Особенности стратегического менеджмента в коммерческих банках, осуществляющих кредитование агропромышленного комплекса
Features of strategic management in commercial banks that provide loans to the agro-industrial complex
Abstract: agro-industrial complex. The systematization of the management system of a commercial bank is given. Based on the analysis, the ratio of categories in strategic management is given, and differences between strategic planning and strategic management are identified. The main elements and features of the functioning of the strategic management system in the bank are substantiated.
Keywords: commercial bank management, strategic management, strategic planning, lending to the agro-industrial complex
Агропромышленный комплекс (АПК) — это одна из важнейших составных частей экономики страны. Он включает в себя все отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и обеспечению средствами производства. Следовательно, именно агропромышленный комплекс играет важную роль в обеспечении экономической, и в том числе, продовольственной, безопасности страны.
Однако, агропромышленный комплекс (АПК) является сферой с высокой степенью риска, так как на его деятельность непосредственно влияют природные и климатические условия, сезонный характер проведения работ и другие негативные факторы. Указанные особенности влияют на систему, механизмы и процессы кредитования АПК.
Банки являются важным элементом финансовой системы страны и от успешности их работы зависит экономическая ситуация в стране и в ее агропромышленном секторе. Ряд крупных банков осуществляют программы в разрезе мер государственной поддержки агропромышленного комплекса, льготного кредитования АПК. Среди них один из крупнейших универсальных банков страны – АО «Россельхозбанк» [1].
Эффективное развитие информационных и коммуникационных технологий создает условия для развития банковского менеджмента. Текущее состояние банковской системы России и специфичность современных финансовых рынков указывают на актуальность повышения устойчивости российских банков и необходимость применения ими усовершенствованных принципов стратегического менеджмента для повышения их конкурентоспособности.
Для успешного развития и укрепления конкурентных преимуществ каждый коммерческий банк должен обладать современными механизмами и инструментами, способствующими повышению эффективности его деятельности. Каждый банк разрабатывает стратегию существования и развития, и обозначает цели, которые будет преследовать в ходе своей деятельности, исходя из собственной банковской политики и представлений о своей деятельности. Всё это представляет собой важные инструменты, реализуемые в целях обеспечения эффективного управления банком [2,3,4].
Стратегический менеджмент является частью системы управления банком, он регулирует работу отдельных подсистем управления и использование возможных ресурсов, исследует ранее не применяемые или совершенствует существующие методы и способы достижения конкурентных преимуществ. Для определения роли и особенностей стратегического менеджмента в системе управления коммерческим банком, следует определить и раскрыть сущность понятия «банковский менеджмент». Следующая формулировка понятия «банковский менеджмент» даётся в «Российской банковской энциклопедии»: «Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он определяет целевые установки в деятельности банка и создает механизм их реализации; характеризует качество управления банком, то есть эффективность организации и руководства в постоянно изменяющихся условиях» [5].
Проведенный анализ источников экономической литературы показал, что ряд авторов определяет банковский менеджмент, как управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, регулированием, анализом, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Данное определение охватывает экономический, правовой, организационный и социально-психологический аспекты управления коммерческим банком [6,7]..
В исследованиях, посвященных анализу механизмов банковского менеджмента, также показано, что система управления банком или менеджмент банка состоит из двух подсистем, куда входят финансовый и кадровый менеджмент. Они ориентированы на главную цель — обеспечение защиты интересов клиентов при сохранении максимальной рентабельности банка.
Представим наглядно систему управления коммерческим банком, систематизированную и уточненную нами на основе анализа различных литературных источников (рис.1).
Рисунок 1. Роль и место стратегического менеджмента в системе управления коммерческим банком
На основе рис.1 следует отметить, что в блоке финансового менеджмента и в системе планирования, стратегический менеджмент выступает в качестве основной подсистемы, представляя собой главную и функцию банковского управления.
Основное определение стратегического управления в коммерческом банке было сформулировано в Стандарте качества стратегического управления — документе, утвержденном Ассоциацией российских банков, согласно которому стратегическое управление — это последовательность взаимосвязанных этапов управленческой деятельности, направленных на развитие банка и достижение стоящих перед ним стратегических целей через решение стратегических задач на основе координации деятельности подразделений банка и мотивации персонала всех уровней иерархии. Оно включает следующие основные этапы: формирование, обоснование, принятие, планирование, реализацию и контроль выполнения стратегических решений [8].
Данная формулировка понятия стратегического управления в коммерческом банке выделяет комплексность стратегического управления и позволяет понять, что этот процесс является непрерывным. Постоянный анализ событий, выявление изменений в среде, корректировка стратегии — это неотъемлемые составляющие стратегического управления банком.
Некоторые специалисты рассматривают стратегическое управление как управление, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу организации; оно ориентирует деятельность организации на потребности клиентов, гибко и оперативно реагирует на изменения в деятельности, отвечает изменениям макросреды, позволяет добиваться конкурентных преимуществ и производит необходимые изменения, что в совокупности даёт возможность организации оставаться на плаву в долгосрочной перспективе и достигать поставленных целей [7,9,10,11].
Особенность данного определения заключается в том, что стратегическое управление в коммерческом банке рассматривается как совокупность нескольких составляющих, позволяющих банку выживать в долгосрочной перспективе и достигать поставленных целей. Одной из важных составляющих здесь является человеческий потенциал, который позволяет реализовывать стратегическое управление, так как является его проводником. Именно от персонала зависит, какой будет разрабатываемая банком стратегия и как она будет реализована, поэтому особое значение приобретает уровень профессионализма персонала и уровень его мотивированности. Данное определение также подчеркивает важность клиентов коммерческого банка, чьи предпочтения и потребности являются одним из основных факторов, влияющих на виды и условия предоставляемых банковских продуктов и услуг, что в итоге влияет на гибкость, которая позволяет перестраивать и адаптировать механизмы осуществления банковской деятельности по изменениям, происходящим в макросреде коммерческого банка.
Все выделенные и приведённые выше определения стратегического управления в коммерческом банке наиболее точно и полно описывают данный процесс. Однако понятие «стратегического управления» в банковской сфере является многогранным и поэтому учеными и практиками трактуется неоднозначно.
Необходимо определить отличительные особенности стратегического управления коммерческим банком от стратегического планирования, так как в трактовке данных терминов часто наблюдается схожесть (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика стратегического планирования и стратегического управления
Приведённые выше определения стратегического менеджмента и его сравнительные характеристики со стратегическим планированием сводятся к тому, что понятие стратегический менеджмент — более ёмкое, чем стратегическое планирование и стратегия (рис. 2).
Для того, чтобы раскрыть сущность системы стратегического менеджмента в коммерческом банке, необходимо определить его цели, задачи, объекты, субъекты, принципы и особенности.
Рисунок 2. Соотношение категорий в стратегическом менеджменте
Целью стратегического управления является поддержание соответствия между целями, миссией, стратегией банка и фактической деятельностью банка в условиях изменяющихся внешних и внутренних условий и обеспечение эффективной адаптации к ним, а также обеспечение долговременных конкурентных преимуществ коммерческого банка [12, с. 243].
Что касается задач системы стратегического менеджмента, то в их число входит: определение целей и миссии организации, разработка корпоративных и функциональных стратегий для достижения поставленных целей, внедрение и реализация стратегии и оценка ее реализации, изучение новых направлений и осуществление корректирующих действий [13, с. 75].
Применяющийся принцип организации деятельности банка определяет выбор субъекта стратегического менеджмента. Если рассматривать общую организационную структуру, то в коммерческом банке к субъектам стратегического банковского менеджмента относятся все работники [14, с.186].
По мнению ряда авторов, объектом стратегического менеджмента является сама организация, её функциональные зоны, стратегические хозяйственные подразделения и внешнее окружение.
Следующий элемент системы стратегического менеджмента – принципы или правила деятельности коммерческого банка, установленные для достижения стратегических целей.
Так, проанализировав мнения авторов Веснина В. Р. и Исаевой Е. А. применительно к банковской среде, можно выделить основные принципы стратегического менеджмента [15, с. 59]:
1.Единство кредитной организации и окружающей её среды.
2.Ориентированность на реализацию глобальных целей и достижение конкурентоспособности.
3.Разработка стратегии с учётом особенностей рынков.
4.Использование для достижения целей определенного набора инструментов стратегического менеджмента.
5.Оперативная реакция на изменяющиеся внешние условия.
У стратегического менеджмента, как системы управления, имеются свои особенности. Главной из них является то, что концепция стратегического менеджмента реализуется по принципу «от будущего к настоящему».
Итог проведенного исследования о сущности стратегического менеджмента в коммерческом банке и составляющих его элементов с использованием работ вышеупомянутых и других авторов представлен в таблице 2.
Таблица 2
Элементы и особенности функционирования стратегического менеджмента банка
Таким образом, представленный анализ категории стратегического менеджмента, его роли и места в системе управления коммерческим банком, анализ соотношения категорий в стратегическом менеджменте, выявленные отличия стратегического планирования и стратегического управления позволяют выявить и обосновать основные элементы и особенности функционирования системы стратегического менеджмента в банке. А это, в свою очередь, позволит повысить эффективность деятельности банка, в том числе и в направлениях кредитования АПК
Библиографический список
1. «Стратегия АО «Россельхозбанк» до 2020 года» (Электронный ресурс).– Режим доступа: https://www.rshb.ru/download-file/155891/strategy_2020.pdf (дата обращения 20.04.2020)2.Зернова Л.Е. Стратегический менеджмент в системе управления коммерческим банком // Международный научно-исследовательский журнал - №2 – 2020 – с. 117-122
3.Зернова Л.Е., Мусаева Д.А. Терминологический анализ понятия «Стратегический банковский менеджмент» // Материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей – 2018 – С.66-68
4.Зернова Л.Е. Модели стратегического управления эффективностью деятельности коммерческих банков // Экономические исследования и разработки - №2 -2020 –с.20-29
5. Российская банковская энциклопедия [Электронный ресурс]-Режим доступа www.encyclopedia.ru/cat/books/book/43926/ (Дата обращения 20.04.2020)
6.Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг//М.: ИНФРА-М, 2016 - 336 с.
7.Шершнева Е. Г. Банковский менеджмент//Екатеринбург: Издательство Уральского университета, - 2017. - 112 с.
8.Стандарт качества организации стратегического управления в кредитной организации (ред. от 01.02.2010) [Электронный ресурс] // Стандарты качества АРБ. URL: http://arb.ru/arb/bureaux-and-committees/29 (дата обращения 10.04.2020)
9. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: // М. : ИНФРА-М - 2017 - 320 с.
10. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент / М.: Юнити - 2017. - 576 c.
11. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент / М.: НИМБ - 2017. - 592 c.
12.Ляско, А.К. Ст ратегический ме неджмент // М.: ИД Де ло РАНХиГС, 2018. - 48 8 c.
13.Крымов, С.М. Ст ратегический ме неджмент / М.: Academia, 2017. - 20 8 c.
14.Зайцев, Л. Г. Ст ратегический ме неджмент / М.: Магистр, 2017. - 52 8 c.
15.Зуб, А.Т. Ст ратегический ме неджмент // Лю берцы: Юрайт, 2015. - 37 5 c