Методика разработки рекомендаций по урегулированию отношений субъектов долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Methods of developing recommendations for the settlement of relations of subjects of common ownership of agricultural land
Abstract: The article presents the main directions of research in order to develop recommendations for the settlement of relations of subjects of common ownership of agricultural land.
Keywords: Land shares, unclaimed land shares, relations of subjects of common ownership, agricultural land
Актуальность темы исследования. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 1 января 2017 года в земельном фонде страны, площадь которого составляет 1712, 5 млн. га, земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) занимали 5,0% (86,2 млн. га). От всех земель, которые в целом по стране находились на указанную дату в частной собственности, – чуть менее 133,2 млн. га, – это составило 64,7% (86,2 : 133,2). Таким образом, почти 65% частных земель представляют земельные доли, которые являются сельскохозяйственными землями и могут находиться в собственности как граждан, так и юридических лиц, а также муниципальных образований [1].
Как известно, с земельными долями связано много масштабных проблем сельскохозяйственного землепользования, которые не решены [5]. В частности, к таким проблемам относятся:
— обезличивание собственности на невостребованные земельные доли, которые зачастую используются разными категориями землепользователей незаконно;
— споры между физическими лицами и сельскохозяйственными организациями, в собственность которых перешли, в том числе и нелегитимно, земельные доли граждан, требующих их возврата в свою собственность;
— согласование вопросов выдела из общей собственности на исходный сельскохозяйственный земельный участок образуемый участок в счет земельной доли и другие.
Одной из причин актуализации проблем с земельными долями является обязанность их собственников уплаты земельного налога независимо от того, используют они соответствующую землю или не используют. Так, согласно статье 392 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Таким образом, затянувшаяся эпоха земельных долей, вызвавшая целый ряд проблем сельскохозяйственного землепользования, должна быть завершена. Для этого необходимо найти решение общих и частных вопросов долевой собственности, в том числе по урегулированию отношений ее субъектов на долевые земли сельскохозяйственного назначения [2].
Цель и задачи исследования. Разработка методических рекомендаций по урегулированию отношений субъектов долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения является продолжением и развитием исследовательских работ, осуществленных на предыдущих этапах выполнения задания: «Комплексные исследования проблем трансформации земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве» [4]. Данное задание соответствует программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы.
Цель исследования на заявленную тему указанного задания выступает в качестве результата, который должен стать итогом планируемой работы по проблемам долевой собственности на землю в сельском хозяйстве России.
Таким образом, цель исследования состоит в обосновании методических рекомендаций по урегулированию в России отношений субъектов долевой собственности на сельскохозяйственную землю.
Для достижения указанной цели требуется решить задачи, к формулированию которых необходимо подойти с особой тщательностью, так как описание их решения впоследствии будет составлять содержание глав (разделов) научного отчета и свидетельствовать о глубине изучения проблемы земельных долей в сельском хозяйстве. При этом необходимо использовать в качестве исходной информации множество различных правовых, статистических документов и вспомогательных методических материалов.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи.
- Обобщить основные исходные положения (методологические, концептуальные, правовые, методические), на базе которых организуется исследование и с опорой на которые будут объяснены его результаты (теоретическая часть исследования);
- Провести анализ развития долевой собственности в сельскохозяйственном землепользовании Российской Федерации, оценить перемещение земельных долей между субъектами этой собственности, изменение статуса указанных долей путем образования в их счет сельскохозяйственных земельных участков и т.д. (эмпирическая часть исследования);
- Обосновать направления деятельности субъектов долевой собственности (физических и юридических лиц, муниципальных образований и др.) по управлению земельными долями и пути совершенствования отношений при определении правовой судьбы невостребованных земельных долей указанных субъектов (результативная часть исследования);
- На основании полученных результатов решений поставленных задач сформулировать методические рекомендации по урегулированию отношений субъектов долевой собственности на сельскохозяйственную землю (итоговая часть исследования).
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают земельные доли и долевая собственность на землю сельскохозяйственного назначения.
Основная деятельность при проведении исследования будет направлена на его предмет – это процессы, порождающие проблемы отношений субъектов долевой собственности на сельскохозяйственную землю.
Научная новизна исследования определяется двумя аспектами.
Во-первых, ожидается, что будут получены новые выводы, на основании которых можно скорректировать сельскохозяйственное землепользование и улучшить его организацию в целях полной трансформации земельных долей в земельные участки с последующим их закреплением за эффективными сельскохозяйственными производителями [6].
Будет сформулированы методологические положения и подготовлена новая методика анализа развития долевой собственности в сельскохозяйственном землепользовании Российской Федерации, включающая оценку перемещения земельных долей между субъектами этой собственности, изменение статуса указанных долей путем образования в их счет сельскохозяйственных земельных участков и т.д. Кроме того, планируется сформулировать методические положения подготовки информации для проведения этого анализа.
Вместе с тем в научный оборот предполагается ввести соответствующие новые понятия и определения.
Во-вторых, в исследовании будут рассмотрены еще не изученные стороны проблемы урегулирования отношений долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения [3].
Рабочая гипотеза исследования сформулирована исходя из его цели и предмета. Предварительные объяснения, на основании которых принимается гипотеза исследования на тему: «Разработать методические рекомендации по урегулированию отношений субъектов долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения» заключаются в следующем.
В Федеральном законе от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплена специальная глава III, определяющая особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Несмотря на положения статьи 13 об образовании земельных участков из исходных земельных участков, находящихся в долевой собственности, которую включает данная глава, соответствующие правила не обеспечивают в полной мере возврата таких участков в хозяйственный оборот.
Зачастую сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства обрабатывают землю в общем массиве без разделения ее на участки, соответствующие востребованным и невостребованным земельным долям. Бывает, что руководители сельхозорганизаций заключают договоры аренды земельных долей только с их собственниками – работниками данной организации, игнорируя при этом собственников земельных долей – пенсионеров и наследников умерших дольщиков. Такое положение вызывает недовольства и жалобы граждан, связанных с обезличиванием и нарушением их земельных прав и законных интересов. Поэтому рабочая гипотеза исследования включает следующее предположение.
В настоящее время защита права на земельную долю и реализация прав граждан на предоставление земельных участков в счет принадлежащих им земельных долей должны основываться на совершенствовании регулирования отношений субъектов долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения. К таким субъектам относятся собственники земельных долей, руководители сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, правоохранительные органы и судебная система, а также инфраструктурные организации земельного рынка (землеустроительные, регистрационные) и др.
Поскольку любая гипотеза требует доказательства, в процессе исследования будет доказываться, что урегулирование отношений субъектов долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения возможно, прежде всего, путем усовершенствования земельного законодательства и решения проблем его правоприменительной практики.
Координация исследования должна быть проведена с рядом структурных подразделений Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства и его филиалов, а также научно-исследовательскими институтами Минобрнауки России, которые являются соисполнителями программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы по направлению: «Комплексные исследования проблем трансформации земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве».
В части получения необходимой информации для исследования следует скоординировать работы с исполнительными органами государственной власти и их структурами (Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и т.д.), а также аграрным комитетом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и др.
Ответственные исполнители темы исследования должны принимать участие в текущих координационных совещаниях. Координация может проходить и в форме регулярного взаимодействия в рабочем порядке уполномоченных представителей из институтов или филиалов научных центров, которые являются соисполнителями работы, для обмена соответствующими материалами и информацией о ее ходе, используемых методологии и методах исследования, основных его результатах.
Целесообразно по результатам исследования подготовить соответствующие рекомендательные материалы для передачи Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, другим органам исполнительной власти, ответственным за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Библиографический список
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. – М.: Росреестр, 2017 г.2. Кресникова Н.И. Влияние института земельной собственности на вовлечение сельскохозяйственных угодий в производственный оборот. – Московский экономический журнал. – 2017. – № 4
3. Кресникова Н.И. Возникновение земельно-имущественных отношений в сельском хозяйстве России. – Агропродовольственная экономика. – 2018. – № 9
4. Кресникова Н.И. Подготовка информации о неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации. – Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 12
5. Липски С.А. К вопросу о решении проблемы невостребованных земельных долей путем их признания муниципальной собственностью. – Международный сельскохозяйственный журнал. – 2018. – № 4
6. Огнивцев С.Б. Рекомендации по совершенствованию отношений собственников земельных долей на земли сельскохозяйственного назначения. – Международный сельскохозяйственный журнал. – 2018. – № 4