Индекс УДК 33
Дата публикации: 04.08.2019

Совершенствование и перспективы картографо-геодезического обеспечения кадастра недвижимости

Improvement and prospects of cartographic and geodetic support for real estate cadastre

Марченко Трофим Иванович
Научные руководители:
Басс Олег Васильевич
Поемчук Владимир Владимирович

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
2. кандидат географических наук, доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития;
3. старший преподаватель кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна

Marchenko Trofim Ivanovich
Scientific directors:
Bass Oleg Vasilyevich
Poemchuk Vladimir Vladimirovich

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU)
2. the candidate of geographical sciences, associate professor of the geography, environmental management and spatial development;
3. Higher lecturer of the Department of urban planning, land management and design

Аннотация: Выполнение кадастровой съёмки и пути её совершенствования

Abstract: Cadastral survey and ways to improve it.
Ключевые слова: кадастр, геодезия, съёмка, межевание, земля, точность, площадь, недвижимость

Keywords: cadastre, geodesy, geodetic survey, land survey, land, precision, area, real estate


Необходимым при ведении кадастра объектов недвижимости является использование термина «кадастровая съемка». Кадастровая съемка, как было указано в проекте Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [1], выполняется с целью определения пространственно-площадных характеристик земельных участков и расположения объектов недвижимости. К сожалению, этот термин не вошёл в основную редакцию закона, хотя он широко используется на практике и самое главное, отвечает сути проводимых работ. При кадастровой съемке выполняется и межевание земель — комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Нормативной базой проведения геодезических работ в области кадастра служат документы, такие как методические рекомендации и инструкции. Основная проблема, которая существует в настоящее время при выполнении кадастровых съемок — это отсутствие руководств и инструкций по их выполнению, где указывались бы методика работ, требования к приборам, длинам сторон, допустимым невязкам. Вряд ли при выполнении кадастровой съемки можно руководствоваться действующей, но устаревшей Инструкцией по топографической съемке [2], тем более, что ее основные требования не соответствуют требованиям документов, регламентирующих геодезические работы в области кадастра. Для подтверждения сказанного представляю выдержки из названных документов.

В Инструкции по топографической съемке говорится, что: «средние погрешности (ошибки) в положении на плане предметов и контуров местности с четкими очертаниями относительно ближайших точек съемочного обоснования не должны превышать 0,5 мм»; «предельные погрешности положения пунктов плановой съемочной сети, в том числе плановых опознаков относительно пунктов государственной геодезической сети и геодезических сетей сгущения не должны превышать на открытой местности и на застроенной территории 0,2 мм в масштабе плана и 0,3 мм — на местности, закрытой древесной и кустарниковой растительностью».

В «Инструкции по межеванию земель» (утв. Роскомземом 08.04.1996) [3] записано, что: «средняя квадратическая погрешность положения межевых знаков относительно пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ) не более 0,1 мм». В «Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003) [4] средняя квадратическая ошибка положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы для земель городов определена не более 0,10 м.

Однако состояние геодезических сетей, являющихся основой кадастровой съемки, в некоторых городах часто не удовлетворяет современным требованиям кадастра в силу их недостаточной точности, утраты значительного числа центров пунктов, потери многих видимостей между пунктами, неоднородности построения из-за невыполнения совместного уравнивания и других причин. Неудовлетворительное состояние сетей является определяющей причиной того, что во многих случаях координаты межевых знаков, находящихся на границах смежных участков, в результате кадастровой съемки получают различающиеся значения, существенно превышающие ошибки измерений. Но так как координаты межевых знаков по границе двух участков должны быть одинаковыми, то в большинстве случаев ранее определенные значения координат принимаются для более поздних результатов кадастровой съемки. Безусловно, с таким положением соглашаться не следует. Поэтому проведение работ по реконструкции городских геодезических сетей следует рассматривать как одну из важнейших задач геодезического производства.

При создании съемочного обоснования для топографических или кадастровых съемок надежным способом контроля является:

 — сравнение результатов спутниковых определений с отметками реперов государственной нивелирной сети;

  — связывание соседних точек обоснования при помощи полигонометрических (теодолитных) ходов;

— в отдельных случаях, при достаточном соотношении точностей — сравнение с пунктами государственной геодезической сети.

Для повышения точности определения положения граничных точек земельных участков целесообразно выполнять совместное уравнивание координат межевых знаков и непосредственно измеренных элементов (прежде всего, расстояний между межевыми знаками, а также углов и приращений координат). На проводимом в настоящее время объединении систем кадастрового учета земельных участков и технического учета объектов капитального строительства проведение такого уравнивания целесообразно закрепить в нормативных документах. Такое уравнивание согласует данные Кадастровых палат и Бюро технической инвентаризации, которые в настоящее время не совпадают, а также позволит по невязкам условных уравнений выявлять грубые ошибки. Без них невозможно разрабатывать проекты границ земельных участков и территориальных зон, создавать кадастровые карты и планы земельных участков, осуществлять дежурство кадастровых карт территорий; определять картометрическим методом координаты межевых знаков участков для отдельных категорий земель (сельскохозяйственного назначения, лесного и земельного фондов) и др. Отсутствие актуальной топографической основы является тормозом в развитии системы кадастра, причиной принятия неправильных решений при переводе земель из одной категории в другую, проведении территориального планирования и т. д.

К числу основных сведений, получаемых в результате картографо-геодезического обеспечения кадастра объектов недвижимости, относятся площади земельных участков и объектов в их пределах, которые определяются преимущественно аналитически по их координатам. Площадные характеристики используются для решения фискальных задач и учета земельных ресурсов по их количеству, распределению между собственниками и другими участниками земельных отношений и т. п., а также служат основой для аналитической обработки с целью подготовки необходимых данных для принятия управленческих решений.

На основании изложенного можно сделать вывод, что совершенствование картографо-геодезического обеспечения кадастра объектов недвижимости должно стать одной из приоритетных задач в области осуществления деятельности по его ведению. Только решив проблемы картографо-геодезического обеспечения кадастра, можно успешно решить и другие его проблемы.

За последние годы сделано многое по развитию кадастра недвижимости. Так, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 433 [5] было утверждено Положение о создании геодезических сетей специального назначения  (ОМС).  В результате,  в регионах (в том числе – Калининградской области) были созданы опорные межевые сети.  Созданы ОМС в основном на применение спутниковых методов определения координат с помощью современных геодезических и фотограмметрических методов на основе новейших технологий.  Каталог координат и высот пунктов опорной межевой сети вносится органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в государственный кадастр недвижимости, а технический отчет о выполнении работ по созданию опорной межевой сети помещается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Процесс создания и обновления геодезической и картографической продукции, материалов и данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных» [6].

Основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о геодезической и картографической основах кадастра, полученных в результате выполнения работ по созданию новых или по обновлению существующих геодезической и картографической основ кадастра, в том числе по созданию новых или по восстановлению утраченных пунктов опорных межевых сетей, являются подготовленные в результате выполнения указанных работ документы.

В Постановлении Правительства РФ от 02.12.2004 N 726 (в ред. от 02.10.2007) [7] «О порядке распоряжения исключительным правом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии» говорится о том, что принадлежащим РФ исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии распоряжаются от имени РФ в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками по государственным контрактам на разработку, изготовление и поставку геодезической, картографической и топографической продукции для федеральных государственных нужд, в порядке, определенном актами Правительства РФ по вопросам, связанным с использованием результатов научно-технической деятельности и других объектов интеллектуальной собственности, и другими актами законодательства РФ об интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 9 ФЗ «О геодезии и картографии» [6] геодезические, картографические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд РФ. Он представляет собой совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования.

Постановлением Правительства от 08.09.2000 N 669 (в ред. от 07.10.2005) [8] было утверждено Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде РФ, который является составной частью государственного картографо-геодезического фонда РФ. Организации независимо от их организационно-правовой формы и граждане, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность, в соответствии с законодательством РФ о геодезии и картографии безвозмездно передают в фонд оригиналы или копии полученных при осуществлении указанной деятельности материалов и данных, подлежащих включению в фонд.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
2. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП-02-033-82. – Москва «Недра», 1982
3. Инструкция по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996)
4. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003)
5. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 433 "Об утверждении Положения о создании геодезических сетей специального назначения".
6. Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных».
7. Постановление Правительства РФ от 02.12.2004 N 726 (в ред. от 02.10.2007) "О порядке распоряжения исключительным правом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".
8. Постановление Правительства от 08.09.2000 N 669 (в ред. от 07.10.2005).