Предпосылки возникновения долевой собственности на земли сельскохозяй-ственного назначения
Background of acquisition of share property on lands of agricultural purpose
Abstract: In the early 90s land reform carried out was aimed at abolishing the monopoly of state ownership of land, introducing a variety of forms of land ownership, creating conditions for the development of the most effective forms of management in the agricultural sector, ensuring rational and environmentally friendly use of land, satisfying fulfilling the needs of citizens and legal entities in land plots and solving a number of other socio-economic problems.
Keywords: lands, land share, land reform, common ownership, crisis, breeding centers, collective farms, cooperative organizations, peasants farms.
В конце 80-х годов XX века начался экономический кризис планово-административной экономики. Необходимо было развивать земельные отношения, поскольку стал снижаться уровень производства сельскохозяйственной продукции [1].
Кризис сельского хозяйства в СССР выражался в следующем: биоклиматический потенциал страны использовался только на 35-40%, а генетические возможности создаваемых в селекционных центрах СССР сортов и гибридов, пород животных — на 30-35%, ведение производства было ресурсоемким: на производство единицы продукции расходовалось энергии в 2-3 раза больше, чем в развитых странах мира, увеличивался разрыв в урожайности культур и продуктивности животных по сравнению с развитыми странами мира, техническая база была такова, что 70% работников были заняты ручным трудом, что обусловливало низкую производительность [2].
Таким образом, возникли предпосылки к проведению земельной реформы. Неизбежность реформирования колхозов и совхозов стала очевидной при отказе от планово-административной экономики и к переходу России к рыночной экономике.
Проводимая в начале 90-х годов земельная реформа была направлена на отмену монополии государственной собственности на землю, введение многообразия форм собственности на землю, создание условий для развития наиболее эффективных форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение рационального и экологически безопасного использования земель, удовлетворение потребности граждан и юридических лиц в земельных участках и решение ряда других социально-экономических задач [6].
Земельные отношения до начала земельной реформы характеризовались государственной монополией на землю. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля находилась в исключительной собственности государства и передавалась только в пользование.
Так статьи 9,10,11,12 Земельного кодекс РСФСР устанавливали, что земля предоставляется в пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным и несельскохозяйственным организациям и гражданам СССР, при этом пользование землей могло быть как бессрочным, так и временным [3].
В РСФСР устанавливалась бесплатность пользования землей за исключением случаев, которые устанавливались законодательством Союза СССР. Земельные участки предоставлялись на основании решений органов государственной власти.
В соответствии со статьей 44 Земельного Кодекса РСФСР, земли сельскохозяйственного назначения предоставлялись в бессрочное пользование:
- колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям для ведения сельского хозяйства;
- научно — исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям — для ведения полевых исследований, практического применения и распространения достижений науки и передового опыта в сельском хозяйстве, а также для производственных целей;
- несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям — для ведения подсобного сельского хозяйства; гражданам — для ведения личного хозяйства без применения наемного труда [3].
Впервые возможность приватизации земель сельскохозяйственных предприятий появилась 15 декабря 1990 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978 г. Так статья 11 Конституции РСФСР установила следующие формы собственности на природные ресурсы: государственную, муниципальную, частную и коллективную [4].
Статья 12 признавала, что собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности, а земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции. предоставляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность [4].
Закон РСФСР «О земельной реформе» провозгласил переход к приватизации земли, принадлежащей сельскохозяйственным предприятиям. Приватизация земель сельскохозяйственных предприятий началась одновременно с их реорганизацией.
Конституция Российской Федерации 1993 г. была направлена на развитие и закрепление процесса приватизации земель. В статье 9 установлено, что земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности [3].
Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий — это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы и совхозы не приватизировались, а подлежали реорганизации в соответствии с действующим законодательством.
Исключение составляли сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имело общегосударственное значение или носило индустриальный характер. Такие предприятия остались в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо [5].
К этим организациям относятся:
- Государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, специализированные овощеводческие совхозы с мелиоративными системами.
- Сельскохозяйственные предприятия и объекты Российской Академии наук, Российской академии образования, отраслевых академий, Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, объекты государственных научных центров, опытно-показательные хозяйства и опытные сельскохозяйственные станции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», приватизация указанных предприятий осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
- Крупные парниково-тепличные комбинаты (свыше 6 га), молочные и мясные крупного рогатого скота (свыше 5 тыс. голов), свиноводческие (свыше 24 тыс. свиней), овцеводческие (свыше 24 тыс. овец), птицеводческие (свыше 50 тыс. кур несушек и более 100 тыс. бройлеров) комплексы, семеноводческие хозяйства, племенные совхозы (включая репродукторы первого и второго порядка по птицеводству) и племозаводы-колхозы; виноградарские совхозы- заводы, плодопитомнические хозяйства, зверосовхозы.
Указанные предприятия с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале могут преобразовываться как целостные производственные комплексы без права выделения из их состава земли и имущества. Конкретный размер общей долевой собственности работников в стоимости основных и оборотных средств и порядок её передачи коллективу определяет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом [6].
При реорганизации колхозов и совхозов соблюдается ряд принципов таких как:
— сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйство профиля использования объектов в реорганизуемых хозяйствах;
— обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равной доступности объектов производственной и социальной инфраструктуры;
— добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства;
— социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств;
— учет национальных и исторических особенностей.
Согласно Указу Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 г. провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия — зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов предполагала три основных направления:
— раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
— реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
— реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
Коллектив работников сельскохозяйственного предприятия на добровольной основе выбирал одно из возможных направлений реорганизации. Этот принцип не относился к колхозам и совхозам, объявленным несостоятельными, которые подлежат ликвидации и реорганизации в особом порядке [5].
В России в ходе проведения земельной реформы сельскохозяйственные угодья, ранее принадлежавшие колхозам и совхозам, были распределены между работниками этих предприятий, пенсионерами, работавшими на этих предприятиях, работниками социальной сферы, занятыми в сельской местности, в виде долей в праве общей собственности на земельные участки.
Размер земельной доли в общей долевой собственности устанавливался, исходя из предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность в соответствующем районе. Таким образом, появилась общая долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Также в собственность передавались имущественные паи [3].
Земельная реформа в России не обеспечила создание эффективных землевладельцев из граждан, получавших право на земельные доли, а также привела к дроблению единого землепользования на земельные доли, но несмотря на незавершенность земельных преобразований, можно констатировать, что зарождение в России частной собственности и реализация земельной реформы, создали предпосылки для развития земельных отношений и рыночного оборота земель.
Библиографический список
1. Буздалов, И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления [Текст]: монографические исследова¬ния / И.Н. Буздалов; Всероссийский ин-т аграрных проблем и информатики им. A.A. Никонова.- М.: Academia, 2005.- 344 с.2. Стариков, И.В. Экономическое регулирование оборота земель сель¬скохозяйственного назначения [Текст] / И.В. Стариков, В.Е. Зенякин.-М.: Ал¬горитм, 2003. - 319 е., ил.
3. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 21.07.1997, № 122-ФЗ [по сост. на 19.07.2011] // http://www.consultant.ru/
4. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон: офиц. текст. - [4-е изд.]. — М.: Омега-JI, 2009. —112 с.
5. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и ре¬шения [Текст]/ З.С. Беляева, В.В. Устюкова., Э.И Павлова [и др.].- М.: Инсти¬тут государства и права РАН, 1998. - 226 с. 1
6. Барсукова, Г.Н. Проблемы реализации земельных отношений при ис¬пользовании земельных долей в Краснодарском крае [Текст] / Г.Н. Барсукова, H.H. Забугин, К.А. Юрченко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. Вып. 4 - .Краснодар, 2009. - С. 17-21.