Индекс УДК 338.439
Дата публикации: 30.05.2023

Логистические услуги — как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленной сферы экономики

Logistical services - as a factor in increasing the competitiveness of the agricultural sector of the economy

Шатманова Айжамал Суйналиевна
Асылбек кызы Бактыгул
Мусакулов Нурбек Куралбекович
1. аспирант 2-курса, Международный университет имени К.Ш.Токтомаматова (Кыргызская Республика, г. Жалал-Абад);
2. аспирант 1-курса, Жалал-Абадский государственный университет имени Б.Осмонова (Кыргызская Республика, г. Жалал-Абад);
3. аспирант 1-курса, Жалал-Абадский государственный университет имени Б.Осмонова (Кыргызская Республика, г.Жалал-Абад).

Shatmanova Aizhamal Suinalievna
Asylbek kyzy Baktygul
Musakulov Nurbek Kuralbekovich

1. 2nd year postgraduate student, International University named after K.Sh.Toktomamatov (Kyrgyz Republic, Jalal-Abad);
2. 1st year postgraduate student, Jalal-Abad State University named after B. Osmonov (Kyrgyz Republic, Jalal-Abad);
3. 1st year postgraduate student, Jalal-Abad State University named after B. Osmonov (Kyrgyz Republic, Jalal-Abad).

Аннотация: В научной статье исследованы логистические услуги для повышения конкурентоспособности агропромышленной сферы экономики, уточнены их теоретические и практические положения. В качестве предмета исследования рассмотрена конкурентоспособность агропромышленной сферы в условиях экономической интеграции, а целью исследования является определение содержания логистических услуг как фактор основных направлений повышения конкурентоспособности в агропромышленной сферы. Методы исследования: аналитические, монографические исследования.

Abstract: In the scientific article, logistic services to increase the competitiveness of the agro-industrial sector of the economy are investigated, and their theoretical and practical provisions are clarified. As the subject of the study, the competitiveness of the agro-industrial sphere in the conditions of economic integration is considered, and the purpose of the study is to determine the content of logistics services as a factor in the main directions of increasing competitiveness in the agro-industrial sphere. Methods of research: analytical, monographic research
Ключевые слова: логистика, интеграция, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, производства, конкурентоспособность, эффективность.

Keywords: logistics, integration, processing industry, rural economy, production, competitiveness, efficiency.


Наиболее перспективным в Кыргызстане, как и во всех других странах, является использование принципов кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей как на национальном, так на межгосударственном уровне, что позволяет устранять излишних посредников, улучшить доступ к конечному потребителю, самостоятельно выходить на внутренний и внешние рынки. Целесообразно дополнить это направление системой экономических мер, которые стимулировали бы широкое развитие сельской кооперации с перерабатывающей промышленности.

Стратегия развития агропромышленной сферы предусматривает комплексное развитие пищевой промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства [1,2].

Конкурентоспособность обеспечивается совокупностью производственной, распределительной, обменной деятельности. Другими словами, конкурентоспособность включает все сферы, начиная от производства товаров и услуг до их потребления. Любой участок, находящийся на пути от производителя к потребителю способствует конкурентоспособности товаров, предприятий и фирм, занятых производством, товародвижением, распределением и торговлей, а также обслуживанием потребителей.

Отсюда можно заключить, что понятие конкурентоспособности носит комплексный характер и охватывает весь воспроизводственный процесс, связанный с конкретной продукцией. Например, одним покупателям нравится качество продукции с приемлемой ценой, другим нравится то, что эту продукцию без особых трудностей можно перевозить без потери 47 потребительной стоимости, особенно это касается скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Третьим покупателям товар нравится удобством эксплуатации и т.д. Одним словом, все эти звенья от производства до потребления связаны с обслуживанием данной продукции. Различные работы, связанные с производством, товародвижением, торговлей и обслуживанием потребителей выполняют разные фирмы, каждая из которых в силу своих возможностей вносит вклад в конкурентоспособность данной продукции.

Среди вышеназванных работ важное значение принадлежит логистике. Современная трактовка логистики сводится к тому, чтобы своевременно доставить продукцию от производителя к потребителю с минимальными издержками, что включает транспортировку, сбыт, упаковку и хранение.

Необходимо отметить, что роль логистики в повышении конкурентоспособности товаров и фирм огромна. Выполнение логистических  операций, также, как и любое другое экономическое явление, нацелено на достижение эффективности, то есть на экономическую выгоду.

Функции логистики разнообразны. Прежде всего, следует отметить транспортировку грузов (транспортная логистика). Теоретически транспортная логистика- это наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков в рамках действующего законодательства [3].

Из приведенного выше определения транспортной логистики вытекает, что транспортная логистика занимается интеграцией производителей товаров с их потребителями через оказание услуг перевозки. Следуя цели транспортной логистики- достижения эффективности, логистические службы занимаются организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям.

Основное назначение логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них, и одновременно было бы сопряжено с минимально возможными издержками. Именно благодаря логистике (управлению материальными потоками) в промышленно развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей.

Логистика, на наш взгляд, является составной частью маркетинга, то есть понятие маркетинга более шире, чем логистика, хотя функции, выполняемые маркетингом и логистикой несколько отличаются. В частности, основная функция маркетинга более конкретизирована, включает непосредственно проблемы товародвижения, хранения и другие

Следующая функция логистики- это хранение, погрузка грузов, упаковка и другие. Эта группа функций, пожалуй, относится к основной и ее назначение — сохранение потребительской стоимости товаров в течение требуемого времени. В отношении продукции агропромышленного производства, в особенности сельского хозяйства, проблема сохранения потребительной стоимости в ряде случаев равносильно производству, так как большинство сельскохозяйственной продукции относится к скоропортящейся. Так, со времени сбора урожая до доставки продуктов до потребителя должна быть сохранена потребительская стоимость. При этом надо иметь ввиду, что собранный урожай не может быть моментально реализован и доставлен до потребителей из-за сезонного характера производства сельскохозяйственной продукции, а с другой стороны, этот же собранный урожай не может быть потреблен моментально в силу не совпадения времени сбора урожая и времени потребления продуктов. Поэтому длительность периода потребления сельскохозяйственной продукции, по меньшей мере, должна равняться до следующего сбора урожая.

С другой стороны, потребление продукции носит по периодам неравномерный характер, а продукция сельского хозяйства с течением времени теряет свою потребительную стоимость, то есть качество. Логистические центры призваны сохранить не только потребительную стоимость, но и подготовить продукцию к потреблению в соответствии с запросами потребителей. Поэтому логистические центры связаны как с поставщиками сельскохозяйственной продукции, так и ее потребителями.

Поскольку к функциям логистических центров относится также обеспечение эффективного функционирования, то их деятельность имеет цель извлечения прибыли. Это означает, что затраты на хранение и подготовку продукции к потреблению должны быть покрыты доходами от реализации этих продукций и приносить выгоду хозяевам логистических центров

Безусловно, современные логистические центры отличаются использованием высоких технологий хранения, позволяющих не только соблюдать заданный температурный режим в камерах, но и обогащать среду хранения нужными и полезными микроэлементами, придающими овощам и фруктам свежесть [4].

Еще одна функция логистики- это подготовка продукции к производственному или личному потреблению в соответствии с заказами потребителей. Сделать это в логистических центрах по многим позициям удобно, так как здесь стыкуются запросы потребителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции. В логистических центрах можно сделать то, чего не смогут сделать производители продукции, поскольку потребителям, в том числе рыночным субъектам гораздо удобнее обращаться с заказами в логистические центры, чем к многочисленным товаропроизводителям.

Подготовка к производственному или личному потреблению продукции в интегрированной экономике включает в себя сортировку, упаковку, обеспечение разного рода информацией о продуктах, их качественных характеристиках и т.д. При этом поставщики сельскохозяйственной продукции выбирают один из двух каналов поставки: либо напрямую — перерабатывающие предприятия, торговые точки, индивидуальные и другие потребители, либо поставку продукции через посредников в лице логистических центров. Право выбора остается за товаропроизводителями, исходя из того, что им выгодно?

В постсоветский период в странах СНГ, в частности, в Кыргызстане сложилась такая хозяйственная ситуация, когда разрыв хозяйственных связей привел к полному хаосу не только в отношении хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, но и внутри страны, и даже в пределах территориально-административных делений. Это выразилось, в частности, в том, что были разорваны связи по поставке скота в мясокомбинаты и продукции растениеводства в перерабатывающие предприятия, что привело к  резкому сокращению доли промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. Это, в свою очередь, способствовало увеличению добавленной стоимости, что выгодно для всех, и для переработки, и для государства, и для индивидуальных работников, занятых в этой отрасли

Необходимо отметить, что многие элементы проводимой логистическими центрами работы имеют производственный характер с добавленной стоимостью. Например, такие операции, как сортировка, упаковка, подготовка продуктов к потреблению по своему содержанию близки к производственному процессу, так как здесь используются и задействованы те же факторы производства (рабочая сила, средства и предметы труда), что и на производстве, а с другой стороны, создается добавленная стоимость в виде стоимости упаковки и сортировки.

Вместе с тем, деятельность логистических центров в целом следует отнести к сфере обращения (обмена), поскольку созданная в них новая стоимость по удельному весу составляет незначительную величину. В связи с этим деятельность логистических центров по своему содержанию скорее близка к торговле и инфраструктурным объектам, создающим условия для сбыта произведённых товаров через транспортировку, хранение, торговлю и обслуживание потребителей.

Следует отметить, что логистические службы осуществляет свою деятельность не только на базе рыночных принципов, но и ради достижения целевых установок в системе иерархии управленческих звеньев. С этой позиции можно различать степень самостоятельности принятия управленческих решений тем или иными логистическими структурами. Если логистический центр имеет самостоятельный статус как юридическое лицо, то его влияние на конкурентоспособность товаров, проходящих через этот центр, проявляется двояко. С одной стороны, логистический центр влияет на конкурентоспособность товаров той мере, в какой он (центр) успешно выполняют свои функции по транспортировке, хранению, торговле и обслуживанию потребителей. С другой стороны, имеет влияние через показатели конкурентоспособности самого логистического центра как самостоятельного юридического лица. В этой связи чрезвычайно важное значение имеет фирменный стиль логистического центра, который включает название фирмы, знаки отличия и другие атрибуты. При этом все же чаша весов конкурентоспособности в отношении отдельных товаров больше падает на товаропроизводителей, так как логистические центры выступают в роли обслуживающего звена.

Еще меньшее значение имеют логистические службы при агропромышленных предприятиях, поскольку логистическая служба играет роль подчинения по отношению к агропромышленным предприятиям.

В достижении конкурентоспособности интегрированной экономики через логистические центры возможно при условии учета комплекса факторов. Например, в условиях Кыргызстана, когда республика функционирует как полноценный член ЕАЭС с одной стороны, и как суверенное государство с либеральной экономикой с другой, в вопросах конкурентоспособности играет роль географический фактор, т.е. размещение объектов логистической службы по территориям Кыргызстана и близость к транспортной сети, связывающей с другими странами. В этом же ряду находятся размеры вновь создаваемых и реконструируемых логистических служб и предприятий.

Так, наши наблюдения показали, что в настоящее время в Кыргызстане строить перерабатывающие предприятия (мясокомбинаты, плодоовощные комбинаты, молочные комбинаты ит.д.) гиганты как раньше не целесообразно. Тем более, когда вышеназванные комбинаты работали одновременно и как логистические центры одновременно.

Отсюда логичным выглядит строительство современных, компактных, технологично оснащённых логистических центров по каждой разновидности сельхозпродукций (например, убойные цеха, овощехранилища, сухофруктообрабатывающие цеха, консервные цеха и другие) в каждом районе и возможно несколько видов даже в пределах одного района. Разумеется, вновь создаваемые центры должны быть современными с использованием новых технологий и отвечающими требованиям рынка.

Размещение объектов логистики удобно в эксплуатации, как производителям, так и потребителям по ряду причин. Во-первых, товаропроизводители получают возможность реализовать свою продукцию в свежем виде с минимальными потерями, к тому же обработанными современными технологиями и согласно международным стандартам. Потребители же (например, перерабатывающие предприятия) получат возможность поступления сельскохозяйственного сырья в установленные графики, а также в требуемой обработанной форме. При этом договаривающиеся стороны имеют возможность повлиять друг на друга с точки зрения дальнейшего улучшения взаимных связей по всем хозяйственных вопросам. Это удобно и мелким  крестьянским и фермерским хозяйствам с точки зрения сбыта своей продукции в любом удобном для себя режиме.

Несколько иной характер имеет функционирование логистических центров при крупных агрофирмах и промышленных предприятиях. Юридическим лицом в этих условиях являются все же агрофирмы и промышленные предприятия, а не логистические центры. В этих условиях следует руководствоваться с тем положением, что в рыночных условиях основной целью любого предприятия является удержание позиций на рынке,

получение прибыли и оптимизация издержек. При сложившихся в современной экономике условиях, самым важным показателем развития предприятия является конкурентоспособность, т.е. способность товаров и услуг отвечать всем тем требованиям, которые задает конкурентный рынок.

Логистический подход в деятельности каждого предприятия предполагает наличие и выделение логистической службы, цель которой заключается в управлении материальными потоками на всех стадиях их движения. Служба логистики должна работать в тесном взаимодействии с остальными службами предприятия, такими как: служба маркетинга, контроля качества, производственные службы, финансовая служба и отдел закупок.

Бесспорно, что правильно построенная логистика способствует повышению конкурентоспособности фирмы. При разработке логистической стратегии фирмы, также важно хорошо представлять себе ее возможности, поскольку конкурентоспособность представляет собой целостную систему, включающую не только производство, но и товародвижение, хранение и торговлю, т.е. все операции до смены форм стоимости на рынке товаров и услуг при рассмотрении результатов продукции. В частности, речь идет не только об издержках производства, но и издержках товародвижения, хранения, погрузки, разгрузки, торговли и другие. Все это необходимо сопоставлять с результатами.

Нам представляется, что на рынке товаров и услуг результатом является созданная продукция и ее стоимость образования на базе спроса и предложения. Однако в эту стоимость кроме затрат товаропроизводителя входит стоимость перевозки, хранения, торговли и другие расходы, связанные с реализацией товара. Поэтому общая стоимость товара складывается от стоимости вышеназванных составляющих. Отсюда очевидно, что экономия, вернее оптимальные уровни расходов для каждой технологической операции вносят свой вклад в величину издержек, а следовательно, в уровень общей эффективности. Чем выше уровень эффективности, тем выше уровень конкурентоспособности.

Вместе с тем, следует различать уровень эффективности товаропроизводителя и логистики, осуществляемой как самостоятельное юридическое лицо, так и в составе товаропроизводителя. В последнем случае издержки логистики непосредственно входят в издержки производства. В этом случае анализ издержек, как правило, осуществляет товаропроизводитель, для которого точкой отсчета эффективности является место и время реализации продукции. При этом для товаропроизводителя не важно, где и в какое время это происходит, а важны результаты реализации. Следовательно, в данном случае в сумму издержек включаются все расходы начиная от запуска производства, кончая расходами на реализацию продукции.

По-другому обстоит дело с издержками логистических центров, функционирующих самостоятельно как юридическое лицо. В этом случае у них свое понятие относительно результатов деятельности, а также издержек. Под результатами здесь следует понимать доходы, поступающие от оказания услуг подготовки продукции агропромышленного производства к потреблению, объема выполненных заказов клиентов, реализации продукции потребителям, в случаях, когда владельцем этой продукции является логистический центр и др.

При этом эффективность функционирования логистических структур оценивается на базе общей теории эффективности, т.е. отношением результатов к затратам. Другими словами, и здесь мотивация работников логистических структур сводится к стремлению максимизировать результаты и минимизировать издержки.

Вместе с тем, между эффективностью и конкурентоспособностью не всегда имеется прямая связь. Например, конкурентоспособность товара влияет на соотношение спроса и предложения и образование цены, т.е. чем конкурентоспособнее продукция, тем выше ее стоимость. Однако эффективность как отношение результатов к затратам учитывает соотношение результатов к вызвавшим эти результаты затратам.

Безусловно, конкурентоспособность также включает величину издержек, т.е. на цену продукции. Чем ниже цена, тем выше конкурентоспособность. Однако на практике весьма затруднительно установить оптимальное соотношение между показателями конкурентоспособности (качество, цена, удобство эксплуатации и другие) с одной стороны, и между конкурентоспособностью и ценой товара, т.е. здесь следуют учитывать покупательную способность людей. Ведь реально существуют такие понятия, как богатые, средние, бедные и другие покупатели.

При разработке стратегии конкурентоспособности необходимо решить три задачи. Во-первых, разработчикам повышения конкурентоспособности следует разработать несколько вариантов комплексных мероприятий. Во- вторых, должны быть рассчитаны ожидаемые размеры прибыли, связанные с каждым комплексом мероприятий. В-третьих, из множества вариантов необходимо выбрать оптимальный не только с точки зрения размера прибыли, но и возможностей мероприятий.

 Касательно самостоятельных логистических центров следует отметить, что их издержки в основном связаны с осуществлением технологических процессов товародвижения, хранения и сбыта продукции, а также управлением товародвижением и запасами продукции. В этой связи определенный интерес представляет проблема эффективного управления уровнем хранимых в камерах логистических центров продуктов сельского хозяйства.

Вместе с тем, логистический центр не может хранить любой уровень производимых продуктов сельского хозяйства, поскольку экономические интересы логистических центров диктуют хранить лишь оптимальный уровень продуктов, который обеспечил бы получение соответствующего размера прибыли.

В свою очередь, оптимальный уровень хранения того или иного продукта в первом приближении зависит от следующих параметров: количества и времени выполнения заказов потребителей, то есть объем и время хранения продуктов должны быть строго увязанными с уровнем запросов заказчиков. В то же время такое же согласование необходимо провести с поставщиками продукции для того, чтобы пополнить уровень хранимой продукции до определенного периода. При этом любой сбой одновременно вреден как для потребителя и поставщика продукции, так и для логистических центров, поскольку при этом все участники рынка терпят убытки.

Решение о хранении продуктов включает расчет времени пополнения необходимого количества продуктов для поддержания соответствующего уровня хранения.

Необходимо отметить, что уровень издержек на перевозку, оборот и хранение, зависит от объема хранения продуктов, от уровня выполнения договоров участниками рынка, а также от периода поставки продукции. Чем меньше период между подачей заявки и получением заказанной продукции, чем чаще совершаются покупки, и чем выше уровень обслуживания, тем большее значение должна иметь точка заказа. Все это свидетельствует о тесной связи различных операций процесса хранения продуктов. Кроме того, если время отправки продуктов заказчиками частота пополнения запасов хранения колеблется, то точка заказа должна быть больше на то количество продуктов, которое гарантирует исполнение заказов в любое время.

Теоретически представляется возможным широкое привлечение частных инвестиций при  определенных условиях. Дело в том, что частные инвестиции, как правило, осуществляются при явных гарантиях обеспечения окупаемости вложений. Поэтому участие государства в этом деле даже в порядке государственно-частного партнерства было бы целесообразным, чтобы со стороны государства разрабатывались будущие (типовые) проекты объектов логистики, которые в последующем были бы приспособлены к конкретным условиям и местностям. Ведь составление архитектурно-планировочных заданий, подводка коммуникаций и привязка к объектам инфраструктуры в настоящее время выполняются государственными органами управления.

Подобная практика означала бы широкое привлечение частных инвестиций и создание гармонии деятельности государственных и частных структур в обеспечении конкурентоспособности агропромышленного производства. Это, с другой стороны, напоминало бы практику некоторых развитых стран, например, в области архитектуры городов и сельской местности. Согласно такой практики мэры городов и правительства штатов, провинций сначала создают планы городов, что напоминает ансамбль, где

размещаются все застройки, а только после этого предлагают частным инвесторам готовые проекты застройки. У нас, как мы знаем, сначала продают земельные участки, а частники застраивают их по своему усмотрению. В итоге получается полный хаос и безвкусица в архитектуре.

Создание объектов логистики по продуманной схеме в рамках одного территориально-административного деления представляет собой тот же ансамбль, что и городская архитектура. Разница заключается лишь в том, что объекты логистики обеспечивают эффективное выполнение функций товародвижения, хранения и сбыта продукции, а архитектурный ансамбль — красоту застройки города.

В итоге можно обнаружить бесспорную связь функционирования логистических центров, как с эффективностью экономики, так и с конкурентоспособностью производимых продуктов и функционирования предприятий и отрасли в целом. Объекты логистики при этом играют роль посредника между создателями продукции и ее потребителями. Чем качественнее и экономнее объекты логистики обслуживают производителей и потребителей продукции, тем эффективнее функционируют народнохозяйственные комплексы, отвечая требованиям времени и конкурентоспособности экономики.

Библиографический список

1.Абдиев М.Ж. Основные направления повышения конкурентоспособности пищевой промышленности Кыргызской Республики [Текст] / М.Ж.Абдиев, О.Э.Абдрахманов, Р.У. Аманбаев // Актуальные вопросы современной экономики – 2020. – № 1. – С. 654-658.
2.Абдиев М.Ж. Основные направления агропродовольственной политики Кыргызской Республики в условиях интеграции в Евразийский экономический союз [Текст] / М.Ж.Абдиев // Общество и экономика. – 2017. – № 3. – С. 132-138.
3.Джаилов Д.С. Повышение экспортного потенциала отраслей АПК Кыргызстана в условиях интеграции [Текст] / Д.С.Джаилов, Л.А.Мардалиева // Никоновские чтения– 2017.-№ 22–С. 401-403.
4. Камчыбеков Т.К. Основные направления Евразийской интеграции [Текст]: / Т.К.Камчыбеков, А.К.Ажекбаров// Путеводитель предпринимателя- 2017. - № 35.- С.165-172.