Развитие аграрного сектора экономики Кыргызской Республики
Development of the agricultural sector of the economy of the Kyrgyz Republic
Abstract: The article discusses the relationship between the country's economic security and the efficiency of its agro-industrial complex. A strategic vision for the development of the agro-industrial sector of the Kyrgyz Republic is given. The main directions of modernization of the agro-industrial sector of the economy of the Kyrgyz Republic are also presented.
Keywords: agrarian sector of the economy, agro-industrial complex, economic security, modernization.
Проблема обеспечения экономической безопасности страны становится все более актуальной в реалиях мировой интеграции и взаимозависимости. Одним из важнейших аспектов экономической безопасности страны является обеспечение ее продовольственной составляющей, которая складывается из состояния и эффективности аграрного сектора экономики. Таким образом, на наш взгляд, от уровня развития сельского хозяйства страны зависит стабильность всей социально-экономической системы, которая обеспечивает минимизацию различных угроз экономической безопасности.
В ходе проведения исследования авторы статьи опираются на статистические данные НСК КР, используются методы экономического сравнения и сопоставления. Авторами также применяются абстрактно-логические методы анализа и синтеза, классификации.
Аграрный сектор любой страны ориентирован в первую очередь на обеспечение продовольственной безопасности страны. Это также отмечается в Программе продовольственной безопасности и питания в КР на 2019-2023 годы: «Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и продовольственной независимости» [4]. Таким образом, подчеркивается важность обеспечения продовольственной безопасности КР, а такое состояние возможно реализовать за счет внутренних ресурсов и состояния аграрного сектора республики.
Согласно предложенным С.Ю. Глазьевым пороговых значений индикаторов экономической безопасности и иным исследованиям в этой области — доля импорта не превышающая допустимый порог экономической безопасности в 30% ВВП [5, 6, 7] дает возможность говорить о стабильности и эффективности аграрного сектора обеспечивающего продовольственную безопасность .
На сегодняшний день ситуация и показатели данного индикатора экономической безопасности для Кыргызской Республики выгладят следующим образом (см. рисунок 1):
Рисунок 1. Индикатор доли импорта в ВВП Кыргызской Республики [1].
Очевидно, что на диаграмме заметна тенденция к снижению индикатора доли импорта в ВВП, но при этом стоит заметить, что по мнению экспертов пороговым (допустимым) является значение показателя не более 30%, как отмечалось выше. В данном случае идет речь об угрозе экономической безопасности, как в целом так и в сельскохозяйственной сфере в частности.
Стоит также отметить, что по данным НСК КР большую долю в структуре импорта составляет обрабатывающие производства — 93,3%, на втором месте идет сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — 4,6% [2]. Т.е. иными словами республика, имея определенный потенциал в развитии агропромышленного комплекса импортирует достаточно большой объем сельскохозяйственной продукции других стран.
При этом имея достаточные возможности для развития агропромышленного комплекса как отрасли-локомотива страны, по факту мы видим снижение показателей как доли сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в структуре ВВП по добавленной стоимости, так и доли экспорта в ВВП. (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Индикатор доли экспорта в ВВП Кыргызской Республики
Следует также подчеркнуть, что недостаток собственного производства сельскохозяйственной продукции, даже несмотря на рост импорта, не в состоянии обеспечить населением основными пищевыми продуктами, потребление которых сейчас значительно ниже рекомендуемых рациональных норм, что требует реформирование аграрного сектора республики.
В нынешних реалиях развития агарного сектора страны экономическая политика должна решать задачи не только оперативного и тактического характера, но и стратегического, конечной целью которой выступает обеспечение экономическлй и продовольственной безопасности Кыргызской Республики.
В рамках стратегическгого видения развития аграрного сектора страны нам видится решение следующих задач:
- увеличение эффективности управления агропромышленным комплексом страны;
- повышение продовольственной безопасности страны;
- ослабление зависимости от импорта;
- перестроение структуры экономики с акцентов на экспорт готовой сельско-хозяйственной продукции;
- повышение инновационного потенциала отрасли
Решение данных задач позволит отрасли сельского хозяйства Кыргызской Республики стать более эффективной и стабильной, а также обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Эту потребность должны понимать на всех уровнях государственной власти. Вместо примитивного сырьевого хозяйства необходимо создавать эффективную экономику, производящую уникальные знания, новую продукцию и технологии, полезные людям.
Необходимость этого связана главным образом с низкой экономической эффективностью производства, в том числе агропромышленного, сырьевой ориентацией экспорта республики и низкой эффективностью расходования бюджетных средств.
Аграрный сектор экономики Кыргызской Республики, являясь одной из ключевых отраслей экономики, нуждается в комплексной стратегической программе развития.
По мнению авторов, направления модернизации аграрного сектора и план соответствующих конкретных действий должны включать взаимосвязанную работу по каждому из направлений в рамках пяти «И» (рисунок 3).
Рисунок 3. Направления модернизации аграрного сектора экономики КР
Теперь остановимся более подробно на данных направлениях.
Развитие институциональной среды и институтов. Одним из основных приоритетов данного направление может принятие кардинальных мер по усилению и оптимизации государственного управления и государственных институтов, разработки необходимых мер по снижению издержек и затрат функционирования.
Необходима целостная программа действий по дальнейшей цифровизации работы профильных министерств и ведомств, внедрение современных IT-по основным направлениям деятельности, внедрение автоматизированных систем учета и контроля работы с целью создания единого реестра данных, автоматизированных информационных систем, которые позволят оптимизировать количество предоставляемых пользователями различных справок и иной информации, что приведет к значительному сокращению времени рассматриваемых вопросов и аспектов.
Предлагаемый механизм позволит также обеспечить должный уровень общественного контроля и прозрачности осуществляемых действий при осуществлении финансирования предприятий агропромышленного комплекса по направлениям бюджетных субсидий и финансирования деятельности из бюджета государства.
Существующая и действующая система предоставления необходимых финансовых средств, действующая по линии Министерства сельского хозяйства КР или Министерства финансов КР не совсем оптимальна и понятна для конкретных субъектов агропромышленного комплекса (предприятий, хозяйств, фермеров). И здесь должны обеспечиваться равные права для всех кандидатов для получения бюджетного финансирования и субсидий. Здесь должны присутствовать определенные конкурсные факторы отбора кандидатов и это должно быть эффективно. Со стороны государства должна быть максимальная помощь и защита частной собственности и это должно определенным способом и пропагандироваться.
Данные аспекты очень важны для самых различных производителей сельскохозяйственной продукции, потому что вкладываемые финансовые средства на долгосрочной основе в земельные ресурсы ф форме необходимых органических и минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями обеспечат необходимую прибыль и доход владельцам сельскохозяйственного бизнеса и, одновременно, способны обеспечить урожайность выращиваемой сельскохозяйственной продукции. И здесь очень важно обеспечить гарантии прав частной собственности для дальнейших необходимых вложений в сельскохозяйственный бизнес, которые в среднем могут окупиться в течении три – семь лет.
Очень важным аспектом также является предоставление необходимой информации сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и сельскому населению о проводимых изменениях в нормативно-правовые акты, предполагаемых конкурсах, аукционных, которые предполагаются проводить Министерством сельского хозяйства. Такие мероприятия являются действенным и эффективным инструментарием интеграции жителей сельской местности в современные рыночные процессы страны.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата В агропромышленном секторе Кыргызстана невозможно осуществлять эффективную деятельность без должных налоговых льгот и преференций.
К основным источникам осуществляемых внутренних инвестиций является существующая на законодательном уровне система налогообложения агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного бизнеса, которая позволит аккумулировать значительные финансовые средства.
Так же уместно ставить вопрос и о пересмотре существующей ставки НДС для продовольственных товаров и продуктов питания, тарифы и размер существующего сельскохозяйственного налога для сельскохозяйственных производителей и сельского хозяйства в целом, потому что при существующих условиях многие сельхозпроизводители терпят убытки.
Так же необходимо оперативно решить вопросы дальнейшего реформирования существующей налоговой системы, устранить существующие проблемы диспаритета цен на производимую сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
В настоящее время при существующей системе бюджетные отношения между субъектами хозяйствования порою строятся таким образом, что собираемые налоги берутся у одних производителей и эти средства потом раздаются другим, что в конечном итоге не совсем рационально, так как не стимулируется должным образом повышение производительности труда и повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Нужно искать эффективные и действенные механизмы бюджетного распределения финансовых средств.
Эффективная, рациональная и оптимальная система должна максимально поддерживать прибыльные сельскохозяйственные предприятия, фермеров и других производителей сельскохозяйственной продукции.
Если предприятия агропромышленного комплекса и производители сельскохозяйственной продукции приобретает и внедряет современные технологии, привлекает инвестиции и целевые кредитные средства и на них приобретает новую сельскохозяйственную технику и оборудование, необходимы семенной материал, элитные породы крупного и мелкого рогатого скота и другой живности, то такую инициативу сельхозпроизводителей нужно поддерживать на государственном уровне и при возможности предоставлять налоговые каникулы на срок инвестиций и иных средств. И очень важно, чтобы все эти действия принимали адресный и конкретный характер, носили прозрачный и информативный характер, обсуждаться публично и решения по данным аспектам принимало бы авторитетное профессиональное экспертное сообщество.
Данные меры также позволили более эффективно привлекать инвесторов в деятельность агропромышленного комплекса.
Движущей силой развития агропромышленного комплекса, как отмечалось, является сельское хозяйство. Поэтому стимулирование сельского хозяйство и его дальнейшее развитие носит мультипликативный эффект не только в обозначенных чертах агропромышленного комплекса, но и экономики страны в целом.
Развитие инфраструктурной среды. Строительство и повышение качества дорог, необходимого жилья – это основные факторы и условия эффективного социально-экономического развития страны. Здесь также следует отметить, что возведение индивидуального жилья должно стать действенным инструментом для проведения реформ, базой для решения существующих социальных вопросов, а также основой для дальнейшего развития частного предпринимательства и других отраслей экономики страны.
Создание инновационной среды Данный аспект можно реализовать только тогда, когда будут предоставлены равные конкурентные и иные условия для предпринимательства и бизнеса.
Возникновение инноваций может осуществимо только при условиях, когда успешный бизнесмен, предприниматель или производитель будет максимально заинтересован в эффективном использовании имеющихся наличных и иных ресурсов.
Развитие науки и научного обеспечения Данное направление максимально связано с образованием самой инновационной среды и имеет очень важное значение в современных рыночных условиях, где ведущим локомотивом развития научно-технического прогресса является знание.
Развитие агарного сектора через призму данных направлений модернизации также возможно посредством интенсивного ресурсосберегающего развития. При этом профессор С.С. Ильин отмечает: «необходимо обеспечивать интенсивное ресурсосберегающее развитие сельского хозяйства, его материально-технической базы и инфраструктуры на основе эффективного использования инноваций и инвестиций, более пропорционального и устойчивого динамичного развития АПК» [3, с. 425]. Поэтому инновации и инвестиции становятся главным движущим фактором более эффективного развития АПК.
При этом стоит отметить, что только этих факторов будет недостаточно. Процесс модернизации должен быть более предсказуем и прагматичен, что на наш взгляд, может быть обеспеченно введением в практику процесса планирования.
Необходимость данного процесса в АПК также отмечает А.А. Казанников и говорит о необходимости научно обоснованного планирования: «Первостепенное значение в условиях кризисных явлений в рыночной экономике приобретает научно обоснованное планирование развития аграрного сектора на всех уровнях. Для того, чтобы ставить цели, надо понять – на какой результат можно рассчитывать от функционирования отрасли, вскрыть драйвера, которые тормозят процессы развития отрасли и эффективной рыночной её интеграции. Достижение этого возможно путем построения стратегической модели развития сельского хозяйства на уровне страны, региона, предприятия» [8, с. 14].
Заметим, что принять во внимание потребности каждого хозяйствующего субъекта сельскохозяйственной отрасли, так, как и области в целом достаточно сложно. Поэтому в таких условиях государству необходимо создавать совместные площадки, на которых возможно открытое обсуждение назревших проблем и построение путей их решения. В свою очередь предприятия должны использовать эффективное формирование бюджета на планируемый период, а также активно стимулировать использование планирование в оперативном управлении предприятием.
Планирование, которое способно выработать на макроуровне оптимальные решения по узловым вопросам научно-технического, экономического и социального развития общества и соединить их с реальными интересами владельца-хозяина средств производства в любых действенных формах в основном звене может стать базой целостной системы планового управления экономикой.
Наряду с этим также необходимо структурировать и классифицировать макроэкономические показатели в рамках отрасли, далее комплекса и в конечном итоге страны. При разработке таких показателей следует учесть особенности агропромышленного комплекса республики, особенности местности на которой расположены сельскохозяйственные предприятия, достижения аграрной науки и степень их внедрения в практику ведения национального хозяйства.
В ходе построения стратегической модели развития агарного сектора необходимо собрать, проанализировать и систематизировать возможные проблемы и узкие места сдерживающие дальнейший рост. По итогу можно будет судить о взаимосвязи государственного регулирования и существующей на данный момент социально-экономическом механизме функционирования агропромышленного комплекса.
Очевидно, что роль аграрного сектора недооценена в силу недостаточности использования инструментов планирования и отсутствия централизованного планирования в целом, что могло бы лечь в основу формирующейся стратегии развития народного хозяйства.
Авторы статьи полагают, что использование планирования, а в большей степени централизованного планирования позволит минимизировать риски, повысить эффективность, а также привлечь инвестиции в отрасль, в большей степени частных. Также целесообразно будет использование план-факт анализа, позволяющего оценивать эффективность расходования средств, в том числе бюджетных.
Важность вложения средств в аграрный сектор также подчеркивают Я.Э. Нагаева. и О.В. Гонцова О.В.: «В конечном итоге, общество сможет оценить, что инвестирование средств в АПК – это вложение в будущее, которое может быть таким же высоко окупаемым» [9 , с. 5].
В этом процессе существует некоторые вызовы, с которыми придется столкнуться, среди них:
- развитие человеческого потенциала. Людям, занятым в сельскохозяйственной отрасли будет необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться для более успешного реагирования на изменения экономики и общества;
- перестройка I и II сфер агропромышленного комплекса. Здесь в первую очередь необходимо заново воссоздать отрасль сельскохозяйственного машиностроения;
- повышение эффективности государственного управления.
Подводя итог, можно сказать, что реализация всего вышеизложенного даст невозможность эффективного и поступательного развития страны, а также обеспечения продовольственной безопасности, а в итоге — суверенитета страны.
Библиографический список
1. Бюллетень Национального Банка КР URL: https://www.nbkr.kg;2. Данные с сайта Национального Статистического Комитета КР URL: http://www.stat.kg;
3. Ильин С.С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России, история, теория и практика [Текст]: монография. М.: Социум. 2009;
4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2019 года № 320). Приложение 1.
5. Агаева Л.К. Оценка экономической безопасности Самарской области [Текст] // Л.К. Агаева Е.А. Курносова // Вектор науки Тольяттинского Гсударственного Университета. Серия: Экономика и управление. – Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. – 3(30). – 2017.
6. Савкин В.Е. Индикаторы и пороговые значения экономической безопасности государства [Текст] // Новое в экономической кибернетике. – Донецкий национальный университет. – №2. – 2020.
7. Криворотов В.В. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина А.В., И.С. Белик // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – Т. 18. No 6. – 2019.
8. Казанников А.А. Планирование как инструмент регулирования рыночной интеграции в сельском хозяйстве [Текст] / А.А. Казанников // Никоновские чтения. №15. 2010.
9. Нагаева Я.Э. Стратегические направления развития АПК России [Текст] / Я.Э. Нагаева, О.В. Гонцова // Экономические исследования. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. №6. 2011.