АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)
AGRICULTURAL EDUCATION OF AFRICAN AMERICANS (END OF XIX - EARLY XX CENTURIES)
Abstract: The paper studied the formation of agricultural education of African American population in the period from the end of XIX and the beginning of the XX century. Particular attention is paid to the activities of agricultural college for African American (black land-grant colleges).
Keywords: Agricultural education, racial inequality, the end of XIX, the beginning of XX century, the education of African Americans in the US, lend-grand College, black land-grant colleges.
Одним из важнейших исторических этапов в американской системе образования является введение равных прав на образовательную деятельность. У представителей различных национальностей Америки появилась возможность получить образование и осуществлять соответствующую ему деятельность. Аграрное образование не является исключением, реализация возможности осуществления образовательных услуг аграрной направленности представителям различных национальностей, в том числе и афроамериканцам, принесла весомый вклад в развитие аграрного сектора экономики США.
30 декабря 1862 года Авраамом Линкольном была подписана «Прокламация об освобождении рабов». Так, многие люди, в том числе, и афроамериканское население, составлявшее большую численность рабов, с этого момента считалось свободным. Принятие XIII поправки в 1865 году и конституции США полностью отменило рабовладение.
Темнокожее население США до 1862 года не имело возможности получить даже базовое образование. По окончанию гражданской войны в Америке исчезло рабовладение, что в дальнейшем обусловило приток новой рабочей силы в различные сферы хозяйствования, в том числе, и сельское хозяйство. Сельскохозяйственный сектор стал наиболее привлекательным для ранее угнетённого населения, так как преимущественное большинство рабов занималось сельскохозяйственной деятельностью в неволе. Стоит заметить, что многие национальные меньшинства не имели возможности до 1862 года работать в сфере сельского хозяйства в качестве свободных людей, бизнесменов. Вопрос об отмене рабовладения сопровождался требованиями со стороны рабов о перераспределении сельскохозяйственных земель в их пользу, основная просьба афроамериканского населения заключалась в предоставлении каждой афроамериканской семье «40 акров и мула». К сожалению, данная реформа, устроенная правительством США в конце XIX века получила не полноценное осуществление, так как правительство не приложило достаточно усилий для изъятия сельскохозяйственных земель у бывших рабовладельцев. Таким образом, были распространены случаи работы бывших рабов на бывших рабовладельцев, однако их трудовые отношения уже координировались согласно законодательным нормам. Первое время они выполняли роль неквалифицированных рабочих (laborers), которые получали за свою работу часть урожая.
Инициированный президентом США А. Линкольном, в 1863 году, закон об отмене рабства получил «новое дыхание» в виде Второго Акта Дж. Морила. Суть этого закона заключалась в том, что национальным меньшинствам создавались равные возможности в разных социально-экономических сферах, в том числе, и образовании. На его основе создавались специальные учебные заведения для разных национальностей, населявших территорию США. К 1880 году в Америке до 70% афроамериканского населения сократилась неграмотность. До 1890 года в США было создано три специальных аграрных колледжа для афроамериканцев, они располагались в Алькорне, Восточной Каролине, Виржинии. 1890 год ознаменовался принятием второго закона Дж. Морила, давшего старт для открытия 17 аграрных колледжей для афроамериканцев (black land-grant colleges) на территории Америки. Данные законодательные нормы внесли преимущественно лучшие изменения в жизнь национальных меньшинств США, однако они не смогли снизить отчуждение между разными национальностями. Так, в США, на то время существовали учебные заведения, различавшиеся по национальному признаку учащихся. К примеру: «Государственный колледж для цветных студентов», «Колледж для афроамериканцев (испр. полит корр.) штата Виржиния», «Педагогическая школа штата для цветного населения», «Колледж для афроамериканцев (испр. полит корр.) штата Кентукки» и прочие. К сожалению «равное» образование развивалось медленными темпами, из-за недопонимания возможностей получения равного образования у большинства национальных меньшинств Америки. Так, из-за такого незначительного фактора люди, имеющие за спиной прошлое в виде работы рабом, не верили, что в США они и их дети могут получить такое же образование, как и другие фермеры.
В конце XIX — начале XX века в США не существовало системы среднего образования для афроамериканцев. Поэтому специальные аграрные колледжи для афроамериканцев (black land-grant colleges) выполняли функции общеобразовательных школ, занимались обучением базовой грамоте афроамериканцев. Первое время в них обучали простейшему чтению, письму, арифметике.
В 1939 году Министерство сельского хозяйства США потерпело существенную критику от правительства из-за расовой дискриминации, угнетения рабочего населения (формально законы уже вступили в силу, а отношения к рабочим как к рабам остались ещё с прежних времён). Благодаря такому прессингу со стороны правительства расовая дискриминация в США существенно снизилась. Уже к середине XX века в США действовало множество аграрных колледжей для афроамериканцев в 17 штатах.
В 1954 году ленд-гранд колледжи для афроамериканцев вошли в Американскую Ассоциацию ленд-гранд колледжей (AALGCSU), что означало их полноценное, официальное признание. Теперь афроамериканские рабочие, получившие образование в ленд-гранд колледжах могли составлять конкуренцию любому гражданину Америки. Таким образом, расовое неравенство в системе рабочего образования США было уничтожено.
Уничтожение расового неравенства в США ознаменовалось переходом социально-экономического пространства Америки на более высокий уровень. До середины XIX века в США множество представителей различных национальностей не могли иметь право выбора, право на свободный труд. Так, социально-экономическая среда Америки была обречена на множество проблем и ошибок вызванных национальной рознью. Тем самым, расовая дискриминация, царившая в США, была большой ошибкой, исправление которой привело к позитивным результатам в плане уничтожения межнациональной ненависти, обеспечения равного, мирного сосуществования между всеми национальностями. Множество людей угнетенных из-за расового неравенства получили возможность учиться и работать на равных с другими, такими же как и они людьми. Афроамериканские работники были не менее эффективными чем белое население США, тем самым будучи конкурентоспособными они являлись достойным элементом государственной системы Соединённых Штатов. В дополнении ко всему их усилия и целеустремлённость значительно улучшили положение аграрного сектора США и позволили его выведению в XX веке на передовой уровень в мировой агропродовольственной экономике.
Библиографический список
1. Прокламация об освобождении афроамериканцев (последнее слово испр. в соотв. с полит корр.) // История США в документах [Электронный ресурс] URL: http://www.grinchevskiy.ru/19/a-l-proklamaciya-ob-osvobojdenii-negrov.php (дата обращения 05.03.2016).2. Прокламация об освобождении рабов // Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокламация_об_освобождении_рабов (дата обращения 05.03.2016).
3. Historically black colleges and universities (HBCU) // Encyclopædia Britannica, Inc. [Электронный ресурс] URL: http://www.britannica.com/topic/historically-black-colleges-and-universities (дата обращения 05.03.2016).
4. Historically Black Colleges and Universities and Higher Education Desegregation // U.S. Department of Education [Электронный ресурс] URL: http://www2.ed.gov/about/offices/list/ocr/docs/hq9511.html (дата обращения 05.03.2016).