Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.02.2023

Развитие аграрного сектора экономики Кыргызской Республики

Development of the agricultural sector of the economy of the Kyrgyz Republic

Зорька Евгений Игоревич
Сомов Евгений Николаевич
1. к.э.н, и.о. доцента кафедры менеджмента Кыргызско-Российского Славянского Университета
2. к.э.н, доцент кафедры менеджмента Кыргызско-Российского Славянского Университета


Zorka Evgeniy Igorevich
Somov Evgeny Nikolaevich
1. Ph.D., acting Associate Professor, Department of Management, Kyrgyz-Russian Slavic University
2. Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of the Kyrgyz-Russian Slavic University

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь экономической безопасности страны и эффективности ее агропромышленного комплекса. Приводится стратегическое видение развития агропромышленного сектора КР. Также представлены основные направления модернизации агропромышленного сектора экономики КР.

Abstract: The article discusses the relationship between the country's economic security and the efficiency of its agro-industrial complex. A strategic vision for the development of the agro-industrial sector of the Kyrgyz Republic is given. The main directions of modernization of the agro-industrial sector of the economy of the Kyrgyz Republic are also presented.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики, агропромышленный комплекс, экономическая безопасность, модернизация

Keywords: agrarian sector of the economy, agro-industrial complex, economic security, modernization.


Проблема обеспечения экономической безопасности страны становится все более актуальной в реалиях мировой интеграции и взаимозависимости. Одним из важнейших аспектов экономической безопасности страны является обеспечение ее продовольственной составляющей, которая складывается из состояния и эффективности аграрного сектора экономики. Таким образом, на наш взгляд, от уровня развития сельского хозяйства страны зависит стабильность всей социально-экономической системы, которая обеспечивает минимизацию различных угроз экономической безопасности.

В ходе проведения исследования авторы статьи опираются на статистические данные НСК КР, используются методы экономического сравнения и сопоставления. Авторами также применяются абстрактно-логические методы анализа и синтеза, классификации.

Аграрный сектор любой страны ориентирован в первую очередь на обеспечение продовольственной безопасности страны. Это также отмечается в Программе продовольственной безопасности и питания в КР на 2019-2023 годы: «Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и продовольственной независимости» [4]. Таким образом, подчеркивается важность обеспечения продовольственной безопасности КР, а такое состояние возможно реализовать за счет внутренних ресурсов и состояния аграрного сектора республики.

Согласно предложенным С.Ю. Глазьевым пороговых значений индикаторов экономической безопасности и иным исследованиям в этой области —  доля импорта не превышающая допустимый порог экономической безопасности в 30% ВВП [5, 6, 7] дает возможность говорить о стабильности и эффективности аграрного сектора обеспечивающего продовольственную безопасность .

На сегодняшний день ситуация и показатели данного индикатора экономической безопасности для Кыргызской Республики выгладят следующим образом (см. рисунок 1):

Рисунок 1. Индикатор доли импорта в ВВП Кыргызской Республики [1].

Очевидно, что на диаграмме заметна тенденция к снижению индикатора доли импорта в ВВП, но при этом стоит заметить, что по мнению экспертов пороговым (допустимым) является значение показателя не более 30%, как отмечалось выше. В данном случае идет речь об угрозе экономической безопасности, как в целом так и в сельскохозяйственной сфере в частности.

Стоит также отметить, что по данным НСК КР большую долю в структуре импорта составляет обрабатывающие производства — 93,3%, на втором месте идет сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — 4,6% [2]. Т.е. иными словами республика, имея определенный потенциал в развитии агропромышленного комплекса импортирует достаточно большой объем сельскохозяйственной продукции других стран.

При этом имея достаточные возможности для развития агропромышленного комплекса как отрасли-локомотива страны, по факту мы видим снижение показателей как доли сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в структуре ВВП по добавленной стоимости, так и доли экспорта в ВВП. (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Индикатор доли экспорта в ВВП Кыргызской Республики

Следует также подчеркнуть, что недостаток собственного производства сельскохозяйственной продукции, даже несмотря на рост импорта, не в состоянии обеспечить населением основными пищевыми продуктами, потребление которых сейчас значительно ниже рекомендуемых рациональных норм, что требует реформирование аграрного сектора республики.

В нынешних реалиях развития агарного сектора страны экономическая политика должна решать задачи не только оперативного и тактического характера, но и стратегического, конечной целью которой выступает обеспечение экономическлй и продовольственной безопасности Кыргызской Республики.

В рамках стратегическгого видения развития аграрного сектора страны нам видится решение следующих задач:

  • увеличение эффективности управления агропромышленным комплексом страны;
  • повышение продовольственной безопасности страны;
  • ослабление зависимости от импорта;
  • перестроение структуры экономики с акцентов на экспорт готовой сельско-хозяйственной продукции;
  • повышение инновационного потенциала отрасли

Решение данных задач позволит отрасли сельского хозяйства Кыргызской Республики стать более эффективной и стабильной, а также обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Эту потребность должны понимать на всех уровнях государственной власти. Вместо примитивного сырьевого хозяйства необходимо создавать эффективную экономику, производящую уникальные знания, новую продукцию и технологии, полезные людям.

Необходимость этого связана главным образом с низкой экономической эффективностью производства, в том числе агропромышленного, сырьевой ориентацией экспорта республики и низкой эффективностью расходования бюджетных средств.

Аграрный сектор экономики Кыргызской Республики, являясь одной из ключевых отраслей экономики, нуждается в комплексной стратегической программе развития.

По мнению авторов, направления модернизации аграрного сектора и план соответствующих конкретных действий должны включать взаимосвязанную работу по каждому из направлений в рамках пяти «И» (рисунок 3).

Рисунок 3. Направления модернизации аграрного сектора экономики КР

Теперь остановимся более подробно на данных направлениях.

Развитие институциональной среды и институтов. Одним из основных приоритетов данного направление может принятие кардинальных мер по усилению и оптимизации государственного управления и государственных институтов, разработки необходимых мер по снижению издержек и затрат функционирования.

 Необходима целостная программа действий по дальнейшей цифровизации работы профильных министерств и ведомств, внедрение современных IT-по основным направлениям деятельности, внедрение автоматизированных систем  учета и контроля работы с целью создания единого реестра данных, автоматизированных информационных систем, которые позволят оптимизировать количество предоставляемых пользователями различных справок и иной информации, что приведет к значительному сокращению времени рассматриваемых вопросов и аспектов.

Предлагаемый механизм позволит также обеспечить должный уровень общественного контроля и прозрачности осуществляемых действий при осуществлении финансирования предприятий агропромышленного комплекса по направлениям бюджетных субсидий и финансирования деятельности из бюджета государства.

Существующая и действующая система предоставления необходимых финансовых средств, действующая по линии Министерства сельского хозяйства КР или Министерства финансов КР не совсем оптимальна и понятна для конкретных субъектов агропромышленного комплекса (предприятий, хозяйств, фермеров). И здесь должны обеспечиваться равные права для всех кандидатов для получения бюджетного финансирования и субсидий. Здесь должны присутствовать определенные конкурсные факторы отбора кандидатов и это должно быть эффективно. Со стороны государства должна быть максимальная помощь и защита частной собственности и это должно определенным способом и пропагандироваться.

Данные аспекты очень важны для самых различных производителей сельскохозяйственной продукции, потому что вкладываемые финансовые средства на долгосрочной основе в земельные ресурсы ф форме необходимых органических и минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями обеспечат необходимую прибыль и доход владельцам сельскохозяйственного бизнеса и, одновременно, способны обеспечить урожайность выращиваемой сельскохозяйственной продукции. И здесь очень важно обеспечить гарантии прав частной собственности для дальнейших необходимых вложений в сельскохозяйственный бизнес, которые в среднем могут окупиться в течении три – семь лет.

Очень важным аспектом также является предоставление необходимой информации сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и сельскому населению о проводимых изменениях в нормативно-правовые акты, предполагаемых конкурсах, аукционных, которые предполагаются проводить Министерством сельского хозяйства. Такие мероприятия являются действенным и эффективным инструментарием интеграции жителей сельской местности в современные рыночные процессы страны.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата В агропромышленном секторе Кыргызстана невозможно осуществлять эффективную деятельность без должных налоговых льгот и преференций.

К основным источникам осуществляемых внутренних инвестиций является существующая на законодательном уровне система налогообложения агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного бизнеса, которая позволит аккумулировать значительные финансовые средства.

Так же уместно ставить вопрос и о пересмотре существующей ставки НДС для продовольственных товаров и продуктов питания, тарифы и размер существующего сельскохозяйственного налога для сельскохозяйственных производителей и сельского хозяйства в целом, потому что при существующих условиях многие сельхозпроизводители терпят убытки.

Так же необходимо оперативно решить вопросы дальнейшего реформирования существующей налоговой системы, устранить существующие проблемы диспаритета цен на производимую сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В настоящее время при существующей системе бюджетные отношения между субъектами хозяйствования порою строятся таким образом, что собираемые налоги берутся у одних производителей и эти средства потом раздаются другим, что в конечном итоге не совсем рационально, так как не стимулируется должным образом повышение производительности труда и повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Нужно искать эффективные и действенные механизмы бюджетного распределения финансовых средств.

Эффективная, рациональная и оптимальная система должна максимально поддерживать прибыльные сельскохозяйственные предприятия, фермеров и других производителей сельскохозяйственной продукции.

Если предприятия агропромышленного комплекса и производители сельскохозяйственной продукции приобретает и внедряет современные технологии, привлекает инвестиции и целевые кредитные средства и на них приобретает новую сельскохозяйственную технику и оборудование, необходимы семенной материал, элитные породы крупного и мелкого рогатого скота и другой живности, то такую инициативу сельхозпроизводителей нужно поддерживать на государственном уровне и при возможности предоставлять налоговые каникулы на срок инвестиций и иных средств. И очень важно, чтобы все эти действия принимали адресный и конкретный характер, носили прозрачный и информативный характер, обсуждаться публично и решения по данным аспектам принимало бы авторитетное профессиональное экспертное сообщество.

Данные меры также позволили более эффективно привлекать инвесторов в деятельность агропромышленного комплекса.

Движущей силой развития агропромышленного комплекса, как отмечалось, является сельское хозяйство. Поэтому стимулирование сельского хозяйство и его дальнейшее развитие носит мультипликативный эффект не только в обозначенных чертах агропромышленного комплекса, но и экономики страны в целом.

Развитие инфраструктурной среды. Строительство и повышение качества дорог, необходимого жилья – это основные факторы и условия эффективного социально-экономического развития страны. Здесь также следует отметить, что возведение индивидуального жилья должно стать действенным инструментом для проведения реформ, базой для решения существующих социальных вопросов, а также основой для дальнейшего развития частного предпринимательства и других отраслей экономики страны.

Создание инновационной среды Данный аспект можно реализовать только тогда, когда будут предоставлены равные конкурентные и иные условия для предпринимательства и бизнеса.

Возникновение инноваций может осуществимо только при условиях, когда успешный бизнесмен, предприниматель или производитель будет максимально заинтересован в эффективном использовании имеющихся наличных и иных ресурсов.

Развитие науки и научного обеспечения Данное направление максимально связано с образованием самой инновационной среды и имеет очень важное значение в современных рыночных условиях, где ведущим локомотивом развития научно-технического прогресса является знание.

Развитие агарного сектора через призму данных направлений модернизации также возможно посредством интенсивного ресурсосберегающего развития. При этом профессор С.С. Ильин отмечает: «необходимо обеспечивать интенсивное ресурсосберегающее развитие сельского хозяйства, его материально-технической базы и инфраструктуры на основе эффективного использования инноваций и инвестиций, более пропорционального и устойчивого динамичного развития АПК» [3, с. 425]. Поэтому инновации и инвестиции становятся главным движущим фактором более эффективного развития АПК.

При этом стоит отметить, что только этих факторов будет недостаточно. Процесс модернизации должен быть более предсказуем и прагматичен, что на наш взгляд, может быть обеспеченно введением в практику процесса планирования.

Необходимость данного процесса в АПК также отмечает А.А. Казанников и говорит о необходимости научно обоснованного планирования: «Первостепенное значение в условиях кризисных явлений в рыночной экономике приобретает научно обоснованное планирование развития аграрного сектора на всех уровнях. Для того, чтобы ставить цели, надо понять – на какой результат можно рассчитывать от функционирования отрасли, вскрыть драйвера, которые тормозят процессы развития отрасли и эффективной рыночной её интеграции. Достижение этого возможно путем построения стратегической модели развития сельского хозяйства на уровне страны, региона, предприятия» [8, с. 14].

Заметим, что принять во внимание потребности каждого хозяйствующего субъекта сельскохозяйственной отрасли, так, как и области в целом достаточно сложно. Поэтому в таких условиях государству необходимо создавать совместные площадки, на которых возможно открытое обсуждение назревших проблем и построение путей их решения. В свою очередь предприятия должны использовать эффективное формирование бюджета на планируемый период, а также активно стимулировать использование планирование в оперативном управлении предприятием.

Планирование, которое способно выработать на макроуровне оптимальные решения по узловым вопросам научно-технического, экономического и социального развития общества и соединить их с реальными интересами владельца-хозяина средств производства в любых действенных формах в основном звене может стать базой целостной системы планового управления экономикой.

Наряду с этим также необходимо структурировать и классифицировать макроэкономические показатели в рамках отрасли, далее комплекса и в конечном итоге страны. При разработке таких показателей следует учесть особенности агропромышленного комплекса республики, особенности местности на которой расположены сельскохозяйственные предприятия, достижения аграрной науки и степень их внедрения в практику ведения национального хозяйства.

В ходе построения стратегической модели развития агарного сектора необходимо собрать, проанализировать и систематизировать возможные проблемы и узкие места сдерживающие дальнейший рост. По итогу можно будет судить о взаимосвязи государственного регулирования и существующей на данный момент социально-экономическом механизме функционирования агропромышленного комплекса.

Очевидно, что роль аграрного сектора недооценена в силу недостаточности использования инструментов планирования и отсутствия централизованного планирования в целом, что могло бы лечь в основу формирующейся стратегии развития народного хозяйства.

Авторы статьи полагают, что использование планирования, а в большей степени централизованного планирования позволит минимизировать риски, повысить эффективность, а также привлечь инвестиции в отрасль, в большей степени частных. Также целесообразно будет использование план-факт анализа, позволяющего оценивать эффективность расходования средств, в том числе бюджетных.

Важность вложения средств в аграрный сектор также подчеркивают Я.Э. Нагаева. и О.В. Гонцова О.В.: «В конечном итоге, общество сможет оценить, что инвестирование средств в АПК – это вложение в будущее, которое может быть таким же высоко окупаемым» [9 , с. 5].

В этом процессе существует некоторые вызовы, с которыми придется столкнуться, среди них:

  • развитие человеческого потенциала. Людям, занятым в сельскохозяйственной отрасли будет необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться для более успешного реагирования на изменения экономики и общества;
  • перестройка I и II сфер агропромышленного комплекса. Здесь в первую очередь необходимо заново воссоздать отрасль сельскохозяйственного машиностроения;
  • повышение эффективности государственного управления.

Подводя итог, можно сказать, что реализация всего вышеизложенного даст невозможность эффективного и поступательного развития страны, а также обеспечения продовольственной безопасности, а в итоге — суверенитета страны.

Библиографический список

1. Бюллетень Национального Банка КР URL: https://www.nbkr.kg;
2. Данные с сайта Национального Статистического Комитета КР URL: http://www.stat.kg;
3. Ильин С.С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России, история, теория и практика [Текст]: монография.  М.: Социум. 2009;
4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2019 года № 320). Приложение 1.
5. Агаева Л.К. Оценка экономической безопасности Самарской области [Текст] // Л.К. Агаева Е.А. Курносова // Вектор науки Тольяттинского Гсударственного Университета. Серия: Экономика и управление. – Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. – 3(30). – 2017.
6. Савкин В.Е. Индикаторы и пороговые значения экономической безопасности государства [Текст] // Новое в экономической кибернетике. – Донецкий национальный университет. – №2. – 2020.
7. Криворотов В.В. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина А.В., И.С. Белик // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – Т. 18. No 6. – 2019.
8. Казанников А.А. Планирование как инструмент регулирования рыночной интеграции в сельском хозяйстве [Текст] / А.А. Казанников // Никоновские чтения.  №15.  2010.
9. Нагаева Я.Э. Стратегические направления развития АПК России [Текст] / Я.Э. Нагаева, О.В. Гонцова // Экономические исследования.  Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.  №6.  2011.