Индекс УДК 338.43
Дата публикации: 29.01.2019

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

MECHANISMS OF IMPROVING BUDGETARY POLICY IN THE SPHERE OF STATE SUPPORT OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Роман Сергеевич Губанов
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина РФ, Москва, Россия
Roman Sergeevich Gubanov
Candidate of Economic Sciences, senior researcher, center for industrial Economics, Federal state budgetary institution "Research financial Institute", Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

Аннотация: В статье произведен сравнительный анализ цен на сельскохозяйственную продукцию, явившихся источником и причиной диспаритета, а, следовательно, снижения эффективности бюджетной политики, направленной на реализацию стратегических задач народно-хозяйственного комплекса по развитию сельского хозяйства с учетом национальных интересов государства. Раскрыта сущность и содержание бюджетной политики, ее роль в реализации мероприятий по совершенствованию государственной поддержки российского агропромышленного комплекса. Рассмотрен алгоритм реализации бюджетной политики в целях поддержки сельского хозяйства на разных уровнях управления экономикой. Выявление закономерности в ценообразовании на продукцию российского агропромышленного комплекса позволило расширить сложившиеся механизмы совершенствования бюджетной политики в области государственной поддержки сельского хозяйства.

Abstract: The article made a comparative analysis of prices for agricultural products, which were the source and cause of disparity, and, consequently, reduce the effectiveness of fiscal policy aimed at implementing the strategic objectives of the national economic complex for agricultural development, taking into account the national interests of the state. The essence and content of the budget policy, its role in the implementation of measures to improve state support for the Russian agro-industrial complex are disclosed. The algorithm of the budget policy implementation in order to support agriculture at different levels of economic management is considered. The identification of patterns in pricing for products of the Russian agro-industrial complex made it possible to expand the existing mechanisms for improving the budget policy in the field of state support for agriculture.
Ключевые слова: сельское хозяйство, бюджетная политика, государственная поддержка, сельскохозяйственные организации, агропромышленный комплекс.

Keywords: agriculture, fiscal policy, state support, agricultural organizations, agro-industrial complex.


Введение. В современных экономических условиях федеральный бюджет Российской Федерации обеспечивает финансированием деятельность существующих и вновь создаваемых организаций, специализирующихся на деятельности сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, и формируется благоприятный инвестиционный климат в рамках сложившейся практики государственной поддержки. В 2018 году в рамках государственной поддержки агропромышленного комплекса страны было выделено 242000 млн. руб., но даже при столь объемном финансовом обеспечении отрасли сельского хозяйства бюджетная политика реализуется, к сожалению, в отношении далеко не всех сельхозтоваропроизводителей.

Бюджетная политика – это комплекс управленческих мероприятий по формированию, аккумулированию, учету, распределению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и расчета экономических эффектов в результате выполнения задач Правительства Российской Федерации по выполнению социально-экономической ответственности государства за развития народного хозяйства.

В целях исследования бюджетная политика рассматривается как деятельность по выполнению задач государственной сельскохозяйственной политики в условиях ограниченного экономического роста. Причина недостаточного роста экономики сельского хозяйства – убыточность большого числа хозяйств, технический кризис в структуре основного капитала, используемого для АПК, рост нерентабельных сегментов аграрного бизнеса. Все это и многое другое обусловили неэффективность реализации бюджетной политики, осуществляемой в целях государственной поддержки российского агропромышленного комплекса в последнее время.

Факторами снижения эффективности бюджетной политики, реализуемой в России в части государственной поддержки АПК, являются: продолжающиеся тенденции диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также отсутствие мотивации для сельскохозяйственных организаций внедрять инновационные технологии, осваивать новые виды аграрных рынков, достигать возможности применения инновационных каналов сбыта продукции на экспорт.

В сложившихся условиях сельское хозяйство функционирует на принципах принятия товаропроизводителями традиционной системы цен закупочных предприятий и перерабатывающих организаций.

Эти обстоятельства затрудняют процесс извлечения достаточных финансовых результатов от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что в конечном счете приводит к уменьшению макроэкономических эффектов, заключающихся в получении прямых и косвенных налогов от развития сельскохозяйственной индустрии, а также дополнительных экономических выгод, формируемых как внереализационные доходы предприятий АПК.

Результаты. В связи с действием диспаритета цен в сельском хозяйстве рассмотрим и проанализируем статистику цен, формируемых на продукцию в организациях товаропроизводителях (таблица 1).

Согласно данным таблицы 1 в 2017 году относительно 2010 года положительный темп роста цен был отмечен в апреле (+0,3), июне (+0,1%). Однако в большинстве случаев наблюдался отрицательный прирост цен на сельскохозяйственную продукцию, причем максимальный был свойственен для сентября 2017 года (-6,7%), который по сравнению с аналогичным периодом 2010 года характеризовался снижение ценовой стабильности сельскохозяйственного производства российских организаций в конце 3 квартала календарного года.

Таблица 1

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации в 2010-2017 гг., на конец периода, %

201020112012201320142015201620172017 к 2010, +/-
К предыдущему месяцу
Январь100,8102,9100,7100,699,5102,599,9100,0-0,8
Февраль101,8101,9101,0100,5101,2102,3100,399,8-2,0
Март101,6101,3100,998,7101,2100,5100,099,5-2,1
Апрель99,6100,899,9100,5101,7100,2100,099,90,3
Май98,197,297,298,1100,098,497,797,5-0,6
Июнь97,997,398,297,7100,597,898,998,00,1
Июль99,498,099,799,7100,999,2100,398,8-0,6
Август102,998,5101,9100,299,8100,199,899,2-3,7
Сентябрь106,398,4103,4101,5101,5101,3101,099,6-6,7
Октябрь106,298,6103,7102,5101,8102,3101,699,7-6,5
Ноябрь103,699,7102,1101,9101,5102,1100,7100,0-3,6
Декабрь103,8100,5101,9100,9103,8101,4101,6100,1-3,7
Декабрь в % к декабрю предыдущего года123,694,9110,8102,7114,1108,5101,892,2-31,4

Источник: составлено авторов на основании: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/s-x/tab-sx1.htm

В целом за декабрь 2017 года к декабрю предыдущего года был достигнут индекс цен сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 92,2%, что по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составляет: -31,4%.

Рисунок 1 иллюстрирует резкую дифференциацию цен на сельскохозяйственную продукцию в России в зависимости от календарного месяца их установления.

Рисунок 1. Тренды статистики цен на сельскохозяйственную продукцию России в 2010-2017 гг., %

Источник: составлено авторов на основании: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/s-x/tab-sx1.htm

Диапазон цен варьируется от 97,2% в мае 2012 года до 106,3% в сентябре 2010 года.

Цифры статистики цен производителей сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации в 2010-2017 гг. свидетельствуют о том, что в начале и в конце календарного года существует закономерность формирования более высокого уровня цен (100,0% – 103,8%) в сравнении с индексами цен в середине года (97,3% – 100,3%).

Механизмы совершенствования бюджетной политики в области государственной поддержки, сложившиеся в современной практике государственного вмешательства в экономику АПК России, в 2018 году проявлялись в следующем:

  1. Увеличение финансирования реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий».
  2. Возмещение части затрат на модернизацию объектов сельскохозяйственных организаций.
  3. Увеличение субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации, предоставляемым на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
  4. Выделение дополнительных бюджетных ресурсов на поддержку льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса.
  5. Стимулирование производителей молока посредством безвозмездного финансирования проектов, обеспечивающих повышение продуктивности в молочном скотоводстве.

Говоря о последнем варианте совершенствования бюджетной политики нельзя не остановиться на некоторых противоречиях в практике получения субсидий на организацию молочного скотоводства в России.

За анализируемый период в Центральном федеральном округе производство молока характеризуется недостаточно большими объемами, так как минимальное значение выпуска молока составляет 300 тыс. тонн против объема 500 тыс. тонн, достигнутого в таких субъектах, как: Северо-Западный, Уральский и Сибирский федеральные округа.

Между тем, в соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 23 января 2017 г. № 50 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» [1] эффективность расходования бюджетами субъектов РФ средств, источником финансирования которых является субсидия, оценивается Министерством сельского хозяйства РФ на основании достижения значения показателя результативности использования субсидий, в качестве которого выступает объем производства молока (в тыс. тонн.) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.

Для повышения качества бюджетной политики, целесообразно учитывать вклад аграрной экономики региона в ВВП и с учетом данного критерия распределять субсидии на поддержку соответствующих подпрограмм Госпрограммы [2].

Применение бюджетных механизмов на интегрированной основе позволит улучшить процесс активизации государственной поддержки на нужды приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в «точках роста» агропромышленного комплекса. Среди традиционных «точек роста» можно выделить: овощеводство и садоводство, молочное и мясное скотоводство, модернизацию оборудования и техники. Кроме данных эффектов появляется возможность модернизации сельскохозяйственного производства, внедрение международных стандартов качества сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг, в результате чего будут созданы конкурентные преимущества российского сельского хозяйства для его дальнейшей интеграции в АПК международного уровня.

Отмечая роль российского сельского хозяйства в развитии внешнеторговых отношений России и зарубежных стран, следует указать некоторые цифры статистики, которые свидетельствуют об улучшении экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции.

Так, в 2017 году объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 20000 млн. долларов США, что по сравнению с 2000 годом характеризует его рост в 15 раз.

Статистика упирается в факты, из которых следует, что при сложившейся структуре внешнеторговых отношений, ценовых и институциональных преобразований на агропродовольственном рынке страны требуется новая бюджетная политика, пути совершенствования которой формируются с учетом предложенной нами схемы координации деятельности органов управления федеральными, региональными (муниципальными) и корпоративными финансами сельскохозяйственных товаропроизводителей (рисунок 2).

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Алгоритм реализации бюджетной политики в целях поддержки сельского хозяйства на разных уровнях управления экономикой

В соответствии с данными рисунка 2 механизм совершенствования бюджетного регулирования сельского хозяйства построен таким образом, чтобы учесть все уровни экономического воздействия на результаты развития агропромышленного комплекса. На макроэкономическом уровне инструментом бюджетного регулирования служит стратегический план бюджетного процесса на современном этапе развития сельского хозяйства, разработанный на основании результатов анализа бюджетного устройства в предыдущем периоде.

Кроме этого, основой государственной поддержки сельского хозяйства на макроуровне служит проект бюджетных решений в области федеральных целевых программ развития АПК и разработка бюджетных индикаторов оценки программ развития сельскохозяйственного производства.

Обсуждение. Возможно, проектирование оптимальных бюджетных решений на мезоэкономическом уровне – стимул для сбалансированности доходов и расходов субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из этого следует, что чтобы достичь целей, как регионального бюджетного эффекта, так и роста прибыли и рентабельности производства аграрных формирований России необходимо коррелировать стратегические задачи субъекта РФ с инвестиционными проектами сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Инвестиции в сельское хозяйство способны дать наилучший результат при условии, что инвестиционный проект одновременно будет нацелен на решение других немаловажных вопросов помимо роста производства и получения прибыли: способствовать развитию инфраструктуры, внедрению экологически безопасных производств, ориентированных на использование экологически чистых материалов, если целью проекта будет являться удовлетворение потребностей населения, развитие инновационного производства [3].

Проекты бюджетных решений муниципальных образований с учетом стратегий развития российского агропромышленного комплекса, реализуемых субъектами РФ крайне необходима для обеспечения сбалансированности межбюджетных отношений в процессе перераспределения средств государства на оказание безвозмездной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Эти решения могут быть связаны с оптимизацией территориального пространства сельского хозяйства отдельно взятого города или района, что на практике будет выражаться в создании новых городских и сельских объектов производственной, торговой и логистической инфраструктуры аграрного профиля.

Считаем, что бюджетная политика не может представлять полное и всесторонне реализуемое звено управления государственной сельскохозяйственной политикой Российской Федерации без эффективно реализуемого механизма бюджетного планирования на микроуровне сельскохозяйственных предприятий.

Планирование денежной выручки в хозяйствах разного уровня развития необходимо подвергать детализации на планирование в растениеводстве и в животноводстве. Таким же способом следует составлять план-прогноз материально-денежных затрат на организацию сельского хозяйства.

Заключение. Таким образом, синергетический эффект, достигнутый при реализации бюджетной политики, направленной на поддержку российского агропромышленного комплекса, учитывающих три ключевых уровня управления развитием сельского хозяйства (макро-, мезо- и микроэкономический) будет способствовать росту налоговых поступлений от прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей, рационально использующих средства государственной поддержки, активизации инвестиций в развитие инфраструктуры на селе, создание новой материально-технической основы для модернизации объектов животноводства и растениеводства.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 23 января 2017 г. № 50 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства.
2. Губанов Р.С К вопросу о роли продуктивности молочного стада при получении субсидий для развития АПК в современных условиях // Агропромышленные технологии центральной России. 2017. № 4 (6). Декабрь 104 с.
3. Маслакова В. Статистический анализ эффективности инвестирования в сельское хозяйство регионов России // АПК: экономика и управление. сентябрь 2018. № 9. С. 32-43.
4. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru, дата доступа: 17.01.2019.
5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Официальное издание. В 9 т.- 2008.
6. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Официальное издание. В 8 т. – 2018.
7. Агропромышленный комплекс России в 2008 году: Статистический сборник. – М.: Департамент экономики и финансов на основе данных Росстата и Минсельхоза России, 2009. – 554 с. 13.
8. Агропромышленный комплекс России в 2012 году: Статистический сборник. – М.: Департамент экономики и финансов на основе данных Росстата и Минсельхоза России, 2013. – 604 с. 14.
9. Агропромышленный комплекс России в 2016 году: Статистический сборник. – М: Департамент экономики и финансов на основе данных Росстата и Минсельхоза России, 2017. – 721 с.