Индекс УДК 330.354
Дата публикации: 27.10.2015

Инновационная роль вузов как основа повышения устойчивости экономического развития предприятий АПК

Innovative role of universities as the basis of increase sustainable economic development of agricultural enterprises

Баутин Василий Михайлович
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия
Bautin V.M.
Voronezh State University of Engineering Technology

Аннотация: В условиях обострившейся конкуренции на рынках сырья и готовой продукции предприятия АПК находятся в сложном взаимодействии с внешней средой. В этой связи обеспечение устойчивого развития отраслевых предприятий в решающей мере связано с наличием эффективной системы менеджмента. Данное обстоятельство обусловило необходимость обоснования инновационной среды устойчивого экономического развития предприятий АПК с позиции различных типов антикризисных менеджеров. С учётом существующей практики управления устойчивым развитием, раскрыты особенности деятельности антикризисных менеджеров. Автором сформированы профессиональные блоки антикризисного менеджера и выделены пути их совершенствования.

Abstract: In the context of increased competition in the markets of raw materials and finished products agribusiness companies are in a complex interaction with the environment. In this regard, the sustainable development of industrial enterprises crucially linked to the presence of an effective management system. This circumstance necessitated the study of innovation environment for sustainable economic development of agricultural enterprises from the perspective of various types of anti-crisis managers. Considering the management practices of sustainable development, especially activities disclosed crisis managers. The author of the blocks to form a professional crisis manager and highlighted ways to improve them.
Ключевые слова: антикризисное управление, устойчивое экономическое развитие, инновационная среда, управление предприятием

Keywords: sustainable economic development, innovative environment, business management


В условиях современной экономики основой обеспечения эффективного управления устойчивым экономическим развитием предприятий АПК становится инновационная среда ВУЗов. Современные предприятия, выдвигающие своим приоритетом устойчивое экономическое развитие, показывают наиболее высокие производственные и финансовые результаты. Источником таких результатов служит экономика предприятий, основанная на инновационных факторах. Полученные результаты служат источником коллективного труда различных групп персонала и менеджеров. При этом координирующую роль в достижение высоких производственных и финансовых результатов обеспечивает креативный персонал.

Креативный персонал выступает главным фактором в обеспечении устойчивости экономического развития предприятий, и именно такой персонал представляет собой целостное формирование, обладающее особым каче­ством, способностью к структурированным действиям по выполнению инновационных задач.

Решению инновационных задач на современных предприятиях АПК, как правило, препятствуют различные факторы: высокая  текучесть кад­ров; неуверенность, насторожённость, враждебность к коллегам и руковод­ству; обособленность, безразличие к интересам предприятия; нежелание работать на перспективу. Все это снижает экономическую устойчивость предприятий, ухудшает производ­ственные процессы и инициирует углубление кризиса [1]

Современные процессы экономической неустойчивости повышают потребность предприятий АПК в двух типах менеджеров: антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, каждый из которых выполняет различные функции.

Функцию антикризисного менеджера на предприятиях может выполнять непосредственно руководитель (в условиях кризиса), начальник подразделения или менеджер-аналитик. В зависимости от выполняемых задач возможны различные типы менеджеров: контролёр, оператор, концептолог, методист ответственные за различные участки работы. Вместе с тем все типы антикризисных менеджеров имеют общие особенности. Такие менеджеры антикризисного управления должны обладать умени­ем и навыками в сфере анализа и мониторинга устойчивостью экономического развития, санации и банкротства предприятия.

В отличие от работы антикризисных менеджеров деятельность арбитражных управляющих регламентирована законом «О несостоятельности» (127-ФЗ) в контексте назначения на предприятия, этапов работы и функций.

Деятельность арбитражных управляющих связанна со спецификой отечественного механизма  банкротства, который связан не столько с колебаниями экономической конъюнк­туры и кризисами, сколько с изменениями в законодательстве. Всплески банкротств были и в относительно благополучные пе­риоды, а в кризисные периоды часто не происходило существен­ного увеличения числа банкротств. Так, огромный всплеск дел о банкротстве в 2002 г. связан с вступ­лением в силу нового закона о банкротстве (№127-ФЗ), давшего новый импульс развитию института банкротства и существенно изменившему функции арбитражного управляющего.

В соответствии с законодательными требованиями арбитражный управляющий выполняет следующие функции: аналитические (финансовый анализ), контрольные (сохранность имущества), реестродержательские (учёт требований кредиторов), кадровые (управление персоналом), документационные (документооборот предприятия), организационно-представительные (собрания кредиторов) и т.д. В процедурах конкурсного производства и внешнего управления арбитражный управляющий выполняет функции руководителя предприятия. В других же процедурах роль арбитражного управляющего преимущественно связана с контролем и ведением документов в рамках дела банкротства предприятия.

Обобщая представленные положения можно выделить ряд профессионально значимых качеств, необходимых для успешного осуществления антикризисными и арбитражными менеджерами их деятельности. К таким качества относят: «креативность, работа на результ, комуникационные и личностные способности» [2].

Особенности работы антикризисного менеджера, прежде всего, предполагают наличие креативного мышления, обеспечивающего системность и динамичность действий по диагностике кризиса, разработке и выполнению антикризисных планов. Такие менеджеры делают акцент на оперативное выявление причин кризиса и растановку приоритетов между первочередными проблемами и второстепенными.Для решения данных проблем важную роль имеет гибкость и нестандартность мышления менеджера. Антикризисный менеджер зачастую должен пересматривать стандартные рецепты решения проблем, делая акцент на инновациях и быстрых результатах.

Наиболее важным качеством для антикризисного менеджера является работа нарезультат, которая позволяет трансформировать стратегии в конкретные действия и достигнуть поставленныецели, преодолевая организационные барьеры. Работа на результат требует наличия знаний о методиках: планирования ресурсов и прогнозирования проблем; реорганизации предприятия; формирования рациональных организационных форм и структур хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Таким образом, антикризисный менеджер должен быть хорошим организатором.

Организаторские качества, прежде всего, означают командную работу. Такая работа предполагает формирование группы работников, поддержание креативной атмосферы, эффективное руководство и мотивация работы. При этом наиболее сложным вопросом управления является мотивация успеха в условиях кризисов. Игнорирование проблем мотивации рабочего коллектива как правило становится одной из причин провала антикризисных программ [5].

Другой стороной  деятельности антикризисного менеджера является применение коммуникативныхспособностей. Наличие таких способностей позволяет обеспечить высокое доверие персонала, собственников, кредиторов и общества. При этом антикризисный менеджер, осознавая высокую ответственность перед обществом отстаивает свои варианты решения сложных проблем, сохраняя готовность к компромиссу.

Не менее важную роль при выборе антикризисного менеджера имеют личностные качества. К таким качествам относятся инициативность, готовность к обучению, самостоятельность работы, готовность к сложным проблемам и пр. С учётом личностных качеств антикризисного менеджера становится возможным определить роль и границы его участия в управлении предприятием.

В целом же использование рассмотренных качеств предполагает наличие глубокой образовательной подготовки антикризисного менеджера. Как правило, современная система образования делает акцент лишь на обязательном минимуме знаний.

В соответствии с законодательными требованиями, для получения профессии арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, пройти специальный курс обучения по программе подготовки (объёмом 572 часов), сдать теоретический экзамен и получить специальное свидетельство, иметь стаж работы на руководящих должностях не менее года и пройти стажировку в деле о банкротстве.

Рассмотрим специфику программ обучения арбитражных управляющих. Согласно приказу Минэкономот 10 января 2009 N517 программа подготовки арбитражных управляющих включает 5 частей:

Первая часть включает правовое обеспечение процедур банкротства (состоит из 147 часов). В состав данного блока входит формирование знаний об общих основах правового регулирования хозяйственной деятельности. На наш взгляд, в этом блоке следовало бы больше внимания уделить правовым вопросам работы  арбитражного управляющего.

Во вторую часть входит законодательство Российской Федерации о банкротстве (включает 225 часов);

В третью часть входит экономическое обеспечение арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих (объёмом 105 часов). В этой части рассматриваются основы бухучёта в РФ, финансовый анализ, анализ предпринимательского риска, финансовое планирование, основы менеджмента и маркетинга. Данный блок носит краткий и общетеоретический характер. Для углубления знаний слушателей следовало бы большее внимание уделить вопросам теории антикризисного управления и устойчивого развития;

Четвертая часть представляет законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности (объёмом 45 часов). Как показывает практика из-за недостатка у слушателей базовых знаний в сфере экономики и финансов данный блок, носит поверхностный характер. Зачастую, многие слушатели не обладают экономическим или юридическим образованием;

Пятая часть включает практику деятельности арбитражного управляющего (объёмом 50 часов). Данный блок как правило ограничивается обзором существующей практики, но не затрагивает специфики существующего механизма банкротства.

Несмотря на широкий уровень подготовки антикризисных управляющих, до сих пор заметны проблемы недостаточности  их образовательной подготовки. О чем свидетельствует рост количества нарушений. В 2014 г. в контролирующие органы поступило более 10000 жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих. При этом к административной ответственности было привлечено более 2300 арбитражных управляющих и дисквалифицированы 38 человек. Такая ситуация, на наш взгляд, объясняется недостатками в системе образования и переподготовки антикризисных управляющих на микроуровне и на макроуровне.

Для решения данной проблемы на микроуровне возникает необходимость в гибкой и поэтапной подготовке специалистов в сфере банкротства в ВУЗах [4]. Поэтапность должна пониматься только как взаимосвязь этапов подготовки «вуз – подготовка членов антикризисных команд». Обеспечение такого подхода к антикризисному управлению предполагает подготовку специалистов для государственных органов исполнительной власти как на уровне региона (первый уровень), так и отдельных организаций (второй уровень). Для этого в рамках современных ВУЗов целесообразно внедрение в рамках направления подготовки «менеджмент» профиля «Антикризисное управление».

На макроуровне для кардинального повышения устойчивости экономического развития предприятий необходима дифференциация госрегулирования  по ряду направлений:

  • подготовка менеджеров в сфере банкротства в рамках программ дополнительного образования;
  • допуск в профессию, так как сложность решаемых задач, сроки их выполнения требуют квалификации и опы­та;
  • контроль за профессиональной деятельностью в сфере банкротства, так как она затрагивает интересы значитель­ного числа лиц, так и об­щества в целом.

Использование возможностей Вузов в инновационной экономике становится решающим фактором преодоления кризиса. В процессе исследований также было установлено, что экономический кризис является сложным сочетанием различных факторов, обеспечивающих предел и стимул движения экономической системы. Действие кризиса, как стимула развития промышленности, в основном обеспечивается на основе активизации возможностей инновационной среды Вузов.

Таким образом, для повышения устойчивости экономического развития предприятий АПК необходимо усиление инновационной роли ВУЗов. Основную роль должно играть не только заимствование эффективных зарубежных образовательных программ, но и использование  положительного опыта работы отечественных предприятий и ВУЗов.

Библиографический список

1. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция предприятий пищевой промышленности и сопряженных отраслей на основе кластерного подхода // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 1 (63). С. 210-216.
2. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 13-16.
3. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А., Шаталов С.А. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационной деятельности в АПК (на примере Воронежской области) // Никоновские чтения. 2008. № 13. С. 164-166.
4. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Интеграция науки, бизнеса и образования на основе сетевого взаимодействия// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-124.
5. Мосякина К., Паршина Е., Краснова Н.А. Создание научно-технических кооперативов в условиях формирования экономики знаний// Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты: Материалы научной конференции студентов и молодых ученых НИМБ. Научная редакция: Гуськова И.В., Шагалова Т.В. 2015. С. 119-121.