Составление бизнес-плана фермерского хозяйства
Composition of the farmership business plan
Abstract: In this article, the author touches on the theoretical aspects of drawing up a business plan for enterprises engaged in agriculture, namely: peasant farms. Drawing up a business plan for a farm has two main objectives: first, it will help a beginning farmer to more clearly formulate for himself and the employees of the economy the tasks of developing their business, forecast the profit, and calculate possible risks. It allows you to clearly present the entire process of development of their economy from the very beginning. Secondly, a competently drawn up business plan attracts investors of any level. The purpose of this article is to study and process information related to drawing up a business plan for the peasant farming necessary to provide investors with information about what formal steps need to be taken to organize their own farming. The author has approximated the main sections of the business plan to the current realities of the activities of agricultural enterprises of the Republic of Crimea, examining the standard sections: summary, general characteristics of the agricultural enterprise, characteristics of agricultural goods and services, key performance indicators, financial plan and financing strategy, economic efficiency, Payback of the project, risk assessment.
Keywords: farming, profit, risks, economic effect, specialization of the economy, productivity, revenue from sales, investments, profit.
Введение. Для того, чтобы стать успешным фермером, нужно обладать одним главным качеством – любовью к труду и к земле. Будучи успешным бизнесменом в любой другой сфере деятельности, но, не обладая опытом работы в сельском хозяйстве, тягой к земле, сложно рассчитывать на внезапное превращение из типичного городского жителя в настоящего фермера.
Составление бизнес-плана фермерского хозяйства несет в себе две основные цели: во-первых, он поможет начинающему фермеру более четко сформулировать перед собой и сотрудниками хозяйства задачи развития их бизнеса, спрогнозировать прибыль, просчитать возможные риски. Он позволяет четко представить весь процесс развития их хозяйства с самого начала. Во-вторых, грамотно составленный бизнес-план привлекает инвесторов любого уровня. Только при наличии тщательно продуманного бизнес-плана начинающий фермер может рассчитывать на государственную поддержку своего хозяйства в виде гранта или субсидий, получение банковских кредитов.
Цель и методы исследования. Целью данной статьи является изучение и обработка информации, связанной с составлением бизнес-плана крестьянско-фермерского хозяйства, необходимого для предоставления инвесторам информации о том, какие формальные этапы нужно пройти на пути организации собственного фермерского хозяйства. Для этого автором поставлены следующие задачи: составление резюме, определение специализации хозяйства, освещение информации о сельскохозяйственных товарах и услугах, показателей производственно-финансовой деятельности, разработка финансового плана и стратегии финансирования, определение экономической эффективности хозяйства.
Для решения данных задач автором выбраны аналитический и табличный методы исследования.
Можно выделить ряд авторов, которые внесли вклад в экономическую науку по составлению бизнес-плана в целом, так и для агропромышленного комплекса. Считаем, что сюда можно отнести таких ученых, как Масюк Н. Н. [6, С. 122 — 125], Батурину О. А. [1, С. 67 — 70], Макаренко Ю. П. [5, С. 173 — 181], Полунина С. С. [8, С. 192 — 193], Измоденову Н. К. [4, С. 226 – 23], Власову М. Ю., Крутову Л. Н [2, С. 40 – 42] и др.
Экспериментальная часть и результаты исследования. Бизнес-план является перспективным документом, который разрабатывается на конкретный период времени. В среднем для крестьянско-фермерского хозяйства принято разрабатывать бизнес-план на срок 3-5 лет. Стандартными разделами бизнес-плана являются следующие разделы: резюме, общая характеристика сельскохозяйственного предприятия, характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг, основные показатели производственно-финансовой деятельности, финансовый план и стратегия финансирования, экономическая эффективность, сроки окупаемости проекта, оценка рисков.
Раскрывая резюме бизнес-плана, можем говорить о том, что здесь содержится общая ознакомительная информация о КФХ: полное наименование организации; полный перечень технических средств или технологического оборудования, которое планируется приобрести в указанный период; источники финансирования; прогнозируемый экономический эффект и сроки окупаемости капиталовложений.
Следующий раздел характеризует такие пункты как: дату регистрации фермерского хозяйства; информацию об имуществе; специализацию исследуемого хозяйства, структуру товарной продукции; характеристику производственно-финансовой деятельности.
Характеризуя сельскохозяйственные товары и услуги, необходимо раскрывать для будущих инвесторов информацию об объеме производимой продукции, о каналах сбыта ее реализации, с указанием наименования канала сбыта, объемов продаж, цен реализации.
Раскрывая основные показатели производственно-финансовой деятельности, руководитель хозяйства обязан давать информацию по выбранному направлению деятельности. Если выбранная программа деятельности включает в себя отрасль животноводства, то в ней должны содержаться данные об обоснованном количестве поголовья животных, данные о воспроизводстве стада, объем производства продукции и другое.
Если выбранная программа деятельности включает в себя отрасль растениеводства, то руководитель предприятия обязан дать информацию о сельскохозяйственных угодьях, о способах обработки почвы, о севообороте, и других процедурах. Немаловажным критерием здесь выступают такие показатели – урожайность, продуктивность сельскохозяйственных угодий, объем товарной продукции.
Следующий раздел бизнес-плана включает в себя информацию о затратах на приобретение оборудования, животных, посадочного материала, кормов, данные об оплате труда сотрудников предприятия, объемы продаж сельскохозяйственной продукции, анализ доходов и расходов.
Рассмотрим финансовые результаты деятельности на примере одного из предприятий Красногвардейского района Республики Крым в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности
Х-предприятия Красногвардейского района Республики Крым
за 2014-2016 гг.
Показатели, тыс. руб | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 к 2014 в % |
Чистый доход от реализации | 501471 | 413061 | 406325 | 81,02 |
Себестоимость реализованной продукции | 400516 | 349434 | 323421 | 80,75 |
Валовая прибыль (убыток) | 100955 | 63627 | 57523 | Х |
Административные расходы | 79622 | 77205 | 76585 | 96,18 |
Расходы на сбыт | 2111 | 1518 | 1452 | 68,78 |
Прочие операционные расходы | 3513 | 8526 | 8623 | в 2,5 раза |
Чистая прибыль (убыток) | 75868 | 2323 | 2628 | Х |
Источник: составлено автором по материалам финансовой отчетности
Необходимо отметить показатели уровня интенсивности производства на примере предприятия Красногвардейского района Республики Крым [3, 7, 9].
Таблица 2
Показатели уровня интенсивности производства Х-предприятия Красногвардейского района Республики Крым за 2014-2016 гг.
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 к 2014 в % |
Урожайность, ц с 1га: | ||||
Озимая пшеница | 36,78 | 23,19 | 21,18 | 57,58 |
Кукуруза на зерно | 98,31 | 115,36 | 121,14 | 123,2 |
Производственная себестоимость, тыс.руб. | ||||
по растениеводству | 153296,4 | 184958,1 | 179541,2 | 117,12 |
по животноводству | 363263,7 | 338609,4 | 348701,5 | 95,99 |
Приходится валовой продукции на одного рабочего, тыс. руб. | 320,46 | 330,63 | 316,36 | 98,72 |
Приходится товарной продукции на одного рабочего, тыс. руб. | 288,89 | 223,06 | 207,32 | 71,76 |
Источник: составлено автором по материалам финансовой отчетности
Проанализировав финансовые результаты деятельности предприятия за 2014-2016 гг. можно составить финансовый план и стратегию финансирования, рассчитать экономическую эффективность на 2017-2020 гг.
При описании стратегии финансирования руководитель предприятия ставит перед собой цель – определить, какое количество средств потребуется на реализацию данного проекта, определиться с источниками финансирования и т.д. одним из сегодняшних приоритетов сельскохозяйственных предприятий является определение показателей уровня конкурентоспособности.
В таблице 3 представим результаты расчетов показателей конкурентоспособности Х-предприятия по отношению к У- и Z-предприятиям Красногвардейского района Республики Крым за 2014-2016 гг.
Таблица 3
Показатели конкурентоспособности зерновой продукции
Х-предприятия по отношению к У- и Z-предприятиям Красногвардейского района Республики Крым, за 2014-2016 гг.
Показатель | Годы | В среднем за 3 года | ||
2014 | 2015 | 2016 | ||
Х-предприятие в сравнении с У-предприятием | ||||
Коэффициент операционной эффективности, | 0,59 | 0,96 | 0,83 | 0,79 |
Коэффициент стратегического позиционирования, | 1,28 | 1,15 | 1,44 | 1,29 |
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности Х, | 1,59 | 0,43 | 1,46 | 1,16 |
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке У, | 2,10 | 0,39 | 1,23 | 1,24 |
Показатель конкурентоспособности предприятия, | 0,76 | 1,10 | 1,19 | 1,02 |
Х в сравнении с Z-предприятием | ||||
Коэффициент операционной эффективности, | 1,65 | 0,78 | 1,18 | 1,20 |
Коэффициент стратегического позиционирования, | 1,11 | 0,36 | 3,38 | 1,62 |
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности X, | 1,59 | 0,43 | 1,46 | 1,16 |
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке Z, | 0,87 | 1,50 | 0,36 | 0,91 |
Показатель конкурентоспособности предприятия, | 1,83 | 0,23 | 4,00 | 2,04 |
Источник: составлено автором.
Определив данные показатели, можно говорить об уровне конкурентоспособности исследуемого предприятия по отношению к конкурентам при условии следующей закономерности: если близится к нулю и меньше единицы, то конкурентоспособность организации низкая в соотношении с соперниками, а если равно единице – конкурентоспособности схожи. Однако, конкурентоспособность в соотношении с конкурентами высокая только при больше единицы.
При разработке рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью аграрной продукции для конкретного предприятия требуется индивидуальный подход, с учетом экономического состояния, положения на рынке, уровня конкурентоспособности продукции и факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.
Необходимо помнить, что сельское хозяйство имеет свою специфическую зону риска. Инвесторы придают огромное значение данному аспекту. Следует прописать в бизнес-плане с максимальной точностью перечень всех рисков, с которыми сталкиваются производители продукции.
Заключение. Подводя итоги, можно отметить, что, будучи успешным бизнесменом в любой другой сфере деятельности, но, не обладая опытом работы в сельском хозяйстве, тягой к земле, сложно рассчитывать на внезапное получение прибыли. Автором проанализированы теоретические разделы бизнес-плана для сельскохозяйственного предприятия, а именно для крестьянско-фермерских хозяйств. Автор приблизил основные разделы бизнес-плана к современным реалиям деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Крым, рассмотрев стандартные разделы: резюме, общая характеристика сельскохозяйственного предприятия, характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг, основные показатели производственно-финансовой деятельности, финансовый план и стратегия финансирования, экономическая эффективность, сроки окупаемости проекта, оценка рисков.
Было отмечено, что при разработке рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью аграрной продукции для конкретного предприятия требуется индивидуальный подход, с учетом экономического состояния, положения на рынке, уровня конкурентоспособности продукции и факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.
Библиографический список
1. Батурина О. А., Масюк Н. Н., Мокшина Ю. В. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). – С. 67 - 70.2. Власова М. Ю., Крутова Л. Н. Особенности развития малого аграрного хозяйствования / Новая наука: финансово-экономические основы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 17 апреля 2017). – Стерлитамак: АМИ, 2017. - № 4 – 1. – С. 40 – 42.
3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принят Гос.Думой от 25 октября 2001 г., № 136-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 03 июля 2016 г. / Официальный интерент-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
4. Измоденова Н. К. Формування механiзму господарювання фермерських господарств / Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Экономические науки. Вып. 147. – Симферополь, 2012. – С. 226 – 231.
5. Макаренко Ю. П. Аграрний ринок та його вплив на ефективнiсть виробництва малих форм господарювання / Ю. П. Макаренко // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Экономические науки. Вып. 141. – Симферополь, 2012. – С. 173 – 181.
6. Масюк Н. Н. Бизнес-модель компании при поиске инвестора и запуске стартапа / Н. Н. Масюк // Азимут научных исследований: экономика и управление. – Том 5, № 3 (16), 2016. – С. 122 – 125.
7. Научно обоснованная стратегия развития агропромышленного комплекса Крыма до 2020 г. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. 136 с.
8. Полунин С.С. Процесс бизнес проектирования // Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 30 апреля 2017). / - Стерлитамак: АМИ, 2017. – № 4 – 2 – 1. – С. 192 – 193.
9. Федеральная программа «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790.