Индекс УДК 338.439.02:43.021
Дата публикации: 02.01.2016

Комплексная методика оценки региональной продовольственной безопасности

Comprehensive method of estimating the of the regional food security

Антамошкина Елена Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет,
г. Волгоград
Antamoshkina Elena Nikolaevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Volgograd State Agrarian University,
Volgograd

Аннотация: Статья посвящена обоснованию авторской методики анализа региональной продовольственной безопасности и ее апробации на примере регионов Южного Федерального округа.
Цель автора заключалась в разработке комплексной универсальной методики анализа региональной продовольственной безопасности. Для достижения поставленной цели потребовалось: разработать систему показателей оценки продовольственной безопасности на региональном уровне; определить критерии оценки региональной продовольственной безопасности; синтезировать модель анализа и оценки продовольственной безопасности региона. В статье представлен алгоритм поэтапного применения методики оценки региональной продовольственной безопасности.
Рекомендуемые показатели и критерии оценки региональной продовольственной безопасности согласованы с параметрами, определенными Доктриной продовольственной безопасности России, и учитывают требования ВТО. Предлагаемая методика апробирована на данных крупнейших регионов ЮФО, что позволило осуществить сравнение уровня обеспечения продовольственной безопасности регионов в пространственном и временном разрезе. Сравнение проводилось на основе интегральной оценки уровня продовольственной безопасности регионов.
Теоретическая значимость заключается в содержательном дополнении исследований моделей и инструментов анализа продовольственной безопасности на региональном уровне экономики с точки зрения обоснования показателей и критериев оценки продовольственной безопасности региона в условиях участия России в ВТО. Практическая значимость состоит в разработке и апробации предложенной методики на основе оценки показателей продовольственной безопасности ЮФО.


Abstract: Article seeks to substantiate the author's method of analysis of the regional food security and its approbation by the example of the Southern Federal District.
The author's goal was to develop a comprehensive universal method of analysis of the regional food security. To achieve this goal required: to develop a system of indicators to measure food security at the regional level; define criteria for assessing regional food security; synthesize model analysis and evaluation of food security in the region. The paper presents an algorithm for the phased application of methodology for assessing regional food security.
Featured indicators and criteria for assessing regional food security consistent with the parameters defined food security doctrine of Russia, and take into account the requirements of the WTO. The proposed method was tested on data from the largest regions of the Southern Federal District, which allowed a comparison of the level of food security in the regions of the spatial and temporal perspective. Comparison was made on the basis of an integrated assessment of the level of food security regions.
The theoretical significance is meaningful complement research models and tools for analysis of food security at the regional level of the economy in terms of justification of indicators and criteria for assessing food security in the region in terms of Russia's participation in the WTO. The practical significance is to develop and test the proposed method based on an assessment of indicators of food security SFD.
Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, регион, показатели и критерии региональной продовольственной безопасности, доступность продовольствия, алгоритм, методика, модель оценки.

Keywords: agrarian policy , food security, the region, and criteria of the regional food security, access to food, the algorithm, method, evaluation model.


Введение. Изменение приоритетов агропродовольственной политики России происходит под воздействием глобальных политических процессов. Импортозамещение стало особенно важным для развития сельского хозяйства после того, как в 2014 году Россия, в ответ на санкции, введенные европейскими странами и США, запретила импорт европейских и американских продуктов питания на российский рынок. Введение Россией продовольственных антисанкций, с одной стороны, создает дополнительные возможности для развития внутреннего сельскохозяйственного производства, с другой стороны, вызывает беспокойство потребителей по поводу возможного дефицита и роста цен на продовольственную продукцию.

Актуальность проблемы оценки эффективности аграрной политики состоит в том, что в изменившихся в связи с вступлением в ВТО условиях регулирования от эффективности политических мер зависит конкурентная позиция сельских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Эффективность аграрной политики невозможно оценить единым показателем, поскольку она включает целый ряд самостоятельных направлений: развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности, повышение уровня жизни сельского населения, рост доходов сельхозпроизводителей. В связи этим оценка эффективности аграрной политики должна включать в себя детальный анализ различных направлений с помощью специализированных показателей оценки.

Объекты и методы исследования. Оценку эффективности агропродовольственной политики необходимо проводить с использованием соответствующих критериев и показателей. На макроэкономическом уровне, как правило, в качестве критерия эффективности реализации агропродовольственной политики используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты функционирования АПК (объемы производства сельскохозяйственной продукции, прибыль, рентабельность) и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – трудовых, материальных (основные производственные фонды АПК, финансовых (инвестиции в развитие агропромышленного комплекса).

Дополнительными критериями на основе которых можно проводить оценку эффективности агропродовольственной политики могут быть: темпы роста экономического развития АПК, обеспечение экономической безопасности, продовольственной независимости (самообеспеченности), рост доходов сельского населения, уровень инфляции и безработицы [5, c. 9].

Помимо выше перечисленных критериев оценки эффективности агропродовольственной политики, и в частности, оценки потребности в государственной финансовой поддержке АПК, ряд авторов предлагает, рассматривать критерии продовольственной (достаточность объемов производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения населения в жизненно необходимых продуктах питания; разнообразие производимой продукции по видам) и экономической безопасности региона (обладание финансовой устойчивостью и платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; рентабельность в разрезе отраслей без учета и с учетом уровня государственной поддержки; превышение темпов роста оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда; снижение уровня износа сельскохозяйственной техники; повышение продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур в целях самообеспечения по видам продукции) [4, c. 4-7].

В конечном итоге финансирование мероприятий по развитию АПК, и в частности сельскохозяйственного производства, должно быть обосновано с точки зрения достижения требуемого уровня продовольственной безопасности, и в том числе экономической безопасности АПК.

Можно выделить ряд подходов к оценке эффективности агропродовольственной политики:

1) отраслевой, согласно которому для каждой сферы АПК применяются определенные показатели, характеризующие эффективность их функционирования и регулирования; С точки зрения отраслевого подхода показатели (индикаторы) эффективности агропродовольственной политики целесообразно выделять в сфере производства (объемы выпуска сельскохозяйственной продукции, уровень рентабельности производства различных видов сельскохозяйственной продукции) и потребления продовольствия (средние объемы потребления продовольствия в расчете на душу населения, в том числе по отдельным регионам России).

2) ресурсно-потенциальный подход, позволяющий определить абсолютную и относительную эффективность регулирования АПК посредством мер агропродовольственной политики. Первая определяется соотношением потенциальных возможностей производства (имеющихся ресурсов) с фактическим объемом их использования. Относительная эффективность показывает отношение конечного эффекта к затратам (рентабельность сельскохозяйственного производства).

Несмотря на наличие различных подходов к оценке эффективности агропродовольственной политики, все они сводятся к общей идее, согласно которой аграрная сфера экономики будет эффективна в том случае, если она в полном объеме выполняет свою основную функцию по обеспечению продовольственной независимости страны.

Интерес со стороны научного сообщества к проблемам продовольственной безопасности способствовал появлению достаточно большого количества методов и моделей оценки. В мировой практике для оценки экономической доступности продовольствия на микро и макро уровне используются различные показатели. На макро уровне анализируются такие показатели как, уровень инфляции, обменный курс, таможенные пошлины и тарифы на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, индексы цен на продукты питания и их динамика. На уровне отдельных домашних хозяйств, в контексте продовольственной безопасности рассматривается доступ к услугам здравоохранения и социальной защиты, особенно в периоды кризиса [11, с. 5-6].

Несмотря на многообразие существующих моделей оценки продовольственной безопасности, многие из них ориентированы на оценку отдельных аспектов продовольственной безопасности. Например, числовая модель общего экономического равновесия анализирует продовольственную безопасность как результат влияния таможенно-тарифной политики на агропродовольственный рынок России в условиях вступления в ВТО.

Большинство моделей применимы исключительно для анализа продовольственной безопасности на государственном, либо международном уровне. Например, существует несколько прогнозных моделей (EPACIS, BLS, Aglink) оценки продовольственной безопасности на макроуровне. В основе первой из них лежит моделирование частичного равновесия на аграрных рынках и основное внимание уделяется внешней торговле стран СНГ. Вторая модель воспроизводит цели участников рынка и ограничивающие факторы в форме задачи математического программирования. Третья представляет собой рекурсивную динамическую модель частичного равновесия по государствам и регионам мира [12, c. 33; 13].

Применяются имитационные, прогнозные модели. Они позволяют определять мероприятия агропродовольственной политики, обеспечивающие достижение заданных целей, например, самообеспечения отдельными видами продовольствия на определенном уровне. Данный тип моделей практически не содействует решению проблем продовольственной безопасности, за исключением тех случаев, когда они выявляют перспективу возникновения недопустимых дисбалансов в продовольственном обеспечении.

Используемые методы оценки региональной продовольственной безопасности не отличаются комплексностью, применяемые модели недостаточно формализованы, ориентированы на оценку отдельных аспектов продовольственной безопасности и во многом опираются на экспертные оценки. Преодолеть указанные недостатки позволяет предлагаемая методика, основанная на показателях оценки производства и потребления продовольствия, определенных Доктриной продовольственной безопасности России [2]. Показатели оценки региональной продовольственной безопасности соотнесены со следующими критериями:

  • уровень продовольственной самообеспеченности региона, который характеризует, насколько в полном объеме регион обеспечивает потребности населения в различных видах продовольственной продукции за счет местного производства;
  • степень удовлетворения физиологических потребностей населения в продовольствии, показывает фактические объемы потребления в сравнении с рациональными нормами;
  • уровень экономической доступности продовольствия, характеризующий возможность приобретения продуктов питания в зависимости от величины доходов населения и уровня цен на продовольствие [1, с. 6-16].

Отличительными особенностями предложенной методики является ее комплексность и универсальность, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня продовольственной безопасности по регионам страны и предлагать корректирующие меры в рамках агропродовольственной политики с учетом требований ВТО. Алгоритм методики включает последовательные этапы:

  1. Необходимо выбрать критерии оценки продовольственной безопасности региона (уровень продовольственной самообеспеченности региона, степень удовлетворения физиологических потребностей населения в продуктах питания, экономическая доступность продовольствия);
  2. Определить показатели оценки по каждому критерию (коэффициент самообеспеченности продовольствием, коэффициент фактического потребления, коэффициент бедности, степень неравномерности распределения доходов, удельный вес расходов на питание в общей структуре расходов домашних хозяйств);
  3. Установить параметры значений для каждого показателя оценки (оптимальное, допустимое, низкое или высокое);
  4. Определить максимальное и минимальное количество баллов, по каждому показателю оценки продовольственной безопасности, в зависимости от того в каких параметрах будет находиться показатель (если значение показателя находится в оптимальных пределах, то по данному показателю выставляем оценку – 2 балла. В том случае, если значение показателя находится в допустимых пределах – выставляется оценка 1 балл. Для низких или высоких значений показателя, оценка будет соответствовать 0 баллов);
  5. Сформировать критерии оценки уровня продовольственной безопасности региона, в зависимости от суммарного количества баллов (9-10 баллов соответствует оптимальному (высокому) уровню продовольственной безопасности региона; 5-8 баллов соответствует среднему (допустимому) уровню продовольственной безопасности; менее 5 баллов — низкий уровень региональной продовольственной безопасности);
  6. Провести расчет показателей продовольственной безопасности региона и оценить их в баллах в соответствии с установленными параметрами
  7. Определить интегральную оценку региональной продовольственной безопасности как сумму оценок по каждому показателю:

    Ипб = Кс + Кфп + Кб  + Кп + Кдж      (1)

    Уровень продовольственной независимости (самообеспеченности) региона по отдельным видам сельскохозяйственной продукции предлагаем оценить с помощью коэффициента самообеспеченности (Кс), который характеризует, насколько в полном объеме регион обеспечивает потребности населения в различных видах продовольственной продукции за счет местного производства.

  Кс      =   q / ( n *  qp )   (2),

где: q – фактические объемы производства продовольствия в регионе; n – численность населения региона; qp – рациональные нормы потребления.

Рассчитывать коэффициент самообеспеченности целесообразно для тех видов сельскохозяйственной продукции, которую можно получать в массовом количестве, исходя из природно-климатических условий на территории региона. В результате проведенных расчетов Кс может принять различную величину: значение показателя можно отнести к низкому (Кс ≤ 0,5), допустимому (0,5< Кс ≤ 0,9) или оптимальному уровню (0,9< Кс ≤ 1) самообеспеченности региона продовольствием.

Для оценки степени удовлетворения физиологических потребностей населения в основных продуктах питания целесообразно использовать коэффициент фактического потребления продовольствия (Кфп), который показывает фактический уровень потребления продовольствия за определенный период времени (qфакт) в сравнении с рациональными нормами потребления (qнорм):

     Кфп    =  qфакт   / qнорм     (3),

Коэффициент фактического потребления населением региона продовольствия (Кфп) может принимать следующие значения: Кфп ≤ 0,5 – низкое; 0,5 < Кфп≤ 0,95 – допустимое; 0,95 < Кфп = 1 – оптимальное. По результатам расчетов коэффициентов фактического потребления продовольствия для различных видов продуктов питания необходимо будет определить среднее значение показателя.

Для оценки экономической доступности продовольствия необходим анализ нескольких показателей: коэффициента бедности (Кб), потребления (Кп), коэффициента Джини (Кдж) (табл. 1).

Таблица 1. Система критериев и показателей экономической доступности продовольствия

КритерийПоказательЗначение показателя
1) доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;КбКб>0,4 – высокое;0,2  < Кб ≤ 0,4 – допустимое;Кб ≤ 0,2 – оптимальное
2) доля расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств; КпКп > 0,5 (или > 50%)- высокое;0,25 < Кп≤ 0,5 – допустимое;Кп < 0,25 – оптимальное
3) степень неравномерности распределения населения по уровню доходовКджКдж >0,5 – высокое;0,3 ≤ Кдж < 0,5 – допустимое;Кдж< 0,3 – оптимальное

Экспериментальная часть. Апробация предложенной методики применительно к ЮФО позволила получить следующие результаты. Уровень продовольственной самообеспеченности региона по основным видам продовольствия в 2013 году соответствовал необходимым объемам производства продовольственной продукции, в соответствии с рациональными нормами потребления. Так в ЮФО в 2013 г. производилось достаточное количество куриных яиц, овощной и мясной продукции, Кс > 1. Объемы производства молока и молочной продукции в регионе не достаточны (табл. 2).

Таблица 2. Уровень продовольственной самообеспеченности ЮФО в 2013 г.*

Фактический объем производства, тыс. тонн(q)Необходимые объемы производства продовольствия в соответствии с рациональными нормами (qp) Кс
Картофель167116750,95
Овощи304413962,18
Молоко330544680,74
Мясо и мясопродукты11959071,31
Яйца, млн. шт.446536301,23

* Рассчитано по: [6, с. 37; 7, с. 384-390].

Особенностью российского АПК, как признают многие исследователи, является его выраженная асимметрия [9, с. 61-65; 10]. Подавляющее большинство предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции располагается в нескольких регионах России, преимущественно, Южном и Приволжском федеральных округах. ЮФО традиционно лидирует по доле сельского хозяйства в валовом региональном продукте и объемам производства сельскохозяйственной продукции в расчете на одного жителя [8, с. 8].

Оценка коэффициента фактического потребления продовольствия (Кфп) показала, что в 2013 году значение показателя составило – 1,09. Среди регионов России ЮФО занял первое место по объему потребления куриных яиц, второе место по объему потребления овощей – 145 кг, по объемам потребления мяса и мясной продукции лидирует республика Калмыкия – 114 кг в год на человека. Наряду с этим потребление населением ЮФО молочной продукции было ниже рекомендуемых рациональных норм потребления (табл. 3).

Таблица 3. Потребление продуктов питания по субъектам ЮФО в 2013 г.,

(в среднем на одного члена домашнего хозяйства в год; кг.) *

Хлебные продуктыКартофельОвощиМясоМолокоЯйца, шт.Сахар
Российская Федерация1181111097524826940
ЮФО122991457723629743
Республика Адыгея116651287021519550
Республика Калмыкия1164610111426623327
Краснодарский край133901358122431349
Астраханская область1321171658121522242
Волгоградская область1241341687620329734
Ростовская область106921457127831140
Рациональные нормы потребления [4]95-10595-100120-14070-75320-34026024-28
Кфп1,160,991,111,020,731,141,53

* Составлено по: [6, с. 180-187].

Критерий «уровень экономической доступности продовольствия», характеризует возможность приобретения продуктов питания в зависимости от величины доходов населения и уровня цен на продовольствие, соответствующего требованиям ВТО, связанным с ограничением тарифов и открытостью рынка, что может приводить к снижению доступности продовольствия для населения.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам ЮФО в 2013 г. в среднем составила 16% [6, с. 164]. Соответственно, значение показателя Кб = 0,16. Показатель Кп по Южному федеральному округу за анализируемый период принимает значение 0,36 – это соответствует допустимому уровню [3, с. 68]. В ЮФО традиционно наблюдается высокий уровень поляризации доходов, значение Кдж = 0,391, что соответствует допустимому уровню [6, с. 156].

Результаты. В соответствии с проведенным анализом определим интегральную оценку продовольственной безопасности ЮФО (Ипб):

Ипб = Кс + Кфп + Кб  + Кп + Кдж = 8 баллов

Проведенный анализ позволяет установить, что продовольственная безопасность региона находится на допустимом уровне. С точки зрения экономической доступности продовольствия, присутствуют угрозы, связанные с достаточно высоким уровнем дифференциации доходов, ростом индекса потребительских цен на продовольственные товары, значительным удельным весом расходов на питание в структуре потребительских расходов малообеспеченных категорий домашних хозяйств.

Имеется ряд ограничений, использования предложенной методики:

1). Методика оценки может быть использована для большинства регионов России, за исключением регионов крайнего Севера, где сельскохозяйственное производство практически не развито и представлено исключительно отдельными направлениями животноводства (оленеводство, пушной промысел);

2). Коэффициент самообеспеченности целесообразно рассчитывать только для тех видов сельскохозяйственной продукции, которую можно получать в массовом количестве, исходя из природно-климатических условий на территории региона. Соответственно, перечень такой продукции может различаться по регионам России, в зависимости от сельскохозяйственной направленности региона.

Выводы. Предложенный набор показателей и критериев продовольственной безопасности региона можно трансформировать, вводить дополнительные критерии и показатели оценки в зависимости от того, насколько существенно выражена сельскохозяйственная направленность региона и развито сельскохозяйственное производство. Методика позволяет достаточно оперативно проводить анализ продовольственной безопасности на региональном уровне экономики, полученные результаты оценки могут быть использованы региональными органами власти при планировании и разработке мер региональной агропродовольственной политики.

Библиографический список

1. Антамошкина Е.Н. Интегральная оценка продовольственной безопасности регионов ЮФО // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. 2014. № 1 (24). С. 6-16.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета: федер. вып. №5100. 2010. 3 февраля.
3. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2013 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): стат.сб. М.: Росстат, 2014. 219 с.
4. Кулагина Н.А. Совершенствование государственной агропродовольственной политики как инструмент обеспечения экономической безопасности АПК // Агропродовольственная политика России. – 2014. -- № 7. С. 4-7
5. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Эффективность аграрной политики и государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса // Научный журнал КубГАУ. 2013. №93(09). С. 9.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания". Режим доступа: http://base.garant.ru/12179471.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. 990 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2014: стат.сб. М.: Росстат, 2014. 693 с.
9. Таранов П.М. Модель двухкритериального анализа российского продовольственного рынка: конкурентоспособность и продовольственная безопасность // Аграрный научный журнал. 2011. № 8. С. 91-94.
10. Тимофеева Г.В., Антамошкина Е.Н. Эффективность агропродовольственной политики: модели и методы оценки // Государственная служба. 2015. № 4. С. 56-58.
11. Ушачев И. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // АПК: экономика, управление. 2014. № 1. С. 3-15.
12. Capone, Roberto. Food Economic Accessibility and Affordability in the Mediterranean Region: an Exploratory Assessment at Micro and Macro Levels / R.Capone, H. El. Bilali, P. Debs, G. Cardone, and N. Driouech // Journal of Food Security, 2014, vol. 2, No. 1. P. 1-12.
13. CFS, Coming to terms with terminology: Food security, Nutrition security, Food security and nutrition, Food and nutrition security, Committee on World Food Security (CFS), Thirty-ninth Session, Rome, 15-20 October 2012. Global Food Security, Strategic Plan 2011-2016. 2010. Available online at: <http://www.foodsecurity.ac.uk/assets/pdfs/gfs-strategic-plan.pdf>.
14. Olaoy, O.A. Potentials of the Agro Industry towards Achieving Food Security in Nigeria and Other Sub-Saharan African Countries / О.А.Olaoy // Journal of Food Security, 2014, Vol. 2, No. 1. P. 33-41.