Индекс УДК 338.24
Дата публикации: 18.04.2015

Проблемы реализации инновационно-инвестиционной стратегии в АПК

PROBLEMS OF REALIZATION OF INNOVATIVE INVESTMENT STRATEGIES IN THE AGRICULTURAL

Петрова Ирина Александровна
Краснова Наталья Александровна
ФГОУ ВПО НИУ «Южно-Уральский государственный университет»
НОУ ВПО "Нижегородский институт менеджмента и бизнеса"
Petrova I.
Krasnova N.
Federal State State-Financed Educational Institution of High Professional Education “South Ural State University” (National Research University) FSSFEI HPE “SUSU” (NRU)
Nizhny Novgorod Institute of Management and Business

Аннотация: Предмет/тема. Инновационное развитие АПК зависит от финансовых вложений кредиторов, партнеров и в большей степени государства. Регионы обладают большими полномочиями в рамках регулирования инвестиционных процессов в АПК с целью развития инноваций в аграрном секторе. Но стратегические цели развития отрасли часто несопоставимы с реальными статистическими данными по развитию и эффективному производственному процессу в АПК. Проблемы в экономике отрасли аккумулируются ежегодно, что влияет на общую эффективность сельского хозяйства.

Цели/задачи.

Целями данной работы является выявление факторов привлекательности АПК региона, а также проблем реализации инвестиционно-инновационной стратегии Приволжского федерального округа, а также поиск путей их решения.

Методология. В настоящей работе с помощью общеэкономических методов анализа определены основные проблемы реализации инвестиционно-инновационной стратегии Приволжского федерального округа.

Результаты.

В результате работы был сделан анализ текущей экономической ситуации в агропромышленном комплексе. Сделаны выводы и предложены пути решения, способствующие построению эффективной инвестиционно-инновационной стратегии развития АПК.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что механизм реализации инновационно-инвестиционной стратегии должен стать неотъемлемой частью системы стратегического управления инновационно-инвестиционным развитием АПК региона.

Abstract: The subject. Innovative development of agriculture depends on investments creditors, business partners and more states. Regions have greater powers under the regulation of investment processes in the agricultural sector in order to promote innovation in the agricultural sector. But the strategic objectives of the sector are often not comparable with real statistical data on the development and efficiency of production processes in agriculture. Problems in the economy sector accumulated annually, which affects the overall efficiency of agriculture.

Objectives.

The objectives of this work is to identify the factors of attractiveness of agribusiness in the region, as well as problems in investment and innovation strategy of the Volga Federal District, as well as finding solutions to them.

Methodology. In this paper, using the methods of general economic analysis identified the main problems of implementation of investment and innovation strategy for the Volga Federal District.

Results.As a result of analysis was made of the current economic situation in the agricultural sector. Draw conclusions and propose solutions that contribute to the construction of efficient investment and innovation development strategy for the agricultural sector.

Conclusions. It is concluded that the mechanism of implementation of innovation and investment strategy should be an integral part of the strategic management of innovation and investment development of agribusiness in the region
Ключевые слова: стратегия, Приволжский федеральный округ, агропромышленный комплекс, инвестиции, инновации

Keywords: strategy, Volga Federal District, agriculture, investment, innovation.


В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. км), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15%.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов: выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Приволжский федеральный округ занимает лидирующее место
в Российской Федерации по объему производства валовой продукции сельского хозяйства.

Округ выступает как один из главных в стране производителей мяса, молока, яиц, меда, ярового рапса, занимает второе место в России по валовым сборам зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, плодов и ягод, шерсти, третье место по сборам сахарной свеклы, льноволокна, выделяется высокоинтенсивным сельским хозяйством и высокоразвитой пищевой и перерабатывающей промышленностью.

В 2011 году по объему производства продукции сельского хозяйства (872,3 млрд. рублей) Приволжский федеральный округ занял 1-е место среди округов Российской Федерации. Темпы роста физического объема валовой продукции сельского хозяйства в округе составили 139,7% к уровню 2010 года при 122,1% в среднем по России. В 2012 году сельхозтоваропроизводителями планируется произвести продукции сельского хозяйства в объеме 932,5 млрд. рублей (106,9% к уровню 2011 года), к 2020 году – в объеме 1412 млрд. рублей (в 1,6 раза больше уровня 2011 года).

Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте Приволжья в 2010 году составил 5,8% при среднем по России – 4,2% (в 2009 году -7,7% при среднем по России – 4,9%). Округ является лидером по производству мяса, молока, яиц, меда, ярового рапса, занимает второе место в России по валовым сборам зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, плодов и ягод, шерсти, третье место по сборам сахарной свеклы, льноволокна, имеет высокоразвитую пищевую и перерабатывающую промышленность.

При этом республики Татарстан и Башкортостан, Саратовская область вошли в первую десятку регионов Российской Федерации по объему производства валовой продукции сельского хозяйства.

Основной объем сельскохозяйственной продукции приходится на сельхозпредприятия (6 тыс., 47,7% от общего объема производства сельхозпродукции) и личные подсобные хозяйства (4 млн., 43,4%). На долю фермерских хозяйств (45 тыс.) приходится 8,9% производимой продукции.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [3] являются:

1

Рисунок — Проблемы, цели, ключевые задачи развития АПК ПФО

Таким образом, предполагается, что рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в первую очередь в мясном и молочном скотоводстве, мясном птицеводстве, на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства. Однако данные стратегические цели можно поставить под сомнение исходя их статистических данных за последние годы. Попробуем описать совсем другие проблемы, наиболее реалистичные:

1. По данным Минсельхоза России, в 2011 году прибыль до налогообложения хозяйств округа составила 24 млрд. рублей, что на 17,9 млрд. рублей (в 3,9 раза) больше, чем в 2010 году. Удельный вес прибыльных организаций составляет 84,4% в 2011 году (70,5% в 2010 году). Однако рентабельность сельхозпроизводства целиком зависит от государственной поддержки отрасли. Так, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней составил 10,8% (в 2010 году – 3%), однако без учета субсидий складывается отрицательная рентабельность — минус 6,6% (в 2010 году – минус 22,7%).

2. Оказались недостаточно эффективными мероприятия по финансовому оздоровлению. Практика проведения процедур банкротства сельскохозяйственных организаций не способствует их оздоровлению и защите интересов государства, кредиторов, должников.

3. Агропромышленный комплекс большинства регионов округа продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности основными средствами механизации, высокой степени их износа и нехватки квалифицированных трудовых ресурсов. В сельскохозяйственных организациях регионов округа за пять последних лет технологический парк машин и оборудования сократился на 296,9 тыс. единиц (на 17%). Почти наполовину сократился парк свеклоуборочных комбайнов (с 1524 до 791 единицы), почти на треть — кормоуборочных комбайнов (с 9207 до 6595 единиц) и доильных установок (с 14722 до 10555 единиц). В среднем по округу износ машинно-технологического парка и оборудования составляет около 70%, при среднем его возрасте 10 лет. Во многих сельскохозяйственных предприятиях до 30% технологического парка сельскохозяйственных машин и оборудования эксплуатируется с двукратным превышением показателя амортизационного износа. Износ зерноуборочных комбайнов в сельхозпредприятиях регионов округа составляет от 38% (в Пензенской области) до 81,5% (в Оренбургской области) при среднем их возрасте от 7 до 17 лет; кормоуборочных комбайнов — от 28% (в Республике Мордовия) до 89,6% (в Ульяновской области), при среднем их возрасте от 7 до 10 лет.

4. Для интенсивного развития отрасли показатель энергообеспеченности должен составлять не менее 350 л.с. на 100 га посевной площади. В настоящее время он варьируется от 92,8 л.с. на 100 га посевной площади (в Оренбургской области) до 216 л.с. (в Пермском крае).

5. Проблемой остается рост тарифов на электроэнергию. В условиях либерализации рынка электроэнергии для сельхозтоваропроизводителей регионов округа с 1 января 2012 года установлены тарифы в размере от 2,9 рублей за кВт. час с НДС (в Удмуртской Республике) до 5,2 рублей (в Ульяновской и Самарской областях). Рост тарифов к уровню 2007 года в среднем составил 75 процентов.

6. Затруднение реализации инвестиционных проектов и инновационных разработок. Анализ динамики инвестиций в отрасль по регионам округа показывает, что наибольший рост инвестиций наблюдался в 2006-2007 годах в период начала реализации Нацпроекта «Развитие АПК». С 2008 года по 2010 год наблюдается снижение темпов капиталовложений вследствие мирового финансово-экономического кризиса и засухи 2009-2010 годов. В итоге капиталовложения в 2010 году по округу снизились на 26,2% по сравнению с 2007 годом. В 2011 году наблюдается тенденция восстановления темпов роста инвестиций в основной капитал. В настоящее время в Приволжском федеральном округе реализуется более 150 крупных инвестиционных проектов с общей стоимостью проектов более 170 млрд. рублей. Наиболее привлекательными для инвесторов являются быстро окупаемые отрасли животноводства, такие, как птицеводство и свиноводство, по которым в округе реализуются 36 и 21 крупных проектов соответственно. В последние годы в округе стали развиваться проекты, связанные с селекцией и производством собственного молодняка: в свиноводстве реализуется проект в Республике Башкортостан (ООО «Уфимский селекционно-гибридный центр» объем финансирования 1 млрд. рублей), в птицеводстве – в Республике Башкортостан (ЗАО «Башкирский Бройлер» с объем финансирования 8,2 млрд.рублей) и в Пензенской области («Центр генетического развития» ОАО ПТФ «Васильевская» объем финансирования 1,3 млрд. рублей).

Всего в округе реализуется 28 проектов молочного направления, в том числе в Республике Мордовия – 7 проектов, в Пензенской области — 6 проектов, в Нижегородской области – 4 проекта. В Удмуртской республике реализуется 6 проектов по разведению мясных пород крупного рогатого скота.

Следует отметить, что реализация инвестиционных проектов осуществляется неравномерно и зависит от мер государственной поддержки инвестиций в регионе. Так, по итогам 2011 года один регион (Республика Татарстан) обеспечил 34,2% от общего объема инвестиций в отрасль в Приволжском федеральном округе (19,5 млрд. рублей).

В целях привлечения инвестиций и снижения административных барьеров во многих регионах округа наиболее значимым бизнес-проектам оказывается адресная поддержка. Например, формируется перечень приоритетных проектов Республики Башкортостан, выдается Патронажный Сертификат губернатора Пензенской области, оказывается помощь пермским кооперативам.

Основным источником финансирования инвестиционных проектов являются кредитные ресурсы (64%), 36% — собственные средства предприятий и инвесторов [2]. Следует отметить, что недостаточно развито государственно-частное партнерство.

Сохраняется ряд проблем, которые ограничивают реализацию инвестиционных проектов:

— отсутствие залогового обеспечения сельхозтоваропроизводителей;

— высокая кредитная нагрузка;

— наличие просроченной задолженности по ранее выданным кредитным договорам у предприятий, сложившейся, в основном, по объективным причинам (неблагоприятным климатическим факторам последних лет);

— ограниченные возможности региональных бюджетов по оказанию поддержки крупным инвесторам по созданию инженерной инфраструктуры.

Проблемы инвестиционного финансирования оказывают прямое влияние на инновационное развитие отрасли [1]. Статистические данные говорят о проблеме прерывания инновационного цикла на этапе перехода от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Отмечается недостаточное развитие сектора прикладных исследований, низкий процент технологий, перешедших стадию выхода на рынок. Притом, что Россия обладает одним из лучших в мире потенциалов в ряде областей аграрной фундаментальной науки, в стране отсутствуют все необходимые условия для его расширенного воспроизводства. Рост затрат на фундаментальные разработки и превышение их доли в общеотраслевых затратах на разработку инноваций скорее всего предполагает наличие исследований, не направленных на их практическую реализацию, не прошедших стадию выхода на рынок. Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и развитые отношения между ними. В настоящее время в ПФО практически отсутствует связующее звено между центром фундаментальных исследований в АПК, инвестиционными фондами, сферой маркетинга, консалтинга и предприятиями, как нуждающимися в инновациях и новых технологиях, так и готовых реализовать созданную инновацию.

Решение проблемы практического достижения поставленных стратегических целей и приоритетов регионального развития требует создания действенного механизма реализации инновационно-инвестиционной стратегии. Подобную точку зрения в отношении формирования стратегического управления, и на региональном и федеральном уровнях имеют большинство исследователей. Механизм реализации региональной социально-экономической политики должен содержать совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами [98].

Механизм реализации инновационно-инвестиционной стратегии должен стать неотъемлемой частью системы стратегического управления инновационно-инвестиционным развитием АПК региона. Создание эффективно функционирующего механизма должно базироваться на принципах развития экономических комплексов, с учетом формирования механизма реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития АПК региона и с учетом трех уровней регионального АПК (макро-(субъект региона), мезо-(муниципальное образование), микро-уровни (предприятия)).

Библиографический список

1. Краснова Н.А. Парадигма организации взаимоотношений в инновационной системе и инновационном процессе//Бизнес и общество. - 2014. - №4(4). - С. 4

2. Сартакова Е.М., Краснова Н.А. Внедрение инновационных технологий как фактор снижения затрат//В мире научных открытий. - 2013. - № 11.9 (47). - С. 264-269

3. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года