Тенденции изменения численности детей-инвалидов в федеральных округах Российской Федерации как фактор социально-экономической нестабильности
Tendencies of change in the number of disabled people in the federal districts of the Russian Federation as a factor of social and economic instability
Abstract: The article gives an overview of the trends in the number of children with disabilities in federal districts in order to determine the potential volume of necessary consumption of services in the socio-economic environment.
Over the past 6 years, quantitative indicators have been structured that reflect the number of children with disabilities in the subjects of the Central Federal District, where the leading regions were identified on this basis in terms of socio-economic danger: Moscow and Lipetsk regions, Moscow. The situation of a sharp differentiation of the number of disabled people among children in the subjects of the North Caucasus Federal District with the highest growth rates in the Republic of Dagestan and Ingushetia was revealed. Of particular note are the statistics on growth rates for 2013 - 2019. The number of disabled people under the age of 18 in the republics of Mari El (6,08 times), Bashkortostan (114,36%) of the Volga Federal District. The following regions of the Ural Federal District are the most problematic geographical segments in terms of lack of resources to provide access to social services for disabled and inactive citizens of childhood: Chelyabinsk, Tyumen and Sverdlovsk regions.
Keywords: population, persons with disabilities, children with disabilities, social, economic, instability, district, Federal districts, regions, trends, dynamics, socio-economic services
Введение
В условиях повышения интереса органов исполнительной власти к вопросам эффективности использования бюджетных ресурсов при назначении пенсий и иных бюджетных трансфертов для лиц с ограниченными возможностями здоровья возникает объективная необходимость в исследовании статистики детей – инвалидов в различных субъектах Российской Федерации. Это не единственная категория среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих острую потребность, как в доступности городской среды, так и в обеспечении финансовой доступности. Однако, наиболее уязвимой с позиции обострения социальной напряженности в региональном аспекте является проблема детской инвалидности, решение которой носит комплексный характер с привлечением специалистов в области психологии, права, социологии, медицины и экономики. Также важное звено в цепи решения подобного рода комплексных проблем занимает деятельность ответственных органов власти в области обеспечения финансовой грамотности для лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ).
Рост числа инвалидов спровоцирован, скорее, не объективными (демографическими) причинами, а конъюнктурно-мотивационными факторами [4].
Расчет суммарных потенциальных экономических потерь по округам РФ по группам инвалидов выявил, что наибольшие экономические потери формируются в Центральном Федеральном округе, затем в Приволжском федеральном округе и Южном федеральном округе [5]. Несмотря на это, важно проанализировать статистику инвалидности в разрезе всех округов России и использовать статистический материал для глубоких исследований в сфере предотвращения социально-экономической нестабильности.
Методика, индикаторы и данные
По расчетам экспертов Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения в странах Восточной Европы, к которым относится Россия, число детей-инвалидов должно быть на уровне не менее 3% общего количества детей [2].
Исследование перспектив развития детей, в том числе детей-инвалидов в рамках социально-экономической и финансовой стабильности с позиции российских и зарубежных практик [1,3] позволяет обобщить некоторые статистические данные и принять их как факт, который может служить источником информации о принятии управленческих решений.
В целях исследования проанализируем количество потенциальных получателей (пользователей) социально-экономических услуг среди лиц с инвалидностью детского возраста в разрезе существующих федеральных округов. Так на рисунке 1 число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет преобладает в г. Москве – 39504 чел., Московской области – 23089 чел., и 18458 чел. в Липецкой области.
Рисунок 1. Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Центрального федерального округа, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Структура численности детей-инвалидов в СЗФО указывает на преобладание доли потенциальных потребителей услуг финансового рынка в Ленинградской области – 33%, Вологодской области – 10% и Архангельской области 9%.
В Мурманской области численность детей-инвалидов в общей структуре достигает значения 5%, а их доля в Республике Коми варьирует от 6% до 7% в зависимости от периода исследования. В целом за 2013-2019 гг. в структуре численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в субъектах Северо-западного федерального округа нет принципиальных изменений.
Однако, эти изменения можно наблюдать в динамике численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Так, иллюстрация количественных индикаторов объема потенциальных потребителей финансовых услуг демонстрирует рост детей-инвалидов в Чеченской Республике с 59641 чел. в 2013 году до 66009 чел. в 2019 году.
Рисунок 2. Структура численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет за 2013-2019 гг. по субъектам СЗФО, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в разрезе субъектов СКФО отличается резкой дифференциацией. Так, в 2019 году в Республике Дагестан произошел прирост их численности на 42,3% относительно 2013 года, а в Республике Ингушетия рассматриваемый показатель достиг прироста в размере 21,2%.
Рисунок 3. Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам СКФО, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Тенденция роста детей-инвалидов в возрасте до 18 лет
по субъектам Южного федерального округа свидетельствует о наибольших изменениях в численности потенциальных потребителей социальных услуг в Краснодарском крае, где в 2019 году результативный показатель составил 24765 чел.
В 2019 году наименьшее число детей-инвалидов сформировано в г. Севастополе (1445 чел.), Республике Адыгея (1656 чел.), Республике Калмыкия (1758 чел.).
Рисунок 4. Количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Южного федерального округа, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Динамика числа детей-инвалидов в субъектах Приволжского федерального округа представлена следующими оценочными показателями.
Темп роста ЛСИ в возрасте до 18 лет за 2013-2019 гг. был максимальным в Республике Марий Эл (в 6,08 раз). В остальных субъектах ПФО наблюдались следующие значения темпа роста:
— в Республике Башкортостан (114,36%),
— в Саратовской области (116,58%),
— в Ульяновской области (140,48%).
Рисунок 5. Динамика числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Приволжского федерального округа, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
В Самарской области численность детей инвалидов в 2013 году составляла 3827 чел., в 2014 году она возросла до 3865 чел., что повлияло на положительный прирост в размере 100,99%. В 2015 году число детей с инвалидностью в исследуемом регионе увеличилось до 4262 чел., сохраняя тенденцию роста до конца анализируемого периода.
Изменение численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет за 2013-2019 гг. по субъектам Уральского федерального округа отражает тенденцию роста, что свидетельствует об увеличении потребности в финансировании доступности услуг в регионе.
Рисунок 6. Изменение численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет за 2013-2019 гг. по субъектам Уральского федерального округа, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Цифры статистики позволяют утверждать о том, что наиболее проблемными географическими сегментами с позиции дефицита ресурсов на обеспечение доступности социальных услуг среди инвалидов и малоподвижных граждан детского возраста являются следующие субъекты РФ:
— Челябинская область,
— Тюменская область,
— Свердловская область со значением численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 14526 чел. Менее рискованными зонами ответственности за недостаток объема предоставленных услуг исследуемым категориям граждан являются Ямало-Ненецкий автономный округ и Курганская область.
В Сибирском федеральном округе наименьшая доля детей с инвалидностью наблюдалась в период с 2013 по 2019 гг. в Республике Алтай – 1155 чел., а статистический максимум по параметру количества детей-инвалидов в возрасте до 18 лет можно наблюдать в разрезе Иркутской области, где за анализируемый период он достиг значения 12647 чел.
Рисунок 7. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам СФО, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
В регионах ДФО ситуация с динамикой изменения численности детей инвалидов такова, что за 2019 год по сравнению с 2013 годом прирост потенциальных потребителей социально-экономических услуг среди лиц с ограниченными возможностями здоровья был положительным.
Рисунок 8. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам ДФО, чел.
Источник: составлено по данным: [6]
Действительно численность детей – инвалидов возросла во всех субъектах Дальневосточного федерального округа, но наиболее четко видна тенденция роста в Республике Бурятия, где на конец анализируемого периода мы видим статистический индикатор – 4829 чел., Приморский край (5355 чел.), Амурская область (3874 чел.).
Заключение
Динамика численности населения России, испытывающая потенциальную потребность в цифровизации социально-экономических услуг, требует дополнения с позиции исследования внутренних затрат на развитие российской социально-экономической системы.
Таким образом, в условиях роста количества детей-инвалидов в различных субъектах РФ за последние 5 лет и под влиянием расширения спектра заболеваний, препятствующих рациональному потреблению социально-экономических услуг только силами лиц с ограниченными возможностями, возникает объективная необходимость улучшения качества предоставления всем заинтересованным гражданам услуг на основе цифровой трансформации на период до 2035 года.
Библиографический список
1. Альбицкий В.Ю., Модестов Арсений Арсеньевич, Косова С.А., Бондарь В.И., Волков И.М., Терлецкая Р.Н., Иванова А.А. Центры здоровья детей: первые результаты работы и перспективы развития // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины №1 – 2015. – С. 41-45.2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблемы детской инвалидности в современной России // ВЕСТНИК РАМН. 2017. – 72 (4). – С. 305-312.
3. Михеева И. Использование технологии блокчейн банками Японии // Право и экономика. 2019. № 7. С. 26-33.
4. Модестов А.А., Лихоузова Н.Н. Экономические аспекты инвалидности // Сибирское медицинское обозрение – 2004.
5. Социально-экономические аспекты инвалидности / Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. М.: РИО ЦНИИОИЗ, – 2006. – 136 с.
6. Положение инвалидов URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 04.09.2019)