя права на объекты недвижимости и аккумулируя информацию о них, придают законность гражданским сделкам с недвижимостью, а также защищают граждан от нарушения их имущественных прав. Если данные о недвижимости внесены в кадастр, государство выступает в роли свидетеля, подтверждающего права на объект и его расположение. Помимо прочего, кадастровый учет и регистрация недвижимости необходимы для определения размера налогов на недвижимое имущество.

Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет требует обязательной регистрации права на такую недвижимость, осуществляющуюся путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости. Осуществление указанных процедур возложено на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России, и регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [1].

В соответствии с ч. 1 ст. 29 указанного закона, установлены следующие этапы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав [1]:

– прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

– возврат документов без рассмотрения при наличии на то оснований;

– проведение правовой экспертизы предоставленных документов, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления, либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

– внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

– выдача соответствующих документов.

По сути, постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и регистрация права на него, осуществляются одновременно. Постановка на кадастровый учет начинается с того, что собственник подает заявление в территориальный орган Росреестра или МФЦ. Помимо заявления установленного образца, в зависимости от особенностей недвижимости, могут потребоваться:

– копии документов, подтверждающие право собственности;

– технический план помещения или здания;

– межевой план (если на учет ставятся земельные участки);

– копии документов, подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, и разрешение на пользование таким участком.

Согласно законодательству, проводить кадастровые работы (подготавливать паспорт объекта, технический или межевой план) могут только инженеры, прошедшие аккредитацию.  В среднем постановка на учет квартиры или комнаты стоит от 10 000 рублей, жилого дома и нежилого помещения — от 25 000 рублей, нежилого здания — от 50 000 рублей [3].

Заявление и необходимые для кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество документы представляются в орган кадастрового учета по выбору заявителя:

– лично в местах приема заявителей в территориальных отделах Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», либо в многофункциональных центрах (МФЦ);

– посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении;

– посредством отправки через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) или через официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosreestr.ru);

– посредством отправки с использованием веб-сервисов в орган кадастрового учета.

После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки. По итогам учета собственник получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости со сведениями об изменениях, произошедших с момента последней учетной записи. В случае отсутствия ошибок, либо расхождений, в поданных документах, срок процедуры составляет 5-7 дней. При обнаружении неточностей в поданных заявителем документов, Росреестр вправе отказать или приостановить учет и регистрацию недвижимости (например, если объект не подлежит кадастровому учету; если собственник предоставил неполный комплект документов; если лицо, подавшее заявление, имеет спорные права на недвижимость).

Следует отметить, что ранее, сведения об объектах недвижимости содержались в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Однако, с января 2017 года эти две системы объединили в новый ресурс – Единый Государственный Реестр Недвижимости. Теперь, по результатам постановки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации права на него, Росреестр выдает один документ – выписку из ЕГРН. Основное преимущество такой выписки в том, что из одного документа можно узнать историю объекта, получить информацию о заключённых сделках, проверить права собственности, получить данные о характеристиках недвижимости, выявить все ограничения и обременения.  Систематизация и хранение всех данных об объектах недвижимости в одной информационной базе упростило процесс совершения многих сделок и надёжно защитило россиян от мошеннических действий с недвижимостью. Так, основная информация об объекте недвижимости находится единой базе и в открытом доступе, её может получить любое заинтересованное лицо, а актуальность сведений обеспечивается режимом ежедневного обновления данных.

Однако, при всем преимуществе нового механизма кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, возник ряд проблем, требующих особого внимания. Учитывая современное развитие информационных технологий, сведения, содержащиеся в единой системе об объектах недвижимости, могут подвергаться изменениям через взлом системы программистами-хакерами. Кроме того, подделать документ стало значительно проще и на бумажном носителе, т.к. ранее свидетельство о правах на объект недвижимости выдавались на государственном бланке, защищенном специальными знаками, а теперь формат выписки – это обычный лист бумаги, упрощающий мошеннические схемы с недвижимостью [2].

Помимо прочего, существующие нормативно-правовые акты не регламентируют точный период, в течение которого представленные данные из ЕГРН можно считать актуальными. Выписка из ЕГРН подтверждает право на объект недвижимости на дату выдачи документа. Но поскольку изменения в правоустанавливающие документы нельзя внести в короткий срок, по общему правилу выписка считается актуальной в течение следующих 30 дней с момента её выдачи. Указанные обстоятельства приводят к тому, что при каждом действии в отношении объекта недвижимости потребуется выписка из ЕГРН, которая облагается государственной пошлиной [3]. Размеры пошлины варьируется в диапазоне от 200 до 1100 рублей (в зависимости от субъекта, запрашивающего документ, способа получения выписки, а также органа, выдающего документ).

На основании изложенного, направлением в совершенствовании механизма государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество является надежная защита информационной системы об объектах недвижимости от хакерских атак и взломов, а также снижение размеров государственной пошлины за выдачу выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Библиографический список

1. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: www.consultant.ru/document (дата обращения: 20.04.2019);
2. Ионова А. А. Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/archive/235/54678/ (дата обращения: 21.04.2019).
3. Как проводится кадастровый учет и сколько стоят подобные услуги [Электронный ресурс] : Сайт «Комсомольская правда». – 2019. Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/kadastrovyi-uchet-ob-ektov-nedvizhimosti.html (дата обращения: 20.04.2019);
4. Эскиндарова З. М. Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 349-352. — URL https://moluch.ru/archive/206/50413/ (дата обращения: 20.04.2019).