Индекс УДК 338.433
Дата публикации: 28.02.2019

Оптово-распределительные центры как стимул развития сельского хозяйства

Wholesale distribution centers as a stimulus for the development of agriculture

Луковникова Наталья Сергеевна
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов,
Московский университет им. С.Ю. Витте, Рязанский филиал, город Рязань

Lukovnikova N. S.
Candidate of economic science, Associate Professor department of economics and finance,
the Ryazan branch of Moscow Witte University

Аннотация: Актуальность темы статьи обусловливается объективной необходимостью создания оптово-распределительных центров. Цели статьи: исследование потенциала аграрно-индустриально развитой страны - Узбекистана. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи исследования: определены тенденции экспорта из России в Узбекистан, описана Динамика товарооборота Республики Узбекистан с основными торговыми партнерами за рубежом. Методы исследования: системный анализ, структурный анализ, обобщение, графический метод. Основные результаты исследования: анализ функционирования и развития оптово-распределительных центров в Республике Узбекистан – является атрибутом расширения внешнеторговых экономических отношений в условиях увеличения спроса на экспорт плодоовощной продукции. Существует ряд современных логистических задач, формирующихся в национальной экономике с учетом мировых стандартов заготовки, хранения, переработки, сбыта плодоовощной и иной продукции сельского хозяйства. В статье рассматриваются общие вопросы развития оптово-распределительных центров в Республике Узбекистан и анализируются проблемы их создания в перспективе до 2020 года в рамках специфических аграрных отношений. Большая часть аспектов развития оптово-распределительных центров исследуется сквозь призму экспортных внешнеторговых отношений Республики Узбекистан и России.

Abstract: The relevance of the topic of the article is determined by the objective need to create wholesale distribution centers. Objectives of the article: a study of the potential of an agrarian-industrialized country - Uzbekistan. To achieve this goal, the following research tasks were set and resolved: trends in exports from Russia to Uzbekistan were determined, and the dynamics of trade turnover of the Republic of Uzbekistan with the main trading partners abroad were described. Research methods: system analysis, structural analysis, generalization, graphical method. The main results of the research: an analysis of the functioning and development of wholesale distribution centers in the Republic of Uzbekistan is an attribute of expanding foreign trade economic relations in the context of increasing demand for the export of fruits and vegetables. There are a number of modern logistical tasks emerging in the national economy, taking into account world standards for harvesting, storage, processing, marketing of fruits and vegetables and other agricultural products. The article discusses the general issues of the development of wholesale distribution centers in the Republic of Uzbekistan and analyzes the problems of their creation in the future until 2020 within the framework of specific agrarian relations. Most aspects of the development of wholesale distribution centers are examined through the prism of foreign trade relations of the Republic of Uzbekistan and Russia.
Ключевые слова: оптово-распределительные центры, сельское хозяйство, экспорт, республика Узбекистан, региональные центры

Keywords: wholesale distribution centers, agriculture, export, Republic of Uzbekistan, regional centers


Введение

 

Республика Узбекистан – аграрно-индустриальная развитая страна, в сельском хозяйстве которой основными отраслями являются: выращивание хлопка, зерновых (в том числе пшеницы), плодоовощных, бахчевых культур и табака, овцеводство и животноводство.

В 2017 году объем производства в сельском хозяйстве увеличился на 33,4% по отношению к 2015 году, и составил 43,1 трлн. сумов, (11,9 млрд. долл. США). Увеличение объемов продукции сельского хозяйства за 2015-2017 гг. связано в основном с увеличением производства продукции животноводства (объем производства – 5,8 млрд. долл. США) и растениеводства (объем производства – 13,0 млрд. долл. США).

Источник: составлено автором

Рисунок 1. Динамика объемов сельского хозяйства в денежном выражении

В настоящее время фермеры, частные предприятия, агрофирмы и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции по всей стране получили от местных банков, участвующих в проекте, 223 кредита на развитие бизнеса в сфере плодоовощеводства.

На рисунке 1 иллюстрируется динамика объемов сельского хозяйства Республики Узбекистан в денежном выражении.

При исследовании использовались научный и абстрактный анализ, диагностическая оценка, сравнение, сопоставление рядов динамики, монографический метод.

В виду увеличивающего спроса на экспорт плодоовощной продукции, страна испытывает дефицит транспортных мощностей, что является прекрасным шансом для транспортно-логистических компаний закрепиться на рынке Республика Узбекистан. Для заготовки в соответствии с договорами осуществлен закуп у фермеров и дехкан на 60 миллиардов сумов.

Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. [4] считают, что Узбекистан удовлетворит потребности РФ в свежих овощах и консервах, что в среднем объём грузоперевозок увеличивается на 15% в год.

Источник: составлено автором на основе: ФТС РФ, расчетов Торгового представительства РФ в Республике Узбекистан

Рисунок 2. Экспорт России в Узбекистан в январе-марте 2018 гг., млрд долл. США

Экспорт России в Узбекистан в первом квартале 2018 года отличался преобладанием доли металлов и изделий из них в общей структуре отгруженных товаров, работ и услуг.

Так, в январе-марте 2018 года экспорт металлов составил 158,2 млрд долл. США, что на 61,42% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Не считая наличие небольшой доли неклассифицированной продукции (0,2 млрд долл.), в 2018 году минимальный объем экспорта по линии Россия-Узбекистан наблюдался в отношении текстиля, текстильных изделий и обуви (3,7 млрд долл. США), что превышает аналогичный показатель прошлого года на 76,2%.

На рисунке 3 видна тенденция роста товарооборота за 2015-2018 годы между Республикой Узбекистан и Россией (на 9,02%), Турцией (29,0%).

На отношения внешнеторговой деятельности в России с Узбекистаном влияют, как отраслевые особенности развития национальных аграрных рынков, так и цикличность ценовых параметров на нефть в российской системе, как главного источника формирования казны государства, сформировавшегося в последние годы. О ценовых и циклических проблемах нефтяной политики России утверждает много авторов, среди которых:  Балаев А.И., Гурвич Е.Т., Прилепский И.В., Суслина А.Л. [2,3].

Источник: составлено автором на основе: ФТС РФ, расчетов Торгового представительства РФ в Республике Узбекистан

Рисунок 3. Динамика товарооборота Республики Узбекистан с основными торговыми партнерами за рубежом, млн долл. США

Вместе с тем, тенденция спада оборота по экспорту и импорту товаров и услуг в Республике Узбекистан наблюдается в отношении партнерства с Казахстаном (на 31,8%), где в 2017 году товарооборот составил 2062 млн долл. США против 3021,9 млн долл. США в 2015 году, а также с Китаем (на 1,2%), так как в 2017 году товарооборот с данной страной составил 4967,7 млн долл. США против 5028,7 млн долл. США в 2015 году, и с Кореей (на 20,8%), так как в 2017 году товарооборот с данной республикой достиг 1360,1 млн долл. США, что значительно ниже его аналога в размере 1716,6 млн долл. США за 2015 год.

Цифры статистики финансовой поддержки развития оптово-распределительных центров в Узбекистане указывают на многоаспектные связи Республики с международными финансовыми организациями.

Так, в 2018 году Всемирный банк одобрил решение о выделении Узбекистану займа на 500 млн. долл. США для развития плодоовощеводства.

Первоначальный проект «Развитие сектора плодоовощеводства» на сумму 150 млн. долл. США, утвержденный Всемирным банком в 2014 г., был направлен на устранение препятствий для развития данного сектора в Узбекистане. Нынешний проект будет базироваться на его достижениях.

Между тем, анализ ситуации в российско-узбекских экономических отношениях показал, что сейчас между Узбекистаном и Российской Федерацией заключены межправительственные контракты, на общую сумму: 27 млрд. долл. В рамках контрактных отношений принято решение о строительстве 80 совместных предприятий и 20 оптово-распределительных центров в республике Узбекистан.

ОРЦ в Республике Узбекистан, характеризуются следующим составом:

  1. Региональные логистические центры Узбекистана;
  2. Валютная площадка Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ);
  3. Хлопко-текстильные кластеры в Узбекситане и Ивановской области Российской Федерации.

Таблица 1

Региональные сегменты, организованные в целях развития ОРЦ в Республике Узбекистан

Региональные логистические центры УзбекистанаВалютная площадка Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ)Хлопко-текстильные кластеры в Узбекситане и Ивановской области РоссииЛогистические центры Внешнеторговой компании

АО «Узагроэкспорт»

В Андижанской, Наманганской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях Узбекистана создано 4 центра ОРЦ. В структуре этих центров появятся и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Это будет способствовать экономии времени и средств предпринимателей, специализирующихся на экспорте готовой пищевой продукции.

 

Реализация узбекского хлопкового волокна осуществляется через валютную площадку Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) и ОАО «Московская фондовая биржа». Продавцами волокна на УзРТСБ выступают 13 региональных компаний ТАО «Хлопкопром», при этом все взаиморасчеты по сделкам осуществляются через расчетно-клиринговую палату (РКП) биржи. Проект по биржевой торговле хлопковым волокном проводится под контролем со стороны Минэкономразвития и Минпромторга России.Консолидация и обеспечение прозрачности товарных потоков текстильных полуфабрикатов и готовой текстильной продукции из Республики Узбекистан, в том числе в рамках формирования логистических центров в Ивановской области, и других регионах Российской Федерации.

 

Организация деятельности торгово-логистических центров, торгово-закупочных баз и холодильных хранилищ по заготовке, хранению, калибровке и сортировке свежей плодоовощной продукции.

До 2020 года планируется строительство 18 цехов по переработке фруктов и овощей и 10 ОРЦ – специализирующихся на производстве хлеба, кондитерской, макаронной продукции и переработке молока. Для этого более 3 тыс. га площадей засеяно сельскохозяйственными культурами, на 166 га закладываются сады по интенсивной технологии.

Источник: [1], [8], [9], [10]

Одно из важных направлений сотрудничества между Узбекистаном и Российской Федерацией – развитие интеграции бизнес-процессов в агропромышленном комплексе. Узбекистан круглый год поставляет в Россию овощи, фрукты и семена. Но, по мнению сенаторов, объемы слишком малы. Реалии таковы, что существует объективная необходимость в создании специализированных центров, которые бы занимались распределением грузов и пресечением нерегулируемых потоков. Дело в торговле подвинуло бы также создание органа, который займется расчетами товаров в национальных валютах[1]. В этой связи, важна роль национальных логистических операторов, которые бы функционировали в интересах оптово-распределительных комплексов, как Российской Федерации, так и Республики Узбекистан.

 

Заключение

Обзор формирования оптово-распределительных комплексов в Республики Узбекистан с учетом границ взаимодействия с Российской Федерацией позволил выделить четыре типа географических сегментов.

Они служат критерием классификации логистических центров в зависимости от степени освоения национальных технологий хранения и переработки пищевой продукции, включая производства необходимых компонентов и складского оборудования.

Вместе с тем, отрыв практики от теоретического обеспечения и законодательных основ регулирования ОРЦ создает угрозу неэффективности решения задач развития сельского хозяйства.

Мазлоев В., Озерова М. [5] высказывают свою точку зрения на проблему ОРЦ в сельском хозяйстве.

Для аграрной сферы понятие распределительного центра должно быть расширено, так как в его задачи входит не только формирование товарных партий, но и доработка, и переработка сельскохозяйственной продукции, упаковка, транспортировка и торговля, оказание услуг ветеринарной сертификации, фитосанитарного контроля.

[1] Узбекистан. Россия > Внешэкономсвязи, политика > podrobno.uz, 8 ноября 2018 > № 2785241

Библиографический список

1. Аллаеров Ш.А. // Модернизация аграрного сектора Узбекистана: проблемы и решения Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 12/СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.01.2019).
2. Балаев А. И., Гурвич Е. Т., Прилепский И. В., Суслина А. Л. Влияние цен на нефть и обменного курса на доходы бюджетной системы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2014. No 1. С. 5–16.
3. Гурвич Е. Т., Беляков И. В., Прилепский И. В. Нефтяной суперцикл и бюджетная политика // Вопросы экономики. 2015. № 9. C. 5–30 29.
4. Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. Развитие логистических центров в Узбекистане // Потенциал современной науки, № 1 (27). – 2017. – С. 73-78.
5. Мазлоев В., Озерова М. Оптово-распределительные центры как основа формирования логистической инфраструктуры АПК // Экономика сельского хозяйства. 2015. № 9 – С. 57-64.
6. О компании «Узагроэкспорт» http://uzagroexport.uz/о-компании/акционерам/организационная-структура/(дата обращения: 16.01.2019).
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в текстильной, швейной и трикотажной отраслях промышленности (Ташкент, 19 октября 2018 года)/СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.01.2019).
8. Узбекистан. Россия > Внешэкономсвязи, политика > podrobno.uz, 8 ноября 2018 > № 2785241 (дата обращения: 16.01.2019).
9. Caceres C., Medina L. Measures of Fiscal Risk in Hydrocarbon-Exporting Countries. IMF Working Paper 12/260, 2012.
10. Hamilton J. D. Understanding Crude Oil Prices. NBER Working Paper 14492, 2008.
11. Russian Federation: 2013 Article IV consultation. IMF Country Report 13/310, 2013.