Система земельного учета в Туркменистане
The land registry system in Turkmenistan
Цели/задачи. Учитывая важность земельного учета автор настоящей работы наметил цель осветить сложившуюся систему земельного учета в Туркменистане и дать предложения по её совершенствованию.
Методология. Исследование основывается на общепринятых экономических методах исследования с широким применением сравнения земельно-учетных и статистических данных при существующей и рекомендуемой системе земельного учёта.
Результаты. В результате работы была проанализирована система земельного учета в Туркменистане, внесены предложения по земельно-водной реформе в Туркменистане на основе изменений организации земельно-учетной документации.
Выводы/значимость. Сделан вывод о целесообразности к земельно-учетным работам подходить по единому критерию, учитывающему лишь физические свойства земельных ресурсов.
Abstract: The subject. The volume of agricultural production depend on the effective use of land resources and their availability, which is set in the inventory process. Despite the homogeneity of the land and agricultural land used in different categories of farms, their account is differentiated for organizations and companies and are in use by the population. In investigation performed on the basis of specific practical material on the example of Turkmenistan the proposals for improvement of the methodological approach of the system of land resources and their objective quantitative reflection.
Objectives. Given the importance of land registration author of this paper outlined a goal to highlight the existing system of land registration in Turkmenistan and to make suggestions for its improvement.
Methodology. The study is based on generally accepted methods of economic research with the extensive use of land and the comparison of accounting and statistical data in an existing system and recommended land Registry.
Results. As a result, the work analyzed the system of land registration in Turkmenistan, the proposals on land and water reforms in Turkmenistan on the basis of changes in the organization of land records.
Conclusions. The conclusion of the feasibility of a land registration work to approach the single criterion that takes into account only the physical properties of the land.
Keywords: land, land and agricultural land, land accounting, arable land, perennial plantations, fallow lands, pastures
Введение. К числу основных компонентов природного потенциала относится земля, которая является всеобщим средством труда, а в сельском хозяйстве – еще и предметом труда и главным средством производства. Земля является основой производства продуктов питания людей, местом обитания и жизнедеятельности человека. Земля, в отличие от средств производства, созданных человеком, незаменима. В этом состоит ее специфическая особенность, обуславливающая постоянную актуальность проблемы рационального использования.
Земля – как главное национальное достояние, его основной и незаменимый природный ресурс отмечается в конституциях и законах всех стран. Вполне логично, что эта роль земли отражена и в Кодексе Туркменистана «О земле» (статья 1. Земля в Туркменистане), где сказано: «Земля в Туркменистане является достоянием туркменского народа, находится под охраной государства и подлежит рациональному и эффективному использованию». [1, c. 98] Хотя в Кодексе Туркменистана «О земле» (статья 2. Земельное законодательство Туркменистана) и говорится о том, что «Земельное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана», [2, c. 98-99] тем не менее правомерно заметить, что в Конституции Туркменистана говорится: «Мы, народ Туркменистана…», [3, c. 9] в то время как в статье 1 Кодекса Туркменистана «О земле» право на земельное достояние предоставлено лишь туркменскому народу. По данным Википедии (свободной энциклопедии) в настоящее время «Большая часть населения Туркменистана – туркмены. В стране также живут узбеки, русские, казахи, татары и несколько десятков других народов». [4] Первый Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в докладе перед Халк Маслахаты (Народный Совет) Туркменистана 18 февраля 2001 г. обнародовал следующие данные по этническому составу населения Туркменистана: «В Туркменистане представлено более сорока народов. Мы с ними живём в мире и согласии. 3 % населения страны — узбеки, 2 % — русские. Коренная нация — туркмены — составляет 91 %». [5]
Поэтому это положение статьи 1 Кодекса Туркменистана «О земле» в части приоритета туркменского народа на земельное достояние противоречит Конституции Туркменистана, в статье 19 которой говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом независимо от национальности…». [6, c.18]
Особые место и функции в экономике Туркменистана земля выполняет еще и потому, что является источником жизни, трудовой деятельности и местом непосредственного проживания в сельской местности большей части населения. Поэтому для Туркменистана, где сельское население превышает городское, особо важное и с государственных и с экономических позиций значение приобретают вопросы, связанные с наличием, состоянием и потенциальной возможностью наиболее эффективного использования земельных ресурсов.
Цель исследования. Реальные показатели выхода сельскохозяйственной продукции зависят от многих факторов,в том числе и от фактического наличия земельных ресурсов, которое устанавливается в процессе земельного учета. Достоверность земельного учета, отражающее реальную ситуацию, тем выше не только от применяемых технических средств измерения площадей земельных и сельскохозяйственных угодий, но и от методики ведения земельного учета. Учитывая важность земельного учета автор настоящей работы наметил цель осветить сложившуюся систему земельного учета в Туркменистане и дать предложения по её совершенствовании..
Методы исследования. Исследование основывается на общепринятых экономических методах исследования с широким применением сравнения земельно-учетных и статистических данных при существующей и рекомендуемой системе земельного учёта.
Результаты. Система земельного учета в Туркменистане получена в наследие от социалистического землепользования и социалистических земельных отношений, построенных на государственной собственности на землю и государственной совхозной и колхозно-кооперативной собственности на средства производства. Надо отметить, что учет земель и контроль за их использованием был поставлен при той системе на достаточно высоком уровне. Предъявлялись высокие требования к хозяйственным органам, использующим землю по недопустимости ее выпадения в залежь, или переводу в менее продуктивные угодья. Приоритет при социалистической системе был отдан коллективному ведению сельского хозяйства, крупному производству – колхозам и совхозам, которым земля по Земельному кодексу предоставлялась в бессрочное вечное пользование. Понятие частной собственности на землю изначально отвергалось, и поэтому земля в частную собственность никому не предоставлялась, поскольку в конституционном и законодательном порядке вся земля была национализирована и являлась государственной собственностью. Выделение земли для ведения личного подсобного хозяйства осуществлялось в возможно минимальных размерах и лишь в приусадебное пользование. И даже жилые и производственные постройки, размещенные на приусадебных землях, по характеру собственности сохраняли двойственность: земля не была собственностью, а непосредственно расположенное на этом земельном участке строение могло быть собственностью конкретного лица. Парадоксальность системы учета состояла в игнорировании возможности достаточно эффективного и рационального использования с народнохозяйственных позиций земель, находящихся в приусадебном пользовании для ведения личных подсобных хозяйств и садово-огородных участков.
Хотя в настоящее время развитию личных подсобных хозяйств уделяется безусловно большее внимание и придается большее экономическое значение, система учета земель, тем не менее, осталась прежней. Единственным изменением в ней является то, что ранее данные земельного учета обобщались по состоянию на 1 ноября каждого года, а в настоящее время – на 1 января.
Земля является главным национальным достоянием Туркменистана, его основным и незаменимым природным ресурсом. Земля является основным средством производства продуктов питания для людей, местом обитания и жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно в экономической ситуации страны иметь четкое информационное обеспечение о количестве и качестве земельных ресурсов, их размещении и использовании. Такую информацию в соответствии с постановлением Президента Туркменистана от 8 сентября 2000 г. формирует Служба по земельным ресурсам при Министерстве сельского хозяйства Туркменистана. В то же время следует отметить, что в земельном учете, который ведется в Туркменистане, имеется немало противоречий, которые перешли «по наследству» от прежней системы.
1. Одним из главных видов сельскохозяйственных угодий по существующей методике учета земель в Туркменистане является пашня. Если пашня находится в пользовании крестьянских объединений, в собственности дайханских (фермерских) хозяйств, в пользовании других сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, лесохозяйственных и т.д. предприятий, то в таком случае эта пашня, находящаяся в составе вышеназванных предприятий, по классификации земельного учета называется пашня и относится к сельскохозяйственным угодьям. Точно такая же по своим физическим свойствам и выполняющая те же функции пашня, но находящаяся в приусадебном пользовании для ведения личных подсобных хозяйств, на садово-огородных, дачных участках, к пашне, как сельскохозяйственному угодью, не относится и в сельскохозяйственные угодья по системе земельного учета не включается.
Так, например, на 1.01.2009 г. находящаяся в пользовании в целом по Туркменистану площадь пашни составляла по земельному учету 1525,7 тыс. га. И на вопрос о площади пашни в стране можно получить однозначный ответ с указанием вышеназванного размера. В то же время в собственности граждан для ведения приусадебного хозяйства числилось еще 107,0 тыс. га и на садово-огородных участках населения – 1,5 тыс. га пахотных земель, а площадь пашни в целом по Туркменистану должна была бы составить при отражении фактических площадей пахотной земли в размере 1634,2 тыс. га (табл. 1).
Таблица 1. – Площадь пашни в составе сельскохозяйственных угодий Туркменистана по земельному учету и по предлагаемой методике, тыс. га (в административных границах на начало года) [7-21]
Годы | Площадь пашни в составе сельскохозяйственных угодий | В том числе | |||
в сельскохозяйственных и других предприятиях | в приусадебном пользовании | на садово-огородных участках | |||
по учету | предлагается | ||||
1991 | 1259,3 | 1289,6 | 1259,3 | 30,1 | 0,2 |
1992 | 1293,2 | 1352,3 | 1293,2 | 58,2 | 0,9 |
1993 | 1335,2 | 1405,1 | 1335,2 | 68,3 | 1,6 |
1994 | 1495,7 | 1571,3 | 1495,7 | 74,0 | 1,6 |
1995 | 1595,8 | 1776,7 | 1595,8 | 79,2 | 1,7 |
1996 | 1628,4 | 1712,7 | 1628,4 | 83,3 | 1,0 |
1997 | 1635,3 | 1722,6 | 1635,3 | 86,1 | 1,2 |
1998 | 1643,2 | 1733,2 | 1643,2 | 88,1 | 1,9 |
1999 | 1602,8 | 1694,5 | 1602,8 | 89,9 | 1,8 |
2000 | 1623,4 | 1716,3 | 1623,4 | 91,0 | 1,9 |
2001 | 1642,7 | 1736,4 | 1642,7 | 91,9 | 1,8 |
2002 | 1658,2 | 1751,7 | 1658,2 | 91,9 | 1,6 |
2003 | 1675,1 | 1768,7 | 1675,1 | 92,0 | 1,6 |
2004 | 1693,0 | 1793,8 | 1693,0 | 99,3 | 1,5 |
2005 | 1714,7 | 1809,5 | 1714,7 | 93,3 | 1,5 |
2006 | 1733,9 | 1829,6 | 1733,9 | 94,3 | 1,4 |
2007 | 1777,8 | 1873,5 | 1777,8 | 94,3 | 1,4 |
2008 | 1535,5 | 1645,9 | 1535,5 | 108,9 | 1,5 |
2009 | 1525,7 | 1634,2 | 1525,7 | 107,0 | 1,5 |
2. Аналогично классифицируются при существующей методике земельного учета и площади многолетних насаждений. Сады и виноградники, тутовники, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных и других предприятий, включаются в состав сельскохозяйственных угодий. Такие же многолетние плодово-ягодные насаждения на приусадебных землях и на садово-огородных участках граждан в состав сельскохозяйственных угодий не входят. Таким образом, учитываются земельные угодья, исходя не из физических свойств, а из социальной принадлежности и категории пользователя – общественное производство и личное подсобное хозяйство гражданина. Кроме того, система учета многолетних насаждений была бы более полной, если в составе многолетних насаждений учесть созданные искусственно орошаемые лесные полосы и лесные насаждения (табл. 2).
Таблица 2 – Площадь многолетних насаждений в составе сельскохозяйственных угодий Туркменистана по земельному учету и по предлагаемой методике, тыс. га (в административных границах на начало года) [7-21]
Годы | Площадь многолетних насаждений в составе сельскохозяйственных угодий | В том числе | ||||
в сельскохозяйственных и других предприятиях | в приусадебном пользовании | на садово-огородных участках | лесополосы и лесонасаждения | |||
По учету | Предлагается | |||||
1991 | 61,6 | 81,0 | 61,6 | 7,4 | 4,3 | 7,7* |
1992 | 59,6 | 81,5 | 59,6 | 9,7 | 4,5 | 7,7 |
1993 | 56,1 | 78,9 | 56,1 | 10,2 | 3,3 | 9,3 |
1994 | 53,5 | 75,8 | 53,5 | 10,9 | 3,3 | 8,1 |
1995 | 53,9 | 78,3 | 53,9 | 11,4 | 3,2 | 9,8 |
1996 | 52,3 | 75,8 | 52,3 | 11,7 | 1,2 | 10,6 |
1997 | 51,8 | 74,7 | 51,8 | 11,4 | 1,1 | 10,4 |
1998 | 49,9 | 74,3 | 49,9 | 11,9 | 2,3 | 10,2 |
1999 | 46,6 | 72,1 | 46,6 | 12,1 | 2,5 | 10,9 |
2000 | 45,3 | 70,6 | 45,3 | 12,0 | 2,4 | 10,9 |
2001 | 44,4 | 79,1 | 44,4 | 12,4 | 1,0 | 21,3 |
2002 | 41,6 | 79,0 | 41,6 | 12,1 | 0,9 | 24,4 |
2003 | 41,0 | 83,3 | 41,0 | 17,0 | 0,9 | 26,9 |
2004 | 40,4 | 80,3 | 40,4 | 13,1 | 0,9 | 25,9 |
2005 | 33,1 | 75,7 | 33,1 | 15,2 | 0,9 | 26,5 |
2006 | 32,7 | 75,6 | 32,7 | 15,2 | 0,9 | 26,8 |
2007 | 32,0 | 74,9 | 32,0 | 15,2 | 0,9 | 26,8 |
2008 | 30,6 | 74,8 | 30,6 | 13,1 | 0,8 | 30,3 |
2009 | 30,1 | 73,7 | 30,1 | 12,8 | 0,8 | 30,0 |
Так, площадь многолетних плодово-ягодных насаждений и тутовников, включенных в состав сельскохозяйственных угодий, составила по Туркменистану в 2009 г. 30,1 тыс. га, а 12,8 тыс. га садов и виноградников на приусадебных землях и 0,8 тыс. га на садово-огородных участках в их состав не включена. Кроме плодовых имеются леса и лесонасаждения. В 2009 г. они числились на площади 30,0 тыс. га, а общая площадь всех видов многолетних насаждений по Туркменистану по предлагаемой методике учета составила во всех формах хозяйствования 73,7 тыс. га.
3. В составе сельскохозяйственных угодий учитываются земли, выпавшие в залежь. Причины выпадения земель в залежь могут быть как объективного характера, так и субъективного, связанного с нерациональным использованием, а также неиспользуемые по различным причинам. Следует ли в составе сельскохозяйственных, пусть некогда и ценных, угодий учитывать те земли, которые выпали из сельскохозяйственного оборота и на данный момент не используются? Если исходить из характера использования земли на момент учета, то ответ, видимо, последует отрицательный, поскольку выпавшие из сельскохозяйственного оборота земли не используются ни для каких целей.
4. В тоже время в составе земельного фонда имеются земли, находящиеся в стадии мелиоративной подготовки, которые служат резервом пополнения сельскохозяйственных угодий. Их абсолютный размер по годам сильно колеблется, но по отношению к площади орошаемых земель они составляют примерно такие же площади, как и залежные земли (табл. 3).
Таблица 3. – Сопоставление площадей залежных земель и земель, находящихся в стадии мелиоративной подготовки(на начало года) [7-21]
Годы | Пашня, тыс. га | Залежные земли | Земли в стадии мелиоративной подготовки | ||
площадь, тыс. га | к площади пашни, % | площадь, тыс. га | к площади пашни, % | ||
1991 | 1259,3 | 113,7 | 9,0 | 6,1* | 0,5 |
1992 | 1293,2 | 14,0 | 1,1 | 6,1 | 0,5 |
1993 | 1335,2 | 21,2 | 1,6 | 63,2 | 4,7 |
1994 | 1495,7 | 15,9 | 1,1 | 55,5 | 3,7 |
1995 | 1595,8 | 11,2 | 0,7 | 61,9 | 3,7 |
1996 | 1628,4 | 11,2 | 0,7 | 62,9 | 3,9 |
1997 | 1635,3 | 15,1 | 0,9 | 59,7 | 3,7 |
1998 | 1643,2 | 14,8 | 0,9 | 59,9 | 3,6 |
1999 | 1602,8 | 61,7 | 3,9 | 54,1 | 3,4 |
2000 | 1623,4 | 50,0 | 3,1 | 52,0 | 3,2 |
2001 | 1642,7 | 50,7 | 3,1 | 49,1 | 3,0 |
2002 | 1658,2 | 62,1 | 3,7 | 46,8 | 2,8 |
2003 | 1675,1 | 64,9 | 3,9 | 48,0 | 2,9 |
2004 | 1693,0 | 62,7 | 3,7 | 48,0 | 2,8 |
2005 | 1714,7 | 12,7 | 0,7 | 403,3 | 23,5 |
2006 | 1733,9 | 12,6 | 0,7 | 410,8 | 23,7 |
2007 | 1777,8 | 13,4 | 0,7 | 410,8 | 23,1 |
2008 | 1535,5 | 154,5 | 10,1 | 21,0 | 1,4 |
2009 | 1525,7 | 155,5 | 10,2 | 37,6 | 2,5 |
За период 1991-2009 гг. площадь залежных земель по отношению к пашне составляла от 0,7% до 10,2%, а площадь земель в стадии мелиоративной подготовки – от 0,5% до 23,7% . При сложении процентных отношений за 1991-2009 гг. интегральная сумма процентов по залежам составила 59,8%, а по землям в стадии мелиоративной подготовки – 82,9%. Средний годовой процент отношения залежей к пашне составит 3%, а по землям в стадии мелиоративной подготовки – 4,6%, т.е. достаточно близкие по размеру показатели.
На землях, классифицируемых по земельному учету, как «в стадии мелиоративной подготовки», проводятся работы по вертикальной планировке, мелиоративному улучшению, т.е. выполняется определенный подготовительный комплекс работ с целью последующего вовлечения и использования земли в сельскохозяйственном производстве. Земли, проходящие стадию мелиоративной подготовки, представляют собой потенциал количественного увеличения площади пашни и многолетних насаждений, и по своему качественному состоянию они гораздо больше отвечают сущности и содержанию сельскохозяйственных угодий, чем залежь. Поэтому представляется целесообразным земли, проходящие стадию мелиоративной подготовки, также включить в категорию сельскохозяйственных угодий, также как и залежи. Естественно, что процесс выпадения пашни в залежь следует рассматривать как самый негативный в использовании земель. Однако с точки зрения фактически складывающихся обстоятельств производственно-хозяйственного использования земельных ресурсов отражение реальной действительности в учете земель все же лучше кажущейся несостоятельности, поскольку правильное решение продовольственной независимости возможно только при объективной информационной основе, и, прежде всего, достоверном учете земельного фонда.
Исходя из вышеизложенных соображений, представляется целесообразным в составе предложений по земельно-водной реформе в Туркменистане предусмотреть изменение системы земельно-учетной документации, ведения учета земель и пересмотра классификации угодий, относимых к разряду сельскохозяйственных.
Вышеизложенные особенности отражения наличия земельных ресурсов требуют объективного дифференцированного подхода при их учете и вызывают необходимость не только дополнительных разъяснений при выполнении работ по анализу земельных ресурсов, но и допустимых в пределах объективной реальности отклонений от некоторых положений сложившейся системы учета земельного фонда при отражении количественных и структурных показателей.
Выводы
Из-за неадекватного подхода к оценке земельных и сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий и организаций, и в пользовании личных подсобных хозяйств, садовых, дачных и огородных участков населения система земельного учета не позволяет с реальной достоверностью отразить фактическое их наличие.
Целесообразно к земельно-учетным работам подходит по единому критерию, учитывающему лишь физические свойства земельных ресурсов.
Библиографический список
1. Кодекс Туркменистана «О земле». С изменениями и дополнениями на 30.06.2008 г. – Министерство Адалат Туркменистана, Туркменская государственная издательская служба. Ашхабад: 2008, с. 98.2. Там же, с. 98-99.
3. Конституция Туркменистана. Глава I. Общие положения. Общественно-политическое издание. – Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад: 2008, с. 9.
4. Туркмения – Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Туркмения
5. Газета «Нейтральный Туркменистан» от 14 апреля 2001 г. и сайт turkmenistan.ru
6. Конституция Туркменистана. Глава II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Туркменистане. Общественно-политическое издание. – Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад: 2008, с. 18.
7. О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям на 1 января 1992 г. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1992, № 4, с. 72-75.
8. О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям на 1 января 1993 г. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, часть II, 1993, № 8, с. 18-21.
9. Министерство сельского хозяйства Туркменистана. Письмо от 08.01.2010 г. № 03-6.
10. Станчин И., Лерман Ц. Аграрная реформа в Туркменистане. – Иерусалимский университет, Центр исследования экономики сельского хозяйства. Израиль, Реховот: 2003, с. 87-90.
11. Станчин И.М. Продовольственная безопасность Туркменистана// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2.№ 3 (10). С. 417-421.
12. Lerman Z., Stanchin I. Institutional changes in Turkmenistan's agriculture: impacts on productivity and rural incomes// Eurasian Geography and Economics. 2004. Т. 45. № 1. С. 60-72.
13. Статистический ежегодник Туркменистана 1996. Том 2. – Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана (Туркменстатпрогноз), Ашхабад: 1997, с. 56.
14. Сельское хозяйство Туркменистана в 1998 году. – Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана (Туркменстатпрогноз), Ашхабад: 1999, с. 24-25.
15. Сельское хозяйство Туркменистана в 1999 году. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2000, с. 23-24.
16. Сельское хозяйство Туркменистана в 2000-2001 году. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2002, с. 24-25.
17. Сельское хозяйство Туркменистана в 2002-2003. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2004, с. 24-25.
18. Сельское хозяйство Туркменистана 2004-2005. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2006, с. 24-25.
19. Сельское хозяйство Туркменистана 2006-2007. – Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат), Ашхабад: 2008, с. 14-15.
20. Сельское хозяйство Туркменистана 2007-2008. – – Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат), Ашхабад: 2009, с. 13-15.
21. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в Туркменистане. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2004, с. 16.