Улучшение механизмов государственной поддержки в системе кредитования сельского хозяйства
Improvement of state support mechanisms in the agricultural lending system
Abstract: In the proposed scientific article, the ways of improving the mechanisms of state support in the system of crediting of the rural economy of the Kyrgyz Republic (KR) are investigated, the theoretical and practical provisions are specified. The objects of research are the subjects of the rural economy of the KR. On the basis of studying the state support system in the agricultural lending system of the KR, proposed ways to improve the country's agricultural lending mechanisms.
Keywords: rural economy, production, result, financing, credit, efficiency, support, mechanism, regulation, relations
Сельское хозяйство как отрасль материального производства обладает рядом характерных особенностей и повышение ее эффективности в условиях рыночных принципов хозяйствования во многом зависит от правильного функционирования финансово- кредитного механизма государства [2].
Регулирование финансово-кредитных отношений в аграрной экономике включает несколько уровней: 1) государственный уровень (правительство и Национальный банк); 2) уровень частных и государственных аграрных предприятий и организаций; 3) межгосударственный уровень, в первую очередь международные банки и корпорации, которые располагают денежными ресурсами. Как показывает исследование, важным фактором для формирования эффективного экономического механизма хозяйственной деятельности аграрного производства является устойчивая, надёжно функционирующая финансово-кредитная система. Без такой системы невозможно успешное осуществление экономических, социальных, правовых программ и проектов [1].
С момента обретения независимости КР в начале 90-х гг. в агропромышленном комплексе начали развиваться негативные процессы, связанные с ухудшением финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и падением производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на развитие кризисных процессов в сельскохозяйственном производстве, происходит ежегодное сокращение бюджетных средств, направляемых на его финансирование. Удельный вес расходов на сельское хозяйство в расходной части госбюджета снизился с 10,2% в 1993 г. до 2,5% в 2020 г., или в 4 раза. Удельный вес господдержки в общих затратах сельхозтоваропроизводителей составляет крайне незначительную долю и практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его рентабельности. Уместно отметить, что в США и Европе идет интенсивное увеличение расходов государства на сельское хозяйство. В США совокупная поддержка возросла с 1997 г. по 2021 г. с 14 до 24%, в странах ЕС — с 38 до 49% [4,5].
Принятые в 90-е гг. на государственном уровне решения по поддержке сельскохозяйственной отрасли не выполнялись. Так, после утверждения Президентом КР целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996-2000 гг., в которой намечалось увеличить поддержку АПК, объемы финансирования сельхозтоваропроизводителей сократились за 1995-2000 гг. в расчете на один гектар сельхозугодий в 5 раз, на работника, занятого в сельском хозяйстве, — вдвое.
Со второй половины 90-х гг. госбюджет давал основной, но незначительный вклад в финансирование расходов бюджета на аграрный сектор.
Удельный вес расходов госбюджета постоянно сокращался. В структуре расходов госбюджета КР доля АПК в 2-3 раза ниже, чем в других странах Центральной Азии.
Более высокий, хотя совершенно недостаточный удельный вес государства в общей поддержке сельского хозяйства объясняется сведением до предела финансирования агропромышленного комплекса.
Основным недостатком действующей с начала реформ системы поддержки АПК было несовершенство правовой базы ее функционирования. Это делало поддержку из года в год крайне нестабильной и зависимой от принимаемых субъективных решений, что снижало ее эффективность. Кроме того, нерегулярные, неритмичные, неполные выплаты обесценивались инфляцией и зачастую не доставались сельскохозяйственным товаропроизводителям, а увеличивали доходы в смежных с сельским хозяйством монополизированных отраслях.
Малоэффективными оказались попытки поддержать агропромышленное производство через механизмы кредитования сельхозтоваропроизводителей для покрытия затрат на приобретение различных ресурсов, необходимых для проведения сезонных дорогостоящих работ (весенний сев, заготовка кормов, уборка урожая).
В 1995-2010 гг. осуществлялось товарное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей по поставкам горючесмазочных материалов, семенного фонда. Однако порядок оформления кредита был сложным и, в конечном счете, приводил к тому, что цены на нефтепродукты, поставленные на условиях товарного кредита, оказывались на 20-30% выше рыночных, то есть льготы по кредитам доставались поставщикам. Для многократного «прокручивания» бюджетных средств, с целью получения прибыли, коммерческие банки и нефтяные компании задерживали поставки горючесмазочных материалов, что приводило к срыву сельскохозяйственных работ. При этом сельхозтоваропроизводители были лишены возможности самостоятельного выбора поставщиков ГСМ. Получать в виде товарного кредита другие материально-технические ресурсы они также не могли. В результате указанной «помощи» у сельхозтоваропроизводителей ухудшилось финансовое положение и возросла задолженность за счет штрафов и пени.
Для многих сельскохозяйственных предприятий банковский кредит остается по-прежнему недоступным из-за их величины. В 1995-2020 гг. выданные сельскому хозяйству кредиты составляли менее 1% от всех банковских кредитов по Кыргызстану. Практически сельское хозяйство исключено из системы банковского кредита.
Обоснование необходимости государственной поддержки сельского хозяйства связано с обеспечением продовольственной безопасности страны, необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования.
К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий.
Наряду с прямым субсидированием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в последние годы введены новые виды косвенной поддержки сельского хозяйства: страхование урожая, субсидированный кредит и др. Каждый из действующих и названных новых видов государственной поддержки имеет свой механизм.
В последнее время в Кыргызской Республике особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственной отрасли, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.
По существу государственная поддержка сельского хозяйства представляет собой законодательно закреплённый сложный механизм, включающий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродо- вольственный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выделения на эти цели финансовых средств из госбюджета. Поэтому определяющим фактором в системе мер государственной поддержки является бюджетная поддержка, направленная на комплексное развитие сельского хозяйства.
Правовые меры государственной поддержки сельского хозяйства включает четыре группы:
- меры, предусматривающие выплаты бюджетных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях поддержки их доходов. К ним относятся субсидии на реализацию растениеводческой и животноводческой продукции, в том числе некоторые компенсационные платежи (на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на приобретение элитных семян и племенных сельскохозяйственных животных, минеральных удобрений и средств химизации, на электроэнергию и др.), проведение закупочных интервенций (с установлением предельного уровня минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию);
- меры, направленные на поддержку инвестиционных проектов по строительству и приобретению основных фондов (например, строительству животноводческих комплексов и ферм, приобретению племенного скота);
- меры, направленные на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- меры, направленные на финансирование услуг, оказываемых сельскому хозяйству.
Все перечисленные меры способствуют восстановлению социальной справедливости по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям и повышению их доходности.
Законодательством Кыргызской Республики установлены цели, на которые должны быть использованы бюджетные средства, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства. Так, средства республиканского бюджета, согласно ст. 7 Закона КР «О государственном регулировании агропромышленного производства», должны использоваться на следующие цели:
- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с государственными целевыми программами;
- повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
- кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур.
Особенностью функционирования аграрного сектора является зависимость последнего от природно-климатических условий, объективных биологических процессов, которые вносят свои коррективы в нестабильность этой отрасли экономики.
Государственная поддержка сельского хозяйства в рыночных условиях является объективной необходимостью, в силу присущих сельскому хозяйству специфических особенностей. Меры государственной поддержки, о которых мы знаем или нам недостаточно известно, непоследовательны вследствие противоречивости и слабости механизмов регулирования. Выделяемые государственные средства не имеют целенаправленного программного характера. Вместе с тем государственное влияние на развитие сельского хозяйства имеет многоаспектную цель. Речь идет не только об урегулировании неравенств в условиях производства и потребления сельхозпродукции, но и в том, чтобы через систему кредитования внести существенный вклад в модернизацию деятельности сельхозпроизводителей по производству конкурентноспособной продукции. Государственное регулирование сельского хозяйства не учитывает особенности современного финансово-экономического состояния отрасли, на которое негативное воздействие оказывают либерализация внешнеэкономической деятельности, отсутствие адекватной поддержки доходов товаропроизводителей, диспаритет цен, низкая покупательная способность основной части населения, что приводит к деградации сельскохозяйственного производства и социальной сферы села.
После апрельских событий 2010 г. Правительство КР приступило к восстановлению многофилиального банка — Айылбанка, специализированного на обслуживании агропромышленного комплекса. На его базе предстояло сформировать национальную кредитно-финансовую систему для АПК. Этот банк мог бы взять на себя функции финансового агента государства, специализирующегося на кредитном и расчетно-кассовом обслуживании аграрного сектора экономики на льготных условиях.
Для сельхозтоваропроизводителей в ОАО «Айыл Банк» с 2011 г. действует система льготного налогообложения. По расчетам, сумма налоговых льгот по предприятиям сельского хозяйства составила в 2011 г. около 1,2 млрд. сом., а в 2021 г. — 5 млрд. сом [6].
Сохранение и дальнейшее развитие льготного налогообложения в сельском хозяйстве, в сочетании с другими видами государственной поддержки, должно было способствовать приоритетному развитию этой отрасли, обеспечению сельскохозяйственных предприятий финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства и укрепления фермерских хозяйств. Однако реального влияния на положение в сельском хозяйстве указанные незначительные льготы не оказали.
Важным условием диверсификации финансового посредничества и создания конкурентных условий является содействие становлению хорошо зарекомендовавшей себя в мире кредитной кооперации. Речь о кредитных кооперативах идет давно, но без поддержки государства они не могут получить широкого распространения [3].
Для успешной и последовательной реализации госпрограмма коснулась всех сфер сельского хозяйства. Таким образом, предусматривается:
- развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
- поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
- развитие мясного скотоводства;
- поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
- внедрение инновационных технологий и разработок;
- полная модернизация всех производственных процессов;
- устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
- мелиоративное освоение земель.
Ожидаемые результаты:
- расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
- внедрение инновационных технологий в агропромышленном производстве;
- создание новых и сохранение старых рабочих мест;
- расширение сырьевых рынков в рамках ЕАЭС и за его пределами;
- внедрение инновационных разработок и технологий;
- реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного произвоства;
- стабильное эволюционное развитие агропромышленного комплекса в последующем.
Таким образом, эффективным элементом механизма кредитнофинансовой поддержки субъектов аграрного производства Кыргызской Республики может выступать система кредитной кооперации, способная более гибко аккумулировать свободные средства фермерских хозяйств, физических лиц и направлять их на реализацию высокорентабельных инвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики.
Ведение частного предпринимательства в сельской местности способствует созданию класса малых и средних собственников как фундамента политической, экономической и социальной стабильности в целом по республике. Для реализации этой задачи, прежде всего, важно добиться позитивных изменений в соотношении роста количества предприятий малого сельского бизнеса и их вклада в объём создаваемого ВВП.
Среди основных направлений государственного влияния на систему кредитования аграрного сектора экономики важное место отведено льготному кредитованию в части перерабатывающей отрасли. При этом необходимо создание кредита, обеспечивающего увеличение доли долгосрочного кредита и снижение процентных ставок.
Государственная поддержка кредитования аграрного сектора экономики должна сыграть свою роль в повышении эффективности развития данной отрасли экономики и снижении уровня бедности в сельской местности. Увеличение числа сельских банков за счет привлечения капитала зарубежных и местных инвесторов приведет к здоровой конкуренции и увеличению доступа к кредитам.
Анализ условий выдачи кредитов показал, что большинство выдаваемых кредитов имеет высокую процентную ставку, что экономически невыгодно большинству сельхозпроизводителей. В этой связи возникает необходимость комплекса мер, обеспечивающих приемлемую систему кредитования.
Действенным механизмом эффективного повышения уровня кредитования сельских товаропроизводителей является взаимодействие четырех главных институтов: органов государственной власти и управления; общественных некоммерческих объединений; частного сектора сельского хозяйства и международных донорских организаций и проектов.
Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.
Таким образом, даже при благоприятных природных и экономических условиях сельское хозяйство не сможет без помощи государства стабилизировать и расширить производство своей продукции. Убыточность, полностью расстроенные финансы, изношенная материально-техническая база сделали большую часть крупных сельскохозяйственных предприятий неэффективными. Половина крестьянских (фермерских) хозяйств убыточны, а их показатели эффективности даже ниже, чем у сельскохозяйственных предприятий. При таком состоянии аграрный сектор не только не обеспечит продовольственную независимость страны, но и не сможет в будущем существовать как экономическая система.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Аграрные отношения и методологические проблемы формирования экономического механизма хозяйствования в АПК [Текст] / М.Ж.Абдиев // Экономика, предпринимательство и право- М., 2018. №.2 -C. 111-1262. Абдиев М.Ж. Состояние использования механизмов кредитования для инновационно-инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Кыргызской Республики [Текст] / М.Ж.Абдиев, Ф.С.Парпиева // Агропродовольственная экономика, Нижный Новгород, 2021-№.2-С.16-29
3. Абдиев М.Ж. Экономические механизмы развития интенсивного развития производства в сельском хозяйстве Кыргызстана в условиях интеграции [Текст] / М.Ж.Абдиев, А.Мардалиева, К.К.Токторов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- Москва, 2018. №9. -C.72-74
4. Кыргызстан в цифрах [Текст]: стат.сб. - Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2022. - 333 с.
5. Сельское хозяйство КР [Текст]: стат. сб. - Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2022. - С. 23.
6. https:www.ab.kg