Современное состояние кадрового потенциала Республики Бурятия
Current state of human resources potential of the Republic of Buryatia
Abstract: This article examines the human resources potential of the agro-industrial complex of the Republic of Buryatia. The analysis of the socio-economic situation of the republic is given. The problems of personnel selection and the need for qualified personnel of secondary and higher education in the agricultural sector of the Republic of Buryatia for 2022-2030 are identified.
Keywords: Politics, agro-industrial complex, economics, personnel, assessment of the level of education.
Республика Бурятия была образована 30 мая 1923 года. Располагается восточнее озера Байкала на юге Восточной Сибири и входящая в Восточно-сибирский район. Ее площадь составляет 351,3 тысячи км2. Столицей Республики является город Улан-Удэ.
Бурятия на востоке граничит с Читинской областью, на юге – с Монголией, на западе – с Иркутской областью. Республика с помощью ответвления Улан-Удэ – Наушки связывается с Транссибирской магистралью. Через нее проходит трасса М55, имеющая общегосударственное значение, а также несколько дорог республиканского значения и остальные типы дорог.
На побережье озера Байкал расположено много портов, с помощью которых осуществляется водная доставка материалов и грузов. Бурятия находится в относительной близости с энергетическими базами, рынками сбыта, а также такими промышленными городами, как Иркутск, Красноярск, Чита, Ачинск, Ангарск.
Бурятия находится на территории Забайкалья. Это преимущественно горная местность, лишь редкие ее равнины расположены на 500-700 метрах над уровнем моря. Республика Бурятия по своему характеру рельефа разделяется на Восточный Саян, Селенгинское среднегорье, Витимское плоскогорье и Байкальскую горную область. В этих горных системах раскинулись широкие межгорные котловины, иногда состоящие из лесостепных, степных и луговых участков – основных и наилучших угодий сельского хозяйства Республики.
Бурятия по своему физико-географическому расположению сильно удалена от Атлантического океана, а многочисленные высокогорные хребты изолируют ее от Тихого и Индийского океанов. Климат здесь резко континентальный: лето теплое и короткое, а зима морозная, малоснежная, безветренная и довольно продолжительная.
Агропромышленный комплекс является одной из крупных социально значимых отраслей экономики Республики Бурятия. На сегодняшний день агропромышленный комплекс создает до 7,0 % валового регионального продукта Республики Бурятия, обеспечивает 7,8 % общей численности занятых в экономике республики.
Кадровое обеспечение является одной из ключевых проблем организации и управления агропромышленным комплексом современной России. Результаты мониторинга Российской академии кадрового обеспечения АПК свидетельствуют, что за последние пять лет — с 2016 по 2020 год — численность руководителей сельскохозяйственных организаций увеличилась на 4,15%, а численность специалистов СХО сократилась: среди главных специалистов — на 17,5%, среди специалистов — на 4,9%.
Республика Бурятия испытывает значительный дефицит рабочей силы в каждом сегменте экономики. Наиболее дефицитные с точки зрения кадров отрасли стали перерабрабатывающее производство, обеспечение электроэнергией, торговля, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство. Также возросла потребность в кадрах и в сфере образования, строительства.
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций руководителями составляет 97,6%, главными специалистами — 91,4%, специалистами — 93,7%.
Наибольший дефицит отрасль испытывает по важнейшим производственным
службам: по агрономической службе обеспеченность составляет 89,8%, по ветеринарной — 89,7%, по зоотехнической — 88,8%.
Таблица 1
Потребность квалифицированных кадров среднего образования в отрасли сельского хозяйства республики Бурятия на 2022 — 2030 годы
Наименование профессий среднего профессионального образования | Потребность, чел. | ||||||||||||||||||||
2022/2023 уч. год | 2023/2024 уч. год | 2024/2025 уч. год | 2025/2026 уч. год | 2026/2027 уч. год | 2027/2028 уч. год | 2028/2029 уч. год | 2029/ 2030 уч. год | ||||||||||||||
Подсобный рабочий на лесозаготовках, лесосплаве и подсочке леса | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||
Рабочий по уходу за животными | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | |||||||||||||
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры | 17 | 5 | 5 | 5 | 10 | 15 | 15 | 15 | |||||||||||||
Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | |||||||||||||
Слесарь механосборочных работ | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||||||||||||
Тракторист | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||||||||
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | 14 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |||||||||||||
ИТОГО | 91 | 81 | 81 | 81 | 86 | 91 | 91 | 91 | |||||||||||||
Оценка образовательного уровня руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства в целом показала, что доля специалистов с высшим образованием стабильно растет: она составляет 53,1% (при росте с 2016 года — на 4,6%). При этом снижается доля специалистов со средним специальным образованием: она составляет 36,5%, за пять лет снижение – на 2,4%. Доля специалистов (практиков) без специального образования также снижается и составляет 10,4% от общей численности.
Таблица 2
Потребность квалифицированных кадров высшего образования в отрасли сельского хозяйства республики Бурятия на 2022 — 2030 годы
Наименование подготовки высшего образования (бакалавр). | Потребность, чел. | |||||||||
2022/2023 уч. год | 2023/2024 уч. год | 2024/2025 уч. год | 2025/2026 уч. год | 2026/2027 уч. год | 2027/2028 уч. год | 2028/2029 уч. год | 2029/2030 уч. год | |||
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | 75 | 75 | 75 | 20 | 25 | 25 | 25 | 25 | ||
Экология и природопользование | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | ||
Биология | 70 | 70 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | ||
Строительство | 40 | 40 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
Информатика и вычислительная техника | 90 | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
Информационные системы и технологии | 80 | 80 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | ||
Программная инженерия | 65 | 60 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | ||
Информационная безопасность | 20 | 25 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
Радиотехника | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | ||
Инфокоммуникационные технологии и системы связи | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||
Конструирование и технология электронных средств | 20 | 30 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | ||
Биотехнические системы и технологии | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | ||
Электроэнергетика и электротехника | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | ||
Теплотехника и теплоэнергетика | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | ||
Технологические машины и оборудование | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | ||
Автоматизация технологических процессов и производств | 20 | 20 | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | ||
Мехатроника и робототехника | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | ||
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
Биотехнология | 45 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | ||
Продукты питания из растительного сырья | 205 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | ||
Продукты питания животного происхождения | 115 | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 | ||
Технология продукции и организация общественного питания | 95 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | ||
Техносферная безопасность | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | ||
Природообустройство и водопользование | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | ||
Землеустройство и кадастры | 100 | 100 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | ||
Геодезия и дистанционное зондирование | 50 | 50 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | ||
Материаловедение и технологии материалов | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | ||
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | ||
Системный анализ и управление | 0 | 0 | 0 | 20 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||
Нанотехнологии и микросистемная техника | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Технология изделий легкой промышленности | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | ||
Технология полиграфического и упаковочного производства | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Конструирование изделий легкой промышленности | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | ||
Лесное дело | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||
Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
Агрохимия и агропочвоведение | 41 | 41 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | ||
Агрономия | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||
Садоводство | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Агроинженерия | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | 65 | ||
Водные биоресурсы и аквакультура | 50 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||
Ландшафтная архитектура | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Ветеринарно-санитарная экспертиза | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | ||
Зоотехния | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | ||
Психология | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Экономика | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | ||
Менеджмент | 77 | 85 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | ||
Управление персоналом | 37 | 37 | 37 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | ||
Государственное и муниципальное управление | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | ||
Бизнес-информатика | 57 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | ||
Товароведение | 37 | 37 | 37 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||
Итого | 2980 | 3198 | 3254 | 3219 | 3234 | 3234 | 3234 | 3234 | ||
Как показали исследования образовательного уровня рабочих кадров АПК, за последние 5 лет наблюдается тенденция увеличения численности рабочих, имеющих высшее образование (рост на 8,6%). Чаще всего это связано с возросшими профессиональными и образовательными требованиями даже к работникам массовых профессий. Увеличилось и количество работников со средним профессиональным образованием (рост на 3,9%). Изменяется и структура состава работников массовых профессий в АПК. Так, с 2016 года увеличилась доля работников со средним профессиональным образованием с 25,9% до 29,0%. Вместе с тем увеличился удельный вес работников, не имеющих профессионального образования – с 25,2% до 26,2%.
В настоящее время подготовку кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации осуществляет 54 аграрных вуза подведомственных Минсельхозу России. В них обучается свыше 300 тыс.человек, из которых около 60% обучается за счет средств федерального бюджета. Более чем в 30 аграрных вузах реализуются программы среднего специального образования по 51 специальности. Почти 45 тыс. слушателей ежегодно проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Современный рынок труда становится все более конкурентным, что требует от компаний усиленного внимания к подбору, обучению и развитию своих сотрудников. В связи с этим постоянное совершенствование кадровой стратегии становится необходимостью для достижения более высоких результатов в бизнесе. В этом контексте, целью данного исследования является анализ методов и подходов к совершенствованию кадровой стратегии управления персоналом организации.
Библиографический список
1. Алуи Ю.А. Менеджмент человеческих ресурсов как новая модель работы с кадровым потенциалом в сельском хозяйстве // Молодежь и системная модернизация страны: Ю. А. Алуи – Текст: электронный // – 2021. – С. 12-16.2. Березина А.С., Угрюмова А.А. Современные проблемы кадрового менеджмента в организациях сельского хозяйства / Березина А.С., Угрюмова А.А. –Текст: электронный // Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике. материалы ХVII Международной научно-практической конференции. – Кемерево, 2021.
3. Суворова А.В., Немчинова О.С. Особенности системы оплаты труда персонала в сельском хозяйстве Бурятии // Международный научно-практический электронный журнал «Агропродовольственная экономика», г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - №5 - 2022. – С.51-59
4. Суворова А.В., Амоголонова Д.Б., Батуева В.Б. Основные методы и формы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства/ Суворова А.В., Амоголонова Д.Б., Батуева В.Б. // Международный научно-практический электронный журнал «Агропродовольственная экономика», г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - №5 - 2022. – С.59-62
5. Суворова А.В., Амоголонова Д. Б., Батуева В.Б. Социально-экономическое развитие Республики Бурятия в эпоху цифровой трансформации / Суворова А.В., Амоголонова Д. Б., Батуева В.Б. // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Cовременные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса». - г. Москва, 2021.-С.45-49
6. Шилинскайте И.А. Совершенствование кадровой политики в системе управления персоналом организаций АПК / И.А. Шилинскайте // Известия Международной академии аграрного образования. – 2019. – № 44. – С. 98-99.
7. Шишев А.Х. Особенности механизма регулирования трудовых отношений с работниками АПК / А.Х. Шишев // Аллея науки. – 2018. – № 3. – С. 563-568