Индекс УДК 338.439
Дата публикации: 28.10.2022

Применение опыта Китая по кластеризации в аграрном секторе Кыргызстана

Application of China's experience on clustering in the agricultural sector of Kyrgyzstan

Абдиев Мурат Журатович
Абдрахманов Оёнбек Эмилович
Исмаилов Акимжан Кабылжанович

1. д.э.н., профессор кафедры “Бухгалтерски йучет и аудит”,
Ошский технологический университет
2. к.э.н., доцент кафедры “Экономика предприятия и управление бизнесом”,
Ошский государственный университет
3. преподаватель кафедры «Экономика, бухгалтерский учет и социальная работа», Кыргызско-Узбекский Международный университет имени Б.Сыдыкова

Abdiev Murat Zhuratovich
Abdrakhmanov Oyonbek Emilovich
Ismailov Akimzhan Kabylzhanovich

1. Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting and Audit,
Osh Technological University
2. Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics and Business Management,
Osh State University
3. Lecturer at the Department of Economics, Accounting and Social Work, Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov

Аннотация: В предлагаемой научной статье рассмотрены опыт Китая по кластеризации аграрного сектора в экономике, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования в теоретическом аспекте на основе определения сущности и содержания кластеризации в экономике, изучив опыта Китая, предложены их применения на практике аграрного сектора Кыргызской Республики (КР).

Abstract: In the proposed scientific article, China's experience in clustering the agricultural sector in the economy is considered, their theoretical and practical provisions are clarified. Based on the results of the study in a theoretical aspect, based on the definition of the essence and content of clustering in the economy, having studied the experience of China, their applications in practice in the agricultural sector of the Kyrgyz Republic (KR) are proposed.
Ключевые слова: кластер, кластеризация, опыт, инновация, модель, поддержка, регулирование, эффективность.

Keywords: cluster, clusterization, experience, innovation, model, support, regulation, efficiency.


Как показывает опыт зарубежных стран, инновационными путями организации промышленности страны и ее регионов при успешной реализации промышленной политики являются понятия «кластер», «кластерные инициативы», «кластеризация», «кластерная политика». По убеждениям специалистов, кластеризация в большинстве случаев способствует развитию отдельных регионов, промышленности всей страны через придание инновационного импульса развитию и повышение конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов [1].

Рост объемов производства, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и улучшение ее качества возможны при глубокой специализации и концентрации производства на базе интеграции. Развитие экономической интеграции также оказывает положительное влияние на изменение структуры аграрного производства, развития тенденций перехода от мелкотоварного к средне- и крупнотоварному производству [2,7].

Практика развития кластерных форм в экономиках стран Азии насчитывает уже несколько десятилетий, а кластерный подход активно применяется во всех ведущих государствах, что даёт возможность для стран с переходной экономикой адекватно использовать в своей практике опыт последних.

Для азиатской модели характерна активная роль государства в поддержке развития кластерных инициатив, предполагающих вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области. В государствах Азиатского региона государственные органы считают долгом целенаправленно и активно вмешиваться в процессы, которые происходят в экономике этих стран, при этом стараясь защитить свои страны от конкуренции иностранных производителей, а также содействовать экспансии на внешние рынки. Данный фактор считается определенной спецификой азиатской экономической политики.

Рассмотрим подробнее опыт Китая в формировании и развитии кластерных структур.

Весьма интересен опыт Китайской Народной Республики по масштабу, интенсивности и специфике развития кластерных структур. Годовые темпы роста промышленного производства в отдельных кластерах Китая превышают 16%. Страна внедрила кластерную политику, связанную с научными парками и инкубаторами, для повышения инновационных целей. Активно стимулируется процесс формирования кластеров, существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 000 фирм с численностью сотрудников 3,5 млн. чел. и уровнем продаж на сумму примерно 200 млрд. долл. США в год. В настоящее время здесь насчитывается порядка 250 кластеров в различных областях: текстильной, электротехнической, автомобильной, нефтехимической и металлургической и пр. [3].

 Значительная часть китайских кластеров представляет собой типичные промышленные кластерные структуры, которые идентичны природе китайских фирм-производителей, так как кластерообразование в КНР было бы неправильно  позиционировать вне контекста производственной специализации национальной экономики и её территориальной организации. На протяжении последних десятилетий стремительное развитие китайской экономики было сопряжено с её экспортной ориентацией, основными «проводниками» которой выступают приморские регионы, входящие в Восточную экономическую зону Китая [6].

Относительно сельского хозяйства, то здесь китайское правительство при вступлении в ВТО предприняло ряд мер, которые способствовали стратегической реструктуризации аграрной отрасли и повышению её конкурентоспособности путём кластеризации. Спустя два года после вступления в ВТО, китайские специалисты, в соответствии с динамикой развития мирового рынка, отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдаётся предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы и кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко. Была также поставлена задача расширять экспорт следующей продукции: яблоки, апельсины, говядина и баранина, морепродукты. В этой связи осуществлялось внедрение в производство достижений мировой науки и технологий, развивалась многоуровневая система финансирования АПК, вводились гарантированные цены на сельхозпродукцию, налоговые и кредитные льготы и т.д. Реализация данной программы способствовала ускорению темпов развития аграрной промышленности основных китайских сельскохозяйственных регионов и росту доходов крестьян [81]. Среди китайских территорий, где расположены агропромышленные кластерные структуры, можно отметить: Ляньюньган (провинция Цзянсу) – переработка сельхозпродукции; Суйси (провинция Аньхой) – переработка сельхозпродукции; Линьцюань (провинция Аньхой) – сушеные овощи; Шоугуан (провинция Шаньдун) – переработка сельхозпродукции; провинция Шаньси – глубокая промышленная переработка сельхозпродукции; Тибетский автономный район – животноводство; Автономный район Внутренняя Монголия – скотоводство; Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) – сельское хозяйство (выращивание хлопка, хмеля томатов, сахарной свеклы).

В 2010 году при поддержке Шанхайской промышленной инвестиционной компании был создан агропарк «Гринпорт» (Шанхай) площадью 27 км² со специализацией: птицеводство, скотоводство (мясное, молочное) и овощеводство. Мастер-план агропарка был разработан по голландскому проекту – подходу, который отличается от традиционного планирования в КНР, что сделало проект экспериментальным [8].

Китайские кластеры функционируют не только в трудоемких производственных секторах, но и охватывают высокотехнологичные отрасли, при этом правительство КНР, особенно местные органы власти, оказывает всевозможную поддержку процессу их развития. В рамках политики по реализации инициативы «Один пояс – один путь» китайские компании создали по всему миру более 200 промышленных кластеров. Речь идет как о складах интернет-торговли и логистических хабах, так и о промышленных кластерах в рамках территорий опережающего развития.

Ряд исследователей считает, что в Китае кластеры в классическом понимании М. Портера могут быть обнаружены только в зонах с льготным режимом, а также в приморских регионах страны [6]. Вместе с тем в Плане основных направлений деятельности в 2020 году Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР указывается, что страна сосредоточится на межотраслевом распределении ресурсов, будет укреплять инновационную деятельность и ускорять создание промышленных кластеров и цепочек, делая акцент на интегрированном развитии первичного, вторичного и третичного секторов экономики в сельской местности. В целях углубления интегрированного развития последних планируется развивать цифровое и «умное» сельское хозяйство посредством внедрения различных инноваций, в том числе технологий блокчейна, Интернет-технологий, 5- G, искусственного интеллекта, биотехнологий [5].

Таким образом, анализ опыта Китая осуществления кластеризации экономики представляет особый интерес: адаптация наработанных практик к реалиям Кыргызстана может помочь правительственным структурам выработать комплекс грамотных мероприятий и реализовать их с максимальной отдачей. Если всё вышесказанное приложить непосредственно к аграрному сектору КР, то можно условно согласиться с мнением отдельных исследователей, что в сельскохозяйственных регионах страны, где нет агломераций, можно создавать кластеры на основе китайской модели, что позволит возродить сельское хозяйство, создать рабочие места в сельскохозяйственных регионах и районных центрах, обеспечить реализацию концепции устойчивого развития сельских территорий. В зависимости от модели кластера разрабатывается соответствующая кластерная  политика. При этом единственно правильного подхода к регулированию кластерного развития не существует: проделанный анализ продемонстрировал, что в мировых государствах по-разному проходят процессы кластеризации; дифференцированы условия и факторы формирования кластерных структур, различаются применяемые методы и инструменты, предлагаемые проекты и мероприятия, отличается степень воздействия властных структур на хозяйственную деятельность.

Создание кластера в целом требует достаточно больших инвестиций, в первую очередь на создание пилотных проектов по интенсивным технологиям с использованием капельного орошения, средств на создание кооперативных заготовительно-сбытовых кооперативов, техническое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности и финансирования оборотных средств, строительство кооперативных рынков и логистического терминала.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что все субъекты кластера, тесно взаимодействуя через сотрудничество, в конечном итоге будут производить сырье, его переработки высокого качества, конкурентоспособную на рынке и ее  сбыта.

Создание в КР агрокластеров является перспективным направлением развития агропромышленного сектора страны. Это создаст дополнительные условия для устойчивого развития отрасли, повышения конкурентоспособности продукции и, в итоге, в целом для социально-экономического развития страны.

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж Повышение конкурентоспособности пищевой промышленности Кыргызской Республики в условиях экономической интеграции [Текст] / М.Ж. Абдиев // Автореф. дисс. д.э.н.- Бишкек, 2020.- 48 с.
2. Абдиев М.Ж. Совершенствование интеграции в агропромышленном секторе Кыргызской Республики [Текст] / М.Ж.Абдиев, А.Ж. Бекбоева, Б.М.Мамытов // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019.-№ 6. -C. 4-7.
3. Бурук, А.Ф. Опыт дирижистской кластерной политики Азии и Китая [Текст] / А.Ф. Бурук, Е.В. Убоженко // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9, № 9А. – С. 49-57.
4. Вагизова, В.И. Формирование трансграничного регионального финансово-промышленного кластера Поволжья (на примере агропромышленного сектора экономики) [Текст] / В.И. Вагизова, К.Л. Терентьева, Л.И. Хакимова // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 1 (49). – С. 247-251
5. Гайша, О.Д. Зарубежный и отечественный опыт развития кластеров [Текст] / О.Д. Гайша // Вестник университета. – 2019. – № 5. – С. 12-15.
6. Изотов, Д.А. Специфика кластерных структур в китайской экономике [Текст] / Д.А. Изотов // Регионалистика. – 2015. – Том 2, № 3. – С. 18- 38.
7. Мардалиева Л.А. Экономические механизмы развития интенсивного развития производства в сельском хозяйстве Кыргызстана в условиях интеграции [Текст] / Л.А.Мардалиева, М.Ж.Абдиев, К.К.Токторов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2018.-№9 -C. 72-74.
8. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cluster.hse.ru.