Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.09.2017

Система государственного регулирования агропромышленного комплекса в Республике Саха (Якутия)

The system of state regulation of agroindustrial complex in the Republic Of Sakha (Yakutia)

Малышева Матрена Семеновна
кандидат экономических наук, доцент
Департамент по экономико-правовому и гуманитарному образованию
Якутская государственная сельскохозяйственная академия
РФ, г. Якутск

Мalysheva М.S.
candidate of economic sciences, associate professor
Academy of sciences of Republic of Sakha (Yakutiya),
Yakut state agricultural academy

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы интенсификации производства российского сельского хозяйства, раскрывается сущность интенсификации и пути регулирования интенсификации аграрного производства Республики Саха (Якутия) на современном этапе. По мнению авторов, сложившаяся система поддержки агропромышленного комплекса государством не является эффективной и не дает нужных результатов. Вместе с тем, для некоторых регионов, например Республики Саха (Якутия) государственная протекция практически единственный путь, который может модернизировать сельскохозяйственный сектор. В статье даны данные, согласно которым можно говорить о тенденции к позитивным изменениям. Однако это касается только той части агропромышленного комплекса, который был охвачен федеральными или региональными государственными программами или приоритетными проектами. Авторы делают вывод, что необходимо усилить адресность и справедливость распределения бюджетных средств и ратуют за выработку такого механизма перераспределения, когда львиная доля доставалась бы все-таки не унитарным предприятиям, а частному сектору – крестьянским и фермерским хозяйствам. Ведь когда мы говорим о интенсификации, то мы должны думать не только о переоснащении, техническом перевооружении, но и о достаточном и умелом менеджменте.

Abstract: the article considers the problems of production intensification of Russian agriculture, the essence of intensification and to control the intensification of agricultural production of the Republic of Sakha (Yakutia) in modern stage. According to the authors, the current system of support for agricultural complex by the state is not effective and does not produce the desired results. However, for some regions, for example Sakha Republic (Yakutia) state patronage is virtually the only way that we can modernize the agricultural sector. The article provides data showing that it is possible to speak about tendencies to positive changes. However, this concerns only that part of agriculture, which was covered by Federal or state government programs or priority projects. The authors conclude that the need to strengthen the targeting and fairness of budget allocation and advocating for the production of such a redistribution mechanism, when the lion's share has got to be still not unitary enterprises and the private sector – peasant farmers. When we talk about intensification, we must think not only about upgrading, technical retooling, but adequate and skilled management.
Ключевые слова: аграрная наука, агропромышленный комплекс, импортозамещение, интенсификация, организация сельскохозяйственного производства, государственное регулирование, Республика Саха (Якутия), сельскохозяйственное производство.

Keywords: agricultural science, agricultural sector, import substitution, stimulation, the organization of agricultural production, state regulation, the Republic of Sakha (Yakutia), agricultural production.


Под интенсификацией сельскохозяйственного производства продуктов сельского хозяйства мы будем понимать увеличение производства аграрной продукции за счет качественного изменения основных параметров производства, и вовлечения в него, передовых инновационных технологий на основе внедрения в производство и переработку сельскохозяйственной продукции достижений научно-технического прогресса [6].

Таким образом, интенсивный путь сельскохозяйственной деятельности – это, скорее всего, комплекс взаимосвязанных компонентов и факторов устойчивого развития производства аграрной продукции на базе научно-технического прогресса и передовых технологий, которые будут обеспечивать  повышение эффективности этой сферы деятельности на основе рационального использования всех ресурсов, и, первую очередь, земли в условиях рыночной экономики [4].

Данная проблема приобретет первостепенное значение сегодня, когда руководство ставит перед аграриями задачу импортозамещения и увеличения поставки отечественных качественных продуктов и сырья.

Надо сказать, что в течение последнего времени решению проблемы обеспечения населения качественными продуктами за счет развития собственного российского сельскохозяйственного производства на основе его интенсификации не всегда удавалось уделять особое внимание. Даже, когда в последние годы существования СССР была принята продовольственная программа, то это не стало отправной точкой к интенсификации.  А с началом введения дикого рынка началом приватизации земли, началось резкое сокращение собственного производства продукции сельского хозяйства, быстро привело к существенной потере страной продовольственной безопасности.

Если рассмотреть теперешнее состояние всего сектора агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), то выяснится, что оно характеризуется выборочным вовлечением в эксплуатацию  наличных биоресурсов, природного сырья, очаговым размещением производства, а также наличием существенных неоправданных диспропорций в региональной экономике, что может существенно снижать эффективность производства

Вместе с тем, надо сказать, что в последние годы АПК РС (Я), в некоторых ее секторах, наблюдается тенденция к динамичному развитию. Например, во внутреннем региональном продукте Дальневосточного федерального округа по аграрному производству на долю Якутии приходится 13,5% всего произведенного объема. При этом, доля сельского хозяйства в ВРП Якутии составляет уже 2,3%, что существенно отличается от предыдущих показателей. Вместе с тем, из анализа следует, что АПК РС(Я) пока что не может полностью удовлетворить собственные нужды, что вынуждает нас экспортировать большинство товаров и продуктов из других регионов. В 2016 г., согласно статистическим данным, собственное обеспечение молоком и молочными продуктами составила  53,5 %, мясом и продуктами из мяса – 24,1%, картофелем – 54,3%, а овощами –32,0%. Экспорт сельхозпродукции из других регионов России, а также из ближайшего зарубежья в Якутию может привести к критическому положению по обеспечению населения продовольствием. Это подрывает основы продовольственной безопасности страны.

В 2015 году по отношению к 2010 году объем производства продукции сельского хозяйства снизился на 10,7%, в том числе за счет растениеводства на 3%, животноводства на 13,9%.В структуре валовой продукции сельского хозяйства продукция растениеводства занимает 31,8%, продукция животноводства — 68,2%.  Практически половина валовой продукции сельского хозяйства республики производится хозяйствами населения (47%), 25% крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 28% сельскохозяйственными организациями (включая подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций). Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2010 года в разрезе категорий хозяйств показывает, что значительное снижение объемов производства допущено в сельскохозяйственных организациях (включая подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций) и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Снижение производственных показателей в организованных формах хозяйствования при том, что вся система государственной поддержки агропромышленного комплекса ориентирована на них и на развитие отрасли ежегодно направляются значительные финансовые средства, свидетельствует о несовершенстве существующих мер государственной поддержки [7].

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется по следующим направлениям:

— формирование и функционирование рынка аграрной продукции, продовольствия и сырья;

— финансовое обеспечение, страхование и льготное налогообложение и кредитование;

— поддержка собственных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

— развитие аграрной науки и осуществление научной инновационной деятельности в сфере агропромышленного производства;

— развитие социальной сферы на селе [6].

Система государственного регулирования агропромышленного комплекса должна сочетать в себе, как административные, так и экономические методы, быть гибкой и многоплановой и инвариантной по отношению к различным формам собственности, типов и видов хозяйствования на селе.

Таким образом, в современный период организации сельскохозяйственного производства, можно определить несколько основных важнейших направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства:

  1. возможность предоставления льготных государственных кредитов и их целевая направленность, адресное распределение по крестьянским и фермерским хозяйствам, а также дифференциация процентных ставок их использования;
  2. предоставление государственных дотаций хозяйствам, которые находятся в худших природных, климатических и экономических условиях;
  3. необходимо соблюдать паритет цен на продукцию промышленную и сель­скохозяйственную;
    1. определение конкретных объектов централизованных инвестиций и денежных трансфертов из федерального в региональные бюджеты;
    2. формирование особых условий для получения инвестиций и кредитов, их обеспеченности и возвратности;
    3. обоснование госзаказа на аграрную продукцию, его размещение по природно-экономическим зонам страны и хозяйствам;
    4. финансирование хозяйств для приобретения семян, удобрений горюче-смазочных материалов;
    5. регулирование взаимоотношений хозяйств и перерабатывающих предприятий;
    6. научное и методическое обеспечение управления сельскохозяйственным сектором производства, в том числе его главным звеном — АПК.

Важнейшим фактором интенсификации агропромышленного производства становится ускорение научно-технического прогресса на основе коренного перевооружения материально-технической базы сельского хозяйства, пищевых и обслуживающих отраслей, перевода их на качественно новые технологии, машины и оборудования создание рынка средств производства, организации сервисного технического обслуживания предприятий.

Перестройка в аграрной сфере предъявляет повышенные требования к науке, необходимо ускоренно развивать приоритетные фундаментальные и важнейшие прикладные исследования, усиливать интеграцию научных учреждений с практикой, совершенствовать систему подготовки кадров, вырабатывать новые подходы к научно-технической политике. Возникает необходимость в улучшении системы управления научно-техническим прогрессом АПК. Многие его направления нуждаются в конкретном обосновании, особенно по становлению разнообразных форм предпринимательства в сфере науки, производства и обращения, созданию рынка конкурентоспособной научной продукции, выработке эффективного механизма реализации приоритетов с использованием экономических стимулов, введению законодательных актов и правовых форм функционирования исследовательских и проектно-конструкторских организаций [3].

В аграрной науке накоплено немало эффективных научных разработок. Это высокопродуктивные сорта растений, породы животных, интенсивные технологии производства продукции земледелия и животноводства, продуктов питания, прогрессивные формы организации труда.

Эффективное использование накопленного научного потенциала, различных форм интеграции науки с производством, быстрейшее взаимопроникновение научно-технического прогресса и экономической реформы, широкое включение науки и техники во все сферы жизни сельского хозяйства в современных условиях будут способствовать интенсификации агропромышленного производства, наращиванию продовольственных ресурсов республики.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что целенаправленная интенсификация требует оптимальных затрат и соблюдения их пропорций, соответствия целей и задач возможностям увеличения производства продукции и снижения её себестоимости.

Основные позитивные тенденции, которые мы можем отметить за последние годы в развитии сельскохозяйственного сектора экономики в последние годы, во многом обусловлены реализацией приоритетного национального проекта и государственной программы. Данное положение подтверждает, что совершенствование хозяйственного механизма, особенное в сфере аграрного производства, на основе рыночных методов не исключает, а напротив, предполагает активную государственную поддержку сельскохозяйственного сектора экономики.

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г.№717), с. 39-40.
2. Зяблов Е. С. Интенсификация как фактор повышения экономической эффективности производства зерна //Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика. -М. Ф. Решетнева, 2007. № 7 (17). -С. 153-156.
3. Иванов В.А. Интенсификация сельскохозяйственного производства: проблемы науки и эффективности -М.: Наука, 2001. -198с.
4. Минаков И.А., Смыков Р.А. Экономика сельского хозяйства. -М.: КолосС, 2006. -440 с.
5. Экономика сельского хозяйства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Агирбов, НА. Серова и др. -М.: ЮРКНИГА, 2004. -384 с.
6. Шевченко Т.В. Экономическое регулирование интенсификации сель-скохозяйственного производства в условиях рынка (в соавторстве)// Землеуст ройство, кадастр и мониторинг земель. - 2008. -№2. - С. 30-35.