Устойчивое развитие сельского хозяйства Алтайского края
Sustainable development of agriculture in the Altai Territory
Abstract: The article examines the problems and prospects for the development of the region's agriculture in the context of state regulation of the branches of agriculture. The efficiency of production of plant growing is analyzed, the interrelation between the yield of grain crops and the economic results of grain production in the Altai Territory, factors affecting the efficiency of agricultural production is examined. Assessment of the level of state support allowed to draw conclusions about the effectiveness of the peri-hectare subsidies taking into account the differences in the natural and climatic character with respect to the hydrothermal coefficient, as well as raising the subsidy rates for farms engaged in livestock and irrigation. Priority directions of import substitution in the region are dairy and beef cattle breeding, which provide for the implementation of departmental target programs to support start-up farmers and family livestock farms in the Altai Territory. This will not only preserve the priorities of state support, taking into account the balance of development of industries and their social significance, stimulate investment activity, but also further improve the mechanism of state support on the basis of a differentiated approach with the aim of ensuring equal competitive conditions for agricultural production in the region, Increase the efficiency of using state support funds and sustainable development of industries with lskogo economy.
Keywords: Agriculture, development, crop production, production, efficiency, government support.
Введение
Программа развития сельского хозяйства Алтайского края регламентируется положениями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717), федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598) и предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей сельского хозяйства, сфер агропромышленного комплекса.
Устойчивое развитие сельского хозяйства региона предполагает:
— повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов;
— обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий;
— рост уровня жизни и занятости сельского населения.
Основная часть
Отрасли сельского хозяйства Алтайского края имеют различную динамику развития: В разрезе сельскохозяйственных культур, в особенности зерновых, эффективность производства имеет неустойчивый характер, что отражается на конкурентоспособности подотраслей растениеводства и оказывает влияние на формирование структуры посевных площадей в крае ( табл.1)
Таблица 1
Эффективность производства сельскохозяйственных культур [ 2]
Культуры | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., %, п.п. |
Себестоимость реализованной продукции, руб./т | ||||||||
Зерно зерновых и зернобобовых культур — всего | 3343 | 3142 | 3289 | 4093 | 5401 | 4615 | 5201 | 112,7 |
в т. ч. пшеница | 3449 | 2366 | 3235 | 3981 | 5455 | 4656 | 4494 | 96,5 |
рожь | 2824 | 2272 | 2762 | 2983 | 4080 | 3808 | 3772 | 99,1 |
гречиха | 4260 | 3809 | 5990 | 7070 | 7215 | 5798 | 6469 | 111,6 |
ячмень | 3422 | 2924 | 2929 | 4337 | 5007 | 4283 | 4508 | 105,3 |
овес | 2635 | 2467 | 2709 | 3319 | 4539 | 3856 | 3888 | 100,8 |
Подсолнечник | 5338 | 5517 | 6633 | 7868 | 8744 | 7236 | 8254 | 114,1 |
Соя | 5967 | 6873 | 5941 | 8927 | 8503 | 10367 | 9738 | 93,9 |
Рапс | 6256 | 5595 | 6835 | 6851 | 9120 | 7723 | 9564 | 123,8 |
Цена реализации, руб./т | ||||||||
Зерно зерновых и зернобобовых культур — всего | 4875 | 3747 | 4380 | 5718 | 6667 | 5510 | 6451 | 117,1 |
в т. ч. пшеница | 5258 | 3907 | 3878 | 4887 | 6557 | 5621 | 7037 | 125,2 |
рожь | 4158 | 2247 | 2195 | 4026 | 5615 | 4236 | 4730 | 111,7 |
гречиха | 5700 | 5400 | 16121 | 19282 | 10478 | 6770 | 8864 | 130,9 |
ячмень | 4556 | 3116 | 3856 | 5715 | 6372 | 5171 | 5070 | 98,0 |
овес | 2968 | 2652 | 3010 | 4175 | 5189 | 4276 | 3340 | 78,1 |
Подсолнечник | 9652 | 8181 | 12654 | 11573 | 13781 | 11198 | 10878 | 97,1 |
Соя | 12504 | 13054 | 14496 | 12823 | 13728 | 16745 | 18565 | 110,9 |
Рапс | 8213 | 7371 | 10663 | 9871 | 11814 | 9443 | 9799 | 103,8 |
Рентабельность производства (без учета субсидий), % | ||||||||
Зерно зерновых и зернобобовых культур — всего | 45,8 | 19,3 | 33,2 | 39,7 | 23,4 | 19,4 | 24,0 | 4,6 |
в т. ч. пшеница | 52,4 | 65,1 | 19,9 | 22,8 | 20,2 | 20,7 | 28,2 | 7,5 |
рожь | 47,2 | -1,1 | -20,5 | 35,0 | 37,6 | 11,3 | 25,4 | 14,1 |
гречиха | 33,8 | 41,8 | 169,1 | 172,7 | 45,2 | 16,8 | 37,0 | 20,2 |
ячмень | 33,1 | 6,6 | 31,6 | 31,8 | 27,3 | 20,7 | 12,5 | -8,2 |
овес | 12,6 | 7,5 | 11,1 | 25,8 | 14,3 | 10,9 | -14,1 | -25,0 |
Подсолнечник | 80,8 | 48,3 | 90,8 | 47,1 | 57,6 | 54,8 | 31,8 | -23,0 |
Соя | 109,6 | 89,9 | 144,0 | 43,6 | 61,5 | 61,5 | 90,7 | 29,2 |
Рапс | 31,3 | 31,7 | 56,0 | 44,1 | 29,5 | 22,3 | 2,5 | -19,8 |
Как показывают данные таблицы 1, рост себестоимости продукции на 12% за исследуемый период перекрывается ценой реализации продукции, что обеспечивает незначительно рентабельность производства культур без учета субсидий. В то же время наблюдается тенденция снижения производства по основным товарным группам: зерно, рожь ,подсолнечник, соя (табл. 2).
Таблица 2
Влияние урожайности зерновых культур и экономических результатов производства зерна в Алтайском крае, 2014 г.[1,3 ]
Ранги группировок по урожайности зерновых культур, ц/га | Количество организаций в группе | Затраты на 1 га, руб. | Коммерческая себестоимость 1 тонны зерна, руб. | Цена реализации 1 т, руб. | Рентабель-ность, % |
меньше 5 | 88 | 3261 | 6188 | 6647 | 7,4 |
от 5 до 10 | 287 | 5283 | 5546 | 6324 | 14,0 |
от 10 до 12 | 82 | 5685 | 4656 | 6420 | 37,9 |
от 12 до 15 | 108 | 7786 | 5247 | 6730 | 28,3 |
от 15 до 20 | 107 | 8667 | 5303,0 | 6551 | 23,5 |
от 20 до 25 | 49 | 10380 | 4687 | 6027 | 28,6 |
свыше 25 | 20 | 14500 | 4428 | 6505 | 46,9 |
В среднем по краю | 741 | 6754,9 | 5202,7 | 6452,5 | 24,0 |
На протяжении последних лет наблюдается снижение эффективности производства зерновых культур, что связано с опережающим ростом затрат на производство в сравнении с ценой реализации. На финансово-экономические результаты отрасли наиболее весомое влияние оказывают погодные условия и нестабильная конъюнктура рынка. В целях снижения факторного влияния необходимо использовать наиболее эффективные инструменты государственной политики, создавать условия для расширения производственных мощностей, оказывать содействие в стабилизации цен на зерновом рынке.
Действие этих факторов на экономику сельского хозяйства прогнозируется разнонаправленным. С одной стороны, расширяются возможности по взаимной торговле на пространстве Евразийского экономического союза, в том числе в связи со вступлением в него Республики Армения и Республики Киргизия.
Освобождаются для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей ниши на российском рынке сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, которые ранее были заняты подсанкционными западными странами.
С другой стороны, санкции негативно скажутся на получении российскими банками заимствований на зарубежных финансовых рынках, а, следовательно, и на кредитовании отечественного агропромышленного комплекса. Снизится также доступ к новым зарубежным технологиям.
В целях развития конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, импортозамещения на внутреннем рынке, укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации потребуется привлечение в отрасль АПК значительного объема дополнительных инвестиций.
В условиях введенного эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия из ряда зарубежных стран приоритетной задачей в сфере устойчивого развития сельского хозяйства края является обеспечение ускоренного импортозамещения путем создания условий для опережающего роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса.
Таблица 3
Уровень государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края , 2015 г., тыс. руб.[2,4]
Мероприятие | Федеральный бюджет | Краевой бюджет | Всего |
Возмещение части затрат на приобретение элитных семян | 168 262,4 | 13 800,0 | 182 062,4 |
Возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями | 25 169,2 | 2 000,0 | 27 169,2 |
Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая с-х культур и сельскохозяйственных животных | 192 140,7 | 6 000,0 | 198 140,7 |
Несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводи-телей в области растениеводства | 1 414 490,3 | 48 000,0 | 1 462 490,3 |
Поддержка племенного животноводства | 165 589,4 | 59 900,0 | 225 489,4 |
Возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов, табунных лошадей и овец, поддержка пчеловодства | 14 697,5 | 3 900,0 | 18 597,5 |
Проведение противоэпизоотических мероприятий | — | 24 000,0 | 24 000,0 |
Субсидии на 1 кг реализованного молока | 237 877,5 | 18 000,0 | 255 877,5 |
Возмещение части процентной ставки по кредитам, включая МФХ | 1 658 125,6 | 221 400,0 | 1 879 525,6 |
Общепрограммные мероприятия (кадры, выставки, консультационная служба) | — | 132 431,0 | 132 431,0 |
Поддержка развития семейных животноводческих ферм на базе КФХ и начинающих фермеров | 76 654,0 | 33 000,0 | 109 654,0 |
ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае» на 2014-2016 годы | — | 20 000,0 | 20 000,0 |
ВЦП «Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае» на 2015-2017 годы | — | 10 000,0 | 10 000,0 |
ВЦП «Предотвращение заноса в Алтайский край и распространения на его территории африканской чумы свиней» на 2013-2015 годы | — | 4 500,0 | 4 500,0 |
ВЦП «Развитие в Алтайском крае производства продукции растениеводства в защищенном грунте» на 2014-2016 годы | — | 50 000,0 | 50 000,0 |
ВЦП «Развитие производства и переработки льна в Алтайском крае» на 2014-2016 годы | лимит не определен | 3 000,0 | 3 000,0 |
Возмещение ущерба вследствие ЧС | 1 187 790,2 | — | 1 187 790,2 |
Итого по ГП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы | 5 140 796,8 | 651 931,0 | 5 792 727,8 |
ГП «Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения» на 2014 — 2020 годы | 8 517,0 | 10 000,0 | 18 517,0 |
Всего | 5 149 313,8 | 661 931,0 | 5 811 244,8 |
Ключевая роль в поддержке подотрасли растениеводства отведена погектарным субсидиям. В текущем году их объем составит 1 462,5 млн. рублей, в т.ч. из краевого бюджета — 48,0 млн. рублей.
Распределение погектарных субсидий в крае, как и в предыдущие годы, осуществлялось на основе дифференцированного подхода. Сохранилось применение гидротермического коэффициента, а также повышающих ставок субсидий для хозяйств, занимающихся животноводством и орошением.
В рамках решения задачи ускоренного импортозамещения приоритетом государственной поддержки сохраняется молочное и мясное скотоводство. На развитие животноводства (без учета субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, привлеченным на развитие животноводства) в текущем году предусмотрено направить из федерального бюджета 418,2 млн. рублей, из краевого бюджета – 107,8 млн. рублей[2].
Продолжена реализация ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. По состоянию на 01.06.2015 года грантовая поддержка в сумме 81,5 млн. рублей (100% лимита) предоставлена на реализацию 7 проектов по созданию семейных животноводческих ферм и 32 проекта начинающих фермеров[3,4 ].
В качестве основных точек роста и развития отрасли рассматриваются инвестиционные проекты, реализуемые на территории края. Смена технологической платформы в молочном и мясном животноводстве Алтайского края на 2014 — 2020 годы запланирована в 140 сельскохозяйственных предприятиях.
Выводы
Повышению эффективности использования средств государственной поддержки и устойчивому развитию сельского хозяйства будет способствовать реализация следующих предложений:
продолжить активное участие в реализации государственных программ и продвижение инициатив региона на федеральном уровне;
сохранить приоритеты государственной поддержки с учетом обеспечения баланса развития отраслей и их социальной значимости, стимулирования инвестиционной деятельности;
совершенствовать механизм господдержки на основе дифференцированного подхода с целью обеспечения равных конкурентных условий производства сельскохозяйственной продукции.
Библиографический список
1.Сидоренко О.В.Формирование и развитие зернопродуктового подкомплекса в условиях ВТО./О.В.Сидоренко.-Орловский ГАУ,2014. - 160с.2.Статистический ежегодник. Алтайский край. 2010-2015: стат. сб. [Электронный ресурс]./ Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алтайскому краю. – Барнаул,2016. – 348 с. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453123097. - ( Дата обращения 12.05.2017)
3.2008-2013: стат. сб./ Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алтайскому краю. – Барнаул,2014. – 348 с.
4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Алтайскому краю [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://akstat.gks.ru - (Дата обращения: 07.06.2015).