Индекс УДК 332.3
Дата публикации: 28.09.2018

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ КАК ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

SOLVING OF THE PROBLEM OF UNCLAIMED LAND SHARES AS A FACTOR OF INTENSIFICATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Липски Станислав Анджеевич
д-р экон. наук, гл. научный сотрудник, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова)
Lipski Stanislav
Dr. Econ. Sci., chief researcher of Federal research center of agricultural economy and social development of rural areas - all-Russian research Institute of agricultural Economics (All-Russian Institute of agrarian problems and Informatics named after A.A. Nikonov)

Аннотация: Для решения проблемы невостребованных земельных долей применяется специальный механизм, который позволяет признавать их муниципальной собственностью. Общая площадь выявленных за последние 3-4 года невостребованных земельных долей (18,5 млн. га) близка к их оценочной суммарной площади. Но окончательно признать муниципальной собственностью удалось менее 30% из них. Последующее распоряжение этими землями должно быть основано на соответствующем землеустроительном обеспечении.

Abstract: The special mechanism is used for solution the problem of unclaimed land shares that allows to recognizing such shares of municipal property. The total area of unclaimed land shares, which were revealed over the last 3-4 years (18.5 million hectares) close to their estimated total area. But during this time, the courts have recognized as the community property less than 30% of such shares. The subsequent disposal of these lands should be based on land use planning.
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, земельные доли, собственность, землеустройство.

Keywords: agricultural land, land shares, ownership, land use planning.


Постановка проблемы. Одним из наиболее принципиальных результатов реформирования аграрного землепользования 90-х годов стало образование общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья землю. Сособственниками суммарно 115 млн. га стали почти 12 млн. сельских жителей [5, с. 8]. Формирование этой разновидности земельной собственности привело к нескольким проблемам. Важнейшая из которых заключается в том, что способ и условия приватизации земли привели к возникновению противоречия между ключевыми участниками аграрного производства (и вообще сельской жизни): 1) гражданами, ставшими собственниками земли, но не способными организовать их использование (точнее их правомерными интересами получить некие блага от своего статуса собственника земли) и 2) агрохозяйствами, объективной потребностью для которых является осуществление на указанных землях процесса сельскохозяйственного производства (а, в конечном счете, – это интерес сельскохозяйственной отрасли), причем, это земли, которые десятилетиями (в советский период) использовали эти хозяйства (их предшественники – колхозы-совхозы). К более частным следует отнести: 1) сложности распорядиться своей земельной долей (с 2005 года права в этой части весьма ограничены, ее даже нельзя продать государству или муниципалитету); 2) сложная и не самая оптимальная с точки зрения организации аграрного производства процедура принятия решения в отношении находящегося в общей долевой собственности земельного участка (общее собрание, кворум которого вплоть до текущего года составлял 20%, что зачастую влекло неоднократный пересмотр решений пришедшими на новое собрание участниками); 3) невозможность привлечения под общую землю кредитных средств и др. Наконец, имеется особая достаточно многочисленная группа невостребованных земельных долей (до 2 млн. долей), которые непонятно, кому принадлежат и зачастую не используются [2, 9]. Их суммарная площадь достигает 22-25 млн. га [8, с. 79], данные Минсельхоза России – 17-18 млн. га – это официально включенные органами местного самоуправления в списки невостребованных [3, с. 82]. Легализация этих земель, вовлечение их в хозяйственный (а при необходимости – и в гражданский) оборот может стать фактором интенсификации аграрного производства.

Результаты исследования.

В последние годы число земельных долей сокращается. И если в момент образования земельных долей их было почти 12 млн., то уже к концу «нулевых» их число сократилось до 8 млн [4]. Причем это не естественная убыль старшего возрастного поколения (как могло бы показаться) – в случае смерти собственника земельной доли она наследуется. Причина сокращения – выделение части из них в земельные участки (и прекращение своего существования как земельной доли), еще часть – перешла в собственность юридических лиц (как правило, бывших колхозов-совхозов). Наконец, с 2012 года идет процесс признания невостребованных долей муниципальной  собственностью.

Рассмотрим, каковы результаты этого (сравнительно нового) процесса. В первый год его осуществления (2013) муниципальной собственностью по Российской Федерации были признаны земельные доли общей площадью 15,3 млн. га или 16,1% от общего числа долей, принадлежащих гражданам. В последующем общая площадь невостребованных долей возросла до 18,5 млн. га – поскольку выявлялись новые невостребованные доли (причем эта цифра близка к оценочным мнениям о том, сколько в действительности таких, невостребованных долей), увеличивается и площадь долей, признанных муниципальной собственностью (табл. 1 – по данным [6, c. 18-19] ).

 Таблица 1

Общая площадь земельных долей граждан в 2012-2016 годах (по стране в целом, млн. га)

20122013201420152016
Всего в собственности граждан,97,694,992,389,388,4
в % к предыдущему году97,297,396,799
в том числе:
   невостребованные15,316,618,118,5
   в % к предыдущему году108,5109102,2
   признаны муниципальной собственностью3,74,45,5
   в % к предыдущему году118,9125

Как следует из табл. 1 процесс идет, но совсем не такими темпами, как это предполагалось при формировании соответствующих правил (муниципальной собственностью признано все еще менее 30% земельных долей, включенных в списки невостребованных). В качестве наиболее вероятных причин этого следует выделить:

— организационно-технические ошибки органов местного самоуправления;

— сомнения судов в обоснованности включения долей в такие списки. Так, если собственник земельной доли умер и в права наследования вступил его наследник, то 3-летний срок нераспоряжения долей (как основание признать ее невостребованной) начинается с момента перехода прав на нее к последнему. Кроме того, в случае признания доли невостребованной по причине нераспоряжения ею собственнику достаточно заявить о своем несогласии (с соблюдением определенных процедур) – и это является основанием для исключения доли из списка невостребованных;

— возможные конфликты между органами местного самоуправления и сельскохозяйственными организациями, фактически использующими соответствующие земли (признание невостребованных долей муниципальной собственностью может повлечь за собой дополнительные расходы для таких организаций, например, в виде земельного налога, а то и вообще предоставление выделенных в счет этих долей земельных участков иным лицам).

Наряду с этой очевидной проблемой непризнания большей части выявленных невостребованных земельных долей муниципальной собственностью существует не менее серьезная проблема, для разрешения которой пока не осуществляется должных мер.

Речь о том, что делать дальше с долями, признанными муниципальной собственностью. Законодательство предписывает муниципалитетам сначала предложить эти доли (именно как доли) местным агрохозяйствам и фермерам, а затем (при отсутствии на них спроса) выделить их в участки (в массивы). И здесь возникает проблема «нарезки» таких участков. Кадастровые инженеры не могут и не должны решать эту агрохозяйственную задачу. Это функция землеустройства, которое решениями федерального законодателя приведено в состояние упадка. Вот только перечень «усовершенствований» Федерального закона «О землеустройстве» за истекшие 17 лет:

— в 2005 году определение координат границ объекта землеустройства заменено описанием их местоположения (это привело к снижению точности землеустроительных работ);

— в 2006 году из состава землеустроительных работ исключены геодезические и картографические работы;

— в 2008 году (при переходе к объединенному кадастру недвижимости) отменена обязательность землеустройства в случаях: 1) предоставления и изъятия земельных участков; 2) определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; 3) перераспределения земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве; тогда же территориальное землеустройство упразднено, как один из двух видов землеустройства, а  из числа объектов землеустройства исключены земельные участки;

— в 2014 и 2015 годах из числа объектов землеустройства исключены зоны с особыми условиями использования территорий;

— в 2017 году из числа объектов землеустройства исключены территории населенных пунктов и территориальные зоны.

Отсутствие же надлежащего землеустроительного обеспечения ведет к тому, что в сельскохозяйственном землепользовании стали возникать, казалось, навсегда забытые недостатки – дальноземелье, мозаичное расположение угодий и даже чересполосица (конечно, не в том понимании, как это было в конце XIX века, а в плане возрастания степени мелкоконтурности участков). Перераспределение же без надлежащего землеустроительного обеспечения значительного массива земель, ставших муниципальной собственностью (за счет невостребованных земельных долей – это миллионы гектаров), может привести к новым проблемам в организации территории. И наоборот, применение в современных условиях землеустроительных решений при вовлечении в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель (на примере Белгородской области) позволяет получить на таких землях до 30% дополнительной продукции [1].

Вывод. Особенности процедуры образования земельных долей породили нерешенные до сих пор проблемы. В определенной мере это было закономерно, учитывая масштаб и уникальность решаемых тогда вопросов. Принятые меры по их решению дали лишь частичный эффект, что объясняется как сложностью ситуации, так и недостаточным анализом их последствий. Но даже эти частичные меры без землеустроительного обеспечения могут привести к качественно новым проблемам в аграрном землепользовании (хотя на данном этапе все условия для принятия взвешенных решений имеются). Реализация правовых и организационно-землеустроительных мер по урегулированию проблемы невостребованных земельных долей позволит более надежно обеспечить продовольственную безопасность страны и реализовать потенциал сельскохозяйственных земель как фактора интенсивного развития АПК.

Библиографический список

1 Волков С.Н. Проектирование и экономическая оценка мероприятий по повышению плодородия почв при внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных организаций: Уч. и науч.-пр. пособие – М.:ГУЗ, 2017. – 216 с.
2. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2. С. 5-10.
3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году. – М.: ФГБНУ «Росинформаготех», 2017. – 196 с.
4. Липски С.А. Земельные отношения и особенности государственной земельной политики в современной России (теория, методология, практика): Монография. - М.: ГУЗ, 2014. – 300 с.
5 Липски С.А. Земельные ресурсы как ключевой фактор обеспечения продовольственной безопасности. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2015. № 2, С. 6-11.
6. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018, вып. 4 – 328 с.
7. Устюкова В.В. Общая собственность граждан на земельные участки сельскохозяйственного назначения: миф или реальность? // Экологическое право. 2007. № 2. С.19-24.
8. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе. // Отечественные записки, 2012, № 6, с. 78-84.
9. Хлыстун В.Н., Алакоз В.В. Механизмы включения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 11. С. 38-42