Индекс УДК 339.9
Дата публикации: 11.01.2016

Санкционный режим: анализ проблем и возможностей для страны и продовольственных транснациональных компаний (ТНК)

Sanctions: an analysis of challenges and opportunities for the country and food transnational companies (TNCS)

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет

Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality,
Tambov State Technical University

Аннотация: Актуальность и цели. Международные санкции - это особая форма международно-правовой ответственности за нарушение государством международных соглашений. Являют собой экономические и политические меры принуждения, которые применяются государствами и международными организациями против государств, уклоняющихся от ответственности за совершенные ими международные правонарушения. Международные санкции считаются промежуточной формой воздействия на государство, или часть ее территории, между словесным осуждением и прямого применения силы. Предметом исследования является санкционный режим, как источник экономических проблем и потенциальных возможностей и преимуществ для страны.
Цель данного исследования – анализ существующих санкций и путей реакции на них со стороны государства и транснациональных компаний.
Материалы и методы. В работе применены методы анализа фактических и исторических данных, классификации и сравнения, а также сопоставления значимости различных производных эффектов, позволивших систематизировать и дать оценку санкционному режиму.
Результаты. Сформулированы конкретные списки санкций различных стран по отношению к РФ. Приведена оценка возможных последствий санкций для продовольственных ТНК. Представлены возможные риски для экономики РФ в связи с продлением санкционного режима.
Выводы. Современное состояние экономики в России находится в застойном периоде. Санкции запада носят отрицательный характер и во многом их действие имеет негативное влияние на будущие перспективы и в нынешних условиях правительству следует либо договариваться со странами, которые ввели и присоединились к санкциям, либо пересматривать экономическую модель всей страны. В долгосрочной перспективе, при сохранении сегодняшних тенденций, санкции могут неблагоприятно по¬влиять как на экономику России, так и на обычных россиян.


Abstract: Relevance and purpose. International sanctions - is a special form of international legal responsibility for the breach by a state of international agreements. Are economic and political measures of coercion applied by States and international organizations against States who evade responsibility for committing international crimes. International sanctions are considered to be intermediate to form a state, or part of its territory, between verbal condemnation and the direct application of force. The subject of research is the sanctions regime as a source of economic problems and the potential opportunities and benefits for the country.
The purpose of this study is analysis of existing sanctions and ways of reaction to them by the state and transnational companies.
Materials and methods. The paper applies methods of analysis of actual and historical data, categorizing and comparing and mapping the value of different derivative effects, which allowed to systematize and evaluate the sanctions regime.
Results. An explicit list of sanctions of different countries in relation to Russia. Assesses the potential impact of sanctions on food TNCs. Presents possible risks for the Russian economy in connection with the extension of the sanctions regime.
Conclusions. Current state of the economy in Russia is in a stagnant period. Western sanctions are negative in nature and in many respects their action has a negative impact on future prospects and in the present circumstances the government should either negotiate with the countries that have introduced and to join the sanctions, or review the economic model for the entire country. In the long term, if current trends of sanctions can adversely-affect the Russian economy and ordinary Russians.
Ключевые слова: санкции, экономическая безопасность, продовольствие, транснациональные компании, глобализация, внешнеэкономические связи России

Keywords: sanctions, economic security, food, multinationals, globalization, foreign economic relations of Russia


Введение.

Актуальность исследования заключается в том, что  РФ последние 2 года угрожают санкциями, но мы, россияне, и так живем в условиях ряда ограничений, и весьма существенных для нас, для нашей экономики, для нашей страны. Есть все основания полагать, что политика сдерживания России, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веке, продолжается и сегодня в XXI веке.

Экономические санкции (economic sanctions) – это принудительные действия экономического характера, предпринимаемые против субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение в сфере экономических отношений, предпринимаемые одной страны или несколькими странами с целью ограничить действия и изменить политические, экономические и социальные условия другой страны или группы стран.

Прежде чем приступить к анализу «европейских» санкций, необходимо выявить предпосылки и историю развития экономического противоречия между ЕС и Россией, начавшегося в 2014 году. Исходя из ситуации в Крыму, проведения референдума жителей, многими воспринятого как нелегитимного, и заявлений о присоединении полуострова к России, западные политики посчитали, что воссоединение России и Крыма угрожает территориальной целостности Украины. С целью повлиять на политику РФ, США и ЕС предусмотрели введение санкций, которое планировалось осуществить в три этапа. Ответной реакцией России на введенные санкции ЕС стало продовольственное эмбарго, введенное указом президента России от 6 августа 2014 года. Предполагается наложение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских лиц. Под эти запреты попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Валовый годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США [1].

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской эконо­мики приводит к ухудшению их финансового состояния, условий за­имствования и усилению оттока капитала. Это может привести в дальнейшем ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности [2]. В условиях санкций сотрудничество с большинством развитых государств по экономически и стратегически важным проектам сведено «на нет» или приостановлено. А это фактически означает, что страна оказалась в ситуации нарушения внешнеэкономических связей в настоящем и крушения существовавших перспектив экономического развития в будущем [3].

В своих работах ученые уделяют внимание различным аспектам санкционного режима: Деркач С.Н., Левина Е.В. — влиянию санкций на эффективность рыбной отрасли [4],  Барковский А.Н. — последствиям западных санкций и ответных санкций РФ [5],   Швец А.В. —  оценке рисков в проектах предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью [6], Трифонова Е.Ю. — методике оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий-участников внешнеэкономической деятельности [7], Чалык Е.А. — анализу влияния санкций на внутренний рынок России [8].

Известно, что окончательным толчком к “решительным” действиям Запада послужили политические события в Украине и последующее проведение референдума, который провозгласил независимость полуострова от Украины и дальнейшее присоединение ее к РФ. Результаты референдума  были незамедлительно осуждены международным сообществом, и 17 марта 2014 года США объявили о введении санкций против ряда высокопоставленных лиц Кремля, Госдумы, бывших высокопоставленных лиц Украины и лидеров-сепаратистов в Крыму, которые причастны к подрыву суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины. Некоторые из субъектов санкций олигархи – небольшой класс самых богатых россиян, пользующихся наибольшей прибылью от нефтяного и газового бума в России, бизнес сети которых простираются по всему миру [9].

Ученый Шепелев И.Г. провел анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом [10]; Шишов Ю.В. рассмотрел международные экономические санкции и их влияние на экономическую безопасность отраслей экономики РФ [11], Никитина Н.В.  рассмотрела влияние санкций на экономическую политику в России [12].

 

Последствия санкций против России.

На западе продолжается антироссийская истерия, направленная на одурачивание обывателей и создание из России образа внешнего врага. Приведем полный список санкций, введенных рядом государств, из которого несложно сделать вывод о том, что на самом деле серьёзное обострение отношений невыгодно никому, а воинственная риторика — всего лишь слова для пиара политиков. В ответ на действия России в Крыму Европейский союз, США, Канада и ряд других стран объявили о введении санкций. Меры включают замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Организация экономического сотрудничества и развития  решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной.

Таблица 1.

Санкции Организации Североатлантического договора

Организация Североатлантического договора:
• Приостановила проведение военных и гражданских встреч с Россией, а также отказалась от планирования совместных военных миссий;• Приостановила практическое сотрудничество с Россией и исключила её из процесса ликвидации сирийского химического оружия;

• Парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора прекратила сотрудничество с Федеральным собранием Российской Федерации;

• Приостановила все формы сотрудничества с Россией, кроме переговоров на уровне послов и выше;

• Закрыла свободный доступ к штаб-квартире всем работникам миссии России при Организации Североатлантического договора, за исключением посла, его заместителя и двух помощников.

Таблица 2. Санкции ЕС

Европейский союз:
• 6 марта 2014 года приостановил переговоры с Россией по вопросу облегчения визового режима и нового базового соглашения.• Решением Совета Европейского союза от 17 марта 2014 года ввёл санкции против российского и крымского политика и чиновника (физических лиц), в частности: запрет им въезда на территорию Евросоюза или транзита, а также замораживание «всех средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся в собственности или контролируются данными лицами».

• 20 марта 2014 года отменил проведение саммита ЕС-Россия, намечавшегося на июнь того же года.

• 21 марта 2014 года «ввиду тяжести ситуации», дополнил список лиц, против которых вводятся санкции, 12-ю именами государственных и военных деятелей РФ и Крыма, а также руководителя агентства «Россия сегодня» Д. Киселёва.

• 25 марта 2014 года запретил своим посольствам в России выдавать жителям Крыма все виды виз.

• 17 апреля 2014 года Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток».

• 28 апреля 2014 года принял решение о расширении списка лиц, против которых вводятся санкции, на 15 человек, имена которых были опубликованы 29 апреля того же года

 

Совет Европы отменил все запланированные мероприятия в России, лишил российскую делегацию права голоса и запретил её представителям занимать руководящие должности в Парламентской ассамблее Совета Европы, а также запретил российским представителям участвовать в миссиях наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы до конца 2014 года.

Европейская организация по безопасности аэронавигации  запретила осуществление авиаперелётов в Крым а также осуществление полётов в воздушном пространстве Крыма.

Евроконтроль (англ. Eurocontrol) — Европейская организация по безопасности воздушной навигации, основанная в 1960 году. Это международная организация, работающая для «бесшовной», общеевропейской системы организации воздушного движения.

G8 «Большая восьмёрка»  приостановила подготовку ведущих стран Запада к проведению саммита «Группы восьми» в июне в Сочи и приостановила участие России.

Таблица 3. Санкции Австралии

Австралия:
• Отменила ряд правительственных визитов в Россию.• Заморозила счета, а также запретила въезд восьми гражданам России и четверым гражданам Украины, «которые играют важную роль в российской угрозе суверенитету и территориальной целостности Украины».

Великобритания приостановила военное сотрудничество с Россией, в том числе остановила поставки в Россию предметов военного назначения и отменила запланированные совместные военные учения. Албания присоединилась к санкциям Европейского союза против России.

Исландия  присоединилась к санкциям Европейского союза против России. Болгария демонтировала трубы «Южного потока» на своей территории.

Таблица 4. Санкции Германии

Германия:
• Приостановила выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн. евро.• Прекратила экспорт оборонной продукции в Россию.

• Прекратила экспорт военной продукции в Россию.

• Заморозила продажу спутниковых технологий стоимостью до 700 млн. евро.

• Отказалась участвовать в ежегодных межправительственных германо-российских консультациях в рамках «Петербургского диалога».

Таблица 5. Санкции Канады

Канада:
• Ввела санкции против открытого акционерного общества «Акционерный банк „Россия“» и внесла в свой санкционный список ещё 14 российских должностных лиц.• Прекратила военное сотрудничество с Россией.

• Выслала со своей территории всех российских военнослужащих.

• Ввела запрет на въезд на территорию страны и заморозила активы семи российских и трех крымских чиновников.

• Отказалась от запуска микроспутника M3MSat с помощью российской ракеты с космодрома Байконур.

• Выдворила со своей территории заместителя военного атташе посольства России.

• Ввела санкции против председателя Севастопольской избирательной комиссии Валерия Медведева, председателя Крымской избирательной комиссии Михаила Малышева и компании «Черноморнефтегаз».

• Являясь государством-председателем Арктического совета, отказалась от участия в его рабочих заседаниях проходящих в Москве.

• Ввела дополнительные экономические санкции против девяти российских должностных лиц, а также «Экспобанка» и «РосЭнергоБанка».

Латвия:

  • Приостановила военное сотрудничество с Россией.
  • Прекратила вещание телеканала «Россия» из-за «предвзятого освещения ситуации на Украине».

Молдавия  присоединилась к санкциям Европейского союза против России.

Нидерланды  приостановили военное сотрудничество с Россией.

Норвегия:

  • Приостановила участие в переговорах о создании зоны свободной торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
  • Приостановила военное сотрудничество с Россией до конца мая 2014 года.
  • Присоединилась к санкциям Европейского союза против России.

Новая Зеландия приостановила переговоры с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана о создании зоны свободной торговли и отозвала министра торговли Тима Гросера из Москвы.

Польша:

  • Отменила форум регионов с Россией.
  • Poczta Polska прекратила доставку писем и посылок, предназначенные для жителей Крыма.

Соединённые Штаты Америки (США):

4 марта 2014 года заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией, также были отменены двусторонние переговоры и планирование конференций. 17 марта 2014 года Президент США Барак Обама объявил о подписании им указа (executive order), которым вводятся санкции против ряда российских должностных лиц в виде замораживания их банковских счетов, ареста имущества и отказа в выдаче въездных виз. Семь человек перечислены в указе поимённо, но в тексте также упоминается право секретаря казначейства дополнять список по согласованию с государственным секретарём. В американской корпорации Morgan Stanley отметили, что Запад не спешит с санкциями в отношении России, «поскольку это значительно ухудшит экономическую обстановку в Европе».

 20 марта 2014 года расширили список российских высокопоставленных должностных лиц, против которых введены санкции, а также ввели санкции против банка «Россия», названного «личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации» (the personal bank for senior officials of the Russian Federation) и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с президентом В.В. Путиным (Г.Н. Тимченко, братья А. Р. и Б.Р. Ротенберг, Ю.В. Ковальчук).

 27 марта 2014 года приостановили сотрудничество с Россией в сфере борьбы с наркотиками, а также приостановили выдачу американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной продукции». 28 марта прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения. 30 марта прекратили работу российско-американской президентской комиссии.

 2 апреля 2014 года приостановили ряд проектов с Россией в рамках двусторонней президентской комиссии, а также некоторые направления сотрудничества по линии правоохранительных органов, а финансирование на их реализацию переадресовали Украине.

 3 апреля 2014 года приостановили консультации с Россией в области противоракетной обороны, а также приостановили сотрудничество в космической сфере за исключением проекта Международной космической станции и по ряду проектов в области мирного атома.

 7 апреля 2014 года прекратили сотрудничество с Россией в рамках программы Нанна-Лугара, а также закрыли доступ гражданам России к объектам Министерства энергетики, включая Брукхейвенскую национальную лабораторию и Фермилаб.

 11 апреля 2014 года ввели санкции в отношении семи представителей руководства Крыма и компании «Черноморнефтегаз».

 28 апреля 2014 года ввели санкции в отношении 7 государственных чиновников Российской Федерации и 17 российских компаний. Также запретили продавать России высокотехнологичные товары, которые могут усилить боеспособность российской армии и аннулировали ранее выданные лицензии на их поставки.

 Первыми российскими компаниями, попавшими под санкции США, стали банки «Россия» и «Собинбанк». Эмитированные этими банками пластиковые карты Visa и MasterCard перестали обслуживаться во всем мире. В дальнейшем были введены санкции против других компаний: ООО «АкваНика», ООО «Авиа Групп», ООО «Авиа Групп Норд», ЗАО «Зест», ИнвестКапиталБанк, Собинбанк, Сахатранс, СМП банк, «Стройгазмонтаж», «Стройтрансгаз», ООО «Стройтрансгаз», ОАО «Стройтрансгаз», ООО «Стройтрансгаз-М», «Стройтрансгаз Холдинг», ИК «Аброс», ООО «Трансойл» и Volga Group. Их активы заморожены, а 13-ти компаниям из данного списка понадобятся впредь лицензии на вывоз продукции из США «с презумпцией отказа в экспорте, реэкспорте и иных иностранных трансферах».

Таблица 6. Санкции Швейцарии

Швейцария:
• Остановила процесс создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.• Приняла к сведению санкции, введенные Европейским союзом и США, и решила принять все необходимые меры для того, чтобы швейцарская территория не использовалась для их обхода. Также подтвердила, что введенные Европейским союзом визовые ограничения распространяются на её территорию в соответствии с Шенгенским соглашением.

• Заморозила военное сотрудничество с Россией.

• Ввела ограничения на финансовые операции 33 чиновников из России, в отношении которых Европейский союз ранее ввел санкции.

• Расширила свой санкционный список еще на 15 человек. Санкции введены в отношении десяти граждан России и пяти представителей юго-востока Украины. Против этих людей вводятся ограничения на финансовые операции, также им запрещается въезд в Швейцарию.

Экономические санкции, к сожалению, норма для мирового сообщества. Мировая политика никогда не была полем одного лишь равноправного сотрудничества, интеграции и взаимопомощи. Конфликты между государствами происходили всегда — и всегда в них переплетались геополитические и экономические аспекты. Всегда страны имели союзников, которым многое прощалось, и оппонентов, с которыми они предпочитали разговаривать с жестких позиций. Считать, что именно сейчас в этом мире что-то резко поменялось, — как минимум допускать существенное преувеличение.

На протяжении столетий экономические разногласия вызывали политические и даже военные реакции. Формула о «дипломатии канонерок» стала знаменитой после морской блокады Венесуэлы военными судами США, Великобритании и Германии в 1902–1903 годах в ответ на отказ Венесуэлы платить по долгам. Франция и Бельгия в 1923 году оккупировали Рурскую область по причине срыва Германией репарационных платежей. Великобритания и Франция решились на военную интервенцию в 1956 году, после национализации Египтом Суэцкого канала. Экономические проблемы остаются очень значимыми, но противоречия в данной сфере практически не решаются с позиций силы. Войны за обладания ресурсами и территориями остались в прошлом, и на этом фоне российское крымское «приключение» выглядит шокирующим исключением. Утрата войной экономической основы — фундаментальная черта глобальной политики XXI века.

На политические провокации все чаще даются экономические ответы, хотя в этом тоже нет ничего нового. Еще в 1917 году в США приняли Trading with the Enemy Act, легализовавший торговые эмбарго против стран, с которыми Америка находится в состоянии войны или которые реализуют в отношении США недружественную политику. В ХХ веке торговые и финансовые санкции стали очень распространены: им подвергались более 50 стран, причем в некоторые годы одновременно под санкциями развитых держав находилось до 30 государств. Сегодня их число намного меньше — всего девять стран, причем две из них, подвергнутые ранее самым комплексным санкциям (Куба и Иран), выходят из этого режима в текущем 2015 году. Санкции, примененные в 2014 году к России, объективно являются достаточно мягкими и катастрофически на экономику страны не влияют.

В современном мире санкции становятся обыденным правилом. Санкции, примененные к нам, оказывается, вовсе не девиация, а суть формирующегося мирового порядка. Применение силы для захвата части соседнего государства, как выясняется, не нарушение международного права, а воплощение новых принципов. Международное право и международные правила только лишь усложняются и становятся более комплексными и сложными. Расширяется пространство коллективных действий. Растет число эффективных региональных организаций.

Санкции, которые западные страны ввели против России, безусловно, не способствуют развитию отечественной экономики и ограничивают финансовые возможности страны. Но в этой ситуации нужно сделать все необходимое для того, чтобы они не отразились, по крайней мере, на наших ментальных способностях и не извратили наше сознание до того состояния, которое будет полностью несовместимо с современным миром.

Президент Национального совета внешней торговли США Уильям Райнш заявил о большом беспокойстве, высказанном членами возглавляемой им организации по поводу того, что Америка может столкнуться с неприятными последствиями в виде ответных санкции против США, которые вытолкнут американские компании с российских рынков, и контрмер России. Он отметил, что на совещаниях с администрацией и членами Конгресса открыто говорилось, что санкции не подействуют, если не будут многосторонними. Однако даже такой точке зрения катастрофически не достаёт понимания важности экономической стабильности для достижения процветания. Вот несколько примеров, вполне подтверждающие эти опасения.

Главным препятствием на пути санкционного режима против России со стороны США неожиданно стала позиция американских корпораций, активных на российском рынке. Крупнейшая из них – энергетический гигант Эксон Мобил активно развивает сотрудничество с Россией. Начало стратегическому сотрудничеству между Эксон Мобил и Роснефтью было положено в 2011 году. Две компании быстро достигли соглашения об обмене знаниями и технологиями, в соответствии с которым было образовано совместное предприятие по разработке месторождений сланцевого газа в Карском и Черном морях на российском шельфе. При этом Роснефть получила 30% долю в принадлежащих Эксон Мобилу месторождениях в Мексиканском заливе и в штате Техас. В 2013 году компании взялись за совместное освоение арктических месторождений России. Для этого был создан Исследовательский и проектный центр по развитию арктического континентального шельфа. В рамках сделки Роснефть получила 25% в месторождении природного газа Поинт Томпсон на Аляске. В конце того же года компании подписали соглашение о совместном развитии месторождений в Западной Сибири. В ходе Петербургского форума были заключены контракты с британской Би-Пи и французской Тоталь. Ведутся переговоры о сотрудничестве с норвежской Статойл. Представители BP и Тоталь в своих заявлениях особо подчеркнули, что достигнутые договоренности не нарушают действующих в отношении России санкций.

Казалось бы, западные ТНК идут на определенный риск. В случае перехода США и ЕС к секторальным санкциям против российской экономики – наиболее действенные из них могут затронуть энергетику – западные компании понесут большие убытки. Очевидно, что у энергетических ТНК США, Британии и Франции появилась уверенность в том, что политические риски для их бизнеса в России снижаются.

Поведением иностранного бизнеса в России руководит стремление сохранить уже вложенные средства (инвестиции западных компаний в российскую энергетику составляют до  35 млрд. долл.). Развивая сотрудничество, они стремятся упредить применение санкций против России и возможный ответ Москвы на такое развитие событий. В свое время энергетические гиганты оставили без внимания бум добычи сланцевого газа в США, в котором главную роль сыграли небольшие компании. При этом в России находятся крупнейшие запасы сланцевого газа за пределами США. Россия готова в скором времени начать разработку своих месторождений в Арктике. В США освоение региона к северу от Аляски связано с преодолением множества бюрократических барьеров и может затянуться на неопределенное время.

Укрепление сотрудничества между Россией и США в сфере бизнеса затрудняет введение санкций. Энергетические ТНК США действуют заодно с крупными американскими компаниями со значительным присутствием на российском рынке. В соответствии с опубликованными документами Сената США, кроме Эксон Мобил, еще 28 американских компаний (Кока-Кола, Ксерокс, Дженерал Моторос и др.) резко увеличили усилия по лоббированию своих интересов в связи с ситуацией на Украине в 2014 году. Для сравнения, в последние месяцы 2013 года Украина фигурировала в лоббистской деятельности лишь шести компаний.

В сфере энергетики разработанный США план предполагает введение запрета на заключение новых сделок с российскими государственными корпорациями, которые бы подразумевали экспорт в Россию технологий по добыче нефти и газа. Это позволило бы нанести урон будущему развитию российский энергетики, но сохранить при этом текущие договоренности. В таком случае сделки, заключенные на Петербургском экономическом форуме, свидетельствуют о стремлении западных компаний успеть расширить свои позиции на российском рынке до введения ограничений. А значит угроза секторальных санкций, призванных изолировать Россию, фактически создала ажиотаж среди желающих с ней сотрудничать.

Власти США решили ввести санкции против ряда российских компаний, подозреваемых ими в деятельности, идущей вразрез с американским законом о нераспространении в отношении Ирана, КНДР и Сирии. Об этом стало известно 2 сентября 2015 г. Под ограничительные меры попали Конструкторское бюро приборостроения (Тула), новосибирский производитель приборов ночного видения (ПНВ) и электронно-оптических преобразователей (ЭОП, основной элемент ПНВ) — компания Катод, корпорация НПО машиностроения из г. Реутова Московской области.

Наряду с российскими фирмами в новый санкционный перечень США попали компании из Ирана, Китая, КНДР, ОАЭ, Сирии, Судана и Турции. В уведомлении госдепартамента США поясняется, что впредь министерствам и ведомствам правительства США будет запрещено заключать любые закупочные контракты с компаниями из этого списка и оказывать им материальную поддержку и помощь. Минторг США вносит новые компании России и других стран в санкционный список в связи с конфликтом на Украине. В черный список добавлены 29 компаний. Все эти компании уже находятся под санкциями на основании соответствующего решения Минфина США. Минторг просто привел свой собственный санкционный режим в соответствие с общим черным списком властей США.

В российскую часть списка включены дочерние предприятия Роснефти Ванкорнефть (Красноярский край), Нефть-Актив (Самарская область), Сызранский нефтеперерабатывающий завод; принадлежащие Роснефти Ачинский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) (Красноярский край), Ангарская нефтехимическая компания (Иркутская область), Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Оренбургнефть (Оренбургская область), Самотлорнефтегаз (Ханты-Мансийский автономный округ), Верхнечонскнефтегаз (Иркутская область), РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, РН-Юганскнефтегаз, РН Холдинг, а также Ижевский электромеханический завод Купол и Концерн Ижмаш. Отдельно для Крыма указаны морской коммерческий порт Евпатории, морской торговый порт Феодосии, морской коммерческий порт Керчи, морской торговый порт Севастополя, морской торговый порт Ялты, государственная судоходная компания Керченская паромная переправа. От Украины в перечень попала только одна компания. Это холдинг Mako из г. Донецка. От Финляндии в списке значатся 3 предприятия. Это торговая компания Southeast Trading, имеющая также офисы в Санкт-Петербурге и Бухаресте; дистрибьютор российских нефтепродуктов Set Petrochemicals и Airfix Aviation — международный оператор бизнес-авиации, она отнесена также к Швейцарии. От Швейцарии есть еще одна компания. Это Rosneft Trading S.A., обслуживающая интересы Роснефти за рубежом. От Кипра и Великобритании в общей сложности в списке также значатся 3 фирмы. Нефтяная компания-трейдер, зарегистрированная на Кипре, IPP Oil Products, обслуживающая интересы Роснефти за рубежом Rosneft Trade Limited (Кипр) и компания, базирующаяся на Кипре и британских Виргинских островах, Southport Management Services Ltd.

Заключение

Рассмотрим причины, которые могут привести к экономическому кри­зису в 2016 г:

– Санкции со стороны Европы и США. Хотя они не имеют решающего значения, но в целом негативно влияют на общий фон.

– Утечка капитала из страны, из-за чего курс рубля снизился до истори­ческих минимумов, а ЦБ вынужден поднимать процентные ставки.

– Отток иностранных инвестиций с российского производственного сектора, что существенно снизило его конкурентоспособность.

– Зависимость экономики от торговли сырьем, любое колебание цен на нефть сразу же негативно сказывается на рынке.

Библиографический список

1. Минчичова В.С. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между Россией и лидерами Европейского союза — Францией и Германией // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 304-310.
2. Хамитова Ю.Ф. Влияние санкций на рост экономики России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2014. – № 8-9. – С. 71-78.
3. Макарова Е.П. Влияние экономических санкций на деятельность фирм в России // Science Time. № 5 (17) / 2015.
4. Деркач С.Н., Левина Е.В. Влияние санкций на эффективность рыбной отрасли // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. - № 11. - С. 783-784.
5. Барковский А.Н., Алабян С.С., Морозенкова О.В. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. Т. 2015. № 9. С. 3-7.
6. Швец А.В. Оценка рисков в проектах предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2010. - 1/3 (43) - С. 27-29.
7. Трифонова Е.Ю. Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий-участников внешнеэкономической деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2013. - № 3. - С. 246-251.
8. Чалык Е.А. Морозова С.А. Анализ влияния санкций на внутренний рынок России // Science time. - 2014. - № 12. - С. 594-596.
9. Захарова Е.В., Майер М.В. Санкции против России. Анализ влияния экономического кризиса на розничную торговлю // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4.
10. Шепелев И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. – 2014. – № 2(4).
11. Шишов Ю.В. Международные экономические санкции и их влияние на экономическую безопасность отраслей экономики РФ // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 59-64.
12. Никитина Н.В., Ушакова О.С. Влияние санкций на экономическую в России // Сборник: НАУКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 545-548.