Индекс УДК 338.43
Дата публикации: 28.10.2022

Создание кластеров — основа развития перерабатывающей отрасли Кыргызской Республики

Creation of clusters - the basis for the development of the processing industry of the Kyrgyz Republic

Абдиев Мурат Журатович,
Исмаилов Акимжан Кабылжанович
Момунов Уметбек Насирдинович

1. доктор экономических наук, профессор, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»,
Ошский технологический университет
2. аспирант 2-курса,
Кыргызско-Узбекский Международный университет имени Б.Сыдыкова
3. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
Ошский технологический университет

Abdiev Murat Zhuratovich
Ismailov Akimzhan Kabylzhanovich
Momunov Umetbek Nasirdinovich

1. Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting and Audit,
Osh Technological University
2. 2nd year postgraduate student, Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov
3. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Accounting and Audit" Osh Technological University

Аннотация: В предлагаемой научной статье изучены роль и значение кластера в развитии перерабатывающей отрасли Кыргызской Республики (КР). Объектом исследования являются субъекты перерабатывающей отрасли КР. На основе изучения сущности, содержания и роли кластеров в перерабатывающей отрасли КР, выявлены основные проблемы в перерабатывающей отрасли и предложены основные направления развития в этой отрасли, определены потенциальные сферы создания кластеров в перерабатывающей отрасли, составлена территориальная кластерная модель по производству и переработке мяса в Ошской области КР и схема пищевой цепочки “от поля до использования” на примере мясной продукции.

Abstract: The proposed scientific article examines the role and importance of the cluster in the development of the processing industry of the Kyrgyz Republic (KR). The object of the study is the subjects of the processing industry of the Kyrgyz Republic. Based on the study of the essence, content and role of clusters in the processing industry of the Kyrgyz Republic, the main problems in the processing industry are identified and the main directions of development in this industry are proposed, potential areas for creating clusters in the processing industry are identified, a territorial cluster model for the production and processing of meat in the Osh region is compiled CR and food chain diagram “from field to use” on the example of meat products.
Ключевые слова: перерабатывающая отрасль, интеграция, кластер, кластерная модель, агрокластер, стратегия кластера, конкурентоспособность продукции, цепочка добавленной стоимости, стандарты качества, менеджмент.

Keywords: processing industry, integration, cluster, cluster model, agrocluster, cluster strategy, product competitiveness, value chain, quality standards, management.


Как показывает опыт зарубежных стран, инновационными путями организации промышленности страны и ее регионов при успешной реализации промышленной политики являются понятия «кластер», «кластерные инициативы», «кластеризация», «кластерная политика». По убеждениям специалистов, кластеризация в большинстве случаев способствует развитию отдельных регионов, промышленности всей страны через придание инновационного импульса развитию и повышение конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов. К примеру, финская и скандинавская промышленность полностью кластеризована. Мотором экономического роста Германии в ЕС считается кластер, экономика Финляндии также показывает высокие результаты.

В экономике кластеры являются отправными точками роста внутреннего рынка и базой международной экспансии. Когда в экономике страны образуются кластеры, то увеличивается ее международная конкурентоспособность. При создании  кластера, все производства, входящие в него начинают оказывать друг другу поддержку, причем выгода распространяется по всем направлениям связей. Новые производители, входящие в кластер из других отраслей, ускоряют ее инновационное развитие. [1].

Исследования в области применения кластерного метода в условиях Кыргызстана, точнее, в агропромышленной сфере, проведены учеными-экономистами Т. К. Койчуевым, Ш. М. Мусакожоевым, Б. А. Токсобаевой, А. У. Жапаровым, Д. С. Джаиловым, Т. Ш. Абдыровым и др.

Изучив взгляды вышеперечисленных ученых мы дали следующее определение кластеру: «кластер — это совокупность взаимосвязанных, специализированных на высоком уровне компаний в определенной географической территории, имеющая ключевые факторы успешности, деятельность которой направлена на формирование конкурентных преимуществ, достижение определенной цели».

Важную роль в обеспечении высокой эффективности создания кластера в перерабатывающей отрасли играют принципы и факторы осуществления этого процесса.

Основной целью создания кластеров в перерабатывающей отрасли является полное и сбалансированное обеспечение внутреннего рынка отечественными товарами и значительное увеличение экспорта.

    Стратегия агрокластера заключается в удовлетворении внутренних нужд страны, снижение зависимости от импорта, создание экспортного потенциала. Исходя из этого стратегическими задачами кластера являются:

-развитие партнерских отношений между государством и бизнес-структурами;

-создание новых и реконструкцию перерабатывающих предприятий, ориентированные на высокотехнологичный выпуск продукции;

— развитие сырьевой базы;

-создание благоприятного инвестиционного климата для повышения технологического уровня перерабатывающих предприятий;

— совершенствование торгово-закупочных предприятий;

— содействие кооперации предприятии [2].

  Созданием кластеров в перерабатывающей отрасли, во-первых, улучшается качество произведенной продукции, появляются новые рабочие места; во-вторых, Кыргызская Республика, являясь членом ВТО, ЕАЭС и СНГ, имеет определенные преимущества в торговле со странами-участниками данных объединений. Увеличение доли Кыргызской Республики на внешнем рынке может произойти за счет увеличения экспорта переработанной продукции, а также внедрения новых технических регламентов продукции и ее переработки.

Таблица 1

Потенциальные сферы создания кластеров в перерабатывающей отрасли  Кыргызской Республики

Сфера деятельностиЗначимость для республикиТенденция развитияЭкспортная активность

 

Уровень развития дополнительно обеспечивающих производств
МолокоВажная отрасль специализацииДинамическое развитие, увеличение объемов переработкиСредняяВысокий

(комплексная переработка)

МясоВажная отрасль специализацииУвеличение производства, уменьшение объемов переработкиНизкаяНевысокий
CахарВажная отрасль специализацииДинамическое развитие, увеличение объемов переработкиСредняяВысокий

 

ОвощиОсновная отрасль специализацииСокращение объемов производстваСредняяСредний (плохая система надеж-ного хранения, высокая доля потерь)
ТабакДополнительная отрасль специализацииСокращение валового сбораНизкаяСредний

Источник: составлено на основе собственных исследований.

Данные таблицы 1показывают, что для развития экономики республики создание вышеперечисленных кластеров, в первую очередь, должно быть направлено на развитие аграрного производства.

Следует отметить, что отечественные перерабатывающие предприятия в большинстве случаев не отвечают конкурентным возможностям предприятий других стран, это объясняется отставанием предприятий АПК республики по технологическому оборудованию, а также тем, что аграрная отрасль неблагоприятна для инвестиций. Недостаток финансовых средств является фактором, сдерживающим внедрение современных агротехнологий [4].

В качестве примера организации и создания кластера нами предложена модель территориального кластера по переработке мяса в Ошской области  Кыргызской Республики (рис.1).

Рис. 1. Территориальная кластерная модель по производству и переработке мяса в Ошской области Кыргызской Республики.         

Источник: разработано автором.

 

Необходимость создания кластера по предложенной модели связана с рядом преимуществ области по сравнению в другими регионами, в частности, это благоприятный климат и экономический потенциал, наличие производственной мощности по переработке и хранению мяса, развитая транспортная инфраструктура, наличие соответствующих специалистов, развитая торговая сеть, масштабный рынок для реализации произведенной продукции на внутреннем (региональном) рынке, возможность экспорта произведенной продукции на межрегиональный рынок, а также на рынок ЕАЭС.

Важную роль в организации предложенного кластера играет отдел регионального развития государственной администрации Ошской области. Для него основным является не оказание поддержки некоторым предприятиям, а развитие взаимодействия всех участников кластера с областными и городскими структурами управления.

Предложенная модель инновационного кластера региона будет эффективным, если предприятия не будут гнаться за частными инвесторами и административными ресурсами для повышения конкурентоспособности только своей продукции, а интегрируются в единый блок для поставки произведенной продукции на рынок по принципу кооперации.

В качестве ресурсного потенциала, предложенного для создания кластера, могут служить сельскохозяйственные товаропроизводители, специализирующиеся на производстве мяса, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, которые объединяют вокруг себя все субъекты кластера (производителей и поставщиков средств производства для предприятий, производящих мясо, инфраструктуру продовольственного рынка, научно-исследовательских и образовательных учреждений, финансовых учреждений, предприятий промышленности и т.п.), осуществляют деятельность как основной “центр”.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что все субъекты территориального кластера, тесно взаимодействуя через сотрудничество, в конечном итоге будут производить мясо и продукцию его переработки высокого качества, конкурентоспособную на рынке.

Создание в перерабатывающей отрасли КР региональных кластеров является перспективным направлением развития агропромышленного сектора страны. Это создаст дополнительные условия для устойчивого развития отрасли, повышения конкурентоспособности продукции и, в итоге, в целом для социально-экономического развития страны [3].

В дальнейшем требуется разработать стратегию, включающую положения по повышению конкурентоспособности продукции и агропромышленного производства на региональном и районном (муниципальном) уровнях, а также во всех предприятиях, организациях с учетом стратегии развития страны и стратегических положений по повышению конкурентоспособности агропромышленного производства и продукции.

Взаимосвязанный комплекс указанных стратегий способствует обеспечению продовольственной безопасности хозяйственными субъектами в своей производственно-хозяйственной деятельности и определению направления обеспечения высокой конкурентоспособности производства и продукции на внутреннем, а также внешнем рынке с повышением эффективности деятельности.

На основе исследования нами выявлено, что основные проблемы в перерабатывающей отрасли заключаются в следующем:

-низкое качество сельскохозяйственного сырья из-за высокой доли К(Ф)Х и ЛПХ в производстве, недостаточное развитие сети заготовки, хранения и первичной переработки;

— недостаточный объем, ассортимент сырья для промышленной переработки;

— дефицит оборотных средств для приобретения сырья, дороговизна банковских кредитов;

— слабая поддержка государством производства и переработки продукции пищевой промышленности;

— недостаточная инвестиционная активность отрасли на уровне страны, а также отдельных регионов и районов;

— высокий удельный вес морально и физически устаревшего оборудования, использование в производстве устаревшей технологии;

— низкий уровень механизации и автоматизации, высокая доля ручного труда;

— недостаточность тары по количеству и ассортименту;

— недостаток квалифицированных специалистов-менеджеров и кадров среднего звена;

— несоответствие действующей системы стандартизации, сертификации и управления международным стандартам;

— отсутствие спроса из-за высоких тарифов на транспортировку сельскохозяйственного сырья, произведенного в дальних селах на расстояние свыше 100 км от перерабатывающих предприятий;

— низкий уровень материально-технического обеспечения лабораторий, их недостаточность, наличие рисков в области качества и безопасности продукции;

— высокая доля импорта продовольственной продукции;

— неразвитость системы оптовых продаж сельскохозяйственного сырья;

— слабый уровень торгово-логистической системы;

— слабое развитие маркетинговой-консультационной службы;

— отсутствие полной и точной статистической информации об отрасли и объемах производства, к примеру, нет информации о переработке овощей и фруктов в издании НСК КР под названием «Промышленность КР».

Основными направлениями развития в перерабатывающей отрасли считаем следующие меры:

— технологическое переоснащение предприятий отрасли;

— создание интегрированной структуры производства, переработки и реализации продукции АПК;

— увеличение выхода конечной продукции пищевой промышленности в денежном выражении в расчете на единицу сельскохозяйственного сырья;

— развитие финансово-промышленных групп по производству, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции и продовольствия, развитие агропромышленной интеграции в форме концернов, агрофирм и других формах;

—  внедрение новых технологий, увеличивающих выход продукции;

-разработка новых продовольственных продуктов отечественного производства;

—  повышение качества отечественной продукции;

— финансовая поддержка со стороны государства отечественных производителей, способных производить виды продукции, приобретаемой у других стран.

Одна из проблем обеспечения конкурентоспособности продукции в перерабатывающей отрасли на мировом рынке обусловлена тем, что требования к его производству в Кыргызстане и развитых странах разные. Для повышения качества пищевой продукции государственными органами дожна проводиться активная политика, данная задача становится особенно актуальной со вхождением страны в  ЕАЭС и ВТО в качестве членов этих организаций.

В связи с тем, что в перерабатывающая отрасль КР практически в частной собственности, предприятия среднего и малого бизнеса по разным причинам не могут производить продукцию мирового качества.

В то же время в республике стало уделяться внимание вопросам внедрения международных стандартов, а также системе менеджмента. В настоящее время  25 кыргызстанских предприятий и организаций внедрили менеджмент качества, еще около десяти предприятий находятся на стадии внедрения.

Исходя из исследования, нами составлена схема пищевой цепочки  “от поля до использования” на примере мясной продукции (рис.2).

Рис.2. Пищевая цепочка мясной продукции.

Источник: разработано автором.

Можно заметить диапазон организаций, входящих в цепочку производства и потребления мясных продуктов, куда входят производители корма и сырого мяса, учреждения транспортировки и хранения мясных продуктов, оптовые и розничные торговые сети, пункты общественного питания. Следует отметить, что в первую очередь необходимо уделить внимание инфраструктуре в сфере производства и реализации мясных продуктов, нужно, чтобы в окружающай среде и в местах размещения не было потенциально вредных веществ, производственные и торговые помещения были чистымы, полы мытыми, не простаивалась вода, качество коммунального обслуживания, функционирование оборудования и его чистка, обслуживание не влияли на качество продукта, контролировались сырье, ингредиенты, упаковочные  материалы, транспортные средства сохраняли безопасность продуктов и не разрушали его качество, персонал соблюдал гигиенический порядок работы, уделял внимание чистоте, проходил медицинский осмотр, работала  вентиляция, соблюдалась температура и т.д.

Всемирно признанным сертификатом на сегодня является стандартизация ИСО. Обладая сертификатом ИСО, предприниматели могут экспортировать товары на рынки ЕАЭС и ЭС без документационных препятствий. ИСО – это самая крупная и важная организация по международной стандартизации, занимающаяся разработкой международных стандартов, и ее стандарты ориентированы на менеджмент безопасности пищевых продуктов, дают покупателям гарантии безопасности, надежности и качества продукта. Основное и главное требование стандартов ИСО – это обеспечение чистоты в цепочке производства и поставки всеми организациями, т.е. от фермера до потребителя.

На наш взгляд, если мы будем производить мясные продукты по стандартам системы менедмента качества ИСО 9001, системы менеджмента безопасности ИСО 22000 и системы ХАССП, получим следующие преимущества: высокое качество мясных продуктов; осуществление развития, снижение стоимости и увеличение прибыли; повышение конкурентоспособности; доступ к новым рынкам сбыта; обладание новыми потребностями; возможности конкурирования с крупными предприятиями; надежность покупателей и повышение доверия; устойчивость бизнеса и повышение эффективности; укрепление маркетинга; увеличение экспорта; получение дополнительных доходов; увеличение поступлений в бюджет; дополнительные рабочие места; обеспечение безопасными и полезными для здоровья продуктами и др.

Внедрение международных стандартов менеджмента качества является неотъемлемой частью деятельности по достижению конкурентоспособности продукции, выпущенной предприятиями перерабатывающей отрасли, вхождению ва международный рынок.

Таким образом основой конкурентоспособности и эффективности работы перерабатывающей отрасли КР являеться создание кластеров и на его основе укрепить интеграцию между субъектами сельского хозяйства, перерабатывающей отрасли и торговли,  улучшение экспортного потенциала, содействие занятости населения и пополнение бюджета страны.

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж., Эсенбаев Н.С. Повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса Кыргызстана на основе кластерного подхода [Текст] / М.Ж.Абдиев, Н.С.Эсенбаев // Наука и новые технологии. -Бишкек, 2012. - № 1. -C. 197-201
2. Абдиев М.Ж. Роль и значение агропромышленного кластера в экономике страны [Текст] / М.Ж.Абдиев, К.К.Токторов // Экономика и бизнес, Новосибирск,2017.-№ 4 – С.5-8
3. Джаилов Д.С. Повышение экспортного потенциала отраслей АПК Кыргызстана в условиях интеграции [Текст] / Д.С.Джаилов, Л.А.Мардалиева // Никоновские чтения– 2017.-№ 22–С. 401-403.
4. Камчыбеков Т.К. Основные направления Евразийской интеграции [Текст]: / Т.К.Камчыбеков, А.К.Ажекбаров// Путеводитель предпринимателя- 2017. - № 35.- С.165-172.