Формирование новой промышленной политики агропродовольственной сферы России
Formation of new industrial policy Russia agro-food sector
Цели/задачи. Целью работы является разработка методических подходов к поэтапной разработке стратегии повышения эффективности внедрения модернизированной промышленной политики агропромышленной сферы Российской Федерации.
Методология. Методологическими инструментами исследования выступили общенаучные методы, а также монографический, экономико-математические и статистические методы.
Результаты. В результате была разработана система факторов повышения результативности промышленной политики агропромышленной сферы России.
Выводы/значимость. Обоснован механизм необходимости внедрения новой промышленной политики АПК, на основании которого в перспективе Россия получит реальный шанс включения в международную систему инновационной деятельности.
Abstract: The subject. In modern conditions of economy transformation pressing issues is the modernization of agro-food industrial policy sphere of Russia. In this connection, it is expedient organization and implementation of the new industrial policy at the present stage, which should begin its implementation at the state level.
Objectives. The aim is to develop a methodological approach to the gradual development of a strategy to improve the efficiency of implementation of the modernized industrial policy agro-industrial sphere of the Russian Federation.
Methodology. The methodological research tools made by scientific methods, as well as monographic, economic and mathematical and statistical methods.
Results. As a result, it has developed a system of factors increase the impact of industrial policy agro-industrial sphere in Russia.
Conclusions. The mechanism of the need to introduce new industrial agribusiness policy, under which in the long run Russia will have a real chance to be included in the international system of innovation.
Keywords: industrial policy, the Russian Federation, the modernization of the economy, agriculture, efficiency of agricultural enterprises, agro-industrial sphere
За пятнадцать лет нового ХХI столетия Россия прошла большой и сложный путь развития – от разрухи в период перестройки до пятого места в мире по экономическому росту. Это достойный результат, если учесть, что в современном мире существует порядка 200 стран. Данный факт говорит о значительных и масштабных изменениях происходящих как в целом в стране, так и в экономике, в частности. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Россия сегодняшнего дня – это государство с рыночной экономикой.
Промышленная политика – это множество мер государственного влияния на разделение ресурсов общества с целью усовершенствования структуры национальной экономики. Она, прежде всего, направлена на повышение и укрепление конкурентоспособности отдельных предприятий, отраслей и, конечно, всей экономики в целом. Данное движение особенно актуально в настоящее время в условиях экономических санкций, которые ввели против России страны Западной Европы, Канады и США.
Одну из важнейших ролей в развитии промышленности России играет агропромышленный комплекс (АПК). Следует отметить, что в настоящее время АПК – это крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, целью деятельности которых является производство и переработка сельскохозяйственного сырья и получение из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Устойчивое воспроизводство в агропромышленный комплекс возможно в случае способности субъектов данной сферы постоянно поддерживать рациональную пропорциональность между факторами воспроизводства в АПК. Основной задачей данной устойчивости выступает удовлетворение потребностей населения в продуктах питания (сельскохозяйственных продуктов) [1; 8; 11].
Таким образом, касательно агропродовольственной сферы, государство ставит перед собой задачу косвенного регулирования экономики, то есть законодательное закрепление соответствующих норм, правил и законов, регулирующих федеральные, региональные и другие аспекты промышленной политики. Они нацелены на комплексное развитие и повышение качества международного сотрудничества в области формирования материально-технической базы отечественной аграрной промышленности.
В число поставленных задач промышленной политики в Российской Федерации входит устойчивое, постоянное и инновационное развитие аграрной промышленности, достижение и соблюдение высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещение по промышленной продукции большинства отраслей промышленности, решение на этой основе социальных задач государства и защита национальной безопасности нашей страны. Данная политика государства символизирует поворот от экономической ямы в направлении новой целенаправленной и преобразованной промышленности с тем, чтобы сделать страну технологически развитой державой. Воплощение задуманного обеспечит будущий индустриальный рост, экономическую устойчивость, самостоятельность и высокую конкурентоспособность современной экономики России [2; 9].
Назревший характер подобных правительственных решений подтверждает то, что более десяти лет тому назад эта идея стала формироваться в недрах промышленной элиты страны. Именно бизнесмены стали говорить о необходимости проведения такого рода политики. Для ее реализации решено было принять Федеральный закон «О промышленной политике Российской Федерации», в котором упор должен быть сделан на том, что без государственной поддержки невозможен рост промышленности. Поэтому законопроект должен содержать перечень мер, которые могут и должны помочь российскому бизнесу в неблагоприятных в целом условиях. Предполагается создание индустриальных парков и промышленных кластеров. О необходимости их создания говорил в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин уже более года назад – 4 декабря 2014 г. Все составляющие рыночного механизма должны функционировать в таком ключе, чтобы поддерживать устойчивые темпы воспроизводства в АПК. А это вызывает необходимость государственного регулирования поддержки малого и большого предпринимательства в сельском хозяйстве [3-4].
Особенностью современного инвестиционного контракта, точнее договора между инвестором и региональными властями о строительстве новых производств в обмен на налоговые льготы, является срок возмещения затрат проекта в течение 10 лет. Очень важно реализовать идею о неизбежности создания неких равноценных условий развития аграрной промышленности в целом, сопоставимых с условиями за рубежом. Такую цель должен решать общий регуляторный режим обеспечения хозяйствования на территории РФ. А если рассматривать вопрос о промышленной политике, то имеется в виду нацеленность на прорыв, на особые преимущественные критерии, отличные от зарубежных. В рамках данного вопроса необходимо решить две самые главные задачи, их можно назвать краеугольными задачами промышленной политики. Это задачи по созданию точек роста национальной экономики и прогрессивных структурных сдвигов с опережающим технологическим развитием. Они не могут быть решены одна без другой и предполагают определенный тандем, когда решение одной задачи способствует преодолению проблем в решении другой. При их реализации государство должно заниматься не только финансовой поддержкой, но и помогать в организации создания правого поля, то есть законодательно закрепить целый ряд юридических и правовых норм и законов. Финансовая поддержка может представать в виде долгосрочных субсидий, кредитов на выгодных условиях или снижение дополнительных пошлин [5; 7].
Стимулом для эффективной деятельности правительства должен стать его систематический отчет об итогах выполнения различных мероприятий проводимой политики. Важно, чтобы была предоставлена информация о потраченных бюджетных финансовых средствах на определенные мероприятия. Кроме того, дано достоверное представление о развитии отраслей и достигнутых результатах. К ним следует отнести рост аграрной промышленности, не только в количественном, но и в стоимостном выражении, показатели обновления и расширения производственной базы, запуск новых производственных линий, строительство и ввод новых заводов и фабрик [6; 12].
В заключение следует отметить, что тенденции развития мировой экономики указывают на то что, что для нашей страны нет другого пути, нежели тот, который должен быть направлен на развитие экономики, опирающейся на знания, другими словами, экономики инновационного типа. Однако необходимо учесть, что отечественный агропродовольственный комплекс все еще остается в некоторой степени закрытой сферой для инновационной деятельности. В то же время данный аспект дает толчок к тому, чтобы сочетать отечественную инновационную деятельность с передовым зарубежным опытом, достаточно полезным для познания процессов, осуществляемых в агропродовольственном комплексе нашей страны [7; 10]. Он позволит осуществить поиск необходимых направлений развития российской концепции агропродовольственной политики, определить наиболее действенные формы и методы регулирования АПК государством, даст возможность широко использовать эффективно проявившие себя способы поддержки инноваций. На основании этого в перспективе Россия получит реальный шанс включения в международную систему инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Управление стратегией инновационного развития интегрированных структур пищевой промышленности // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА, в 5-ти томах. Редколлегия: главный редактор С.Л. Иголкин, ответственный редактор Т.Л. Безрукова, А.Э. Ахмедова. 2012. С. 21-27.2. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Направления развития системы переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Территория науки. 2015. № 6..С. 91-95.
3. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Интеграция как фактор повышения эффективности агропромышленного производства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 12. С. 11-14.
4. Казьмина И.В. Анализ особенностей внедрения бережливого производства на отечественных предприятиях // Синергия. 2016. № 2. С. 42-48.
5. Краснова Н.А. Инновационное развитие сельского хозяйства в зарубежных странах // NovaInfo.Ru. 2014. № 29. С. 111-122.
6. Лебединская О.И. Формирование, организация и результативность внедрения агрологистики // Синергия. 2015. № 2. С. 72-76.
7. Мычка С.Ю., Мартынов С.В. Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения// Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. 2015. Т. 1. № 1. С. 103-104.
8. Петрова И.А., Краснова Н.А. Проблемы реализации инновационно-инвестиционной стратегии в АПК // Агропродовольственная экономика. 2015. № 1. С. 20-26.
9. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия на основе развития коммуникативной политики // Территория науки. 2015. № 3. С. 129-133.
10. Федько Т.И. Столыпинская земельная реформа и современные проблемы развития АПК // Территория науки. 2015. № 1. С. 86-96.
11. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Формирование механизма управления рисками агропромышленного комплекса в условиях политики импортозамещения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 5 (25). С. 100-103.
12. Шаталов М.А., Овсянников С.В. Эффективность функционирования интегрированных агропромышленных формирований // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 5-1 (86). С. 60-63.